Арендный Манжерок

Расскажи-ка мне, дружок,

Что такое Манжерок?

Эпиграфом эти слова мной взяты не случайно. Эту песенку в середине шестидесятых вместе с Эдитой Пьехой пела почти вся страна. Многие почитатели полюбившегося заводного хита тех далеких времен и слыхом не слыхивали о диковинном селе Манжерок, затерявшемся где-то в предгорьях Алтая и своим фестивалем 1966 года объеденившим и сплотившим молодежь и студентов не только Советского Союза, но и стран социалистического содружества. С тех времен прошло уже более сорока лет. Мотив задорной и веселой песенки о Манжероке помнят разве что только непосредственные участники далеких событий, проходивших на Алтае, старожилы села, да пожалуй еще, берега бурной реки Катунь и горы алтайские, поросшие хвойным лесом.

Проходят года, изменяется жизнь. Рождаются новые люди, новые идеи. Люди сложили другие песни, потому что изменилось время. И недавний сход жителей села Манжерок тому яркое подтверждение. Проходил он под крышей местного общеобразовательного учреждения, на котором побывал и автор этих строк. И сход этот, проходивший под эгидой и по инициативе главы администрации местного поселения Александра Корчуганова, собрал участников, увы, немного, а посему назвать сход сходом не поворачивается язык. Изначально он был обречен стать сходом неправомочным. По существу данный сбор можно обозначить, в лучшем случае, стихийным митингом, на котором пытался ораторствовать только один глава администрации, а веские выпады его оппонентов «возмущали спокойствие». Единственный итог этого схода: люди пар выпустили и на какое-то время успокоились. Но будь я аборигеном правого берега Катуни, то непременно задал бы организаторам так называемого схода парочку, а то и поболее вопросов, на которые уверен, пришлось бы им отвечать долго и упорно. Но учитывая свой статус незванного гостя, пришлось ограничиться привилегией кота, который слушает да ест. И решил задать возникшие вопросы через газету.

Как вы уже поняли, здесь я гость. И не питаю иллюзий, что когда-нибудь смогу получить ответ на свои вопросы. Хотя надеюсь, что ответ интересно получить жителям села Манжерок, которые вот уже не один год, ожидая чуда, живут в неведении.

А начиналось это неведение, как стало мне известно, с какого-то очень давнего схода тех же жителей, которые якобы решили свою же землю, когда-то давным-давно приобретенную в пользование от советской власти, передать в аренду себе самим, но уже от имени администрации сельского поселения. Согласно решениям того самого то ли схода, то ли сходняка, у кого-то в пользовании на правах частной собственности оказались шесть соток, у кого-то десять. Вся земля, что была намеряна сверх «лимита», была передана в арендное пользование. А ведь на земле этой у жителей Манжерока стоят дома и хозпостройки, многие из которых старше своих хозяев. Здесь же раскопаны и посажены огороды, благоухают сады. И, надо заметить, никто из мной опрошенных жителей села не смог назвать дату судьбоносного схода, поэтому разумнее предположить, что сход — это что-то из области новейшей мифологии, которая переживет не только простых смертных, но и небожителей местного Олимпа под горой с названием Синюха. И теперь люди, добиваясь законного права владения участками отведенной земли и отстаивая это право для детей своих, вынуждены обращаться за поддержкой в инстанции различных судов, в прокуратуру. Но еще не известно, чья правда рано или поздно восторжествует. Земля-то ведь в Манжероке ныне дорого стоит, ибо стоит она на территории будущей международной курортной зоны.

«Здесь была допущена кадастровая ошибка», — констатировал А. Корчуганов, когда собравшиеся на сход люди стали одолевать его вопросами и доводами, адресованными далеко не в пользу администрации. Но кем и когда была допущена данная ошибка? Кому в голову явилась мысль придать земле статус арендной? И дискуссия «по поводу» все же выдавила из уст Александра Корчуганова осторожный намек, что «возможно, это была не кадастровая ошибка, а должностное преступление».

Возможно и преступление. Об этом новейшая современная история Манжерока умалчивает. Но мы пока не будем придерживаться известного изречения Ф.М. Достоевского о тайном, которое рано или поздно становится явшным, а просто-напросто зададим вопрос.

Эту кашу с арендой придумали не люди, живущие здесь. В лучшем случае, пользуясь незнанием демократических законов, людей ввели в заблуждение различного рода неологизмами и так называемыми общечеловеческими ценностями. И получили то, что мы имеем на сегодняшний день. Будем считать, это сделано было непреднамеренно. Но почему люди, чтобы расхлебать эту кашу, должны куда-то ехать за тридевять земель, в те же Майму или Горно-Алтайск, чтобы доказать кому-то свое исконное право на свою землю? Существует масса чиновников, призванных обеспечивать жизнедеятельность человеческого общества. Но тогда, скажите пожалуйста, почему законы того же Манжерока стоят выше законов Российской Федераци? Где и в каком параграфе Закона о земле сказано, что в селе Манжерок вся земля, кроме положенных 6-10 соток под избушку для жилья, должна находиться в арендном пользовании? Аренда, как вы понимаете, предполагает арендную плату и вполне реально может служить источником пополнения местного бюджета, а следовательно, в данном случае, реально может быть гарантией твердой зарплаты для местных чиновников, призванных служить людям. Но не проще ли тогда выделить людям землю сразу на погосте, а то, что за погостом — в аренду?! Кому в аренду? А тому, кто больше заплатит! И причем здесь местное, тем более, малоимущее население? Собрать сходняк и проголосовать. И ведь проголосуют люди и за черта лысого. Главное — правильно надо манипулировать людьми. Но если серьезно, то отталкиваясь от той же демократии, в том же Манжероке следовало бы организовать референдум, пригласив на него независимых наблюдателей. И это было бы правильно.
  Василий   Вейкки , член Союза писателей России


Рецензии