Никола тесла. детские и юношеские годы

Эта статья опубликована в 23-м томе альманаха "МОСТ", посвящённом Николе Тесле.
Вы можете подписаться на этот том, прислав заявку по адресу: lado_d@mail.ru.

НИКОЛА ТЕСЛА. ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ

Задумав написать о детстве и юности Николы Теслы, его впечатлениях того периода, влияниях на него окружающей действительности, я прочла немало статей. Мне повезло в изысканиях – вот передо мной воспоминания самого Теслы. И это очень важно, потому что стало ясно: в прочитанных ранее текстах содержится много искажений, а то и просто преувеличенных выдумок. Поэтому за основу я взяла факты, изложенные самим изобретателем. И эта статья, как и текст, когда-то написанный Николой Теслой для американского журнала «Electrical Experimenter», «адресован главным образом молодым читателям».

Природа хороша везде. И она дарит человеку много впечатлений. Всегда будет тянуть в те места, где родился. Потому что там родные запахи, там самая вкусная вода и пища, особенный ветер, самые прекрасные горы, самое яркое солнце. Ты увидишь много чудесных ландшафтов, животных, деревень, сёл, городов, но изначальное всегда останется неприкосновенно первозданным в твоей душе.
Николе Тесле повезло родиться не в пыльном и грязном городе, а в небольшом селении Смиляны. Вот какое описание встречаем в книге Бориса Ржонсницкого: «Величественна и прекрасна природа этих мест. Дикие скалы нагромождены друг на друга. С трудом можно найти между ними небольшие клочки земли, пригодной для обработки под посев. Недаром в Хорватии существует народное сказание, будто бы бог, равномерно распределяя по земле камни, летал над ней с большим мешком. Над Ликой мешок прорвался, и весь остаток камней высыпался, образовав Велебиты. Невдалеке за горным хребтом – побережье лазурного Адриатического, или, как зовут его здесь, Ядранского моря; всего в нескольких часах пути – поразительные в своей красоте Плитвицкие озёра, окружённые могучими дубовыми, буковыми и кленовыми лесами. Быстрые реки каскадами водопадов сбегают с высоких гор в долину плоскогорья Лика».
Никола жил в окружении этих красот, что повлияло на его мировосприятие. Но несомненно также влияние родных и близких людей, в первую очередь родителей.
Отец Николы – Милутин Тесла – происходил из старинного сербского рода, представители которого были военными и владели плотницким ремеслом. Интересно отметить, что «в XVII веке род этот назывался Драгнич, что означает по-сербски «дорогой», но, переселившись в Хорватию, он получил другое имя – Тесла, связанное с основной профессией большинства членов семьи». Милутин избрал другой род деятельности. Он стал священником. При этом в сферу его интересов входило не только богословие, но и естественные науки, философия, литература, он знал несколько европейских языков, собрал большую библиотеку.
«Он был очень эрудированным человеком, – писал об отце Никола Тесла, – истинным естествоиспытателем, поэтом и писателем… Он обладал удивительной памятью и часто читал наизусть, не пропуская ни слова, из сочинений на разных языках. Он иногда шутил, что если бы некоторые классические произведения были утрачены, то мог бы с лёгкостью восстановить их. Стиль его письма вызывал восхищение. Его забавные высказывания всегда отличались своеобразностью и меткостью. У него была странная привычка разговаривать с самим собой, он часто вёл оживлённые беседы на разные голоса и предавался жарким спорам. Случайный слушатель мог бы поклясться, что в комнате при этом находилось несколько людей».
Но, кажется, ещё большее влияние на Николу оказала мать, которая, судя по его рассказам, была ему ближе, он всегда чувствовал, что с ней происходит, и находил у неё поддержку и понимание.
Тесла писал, что его мать Георгина (Джука) Тесла (в девичестве Мандич) «происходила из старинного рода потомственных изобретателей, одного из древнейших в стране. Её отец и дед придумали многочисленные приспособления для дома, фермы и для других применений». Джука была старшей дочерью священника. Рано лишившись матери, она взяла на себя все заботы о шестерых братьях и сёстрах. На её родине, в Грагаце, не было сербских школ, и отец не захотел, чтобы она училась на чужом языке. Но Джука обладала глубоким природным умом и художественным вкусом. Она знала на память много сербских народных песен, отрывков из «Горного венца» – творения черногорского поэта Петра Негоша.
