Я Буденного видел

Главное правило военного водителя: с честью и достоинством преодолевать все тяготы и лишения. А если их нет, то непременно сначала создать, а потом -преодолеть. И если ты на это не способен (ну просто «в лом»), то на помощь придет высшее командование, так как непосредственные твои командиры к таким экспериментам равнодушны. Равнодушны не от жизненной усталости, а от большо-о-ой опытности. Особенно опытны ротные зампотехи, так как большую часть своей службы они отличаются от солдата лишь фуражкой и черным "танкачем" (уж не знаю почему, но у личного состава в особом фаворе были именно зеленые комбинезоны). Все свое служебное время старлеи с молодым задором висели на капотах или сновали в ямах, веселым матом объясняя ошибки. Автобат был весь из себя отдельный. Брали в него преимущественно людей опытных, крутивших баранку на гражданке уже не один год. К примеру, Зыба гонял "Татры" по зимникам, а Мадад исколесил на машине со странным именем "Колхида" практически всю Среднюю Азию. Какой-то процент приходился и на "малолеток", вчерашних выпускников ДОСААФ (ведь кому-то надо водить "стариков" в столовую и получать удовольствие от сержантских привилегий). Однако, независимо от водительского стажа все прибывшие в часть попадали почти на три месяца в "классы", где проходили переподготовку и лишь потом разбрасывались по ротам. Сдав обязательный марш, ты оставался один на один с раздолбанным агрегатом, который кто-то шибко умный считал автомобилем. Вот тут и появлялся зампотех, объяснявший унылому солдату: "Что сделаешь, на том и поедешь". Впрочем, собранное авто, как правило отправляли на "капиталку", а доказавшего свое право называться военным водителем садили уже на вполне приличный ЗИЛ или КамАЗ (в зависимости от роты, в которую попал). Основу парка составляла колонна вольнонаемных водителей, гонявших по всему Советскому Союзу и бывших основным поставщиком баек или несчастных случаев. Центральной фигурой дальнобоев (или, как выражался начштаба, долб…в - раздолбаев) являлся Мамонт. Как его звали по имени-отчеству - не имеет значения, да и не знаю я человека, кто звал бы его иначе. Он был толстый, огромный и добрый. В парке его обожали. Часто можно было увидеть, как Мамонт и зампотех "ковыряют" двигатель, а солдатик подает им ключи. Неисправность устранялась максимально быстро. Мамонт, вытирая ветошью руки, довольно слушал урчание двигателя и неизменно произносил:
-- Вот так маму гладят... - после чего отвешивал солдату подзатыльник.
Однажды пришла весть о его гибели, мол, выпил чего-то не того в дальнем рейсе. Но никто не удивился, увидев через неделю знакомую фигуру, пригнавшую не менее знакомую "шаланду".
-- Это ж Мамонт! Что его возьмет?!
Круче его КамАЗа выглядела лишь "барбухайка" Турка, вся оклеенная снимками красавиц, бахромой и прочей мишурой. Комбат, видя эту машину, приходил в состояние белой ярости. Ее обдирали нещадно, но после очередных выходных "барбухайка" выглядела по-прежнему. И где Турок все это доставал? Он и на "дембель" ушел таким "красивым", что все патрули провожали его «сего дня» обалдевшими взглядами. ГАИ Турка любила. Во всяком случае, они пару раз "скребли" ворота части с единственной просьбой - показать им на пару минут "белозубого джигита". Но что-то я отвлекся от основной темы. Когда проводятся учения (и что характерно - всегда внезапно), солдаты спят одетыми, офицеры ничего не знают уже по канцеляриям, а механики просто из "любви к искусству" всю первую половину ночи готовят парк к выходу. Потом где-то далеко дежурный офицер поднимает телефонную трубку и хорошо поставленным голосом произносит кодовое слово. Без этого никак нельзя. Без кодового слова его и послать могут, а так - волнообразно понеслось по округу, а то и по всей Советской Армии цунами...
На учениях что главное? Главное - выехать. Чтобы проверяющий (посредник), пройдя по парку, кроме дежурного тягача, пожарной машины и машины связи ничего не увидел. Девственно чистая взлетка, молодцеватый парковый наряд и гул уходящей колонны - вот что приводит в восторг любого паркетного полковника.
- Вышли вы на твердое "хорош-ш-шо" (оценки "отлично" в армии не бывает) - комбат с начштабом обессилено закуривают.
К вечеру или через пару дней колонна вернется. Часть машин притащат на "усах", в столовой будут булочки и сметана, а старшины спишут еще несколько ящиков пайков. Но бывает и по-иному...
