***

ЕВРЕЙСКИЕ ЦАРСТВА. Часть 3
       Моя ли вина что медведи в Израиле теперь уже не водятся? Любой священник, будь то раввин, поп или ксендз меня оправдает. Поступок чисто библейский. Евреи примерно так и поступают по отношению к арабам. И делают они это не только при помощи «Узи» но и при помощи бомб и ракет. Погибло и гибнут уже столько арабских детей, что каких-то сорок два ребенка это такая мелочь что и говорить не стоит, тем боде что это дети гоев. Правда Аллах может и наказать. Аллах такое не поощряет.

      Но эти все чудеса Елисея тоже просто мелочь, по сравнению с тем, что он сделал с богатой женщиной, у которой останавливался на отдых. Когда он узнал, что у нее нет ребенка, а муж уже стар, он предрек ей, что у нее через год родится сын. И, подумать только, пророчество сбилось! С Божией помощью, чего  только не бывает. Много чудес сотворил Елисей, даже утонувший топор достал из Иордана, к тому же без акваланга.

      Читая Библию полезно заглядывать и в научные книги. Любопытно узнать, что известно археологам по поводу библейских описании исторического прошлого еврейского народа. Обратимся книге И. А. Крывилева «Раскопки в библейских странах».

      «Лишь для периода после разделения царства на Иудею и Израиль появляются убедительные археологические свидетельства со стороны – из Египта и разных стран Месопотамии. Чем это можно объяснить? Видимо, тем, что, разделившись, и став в результате этого значительно слабей, еврейские государства сразу оказались объектом покушений на их самостоятельность со стороны их мощных соседей и, стало быть, предметом их более пристального внимания, так что в памятниках соседних стран Иудея и Израиль стали фигурировать чаще, а это, в свою очередь, сделало более легким обнаружение в них соответствующих упоминаний.

      Уже в отношении царствования сына и преемника царя Соломона – Иудейского царя Ровоама – найдено не вызывающее сомнения археологическое свидетельство.

      В Карнаке (Египет) есть знаменитый храм Бога Аммона. На одном из пилонов этого храма обнаружен рельеф, изображающий завоевательную экспедицию фараона Шешенка – об этом прямо говорит надпись – в Палестину. Нет сомнений в том, что это и есть библейский Сусаким. Сопоставление большого количества разных показателей указывает и дату этого похода – около 926г. до н. э. Сам Шешенк и его покровитель Бог Аммон изображены вместе со 156 пленными, каждый из которых, видимо, изображает один из палестинских населенных пунктов, покоренных Шешенком; около изображения каждого пленного начертан овал, в котором написано название того или иного города, например Таанах. Бетшан, Гибеон, Аялон, Мегиддо, Маханаим, фигурируют в Ветхом завете.  Один из населенных пунктов именуется «полем Авраама»; установить, какой именно из палестинских городов имеется в виду, пока не удалось. В общей надписи говорится, что цель экспедиции Шешенка – завоевать всю Палестину.

Мы видим здесь случай подтверждения библейского сообщения археологическими данными, больше того: при помощи этого сообщениями можем проверить достоверность победной реляции египетского фараона. Известно, что во все времена цари были склонны к хвастовству своими военными подвигами и не особенно заботились о том, чтобы их победные реляции полностью соответствовали истине.

      В свете же библейского сообщения надпись и иллюстрации Шешенка выглядят как заслуживающие полного доверия. Будет, пожалуй, небезынтересно добавить к сказанному, что в 1938-1939гг. было раскопано в Танисе погребение Шешенка, где оказалось в полной сохранности его мумия с золотой маской на лице.
      
     Столь же определенное, но, пожалуй, более интересное и содержательное археологическое подтверждение одного библейского сюжета мы находим в знаменитой стеле, которая именуется в исторической литературе либо Моавитским камнем, либо по имени моавитского царя Меши, по распоряжению которого она была поставлена, – стелой Меши. 