«Она была поистине замечательной женщиной редких умений, смелости и силы духа, которая храбро встречала жизненные бури и прошла через многие тяжкие испытания. Моя мать была изобретателем по призванию и достигла бы, я полагаю, замечательных высот, не будь она так далека от современной ей жизни с её благоприятными возможностями. Она изобретала и создавала всевозможные инструменты и приспособления и ткала тончайшие узоры из нитей, спряденных ей самой. Она даже высевала семена и выращивала растения и сама извлекала волокно. Она без устали трудилась с рассвета до поздней ночи, и большая часть одежды и обстановки в доме сделаны её руками. Когда ей было за шестьдесят, её пальцы двигались достаточно проворно, чтобы в мгновение ока завязать три узелка».
Родители Николы поженились в 1845 году. У них было пятеро детей. Старший сын Дане погиб. Это стало сильным потрясением и для Николы: «…У меня был брат, необычайно одарённый, один из тех редких людей, феноменальный склад ума которых невозможно объяснить биологическими исследованиями». Дане упал с лошади. Никола был свидетелем этой трагической сцены: «…И хотя с тех пор миновало пятьдесят шесть лет, моё зрительное впечатление от этого ни на йоту не утратило своей силы. Воспоминание о достижениях моего брата заставляет воспринимать все мои старания как нечто неинтересное. Любые мои действия, достойные похвалы, вызывали у родителей лишь обострённое чувство потери. Поэтому я рос, не испытывая большой уверенности в себе. Но был далёк от того, чтобы прослыть бестолковым мальчиком…»
И ещё из воспоминаний о детстве: «Хотя большую часть ответственности за свойственную мне склонность к изобретательству должна нести мать, воспитание отца, безусловно, было полезным. Оно включало в себя всякого рода упражнения – такие, как угадывание мыслей друг друга, нахождение несовершенства какой-либо формы или оборота речи, повторение длинных предложений или вычисления в уме. Эти ежедневные уроки имели целью укрепить память и развивать умственные способности, и особенно критичность ума, и, без сомнения, очень благотворно на меня повлияли».
Родители учили Николу прислушиваться к самому себе. «Это причиняло мне много страданий, но, как я сейчас думаю, нет худа без добра, так как это научило меня понимать неоценимое значение самоанализа для сохранения жизни, а также как средство достижения цели».
В годы отрочества у Николы стали появляться видения, сопровождавшиеся яркими вспышками света. Иногда в детские годы это мешало ему думать, а впоследствии – творить. Возможно, это было связано с недостатком новых впечатлений, общения и умственным переутомлением. Став постарше и имея привычку доводить начатое до конца, Никола в желании что-либо изобрести не сразу находил решение, и эти вспышки были предвозвестниками новых открытий. В детстве он придумывал себе друзей и знакомых. Он писал: «Этим я постоянно занимался лет до семнадцати, когда мои мысли серьёзным образом настроились на изобретательство. Тогда, к своему удовольствию, увидел, что с величайшей лёгкостью мог видеть внутренним зрением. Мне не нужны были модели, чертежи или опыты. Я мог столь же реально представлять всё это в мыслях. Мне было около двенадцати лет, когда я, приложив усилия, впервые успешно изгнал видение, но я никогда не управлял вспышками света, о которых говорил. Вероятно, они являлись моим самым удивительным и необъяснимым опытом. Обычно вспышки возникали, когда я оказывался в опасной либо мучительной ситуации или радостно перевозбуждён».
В детстве Тесла был левшой, но с годами натренировал и свою правую руку.
В целом же Никола Тесла был обычным мальчишкой со свойственной тому или иному возрасту психологией. Его потребности и желания также соответствовали возрасту: «Подобно большинству детей я любил прыгать и проявлял большое желание удержаться в воздухе». Никола несколько раз тонул. В четырнадцатилетнем возрасте он решил напугать своих друзей, с которыми купался: «Мой план был таков: нырнуть под длинное плавучее сооружение и незаметно всплыть с противоположной стороны. Я научился плавать и нырять так же естественно, как это делает утка, и был уверен, что смогу совершить этот подвиг». Но подвиг не удался, Никола выныривал несколько раз под этим плавучим сооружением, пока совсем не потерял ориентацию в пространстве. Он едва не задохнулся, но не дал отчаянию захлестнуть себя, и вынырнул из-под ловушки. Ему действительно удалось напугать друзей, которые уже и не рассчитывали найти его живым. В другой раз Никола просто решил поплавать для своего удовольствия. Он не утонул только благодаря сообразительности и уже приобретённым знаниям по гидравлике.
