Волонтеры

   Более полутора месяцев в июле-августе 2010 г.  центр России изнывал от беспрецедентной жары, засухи и пожаров….
   Случись подобное бедствие лет 20 назад, мы бы наверняка слышали, что КПСС и
комсомол (всесоюзная молодежная организация) «мобилизовали своих членов
для борьбы со стихией».
Уже нет той партии и той молодежной организации, но остались еще люди, неравнодушные к несчастьям и невзгодам других….
         Пока мы боль чужую чувствуем,
         Пока живет в нас состраданье,
         Пока мечтаем мы и боремся –
         Есть нашей жизни оправданье!
   
    Я специально в строке  поэта Андрея Дементьева заменил глагол, ибо
присутствующий в ней «буйствуем», может говорить и о необдуманных,  и о
безнравственных поступках, вспоминаемых со стыдом….
   А вот людей, которые готовы «по зову сердца», «по совести» или
религиозным убеждениям, прийти на помощь, а их было немало во все
времена, называют волонтерами.
   Махатма Ганди, Мать Тереза, французский врач-философ и миссионер Альберт
Швейцер, еще в 1952 г. удостоенный Нобелевской премии мира, – все они
были волонтерами. (Сам Альфред Нобель учредил эту номинацию, чтобы искупить грех поставки динамита военным министерствам).
   Уже к 1 августа 2010 г., когда огненная стена подошла к деревням и селам, а
кое-где и уничтожила некоторые из них, сотни москвичей, жителей других
городов, по зову сердца и совести добровольно включились в ряды борцов
со стихией.
   Этой категории наших сограждан не надо бурного выражения благодарности, ибо
движитель их действий – невозможность остаться в стороне от событий
серьезных и грозных.
   Бывшие комсомольцы Страны Советов воспитывались на девизах:
  – Мы отвечаем за все, что было при нас! (П. Нилин, роман «Жестокость», 1958), и
   – Забота у нас  такая,
      Работа наша простая:
      Жила бы страна родная!, –
      И нету других забот! (Песня о тревожной молодости).
   Современные «попсовые» культура и литература не нацелены на подобную проблематику долга и общественного служения.
   И, может быть, тем более парадоксален тот факт, что именно вопреки
этому господствующему социо-культурному мэйнстриму, еще есть люди,
способные не только к сопереживанию и сочувствию к чужой беде, но и
решиться лично выйти добровольно из ТОЛПЫ, чтобы стать ГРАЖДАНИНОМ,
стремящимся исполнить свой ДОЛГ, как они его понимают.
   А для этого надо немалое мужество: отказаться от собственных дел и
планов, чтобы поехать туда, где сейчас очень нужны умные, сильные,
добрые и доброжелательные руки.
   И именно это явление, волонтерство, доказывает, что в нашем обществе еще
остались дух и традиции бескорыстия, самоорганизации, отзывчивости и
самопомощи. А еще – высокой ответственности. За все, что было при нас.
   Салют, волонтеры!


Рецензии