Идеальное общество
Круизный лайнер «Александр Грин» был современным и комфортабельным. Для идеального отдыха было приспособлено все. И безупречная команда, и современные роботы, и остальное оборудование, отвечающее всем самым взыскательным требованиям. Родион откровенно наслаждался не очень частыми в своей жизни счастливыми днями. Собственно, законный третий отпуск был бы пустой тратой времени, если бы провести его дома в родном городе. Да, конечно, с любимой женой можно посещать множество интересных мест - развлекательные центры, театры, наконец, просто сходить в гости к друзьям или родственникам. Но все это можно делать и в обычное время, после работы. А отпуск (нет, все-таки что-то есть волшебное в этом слове), отпуск нужно провести так, как будто это единственный отпуск в твоей жизни… и тогда, возвратившись на работу, можно будет с чистой совестью рассказать коллегам о прекрасных, но, увы, скоротечных мгновениях.
Ирина была идеальной женой во всех смыслах, всегда веселая, заводная, душа компании. Казалось нет на свете чего-то такого, что было бы ей неведомо. Она быстро сходилась с людьми и умела поддержать беседу на любую тему. Притом, получалось все это как-то доброжелательно и ненавязчиво, очень тактично, не давая и малейшего повода для снижения чьей либо самооценки. Нежная и хрупкая, всегда угадывала все даже самые фривольные желания и легко исполняла все самые смелые фантазии. В редкие минуты грусти могла быстро утешить и развеять самые мрачные думы. Вообщем, не женщина, а мечта… Родион даже в мыслях не мог представить рядом с собой другую женщину, редкие минуты разлуки казались вечностью. Как бы сложилась его жизнь, если бы ее вдруг не было рядом, он совершенно не представлял, да если честно, и не сильно задумывался.
Катастрофа случилась ночью. Как потом показывали в новостях, огромный транспортный корабль протаранил лайнер на полном ходу. Транспортник числился на списание, это был его последний рейс. По иронии судьбы последним он стал и для «Александра Грина». Паника была неимоверная, трагедии такого масштаба последнее время случались лет сто назад. Родион отлично помнил тот ужас, который сковал все его существо изнутри. Он вдруг впервые в жизни ощутил себя совершенно беспомощным и ничтожным, игрушкой в руках судьбы, полностью зависящей от обстоятельств. Стыдно вспомнить, но если бы не Ирина… Спокойное сосредоточенное лицо излучало непоколебимую уверенность. Действия были четкими, продуманными и без суеты. Получив несколько неожиданно сильных пощечин Родион вышел из ступора. Ирина надела на него спасательный жилет и быстро накинула свой.
— Быстро на верхнею палубу, там спасательные плоты. — Резким, каким-то новым голосом скомандовала она.
Бег по обреченному лайнеру напоминал какой-то не очень удачный фильм. Взгляд бесстрастно фиксировал отдельные сцены кричащих пассажиров, плачущих детей и суету обреченных. Много раненых, столкновение произошло на полной скорости. Команда и роботы делали свое дело при полном спокойствии, помогая пострадавшим. И музыка, да, да, в памяти до сих пор звучит музыка, игравшая до самого конца, какая-то лирическая мелодия, почему-то никто не выключил музыку. Все произошло очень быстро. Выбежав на палубу, они подбежали к первому месту со спасательными средствами. Плот уже спускали на воду, лайнер начал давать заметный крен. Родион с Ириной, не останавливаясь, побежали дальше. Миновав несколько пустых или уже заполненных плотов, они, наконец, нашли то, что искали.
— А теперь, слушай меня внимательно, — спокойным, но железным голосом сказала Ирина.
— Нам необходима аптечка, я видела, когда мы пробегали мимо, здесь недалеко.
— Ты в шоке и у тебя порез на ноге. (Из ноги действительно шла кровь).
— Никуда не отходи, что бы не случилось, иначе мы потеряемся, я быстро вернусь.
Она, не оборачиваясь, побежала назад. Плот быстро заполнился людьми, и вот кто-то из команды запустил спуск на воду. Все произошло очень быстро, Ирина не вернулась…
Плот медленно отплывал, громады кораблей, освещенные светом медленно отдалялись. Через некоторое время свет погас. Помощь пришла скоро. Спасатели сработали очень оперативно, всех, кому посчастливилось вовремя сесть на плоты, нашли довольно быстро. С воды не удалось спасти никого, холод успел убить всех. Позже громкое расследование широко освещалось прессой, явных виновных не было, к аварии привела поломка навигационного оборудования. Тем не менее, многих понизили в должности, и по всему миру прокатилась компания по проверке судов на предмет их безопасности. Все, что было после, Родион помнит смутно. Осмотр у врача, а также беседа с полицейскими и психологами пролетели как-то быстро. Поначалу он не сомневался, что Ирина спаслась. Исходящая от нее уверенность и спокойствие, не позволяли усомниться в том, что именно с ней все будет в порядке. На столе в полиции, в ответ на его просьбу узнать о жене, полицейский отложил в сторону листок с парой фамилий и стал смотреть список на нескольких листах. Попросив минутку подождать, он вышел из кабинета и вернулся с уже знакомым Родиону психологом. Очень мягко ему дали понять, что среди выживших его жены нет. Август закончился…
Сентябрь прошел незаметно. Находясь в реабилитационном центре, Родион общался с медперсоналом, посещал множество процедур, ежедневно беседовал с психологом. Бедолага сосед, также потерявший жену, оказался очень приятным человеком и собеседником. Они вместе гуляли по парку, играли в шахматы и старались не вспоминать о катастрофе. И все-таки мысли об Ирине не отпускали. Почему она не села на плот? Зачем ей понадобилась эта дурацкая аптечка? Сосед тоже был иногда задумчив, но о том, как они расстались с женой, говорил мельком и неохотно. Время шло и им разрешили гулять по городу, реабилитация заканчивалась. Как-то, проходя по аллее в парке, он заметил девушку. В коротком, летнем сарафане она фотографировала играющих неподалеку детей. Дорожка была узкой, и Родион оказался рядом с ней. Вдруг фотоаппарат выскользнул из ее рук, Родион рефлекторно его поймал.