Когда же Никола Тесла начал изобретать? «На этот вопрос могу ответить лишь исходя из моих нынешних представлений, в свете которых первая запомнившаяся мне попытка стала весьма претенциозной, поскольку она затрагивала изобретение прибора и метода». Один из товарищей детских игр Николы заимел крючок и рыболовные снасти, вызвав настоящее волнение в деревне. На следующее утро дети занялись ловлей лягушек. Никола был в ссоре с товарищем и не мог пойти вместе со всеми. И тогда он смастерил крючок, хотя никогда прежде не видел, как он выглядит. Правда, лягушек наловить сразу не удалось. Тогда Николе пришло на ум покачать крючком перед лягушкой, сидевшей на пеньке. Лягушка схватила крючок, а он подсёк её. Метод оказался безошибочным. Его товарищи ничего не поймали, а у Николы было много лягушек, ребята были готовы лопнуть от зависти. «Я долгое время хранил свой секрет и наслаждался монополией, но в конце концов раскрыл его, уступив рождественскому настроению. Теперь каждый мальчик мог делать то же самое, и следующее лето стало бедствием для лягушек». Также в жизни Николы был период ловли ворон, пока одна из них не клюнула его в затылок.
Затем Никола занялся разборкой и сборкой дедушкиных часов. Он «всегда успешно справлялся с первой операцией, но часто терпел неудачу в последней». Дедушка прекратил это занимательное занятие. «Прошло тридцать лет, прежде чем я снова взялся за разборку часового механизма».
Вскоре Никола принялся за изготовление пневморужья. Потом последовало вырезание мечей из мебели: «В то время я находился под влиянием сербской народной поэзии и восхищался подвигами героев. И имел обыкновение целыми часами «косить» своих врагов, принявших образ стеблей хлебных злаков, что было губительно для посевов, а я заработал настоящую трёпку от своей матушки. Всё это и кое-что ещё я испробовал, будучи шести лет от роду и проучившись один год в начальной школе в деревне Смиляны…»
Когда семья Тесла переехала в город Госпич, это несколько выбило Николу из колеи: «Такая смена места жительства стала для меня подобна бедствию. Я был глубоко несчастен, расставшись с нашими голубями, курами и овцами и с нашей великолепной гусиной стаей…» Незнакомое замкнутое пространство города – Никола чувствовал себя узником.
Однако вскоре ему удалось прославиться! В Госпиче организовали пожарное депо. Была куплена пожарная машина, представляющая собой «окрашенный в красные и чёрные цвета насос, который приводили в действие шестнадцать человек». Но праздничная презентация чудо-машины оказалась на грани срыва: когда «прозвучала команда качать насос, ни одной капли воды не упало из брандспойта». К этому времени на церемонию подоспел Никола: «Мои знания механизма были нулевыми, и я почти ничего не знал о давлении воздуха, но инстинктивно потрогал водозаборник, лежавший в воде, и обнаружил, что он пуст. Когда я прошёл поглубже в воду и расправил рукав, вода мощно хлынула, испортив немало воскресных нарядов. Архимед, бежавший обнажённым по улицам Сиракуз и кричавший во весь голос: «Эврика!», не произвёл большего впечатления, чем я. Меня несли на плечах, я стал героем дня».
Никола Тесла признавался, что больше всего любил книги. Но отец не разрешал ему много читать, не хотел, чтобы сын испортил зрение. Он стал прятать свечи, когда обнаружил, что Никола читает тайком. Однако мальчик «раздобыл свечное сало, сделал фитиль, отлил свечки в оловянные формы, и каждую ночь, плотно закрыв окна и двери, читал, часто до рассвета, когда все ещё спали…»
Никола был очарован описанием Ниагарского водопада. Он стал воображать, что поедет в Америку и осуществит проект по получению энергии с помощью воды. Это действительно произошло, спустя тридцать лет Тесла увидел свою идею, претворённую в жизнь на Ниагаре.
В детстве Никола Тесла сделал много разных хитрых штуковин, как и многие дети, но больше всего он ценил свои арбалеты.

