Письма к отцу Георгию. Опыт религиозных исканий

               
   Памяти моего отца посвящаю.

 
                Часть первая.
                Предыстория писем.
 
 Когда то, в прошлой жизни, обитал я в деревне, у своего отца. Вернее, была это не деревня, а село. Как известно, село отличается от деревни тем, что в селе имеется храм. Вот и у нас в селе был храм. Святых Апостолов Петра и Павла. В советские времена в помещении храма устроили кинотеатр. Тогда еще отец жил в городе. И я жил в городе, и меня каждое лето отправляли в деревню, к бабушке. Детская память сохранила яркие образы: «Зита и Гита» - размашистыми буквами на фанерном щите; « Джими, Джими! Ача, ача!» - незабвенный хит тех времен; Чингачгук и Виннету в исполнении Гойко Митича; ковбои, скачущие по потрепанному экрану и черные силуэты пробегающих пацанов, прорвавшихся без билета после начала сеанса. Пленка была поцарапана и изрезана нещадно за время бесчисленных переездов по сельским кинотеатрам, но это никого не смущало, и лишь только тогда, когда изображение вдруг начинало судорожно дергаться, а потом останавливалось и за секунду плавилось во весь экран, и включался свет в зале, только тогда начинался дикий свист и топот. Помню сизый сигаретный дым и плотный ковер шелухи от семечек на полу.

  Прошло время. Я вернулся из армии. Потом как то в раз все рухнуло, встали заводы, умерла бабушка, Чубайс выпустил на волю ваучеры, и отец уехал жить в деревню. Спустя какое-то время и я  присоединился к нему.

  Жили мы холостяцки, слыли местными чудаками, так как скотину не держали и читали книги. К тому же отец работал токарем на местной фабрике, так гордо именовала себя шарашкина контора по производству мебели. Я же и вовсе был художником и перебивался случайными заказами. Ветры перемен быстро достигли наших мест, денег не стало вовсе, кинотеатр прикрыли и отдали обратно в ведение Православной церкви. Будучи кинотеатром, храм изрядно пострадал, однако же, это его и спасло. По всей округе от церквей остались только фундаменты.

  В храм прислали батюшку. Отец Георгий был из новой, идейной волны священнослужителей. Родом из Ялты. После начала перестройки, со всей искренностью молодости обратился в веру, желая честно служить Христу. В семинарии он не учился и был женат, потому в «черное» монашество ему доступа не было и на какие-то высокие чины в церковной иерархии он претендовать не мог. Но это его и не интересовало. Он желал искренне служить – ничего более. Рукоположили его в Уфимском кафедральном соборе и отправили на передовую – за двести километров от Уральского хребта. Служи.

  Поначалу его определили в единственную действующую в нашем районе церковь. Километрах в тридцати от нашего села. Прослужил он там недолго, едва полгода. Не угодил чем-то собственному приходу. То ли молодостью, то ли искренностью. Но факт в том, что перевели его к нам. Нужно было восстанавливать храм.

  Жену отец Георгий привез с собой. Матушку. Была она молоденькой, худенькой, бледной и очень молчаливой. Родом из Москвы, до обращения в веру училась в МГУ. По слухам, отец ее был профессором.

  Отец Георгий, со всей страстью неофита, взялся за восстановление храма. Но дело было не маленькое. До зимы, с помощью немногочисленного прихода состоявшего из десятка-другого старушек, удалось расчистить алтарь и само помещение храма под куполом. Вместительный притвор, где раньше располагался кинозал, оставшееся целым основание колокольни с выходом на паперть, все пока лежало в запустении.

  Близилась зима. В это время мы и познакомились. Отцу Георгию нужны были петли для, наспех сбитых, Царских врат, на которые он наклеил бумажные иконки. Нужен был токарь. Так отец стал кем-то вроде завхоза при храме.

  Зимы на Урале суровые, а печи, обогревающие кинотеатр, снесли при расчистке храма, в азарте, в запале, не думая о морозах. Сам батюшка ютился в двух небольших комнатах над притвором. Там раньше располагалась бухгалтерия. Печка имелась, и худо-бедно, не давала замерзнуть. А вот в храме, с наступлением ранних холодов стало очень неуютно. Так с батюшкой познакомился и я. С товарищем мы быстро сложили печь. Неказистую, но свою работу делающую исправно. Цилиндрическая, обшитая листовым железом, у нас она называлась «голландка». На всю громадину храма ее тепла, конечно, не хватало, но десятка два бабушек, в фуфайках и полушубках, жавшихся к ее черному, пышущему жаром, лоснящемуся боку, она спасала от холода.