      Черный базальтовый камень оказался памятной стелой, воздвигнутой в начале IX века до н. э. моавитским царем Меши. Далеко не все слова и буквы, которые были начертаны на нем, сохранились, и не все из сохранившихся оказалось возможным  расшифровать. В том, что расшифровано, царь сообщает о себе. Что он – «Меше сын Кемошмалаха, царь Моава, дайбонит (то есть обитатель Дибона)» и что он поставил этот камень в ознаменование того, что Бог Кемош «спас его от всех царей и усладил его взор на всех его ненавистниках». Дальше говорится более конкретно о самих этих ненавистниках и выясняется, что  в основном это израильтяне. «Царь израильский – тот теснил Моава много дней, потому что гневался Кемош на страну свою. И наследовал ему сын его, и сказал также он: «Буду теснить Моава». Как и следовало ожидать – иначе Меша не поставил бы стелу, - зловредные намерения Израиля не осуществились; на оборот, похваляется моавитский царь, «я усладил мой взор на нем и на него доме, и Израиль совершенно погиб навеки». Дальше идет изложение этих событий, Построил-де израильский царь город Атарот, «и я воевал против города, и вял его, и истребил все население города, как угодное зрелище для Кемоша и Моава». Но Кемошу это показалось мало, и он приказал: «Иди, отними Нево у Израиля». Нельзя было не повиноваться Богу: «и я пошел ночью и воевал против него. От появления утренней зари до полудня, и взял его, и истребил всего его: «семь тысяч граждан, и рабов, и гражданок, и рабинь, потому что Аштар-Кемошу я посвятил его». Потом царь израильский построил еще один город – Иассу, но и от туда выгнал его Меша при помощи Бога Кемоша. Дальнейшее содержание надписи более мирного порядка; рассказывается о строительных работах, которыми Меша считает себя прославленным, причем особо упоминает о том, что использовал на этих работах пленных израильтян.

       Не подлежит сомнению, что стела и надпись относятся к тому самому моавитскому царю Меше, или Месе, о котором говорится в Библии, -  III  глава IV книги Царств почти вся посвящена рассказу о войне между евреями и моавитянами под предводительством Меши.

        Раньше, повествует Библия, этот моавитский царь платил царю Израиля регулярную дань в размере «ста тысяч овец и ста тысяч не  остриженных баранов». Когда умер израильский царь Ахав, Меша «отложился» и перестал платить эту дань. Преемник Ахава Иорам предпринял карательную экспедицию против моавитян, причем привлек к участию в ней царя иудейского Иосафата и некоего безымянного «царя едомского». Поход их через пустыню был очень тяжелым, ибо « не было воды для войска и для скота, который шел за ними». Через семь дней царь даже заподозрил Бога Яхве в том, что он заманил израильтян в едомскую пустыню, чтобы предать в руки Меши. Помог делу пророк Елисей, который оказался при войске. Обругав предварительно израильского царя за блуд с языческими Богами, Елисей все же снесся с Яхве и получил от него весьма благоприятное пророчество, которое очень бистро исполнилось. К утру «вдруг полилась вода … и наполнилась земля водою». Подошедшим и устремившимся в конратаку моавитянам эта вода показалось красной; они решили, что это кровь, появившаяся оттого, что в лагере противника возникли межусобия, «сразились цари между собою и истребили друг друга». Из такого объяснения, естественно, возникло решение: «теперь на добычу Моав». Однако. Как и следовало ожидать по пророчеству Елисея, моавитяне были разгромлены и «побежали от них, а они продолжали идти на них и бить моавитян». В соответствии с традиционными указаниями Яхве победители развернулись во всю. «И города разрушили, и на всякий лучший участок в поле бросили каждый по камню, и закидали его; и все протоки вод запрудили, и все дерева лучшие срубили, так что оставались только каменья в Кир-Харешете». Царь Меша после отчаянной попытки пробиться заперся в крепости. Но когда не оставалось уже ни каких надежд на благополучный исход, «взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознес его во всесожжение на стене». На осаждавших это произвело такое сильное впечатление, что они «отступили… и возвратились в свою землю». На этом библейское повествование о Меше и взаимоотношениях с ним евреев кончается.