Годы учёбы

В школу Никола Тесла пошёл ещё в Смилянах. В возрасте десяти лет поступил в реальное училище в Госпиче. Физическое отделение было оснащено разнообразными моделями классических электрических и механических устройств. Демонстрации и опыты, проводившиеся преподавателями, вызывали у Николы огромный интерес и служили побудительным мотивом к изобретательству. Он увлекался математикой, его хвалили за быстрый счёт. А вот рисование вызывало немало сложностей. За неуспеваемость по этому предмету (обязательному!) могли исключить. Как писал сам Тесла, большинство членов его семьи были неплохими художниками, а у него самого душа к рисованию и черчению не лежала. Отцу приходилось прилагать немалые усилия, чтобы переводить Николу из одного класса в другой.
Старшие классы реального училища Никола оканчивал в городе Карлштадте (Хорватия). Жил он у тётки Станки Баранович, которая очень «трепетно» относилась к питанию племянника: «Ни в одной крепости в военное время не соблюдали более жёсткой дисциплины. Меня кормили, как канарейку. Вся еда была высшего класса и вкусно приготовлена, но на тысячу процентов отставала по количеству. Ломтики ветчины, нарезанные тётей, напоминали папиросную бумагу. Когда полковник, бывало, клал на мою тарелку что-то существенное, она обычно быстро убирала это и взволнованно говорила ему: «Осторожно, у Ники очень тонкая натура». Обладая ненасытным аппетитом, я испытывал танталовы муки. Зато жил в атмосфере утончённости и художественного вкуса, что было совершенно необычно в то время и тех условиях».
Окончив реальное училище, Тесла встал перед выбором. С самого его рождения родители решили, что он станет священником. Никола хотел быть инженером-электриком: «В течение всех этих лет мои родители никогда не колебались в решении сделать из меня священнослужителя, меня же при одной только мысли об этом охватывал страх. Я очень интересовался электричеством… Хотелось знать больше об этой чудесной силе. Я стремился к самостоятельным опытам и исследованиям и подчинялся неизбежному с поющим сердцем». И ещё: «Проведя одиннадцать лет в частной школе и колледже, я получил аттестат зрелости и, выбирая карьеру, оказался на распутье. Должен ли я ослушаться отца, проигнорировать полные любви пожелания матери или подчиниться судьбе? Эта мысль угнетала меня, и в будущее я смотрел со страхом».
Хотя Тесла и утверждал, что отличался слабым, нерешительным характером и был подвержен болезням, в это трудно поверить. Он просто испытывал недостаток внимания и участия. И потому часто вспоминал о своих болезнях, преувеличивая их значение в своей жизни. Он писал, что ему не хватало храбрости и сил для твёрдых решений, однако он отстоял своё право стать инженером, несмотря на жёсткое давление со стороны отца.
Отец просил Николу не ехать домой сразу после окончания училища, так как в Госпиче была эпидемия холеры. Но тот проигнорировал желание родителей. Тесла писал, что он заболел холерой, выжил во время кризиса, но был прикован к постели в течение девяти месяцев. Возможно, он действительно переболел холерой, но остальные девять месяцев длилось противостояние с отцом. Как только Никола заручился клятвенным обещанием отца позволить ему изучать инженерное дело, он сразу выздоровел: «С моей души спал тяжкий груз, но утешение могло прийти слишком поздно, если бы не удивительное исцеление, случившееся благодаря горькому отвару особых бобов». Правда, отец настоял, чтобы Никола провёл год в оздоровительных физических упражнениях на свежем воздухе. Он отправился в горы, нагруженный охотничьим снаряжением и связкой книг: «…и это прикосновение к природе укрепило моё тело, а также и душу».