  Потом я делал еще какие-то пустяковые работы, потом выяснилось, что под толстым слоем краски и побелки советских времен обнаружились весьма неплохие росписи. Нет, не Рублев конечно, храм был построен лет за двадцать до революции.  Но очень неплохого качества. И бабки вспоминали, что стены белили неоднократно и густо, но лики упрямо проступали сквозь побелку. Как художник, я не мог пройти мимо этого и начал расчищать росписи. Это не были фрески, в полном понимании этого слова. То есть они не были исполнены темперой по известковой поверхности. Обычная масляная живопись. Но от осознания этого мне не стало менее интересно.

  Мы быстро сблизились с отцом Георгием. Мы были почти одногодки. Я живо интересовался Русской историей и историей Православия. Он был Православным священником. Искренне верующим священником, должен я добавить. Ибо я был искренне неверующим. И это единственное, что нас разделяло. В то время на моей книжной полке стояли рядом книги Лосского, Бердяева, Андреева, Ницше, Кастанеды, Ричарда Баха,  и много кого еще. Я был искренне неверующим, но я искал. В то время я был увлечен Дзен-Буддизмом и в запой читал Ошо. Отец Георгий был увлечен своим служением и мной. Он видел мои поиски и был искренне уверен, что я на пути к Богу. В его понимании, к Православному Богу. Мы подолгу разговаривали, отец Георгий давал мне книги. Какие то, я откладывал в сторону, едва открыв, но некоторые читал весьма внимательно и с большим интересом. Я углублялся в тему, как и в любую тему, мне интересную. Беседы были разные, но мне запомнился один случай, произошедший в конце зимы.

  В селе не было книжных магазинов, да и с прессой было туговато. Без чтения я просто не мог существовать. И я открыл для себя школьную библиотеку. Когда то, не так давно, наше село было районным центром. Директор школы являлся Героем Советского Союза и имел немалый авторитет в районе. Нужно ли говорить, что лучшие партийные и комсомольские кадры базировались у нас в селе. Кстати говоря, до сих пор наше село в народе называют за глаза «красным». Соответственно и в библиотеку приходило все, что только можно было выписать. И даже чуть больше.  Для сельской, школьной библиотеки я был читателем редким, едва ли не исключительным. За долгие, зимние вечера я перечитал все, что можно было читать. В читальном зале лежали подшивки журналов, которые библиотекарь давала мне на дом. Среди этих подшивок был и журнал «Наука и религия». Если кто помнит, для того времени там печатались очень интересные материалы. В одном из журналов оказалась весьма спорная статья о христианстве. Я поделился находкой с отцом. Он, прочитав, отнес журнал отцу Георгию, желая услышать его мнение. Отец Георгий весьма внимательно прочитал статью сидя на стульчике возле печки, а по прочтении, в порыве искреннего гнева, швырнул журнал в огонь. Рукописи, может быть, и не горят, но журнал вспыхнул мгновенно и обратился в пепел. Не в том дело, что мне пришлось оправдываться перед библиотекарем. Дело в том, что тексты – живые существа. Какого бы качества они не были. Дело в том, что в свое время книги жгли фашисты. Дело в том, что рукописи, в свое время, жгла и церковь. Я понимаю, что отцом Георгием двигал порыв, но я знаю точно, что его рукой в это время двигал не ангел.

  Прошло время. Я уехал из родного дома, и мотало меня долго, пока не осел я за две тысячи километров, на знакомой и родной земле, но в другом государстве. Чуть позже покинул наше село и отец Георгий. «Съел» его собственный приход. Я уже писал, что село наше называли «красным». Эти железные бабушки, пережившие коллективизацию, войну и голод, вытащив на своих плечах  детей, колхозы и государство, могли перемолоть кого угодно. И в Бога они верили столь же истово и практично, как и в Советскую власть. И интеллигентный, искренний священник не мог стать для них «батюшкой», «отцом». Мягок дюже и молод.