— Спасибо большое,— немного смущенная девушка мило улыбалась.
— Я так долго искала именно эту модель, было бы очень жаль его разбить.
— Ну что Вы, я просто случайно оказался поблизости, не стоит благодарности.
На следующий день девушка снова оказалась в парке. Проходящий мимо Родион остановился и поздоровался.
— Добрый день. Вам понравилось это место, Вы наверно очень любите детей?
— А, это Вы, да, конечно, люблю, но сейчас я на задании своей редакции. Я — репортер, будем знакомы, Таня.
— Очень приятно, Родион, прохожу здесь курс реабилитации.
Как-то незаметно дружба с Татьяной переросла в привязанность и они стали жить вместе. Однако, последствия катастрофы давали о себе знать. Родиона снова и снова мучила мысль об Ирине. Чувство вины не уходило. Зачем она вернулась? Он попытался поговорить об этом с Татьяной. Та все списала на неразбериху и шок, сказала, что в стрессовом состоянии люди свершают неадекватные поступки. Она об этом много читала, когда училась в университете и постаралась сделать все, чтобы мысли об этом ушли. Но странности не заканчивались, будучи достаточно легкомысленным человеком, Родион ощутил в себе, после всего произошедшего, сильные перемены. Он стал более критичен к себе и окружающим, стал внимательнее приглядываться к людям. То чувство беспомощности, которое он испытал той ночью, навсегда засело в памяти. Родион часто вспоминал Ирину, и к своему глубокому стыду, пришел к выводу, что в прошлой жизни был на полном ее иждивении. Она решала все самые важные проблемы, мягкими или колкими замечаниями направляла его мысли в нужное русло. Собственно, на ее хрупких плечах держалась их семья. Чувство собственной неполноценности угнетало. Более того, анализируя свои отношения с Татьяной, он заметил, что она пользуется теми же приемами. Родион стал внимательнее к другим людям и, к своему удивлению, заметил (с глаз словно спала какая-то пелена), что практически у всех его знакомых либо муж, либо жена находятся в таком же положении, как и он. Окружающие также заметили в нем перемену. Татьяна пыталась вызвать его на откровенный разговор, сказав, что многие жалуются на его замкнутость и раздражительность, и даже взгляд у него изменился, став настороженно-подозрительным. Родион все чаще мучительно вспоминал свою прошлую жизнь. Как, каким образом, он стал таким? Почему он так разительно отличается от «другой» половины людей? В детстве, в школе, общаясь со сверстниками, он вроде бы не замечал разницы. Да воспитатели и учителя были на редкость невозмутимыми и эрудированными людьми и, как сейчас он понимал, чем-то похожи на Ирину и Татьяну. В институте также особой разницы он не видел, хотя несколько заводил сильно отличались от других и, собственно, создавали микроклимат. Первая девушка и первый любовный опыт прошли очень весело и беззаботно, с девушкой расстались друзьями, ну, а потом появилась Ирина, заставив забыть всех остальных женщин. Как? Очень просто, она была идеал! Его идеал!
Ответа на мучивший его вопрос не находилось, отношения с окружающими ухудшались. Татьяна стала проявлять явное беспокойство. Вдруг, как по команде, коллеги и некоторые родственники, из той, другой половины людей (которую Родион не понимал), стали как-бы случайно, в разговоре между собой, затрагивать тему медицины. Что, вот, мол, у них были проблемы и проблемы очень серьезные, но они обратились к врачу и все прошло. Родион стал всерьез опасаться, что после катастрофы у него действительно начались проблемы с психикой. Смущало одно обстоятельство, в разговорах с Татьяной и своими коллегами, когда он пытался задавать наводящие вопросы на эту тему, все они мягко уклонялись от ответа. В голове начались рождаться идеи одна фантастичней другой, беря вдохновение из прочитанных книг и увиденных когда-то фильмов. Но все они, как правило, не выдерживали критики и отметались логикой. Визит ко врачу все откладывался, непонятно было вообще, о чем с ним говорить, о своих невнятных подозрениях или глупых фантазиях. Однажды, сидя на скамейке, в мрачном расположении духа, Родион рассматривал плавающих на пруду лебедей. Рядом присел незнакомец и, немного посидев молча, обратился к Родиону.