К концу каникул Тесла отправился в Высшую техническую школу в Граце в Стирии, испытывая чувство вины: он стремился «продемонстрировать такие результаты, которыми отблагодарил бы родителей за их горькое разочарование, вызванное изменением профессии». Он все силы отдавал учёбе, что зачастую приводило к переутомлению.
Среди преподавателей Тесла выделял профессора Рогнера (арифметические науки и геометрия), профессора Пешля (кафедра теоретической и экспериментальной физики), доктора Алле (интегральное исчисление и дифференциальные уравнения).
Во время учёбы Николы на втором курсе профессор Пешль демонстрировал опыты, используя динамо-машину Грамма в качестве двигателя. Щётки сильно искрили, и Тесла высказал предположение, что, может быть, удастся привести мотор в действие без этих приспособлений. «Но он заявил, – писал Никола, – что этого сделать нельзя, и оказал мне честь, прочитав лекцию по этому предмету, заключив её словами: «Господин Тесла может совершать великие дела, но этого он, несомненно, никогда не сделает. Это было бы эквивалентно тому, чтобы превратить постоянно действующую силу, такую, как, например, гравитация, во вращательное движение. Этот проект вечного двигателя – неосуществимая идея». Но интуиция есть нечто, выходящее за пределы знания. Какое-то время я колебался, находясь под влиянием авторитета профессора, но вскоре пришёл к убеждению, что прав, и взялся за решение задачи со всем пылом и беспредельной самонадеянностью юности».
Вскоре Никола окончил Высшую техническую школу. В 1879 году умер отец Теслы. Никола должен был помочь семье. В течение непродолжительного времени он преподавал в гимназии в Госпиче, где когда-то учился сам. А затем при поддержке своих дядей со стороны матери перебрался в Чехию, поступив на философский факультет Пражского университета. Но завершить обучение Тесле не удалось – положение семьи было тяжёлым, ему пришлось искать работу. Он писал: «Я понял, что родители слишком многим жертвуют ради меня, и решил освободить их от этого бремени. В это время до Европейского континента докатилась волна американских телефонов, и намечалась телефонизация Будапешта, столицы Венгрии. Подвернулась идеальная возможность облегчить бремя родительских забот, тем более что во главе предприятия стоял друг нашей семьи».
С поступления на работу в телефонную компанию началась взрослая жизнь Николы Теслы.

Литература:
Ржонсницкий Б.Н. Тесла. – 1959 // http://www.electrolibrary.info/tesla/book1.htm.
Никола Тесла. Статьи / Пер. Л.Б. Бабушкиной. – 2-е издание. – Самара, 2008 // http://serge.raikevich.com/tesla/00.htm.


Рецензии
Очень понравилось.Спасибо! Я давно хотел узнать о детстве Теслы. Написано живым языком, хорошо.

Михаил Климовицкий   09.07.2014 10:59     Заявить о нарушении
Михаил, спасибо за то, что прочли. Я там много цитирую самого Теслу. Это у него очень живой язык, рекомендую прочесть его воспоминания о детстве.

Диана Доронина   13.07.2014 21:55   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.