  Мы переписывались некоторое время. Я знал, что долго отец Георгий нигде не задерживался. Сначала это меня очень удивляло, пока я не понял – по другому и быть не может. Потом я узнал, что матушка вернулась обратно в Москву. За прошением на развод ездили к Митрополиту Уфимскому, и он прошение удовлетворил. Бабушки говорили, что больна была матушка, слаба очень, но дрожащие голоса лгали, а глаза усмехались своей, им ведомой правде.

  Потом умер отец, и в раз прервалась связь. Я говорил – все это было в прошлой жизни. Письма остались, но писать больше я уже не мог. Знаете, это как первый снег укрывший землю. Знаешь, что нужно расчистить тропинку, а рука не поднимается.


                Часть вторая.
                Письма к отцу Георгию.

  Из писем я оставил только отрывки наших «религиозных диспутов». Именно они и составляют суть наших отношений. Историю личной философии, личного Богоискательства. Все остальное не суть. Шелуха.

  « … в такие моменты особенно остро осознаешь абсурдность жизни, по крайней мере, той жизни, которую я знаю – земной. По сравнению с реальностью смерти, жизнь – не более чем забавный балаган, а уж посмертная память, так называемая история, или предания, или мифы – не более, чем фельетон на тему балагана. Человеческая память слишком коротка, слишком причудлива и изворотлива. Она любит приврать, приукрасить, забыть то, что не нужно помнить и вспомнить то, чего не было. И все это не со зла, не злонамеренно. Просто реальность, в основе своей, скучна, обыденна, предсказуема до мелочей. Истина выглядит слишком уж просто и банально. Люди хороши только в момент влюбленности, или на расстоянии, или, еще лучше, посмертно. Потому и история имеет столько же отношения к реальным событиям, как мексиканские сериалы к реальной жизни. Поэтому меня всегда смущала готовность в деталях объяснить Божественную волю при одновременном признании непознаваемости Бога. Готовность объяснить необъяснимое в принципе  – всегда чувствовал здесь некий трюк. И чем более развита система – тем явственнее некая подмена. Очень напоминает математическое доказательство, что 2+2=5. За внушительной красотой длинных математических построений подмена до того незаметна, что ошеломляющий результат делает ее обнаружение маловероятным. Чувствуешь, что обман – но больно уж красиво, эффектно и солидно… ».

    « … я нашел в себе некую точку равновесия. Помните, я рассказывал о своем переживании бесконечности, абсолютности всего. Если Бог есть, Он во всем, Он везде, Он всегда. В Вас, во мне, в этой комнате, в звездах. Он это все. Его нельзя разделить ни во времени, ни в пространстве. Бог всеобъемлющ. Мы же живем в дуальном мире, а деление чревато простой, но неизбежной опасностью. Добро обязательно порождает зло, как свет порождает тьму. За Христом идет Антихрист, это неизбежно. И совершенно очевидно, что сатанисты - порождение добрых христиан.
  Любовь – ненависть, храбрость – трусость, верх – низ, это бесконечное деление. И при любом свете всегда будет тень, и человек постоянно бьется со своей тенью. Это так же неизбежно, как и бесполезно.
  В этой системе любая претензия на истину является и системой оповещения «свой - чужой». И простая цепочка: чужой – опасность – страх – агрессия – убийство. Мне не нравиться эта логическая цепочка, но она неизбежна в нашем мире. Мне не нравится страх, как основа мироустройства. И потом -  я никогда не верил, что можно толпой, используя отлаженную методику, прийти к счастью или познать истину. Я всегда инстинктивно сторонился толпы и вообще, любой организации. Организация, это мертвая структура. Структура, упорядоченность – свойство кристалла, камня, мертвой материи. Структура, это смерть. Жизнь не бывает упорядоченной и стабильной. Ей не свойственна жесткость, это гибкая и мягкая дама. Капризная и непредсказуемая. Ей не свойственна окончательность. Единственна Истинная Правда – не ее стиль. Правд очень много, да и что такое, правда? А уж если тебе случилось вбить в голову, что ты носитель Единственной Правды, то является она же и добром? Должен ли честный человек всегда говорить правду? Мне понравился один ответ на этот вопрос: «Нет! Некий человек когда-то сказал правду, чистую правду и человечество уже две тысячи лет проклинает его. А он всего лишь сказал правду и даже получил за нее тридцать сребряников …»

