Z-триз. дискуссия. 30. письма близким-2б

ПИСЬМА БЛИЗКИМ

Письмо 2-е (б)

***

Позавчера просматривал видеозапись нашего «круглого стола». Самым бездарным выступлением было мое (ибо взялся выполнять сразу десять функций, да они вырвались из-под моего контроля, и я попал в положение гриновского жениха, вышедшего во время свадьбы прогуляться, да так и не вернувшегося). Но в утешение я имел возможность без помех навосхищаться Событием: каждый (кто не стеснялся говорить) предстал ГЛЫБОЙ. Не каким-нибудь там кособоким Нобелевским лауреатом, но полноценной личностью, стоящей сразу на двух китах – желании развития интеллекта и желании творить добро. (Осталось пожелать, чтобы «творение» добра не остановилось лишь на уровне разговоров.) Работы с этой видеокассетой предстоит много: надежно сохранить, размножить, распечатать текст, разослать его вам... А кроме того, есть еще и магнитозапись, и кажется, получатся «вокзальные» фотографии...

Итак, я самовольно взял на себя функции «координатора» нашей секции. Оправдания этому следующие: во-первых, у нас с Соней нет никаких бытовых проблем (правда, в связи с этим и свободного времени кот наплакал), во-вторых, мы можем позволить себе выделить средства на оплату почтовых расходов для нашей переписки, в-третьих, у нас есть кое-какая инфотехника.

Условия для нашей деятельности сложные, но ведь лучших пока не видно. Чтобы понять наши возможности – куда нам можно (например) двигаться, – я изложу одно из моих сильных желаний, представляющееся мне вполне реальным: создать года через 3-4 свои поселения типа американских университетских городков. Основная форма экономической деятельности – создание и продажа новых технологий (кстати, эту идею пытается осуществить также А.Селюцкий; но я сомневаюсь в прочности «ассоциации», стержнем которой не является полноценное, разностороннее развитие личности). Вот на доход от этой экономики мы могли бы поизощряться и в нашей социальной организации. (Впрочем, «изощряться» надо уже сейчас, иначе мы ничего не построим.)

Опять возвращаюсь к видеофильму и с запозданием отвечу на вопрос: что мне дал наш разговор? Ну, создание секции это само собой. Но тогда я высказал свое впечатление: будто прочитал двадцать разных книг. А теперь дополню: это не просто книги, которые люди пишут, пользуясь справочниками, но двадцать книг-экспромтов. Ведь одно дело, ответить на вопрос, что такое нравственность или совершенство, предварительно заглянув в толковый словарь, и совсем иное родить эти определения из своего мироощущения. Тогда, в Петрозаводске, мы не учили известную философию, но создавали свою собственную! И создавали не для гонорара и не для того, чтобы покрасоваться, а чтобы найти истину и пустить ее в дело! Во всей человеческой истории я не слыхал о таком уроке философии! И это ведь только начало...

Я уже писал, что нашим первоплановым делом считаю форсирование нашего экономического развития, а второплановым (хотя и первостепенной значимости) создание Концепции развития нашего сообщества.

Второе дело я себе представлю так. Сначала каждый должен построить свою собственную концепцию жизни (свою я написал два года назад). Такая концепция должна охватить около 50 самых существенных явлений в жизни человека в их взаимосвязи (например, такие, как душа, интеллект, свобода, независимость, добро, любовь, цель, средство, экономика, воспитание и т.п.). Пользоваться словарями нельзя. Каждое явление нужно определять своими словами, основываясь только на своем мироощущении. Помимо определения, следует указать назначение явления, его основные свойства, взаимосвязь с другими значащими явлениями. При описании каждого явления нужно уложиться в 1-2 машинописных страницы, а всей концепции – в 100-120 страниц.

Думаю, чрезвычайно интересно писать такие концепции заново (не заглядывая в предыдущие) каждые 5-10 лет, а потом сравнивать их с предыдущими (мысль для педагогов!). (Конечно, такая работа существенно облегчается при использовании компьютера; когда-нибудь мы до этого доживем...)

