Проблема формирования абстрактного мышления

            Мышление — это, как мы все знаем, замена внешней и непосредственной реакции сознания на реакцию сугубо внутреннюю, моделирующую некие внешние обстоятельства и их решение; и, как мы говорим — абстрактную. Абстрактную именно в том смысле, что она не связана непосредственной следственно-причинной связью с текущими событиями. Мышление — это некая параллельная реальность по отношению к той, что происходит снаружи и вокруг нас, хотя нельзя сказать, что не связанная и не зависимая. Хотя бы отдалённо она всегда связана с внешними событиями, иногда нашего прошлого, иногда нашего настоящего, иногда будущего; связана самым естественным образом, т.е. физиологически, так как мышление всё же зависимо от восприятия и мы всё-таки не можем не прибегать в итоге к каким-либо внешним физическим действиям на основе мышления.

            Итак, мышление — это бесспорно глубоко опосредованная связь между реальными внешними событиями и реакциями индивидуума, это не просто связь, а порой огромная следственно-причинная внутренняя цепь, или даже сложнейшая разветвлённая система этих связей, разыгрывающихся внутри. Согласно наиболее распространённому мнению мышление строится на основе условного рефлекса. С одной стороны это кажется вполне логичным, так как условный рефлекс — это наиболее простая форма объяснения способа фиксации ощущений, участвующих далее в построении образов. Но здесь есть и противоречие, ведь условный рефлекс — это обязательная, активная и непосредственная внешняя физиологическая реакция на внешний раздражитель. В данном пункте и возникает парадоксальное противоречие, ведь образное мышление, построенное на воспроизводимых ощущениях, уже не реактивно в отличие от условного рефлекса. Но, как говорится, парадокс — ещё не повод для отрицания, а причина для создания логичной переходной модели от одного к другому. Для этого мы должны несколько иначе взглянуть на проблему абстрактного, взглянуть не только философски, но и технически, чтобы показать, как на условных рефлексах основано образное мышление.

            Мы сейчас как раз и обсуждаем ту сферу сознания, где формируется и углубляется функция абстрактного, которое является противоположностью не столько конкретного, сколько непосредственного. Распространённая философская ошибка противопоставления абстрактного с конкретным лишь привела к расплывчатости и запутанности в попытке теоретического разъяснения сознания. Более эффективным было бы противопоставление абстрактного с непосредственным, а не с конкретным. Это позволит гораздо яснее и проще логически определить начальные процессы сознания, потому что непосредственное очень просто отличается от пространственно-временной независимости, называемой абстрактностью. Проще говоря, абстрактные операции сознания, как независимые от непосредственной реакции, закладываются уже на уровне впечатлений, на уровне, находящимся глубоко ниже социального сознания, т.е. идущим буквально следом за условным рефлексом. Это уже далее впечатления переходят в переживания (воспроизводимые впечатления), а затем путём постепенного освобождения от обязательного присутствия эмоции переходят и в представления, после чего они могут далее обратиться и в завершённые образы, обладающие полной абстрактностью.

            В данной теории мы будем исходить из структуры впечатления, сформированного на основе условных рефлексов, переходящего затем в переживание, что и покажет нам постепенный переход от условного рефлекса к образному абстрактному мышлению.

СЛЕДУЮЩАЯ СТРАНИЦА: http://www.proza.ru/2010/08/22/784


Рецензии