   « …  не верю в коллективные поиски Бога. Я так же не думаю, что Бог нуждается в весьма прибыльной культовой индустрии. Я не думаю, что к Богу можно приблизиться с помощью бухгалтерии и иерархии. Что хорошо общественным институтам, то не хорошо в отношениях с Богом. Мне вообще думается, что живой дух Христианства, живой дух религиозности и личного поиска Бога, умер в тот момент, когда император Константин сделал Христианство государственной религией. Государственная религия – есть в этом словосочетании какой-то зловещий нонсенс. И не случайно ли сейчас Исламские государства так тревожат остальное человечество. А было время Христианских государств. И у них была своя священная война с «неверными». Неверный… Еретик… Чужой – страх – ненависть – агрессия – убийство… нет, это порочный круг. Я знаю – все можно объяснить. Там где не поможет логика – помогут эмоции. Где бессильны эмоции – сделают свое ссылки на непререкаемые авторитеты. 2+2=5. Все можно объяснить. Тем более религия совсем не обязана отвечать на вопросы – она требует веры. Все можно объяснить – как это по человечески. Объяснить необъяснимое, познать непознаваемое… и вполне по твердым расценкам. Ах, император Константин… Богу Богово, Кесарю Кесарево – как внятно разделил Иисус эти две несовместимые сферы. И не нужно обманываться тем, что Церковь отделена от государства. Если помнить историю, то это заслуга не Церкви, но большевиков-богоборцев. Более того, это всего лишь формальное разделение. Увы, Церковь, как организация, не есть Бог, уж коли она копирует государственные институты. Человеческое, слишком человеческое… »

  « … помню, вы давали мне книги, которые я читал очень внимательно и с большим интересом. Обе Христианские, обе, изданы Православными издательствами. Но меня они поразили своим контрастом. Они различались даже своим форматом. Первая – маленькая, невзрачная, печатанная на плохой бумаге, и вторая – увесистый том в шикарном переплете. Первая – «Четыре сотницы о любви» Максима Исповедника, автора - богослова, жившего в 300-е годы. И вторая – не помню дословно названия, что-то о России, Православии и его исключительной роли – сборник высказываний и статей многих людей о России 20-го века и ее дальнейшем пути – издательства Троице Сергиевой Лавры. В первой я ясно увидел человека. Человека прошедшего путь к Богу, его личное богоискательство, его личный религиозный опыт. Он говорит о своем опыте веры, об опасностях на этом трудном пути, о радостях. О любви. Он показывает дорогу, по которой он прошел лично. Это глубоко религиозная, духовная книга. Глубокий духовный, личный опыт. И многие высказывания, касающиеся именно личного опыта, полностью совпадают со словами других людей, которые искали и нашли Бога, причем не обязательно в рамках Христианской религии. Личный путь к Богу, глубокая внутренняя религиозность исполненная любви – вот о чем эта книга.
  И та, другая… Современность, Россия – уже нет места любви, нет никакого поиска Бога в себе, нет места личному опыту веры. Есть мессианство, есть исключительная роль России и Православия, есть всемирные заговоры, есть Антихрист, есть обвинения всех и вся – все в количествах огромных и в концентрации неимоверной. Не ошибусь, если скажу, что Антихрист упоминается гораздо чаще Христа. Если отвлечься от частностей и прислушаться к ощущениям, к настроению книги, то сразу приходит на ум диагноз – маниакально-параноидальный бред, основанный на мании величия и мании преследования. «Четыре сотницы о любви», трехсотые, примерно, годы – ни слова об Антихристе, даже бесы не часто упоминаются, даже Иисус – редко. Речь больше о любви к Богу. И теперь, сейчас… сказать резко – это просто какое-то Евангелие от Антихриста, настолько часто он тут упоминается и так подробно описаны его деяния на ближайшее будущее. Это, конечно, субъективные ощущения, но из осколков собирается картинка, и она мне не нравится… »