      Легко заметить, что разница между повествованиями очень велика. Каждая из сторон объявляет себя победительницей, да и само описание хода событий в  двух вариантах не сходится ни в одном пункте. Может быть, в недошедшей до нас надписи на стеле сообщалось и о событиях, о которых рассказывает Библия. Но в самой-то Библии уж во всяком случае, ничего не говорится о тех поражениях, которые, судя по надписи Меши, понесли Израиль и Иудея от моавитян.

Это может свидетельствовать лишь о том, что в ветхозаветные времена, как им в наше время, объективность информации не стояла на большой высоте. Оказывается, Меша спасся от рук израильтян и иудеев только жертвой собственного сына, а уж о том, как он громил их, и разрушал их города и строил свои собственные при помощи еврейских пленных, - нет и речи. Таким образом, можно сделать вывод, что стремление «улучшить  историю» отнюдь не чуждо не только человеческим, но и божественным произведениям. 
Прежде всего, мы устанавливаем здесь, что повествование III главы IV книги Царств заключает в себе некое историческое ядро –
моавитский царь Меша не только существовал, но и вел войны с Израилем и Иудеей. Конкретная картина этих войн искажена в Библии не только тенденцией к замалчиванию своих поражений, но и недостаточной осведомленностью, автора в конкретных обстоятельствах описываемых им событий. Так, например, он пишет  об участии эдомитского царя в экспедиции против Меши совместно с Иосафатом, а между тем, как категорически утверждает III книга Царств, в это время никаких эдомитских царей не было, ибо Эдом находился под властью Иудеи и правил там царский наместник. Очевидно, рассказ записан в данном случае через много времени после тех событий, о которых он повествует».

Стела Меши дает более достоверные сведения, чем Библия. Когда Меша пишет, что уничтожил население города в количестве   7000 человек, в это можно поверить. Многие города тех времен такое население и имели. Но когда мы читаем в Библии, что рухнувшая стена похоронила под собой 27 000 человек в такое поверить просто невозможно. «Улучшать историю» было свойственно не только царям, но и генеральным секретарям КПСС. Примеров сколько угодно. И в наше дерьмократическое время поют песенку: «Все хорошо прекрасная маркиза!» Но вернемся к нашему знакомому пророку Елисею. Каких он только чудес не сотворил. Он даже реанимировал одного ребенка, конечно не из тех негодяев, которые обозвали его плешивым, а хорошего мальчика, вроде Павлика Морозова.

 «И пришел Елисей в Дамаск, когда Венадад, царь Сирийский, был болен. И донесли ему, говоря: пришел человек Божий сода. И сказал царь Азаилу: возьми в руку твою дар, и пойди на встречу человеку Божию, и вопроси Господа через него, говоря: выздоровею ли я от этой болезни? И пошел Азаил на встречу ему, и взял дар в руку свою и всего лучшего в Дамаске, сколько могут нести сорок верблюдов, и пришел, и стал перед лицом его, и сказал: сын твой Венадад, царь Сирийский, послал меня к тебе спросить: выздоровею ли я от этой болезни? И сказал ему Елисей: пойди, скажи ему: выздоровеешь; однако открыл мне Господь, что он умрет. И устремил на него Елисей взор свой, и так оставался до того, что привел его в смущение; и заплакал человек Божий. И сказал Азаил: от чего господин мой плачет? И сказал он: оттого, что я знаю, какое наделаешь ты сынам Израилевым зло; крепости их предашь огню, и юношей их мечем, умертвишь, и грудных детей их побьешь, и беременных женщин у них разрубишь. И сказал Азаил: что такое раб твой, пес, чтоб мог сделать такое большое дело? И сказал Елисей: указал мне Господь в тебе царя Сирии.