— Прекрасное место, Вы здесь часто бываете?
— Нет, сегодня попал сюда первый раз.
— Интересно наблюдать за птицами,— продолжил незнакомец, — удивительные творения природы, прекрасные и изящные.
— Да, мне тоже на них приятно смотреть, последнее время даже приятней, чем на людей.
— Отчего же так? — поинтересовался незнакомец.
— Я их перестал понимать, впрочем, как и себя.
— Ну, что ж, давайте знакомиться, меня зовут Александр. Я здесь неслучайно, нам предстоит очень серьезный разговор, и я постараюсь ответить на все мучающие Вас вопросы. Беседа длилась долго... Александр начал издалека, из туманного прошлого человечества. Человек большую часть своей истории был несчастен. Менялись эпохи, менялся климат, менялось общество. По мере развития первобытного человека все сложнее становились его культурные навыки, зачатки разума и речь. Они позволяли по иному видеть окружающий мир и самого себя в нем. В процессе постижения природы, осознания все новых законов бытия развивалась его способность к абстрагированию, обобщению и анализу. Мир становился для человека все более объемным в его пространственно-временных границах, а разум создавал все более достоверные схемы мироустройства. Тысячелетиями слагались мифологические знания об окружающем мире и истории рода человеческого. Сила интеллекта воплощалась в сложных технических конструкциях, постижении законов природы, логико-дедуктивных методах доказательства. Постепенно все эти знания воплощались в системе самых различных верований, принимая порой очень причудливые формы. Человек всегда интуитивно выбирал идеи, наиболее удачно описывающие наше мироздание. Но вот пришло время, когда интуиция уступила место логике. Сегодня лишь огромными усилиями удается сохранять островки первозданной природы. На большей части планеты уже сформировалась новая технологическая среда обитания. И это только начало: развитие техники ведет к куда более серьезным изменениям. Как известно, венцом биологической эволюции на нашей планете стал человек с его уникальной способностью к творчеству. Сам процесс творчества пока весьма загадочен и не ясен, что, впрочем, не мешает нам с его помощью вершить искусство и конструировать машины. Но время не стоит на месте, и многие машины уже самостоятельно находят решения сложных даже для человека задач.
— Вы замечали, как сложны современные роботы?
— Да, — ответил Родион, — без них наша жизнь сегодня немыслима.
— А Вам не приходило в голову, что многие из Ваших «странных» знакомых андроиды?
— Видите ли, люди постепенно, но неуклонно смещались на второстепенные позиции. Медленная реакция человека не позволяла увеличить пропускную способность наших дорог. Большинство техногенных катастроф происходило из-за так называемого человеческого фактора. Почти никто уже не понимал во всех подробностях принцип работы современных компьютеров. А многие их компоненты давно создаются самими компьютерами по общим спецификациям. Именно вокруг технических потребностей и проблем формируются новые виды деятельности и даже формы социальной жизни. Во все времена наше общество страдало от несправедливости, коррупции и предвзятости. Все изменилось с созданием андроидов (человекоподобных роботов). Постепенно они стали внедряться в наше общество и исполнять самые различные социальные функции. Сначала непристижные и опасные профессии, а затем и все остальные. Постепенно улучшались и сами андроиды, с каждой новой моделью они все более походили на человека. Настало время, и их стало невозможно отличить от людей. Поверьте, человеку очень трудно подобрать себе идеальную пару, слишком много но… Сколько трагедий было пережито человечеством, сколько сломано судеб! Поэтому идеальную пару стали изготавливать.. на заводе. С самого детства каждый член нашего общества изучается и анализируется, а затем, когда приходит время, «случайно» встречается со своей судьбой. Человечество избавилось от многих проблем, но есть у этой системы и недостатки. Андроиды несут на себе основные функции по управлению обществом и, к сожалению, современный человек от них очень зависим. Изредка бывают трагические случайности, вроде той, что произошла с Вашей бывшей женой. По программе ей было необходимо спасти всех людей, даже ценой своей жизни, что, к сожалению, и произошло. У некоторых, как у Вас, правда, крайне редко, возникает такое состояние. Но не стоит беспокоиться по этому поводу. Не вы первый и не вы последний. В нашем мире человек хоть и зависим от машин, но контроль остается за ним. Поэтому небольшая группа людей готовится к этому с детства. Они с юных лет знают, как устроен наш мир, и держат это от остальных в тайне, для их же блага. Человеку тяжело сознавать, что он всего лишь ребенок пусть и в заботливых, но чужих руках…
— Ну, а теперь решайте: или присоединяетесь к нам, или Вам стирают память за последний год, и Вы снова вернетесь к своей прошлой жизни. Александр посмотрел на часы.
— Встретимся завтра в это же время, каждый должен сам решать свою судьбу!
Свидетельство о публикации №210082200746