  «… Я люблю ум, но я ему не доверяю. Я больше верю своим ощущениям, чувствам. Если Бог это любовь, то я не нахожу любви в религии. Я не чувствую ее. Я не вижу Бога в религии и ничего не могу с этим поделать. Человек в одиночку приходит к Богу, так же как и умирает в одиночестве. Это сугубо личный, интимный опыт и каждый приходит к нему своей дорогой. Религия, не важно, какая, только отправная точка и даже духовный наставник, Учитель, который может помочь выйти на эту дорогу, в какой-то момент должен остаться позади и человек остается с Богом один на один. Если Бог это Любовь, то Любовь не выносит присутствия посторонних. И еще – Любовь это никак не страх, так почему же нас ждет Суд, и почему он будет Страшным? Почему мы все знаем об Аде и так плохо представляем себе Рай? Ад живописали многие, и размах фантазии заставляет меня плохо думать о человеческой природе. А Страшный Суд? Посмотрите фрески, почитайте описания. Что будет с грешниками – написано подробно и сверх натуралистично. И нет предела фантазии. Ну а праведники? Сидят по правую руку. И все. Я бы охотно дал задание талантливым художникам и литераторам живописать Рай. Очень бы хотелось посмотреть на результат. В прочем я примерно знаю результат. На Рай есть только пародии разной степени талантливости. Почему? Ну, еще ангельское воинство во главе с  Архангелом Гавриилом. Но то другой уровень – существа неземные. А люди? Или души? Судя по описаниям Ада, человека  и после смерти можно жечь, варить, жарить, вспарывать живот, сажать на кол и так далее – смотрите и читайте классиков жанра. Но вот Рай? Что там? Непостижимая загадка. Только лоботомия. Только безнадежный идиот лишенный страстей, переживаний, эмоций – при надлежащем уходе и правильном питании, может быть бесконечно счастлив. Я слышу, кто-то сказал - «творчество»? Бросьте! Почитайте утопистов пытавшихся описать идеальное общество, земной рай. Прудона, например. Почитайте, очень интересно. Людям искусства нет места в этом раю. В земном раю. А равно – продолжу я – и в небесном. Нет, творчеством в Раю и не пахнет. Так что же? Лоботомия…
  Впрочем, я с удовольствием рассмотрю и другие версии, если такие найдутся. Пустяковый вроде вопрос – но он из тех преград, которые держат меня на расстоянии от религии… »

  « … ни в коей мере, не пытаюсь нападать ни на Церковь, ни на веру в Бога. Я просто размышляю, пытаюсь разобраться в себе. Пытаюсь сказать о том, что  думаю о мире в данный момент. С отцом у нас было много общего, в том числе и отношение к окружающему миру. Здравый смысл, чувство юмора. Поменьше серьезности и побольше оптимизма. И хорошая доза самоиронии. Мы с ним различались степенью эрудированности в разных областях знаний и разным жизненным опытом. Я, великовозрастный, идейный лентяй, и он, с теми же задатками, но проживший тяжелую и во многом чуждую, навязанную ему жизнь. А за что люблю его – да вот за это родство душ, за доброту, которую он не растерял. За несерьезное отношение к официозу. За любовь к жизни, за способность радоваться мелочам, мыслить, чувствовать, понимать, прощать. И это притом, что обстоятельства его жизни, с самого детства были крайне неблагоприятны именно для его характера, его потенциала. Вот почему я не верю в воспитание. Жизнь – причудливая штука и слишком много факторов влияет на нас, что бы можно было хоть что-то планировать, хоть на какое-то время вперед. А вот врожденное - остается. Какая-то основа всегда будет неизменной. Плоды она может принести разные, иногда совершенно неожиданные, но это уже следствия. Я могу поверить, что Лазарь встанет и пойдет или слепой прозреет, но в то, что глупый станет умным -  не поверю никогда… »

  P.S.
  Прошло время. Оно развело нас с отцом Георгием на многие километры. Связь прервалась. Я не ведаю где он сейчас, но знаю - в его поминальнике есть и имя моего отца. И он молится за него.


 Фотография - © Shestakov Andrey (Naum)


Рецензии
Андрей, здравствуйте. Прочитала и стало мне грустно за вас или вашего ЛГ, иногда точно не знаешь. Но неважно. Хочу только сказать вот эти два текста из Библии из Ев.от Иоанна. Если человек их не поймет, он никогда не поймет. он никогда не познает Бога. "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день. Это говорит Иисус Христос.
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня". И это тоже говорит Он. Может быть вы разберетесь? Добра вам.

Попова Алла   16.10.2016 12:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Алла.

Андрей Шестаков Наум   09.01.2017 22:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.