Своя концепция – это «справочник» о самом себе, о своем я. И для других это поинтереснее, чем просто автобиография, хотя бы и художественная...

И вот уже на базе частных концепций мы в процессе дискуссий можем перейти к созданию концепции общей, методом «демократии» (ибо лучшего, увы, не существует), с правом на философскую оппозицию и т.д. Как замечательно, что мы такие разные; и это разнообразие нужно стимулировать. Одинаковыми мы должны быть по очень узкому списку принципов – принцип активного добра, сознательное саморазвитие в направлении совершенства (в первую очередь интеллектуального), щепетильное уважение права другого на независимое поведение...

Не знаю, как вам, но мне ничего не известно о каких-либо попытках создания сообщества на базе этих трех принципов. Все социальные эксперименты какими-то из этих принципов пренебрегали.

(Мысль «сбоку»: в наших школах мы должны изучать не только добро, но и зло, и изучать глубоко, чтобы быть готовым противостоять любой его форме.

Вторая мысль. Z-преподаватель должен представать перед учениками не в качестве бога, но в качестве человека с недостатками, стремящегося к самосовершенствованию. Возможный урок: предложить ученикам безбоязненно указать на пороки и ошибки учителя. Слыхали ли вы о подобном? И не кажется ли вам, что такая педагогика существенно отличается от обычной и даже от тризовской? А в связи с этим не кажется ли вам, что мы действительно вступаем в какую-то необычную жизнь?..)

Просматривая видеофильм о нас, мне пришла еще и такая мысль: вместе мы более правы, чем по отдельности. Прав тот, кто сказал, что надо постоянно делать маленькое добро; прав и тот, кто сказал, что надо стремиться сделать очень больше добро. Но вместе они правее: надо умудриться совместить оба эти занятия! И вообще, бесспорно следует отказываться только от зла, от насилия.

Всякая группа людей имеет естественное право на независимое поведение. Объединившись добровольно в нашу секцию по нашим главным интересам, мы, по определению, не ущемили ничьих интересов. Номинально наши обязанности перед макрообществом не больше, чем обязанности других членов макрообщества перед последним. Возможно, мы возложим на себя какие-то дополнительные обязанности перед макрообществом. Но сегодня, находясь в крайне стесненных социальных и экономических условиях, нам следует сосредоточиться в первую очередь на решении наших собственных задач...

Тут я считаю необходимым «встрять» в свой собственный монолог: все, предложенное мною вашему вниманию, есть всего лишь частное мнение одного из нас. Я жду организационные предложения каждого, чтобы, обобщив, вынести их сначала на обсуждение, а затем на голосование. Вот только после этого у нас появятся документы. Я призываю каждого к проявлению максимального сомнения и не спешить как с поддержкой моей (как и любого другого) позиции, так и с обидой на что-то, не соответствующее вашим взглядам. Я призываю также не отмалчиваться – в нашем сообществе принципиально не должно быть «маленьких людей».
 
(Мысль «сбоку»: каждый из нас столь своеобразен и самоценен, что хорошо бы издать брошюру «Мы о себе самих» как мы «докатились» до этой жизни? что привело в ТРИЗ, а затем в нашу секцию? Пересылайте ваши материалы – 2-3 страницы от каждого, с фотографиями, и я с особым удовольствием сяду за эту книгу. Конкретная судьба каждого из нас – это, пожалуй, поинтереснее всяких там романов.)

Да, я разослал вам мой рассказ «Подарок». Его смысл и задача – не литературная эстетика (хотя в меру сил старался), но Гриновекая философия дарящей любви в переложении к нашему времени. В кулуарах на съезде я высказал мысль, что А.Грин не только романтик и фантазер, но и прагматик любви дарящей; при наличии соответствующей души подражать его героям легко доступно даже ребенку...

(1 августа 1993)


Рецензии