И пошел он от Елисея, и пришел к государю своему. И сказал ему этот: что говорил тебе Елисей? И сказал: он говорил мне, что ты выздоровеешь. А на другой день он взял одеяло, намочил его водою и положил на лицо его, и он умер. И воцарился Азаил вместо него»,
Внимательный читатель, конечно, заметил, что это тот самый Азаил, которого помазал на царство Сирийское еще пророк Илия. Елисею осталось только намекнуть, что пора уже и воцариться. Азаил намек понял и не только положил мокрое одеяло на лицо Венадада, но и немножко на нем посидел. Как правило, в таких случаях следов насильственной смерти не остается. Вот так и действовали помазанники Божии, руководствуясь принципом, не убей, если можешь задушить, и это считалось богоугодным делом.  И еще мы здесь видим, что пророчества стоят не дешево. Сорок груженых верблюдов это целое состояние. Хватило бы и двадцати, но так уж принято в Библии всегда всего должно быть сорок и не меньше. Пользуясь случаем, Елисей поправил свои финансовые дела, да и Господь Бог, наверное, наградил его на том свете.

 Но дела Елисея на этом не закончились, он продолжал влиять на еврейскую политику в духе того времени.
«Елисей пророк призвал одного из сынов пророческих и сказал ему: опояшь чресла твои, и возьми сей сосуд с елеем в руку твою, и пойди в Рамоф Галаадский. Пришедши туда, отыщи там Ииуя, сына Иосафата, сына Намесиева, и подойди, и вели выступить ему из среды братьев своих, и введи его во внутреннюю комнату. И возьми сосуд с елеем, и вылей на голову его, и скажи: так говорит Господь: помазую тебя в цари над Израилем. Потом отвори дверь и беги, и не жди. И пошел отрок, слуга пророка, в Рамоф Галладский. И пришел, и вот, сидят военачальники, и сказал: у меня слово до тебя, военачальник. И сказал Ииуй: до кого из всех нас? И сказал он: до тебя, военачальник. И встал он и вошел в дом. И отрок вылил елей на голову его, и сказал ему: так говорит Господь, Бог Израилев: помазую тебя в цари над народом Господним, над Израилем; и ты истребишь дом Ахава, господина твоего, чтобы Мне отомстить за кровь рабов Моих пророков и за кровь всех рабов Господних, павших от руки Иезавели. И погибнет весь дом Ахава, и истреблю у Ахава мочащегося к стене, и заключенного  и оставшегося в Израиле. Иезавель же съедят псы на поле Изреельском, и ни кто не похоронит ее. И отворил дверь и убежал».

        Когда Ииуй рассказал своим подчиненным, что он помазан на царство, все сразу согласились.

       «И поспешили они, и взяли каждый одежду свою, и  подостлали ему на самих ступенях, и затрубили трубою, и сказали: Воцарился Ииуй!»

Остальное было делом техники, Царь Иорам лечился от ран полученных в войне с сириянами и находился в Изрееле. Войска при нем не было.

 «И Ииуй натянул лук рукою своею и поразил Иорама между плеч его, и прошла стрела через сердце его, и пал он на колеснице   своей. И сказал Ииуй Бидекару, сановнику своему: возьми, брось его на участок поля Навуфея Изреелитянина; ибо вспомни, как мы с тобою ехали вдвоем сзади Ахава, отца его, и как Господь изрек на него такое пророчество».

Пророчествуют пророки, а пророчества исполняют люди. Здесь мы видим пример классического дворцового переворота. Все было давно подготовлено, сам процесс помазания был только сигналом к действию. Все дело в тех дохода, которых служители культа Бога Яхве теряли при поклонении народа другим Богам. Вот они, пользуясь моментом, и помазали своего человека на царство.   