Часть готовилась ко дню водителя. Ее вылизывали, красили, смазывали и наглаживали. К обеду приехал в батальон целый генерал-майор буденновского вида и как бы не тех еще годов. Был он одет в полевую форму (что редкость для военачальников 80-х), и про армию он знал все. День, начавшийся вполне обычно, приобретал черноватый колер. Офицеры от таких проверяющих плачут, а солдаты таких дедов часто любят. Потому как жизнь у разных категорий военнослужащих разная. И там, где офицеру надо покидать родный дом, доказывать свое служебное соответствие (и не всегда тому, кто в этом что-то понимает), у срочника наступает невиданная воля (в абсолютно пугачевско-разинском смысле). Понять это может только "черпак", отслуживший год и к дому пока не приблизившийся. "Дедушкам" все это уже кажется скучным, а молодежи - непонятным, а потому - страшным. Генерал построил батальон. Отдельно построил офицеров. Обстановка была торжественная - в воздухе витал тихий ужас. Над замершим плацем падали в тишину веские слова про «родину и мать, про долг и что нас не забудут». Что нас не забудут - я верил. За два года службы про меня забывали лишь однажды. Когда вспомнили, я не обрадовался.
- Ребята...! Враг не дремал! Все ваши офицеры поубиватые! Прапорщики пленены диверсантами!.. Сержанты! Колонна к выходу!
Далее толпу офицеров увели в клуб смотреть фильм про войну, генерал демонстративно уселся в курилке, а осиротевший батальон метнулся в парк. Пока личный состав готовит машины, пока роты по заведенной схеме сидят на "гэсээмщиках" есть время подумать: "А дальше что делать?" Замки собрали вече. Первым посылом было обратиться к генералу с вопросом: "А нет ли среди убитых офицеров смертельно раненых? Чтобы могли, превозмогая боль, сказать, что-нибудь нужное". Это желание было подавлено, вместе с попыткой узнать точные временные нормативы. Шибко умных в армии не любят. Умным нужно быть в меру. Созерцание плаката "Колонна на марше" сержантскую мысль не возбудило: Мы что, колонны не видели? В "классах" про меж всего об организации марша, конечно, рассказывали. Но кому надо это помнить, если есть офицеры? Слушай, что прикажут, иди - куда пошлют, знай свой маневр и... не более того. А наука, между прочим, серьезная. Прежде всего - нужен штаб. И он у нас был (если вы любите книжки про махновцев, вы поймете: жив ще батька). Надо уяснить маршрут, нужно назначить исходный пункт и какие-то там точки регулирования. Все это пройдено не раз. Но одно дело, когда тебя ведут, а другое - когда тебе "воля". Батальонная колонна - это несколько десятков машин, которые поротно должны пройти указанный ориентир в точно назначенное время. Пройдя исходный пункт сформированная "змея" и превращается в маршевую колонну. А она, в свою очередь, пройдя точку регулирования, вливается в общую массу уже более крупного подразделения. Но от этого нас бог миловал...
К вече приблизился Мамонт (в этот день он был на ремонте).
- Война? Коль война, вы "трахомы неходячие" по боксам распихайте, а что не войдет - подорвите (всех дел - мелом надпись, подходящую на борту сделать). Трассу не забудьте перекрыть и ГАИ предупредите.
"Козел" с надписью "ВАИ" (военная автоинспекция) у нас был, в ГАИ отправили гонца, и трассу мы перекрыли...
Как рассказывал гонец, услышав о происходящих в знакомом ему автобате делах и уяснив современное положение дел, гаишник испытал твердое желание застрелиться. Мы потом видели этого седого майора. На место построения он прибыл быстро, и многокилометровую пробку гражданских машин его подчиненные раскассировали умело. Он даже генералу пытался пожаловаться. Тщетно! "Буденный" получал от происходящего максимальное удовольствие. Про армию он действительно знал все, и батальон под таким командованием с исходного пункта не выпустил (война не настоящая и окружающий мир жалко). Поздравил комбата, похвалил ротных, взгрел зампотехов (за "подорванные" машины) и дал по два отпуска на роту. Хороший был дед. После его отъезда мы весь праздник приводили часть в порядок, а в свободное время бегали праздничный кросс...
Был еще один неожиданный итог проведенных учений: в библиотеке на наставления "Способ передвижения войск" надо было записываться в очередь. Мало ли кто приедет...


Рецензии
Замечательно.
Вроде бы в своей молодости побывал.
Написано легко и просто. Читаемо.
Спасибо.

С уважением
в/сл. ГСВГ (ЗГВ)

Георгий Савичев   02.10.2013 08:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.