«И прибыл Ииуй в Изреель. Иезавель же, получив весть, нарумянила лицо свое, и украсила голову свою, и глядела в окно. Когда Ииуй вошел в ворота. Она сказала: мир ли Замврию, убийце государя своего? И поднял он лицо свое к окну, и сказал: кто со мною, кто? И выглянули к нему два, три евнуха. И сказал он: выбросите ее. И выбросили ее. И брызнула кровь ее на стену и на коней, и растоптали ее. И пришел Ииуй, и ел и пил, и сказал: отыщите эту проклятую и похороните ее, так как царская дочь она. И пошли хоронить ее, и не нашли от нее ни чего, кроме черепа, и ног, и кистей рук. И возвратились, и донесли ему. И сказал он: такого было слово Господа, которое Он изрек через раба Своего Илию Фесвитянина, сказав: на поле Изреельском съедят псы тело Иезавели».

Ииуй начал свое царствование с того, что кроме Иезавели он приказал умертвить всех сынов Ахава, которых было семьдесят. Им отрезали головы и принесли в корзинах прямо в Изреель. Головы, по приказу Ииуя, сложили в две кучи у ворот города.

 «Поутру он вышел, и стал, и сказал всему народу: вы невиновны. Вот, я восстал против государя моего и умертвил его; а их всех кто убил? Знайте же теперь, что не падет на землю ни одно слово Господа, которое он изрек о доме Ахава; Господь сделал то, что изрек через раба Своего Илию. И умертвил Ииуй всех оставшихся в доме Ахава в

Изрееле, и всех вельмож его, и близких его, и священников его, так что не осталось от него ни одного уцелевшего».

Так Ииуй делает угодное Господу Богу, уничтожает всех кого только может.

       «И встал, и пошел, и пришел в Самарию. Находясь на пути при Беф-Екеде пастушеском, встретил Ииуй братьев Охозии, царя Иудейского, и сказал: кто вы?  Они сказали: мы братья Охозии, идем узнать о здоровье сыновей царя и сыновей государыни. И сказал он: возьмите их живых. И взяли их живых, и закололи их – сорок два человека, при колодезе Беф-Екеда, и не осталось из них ни одного.

Прибывший в Самарию, он убил всех, оставшихся у Ахава в Самарии, так что совсем истребил его, по слову Господа, которое Он изрек Илии. И собрал Ииуй весь народ. И сказал им: Ахав мало служил Ваалу; Ииуй будет служить ему более». 

Под видом принесения жертвы Ваалу Ииуй собрал всех жрецов Вааловых и убил. Так же он разрушил статую Ваала и его капище.

«И сказал Господь Ииую: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все. Что было на сердце у меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть престоле Израилевом. Но Ииуй не старался ходить в законе Господа, Бога Израилева, от всего сердца. Он не отступал от грехов Иеровоама, который ввел Израиля в грех».

Не смотря на все напрасные хлопоты, Господь Бог остался опять с носом. Ииуй поклонялся золотым тельцам, как и его предшественники. Так что не везет Господу Богу с царями Израильскими. Господь им нужен только для воцарения, а потом они могут с ним и не считаться. Возникает вопрос. Почему цари Израильские постоянно отворачивается от Яхве, которому уж очень хочется быть еврейским  Богом? Ответ простой. Яхве то и делает, что постоянно хвастается тем, что он вывел евреев из Египта. Прошло уже более 600 лет, как Яхве их вывел из Египта. А куда он их привел. Голод уже был. Войны практически не прекращались. В то же время Египет процветает. И евреи не могут простить Богу того, что он их вывел из Египта. Евреев больше бы устроило, что бы Бог вывел египтян из Египта, а евреев там оставил.      
 
«В те дни начал Господь отрезать части от Израильтян, и поражал их Азаил во всем пределе Израилевом, на востоке от Иордана, всю землю Галаад, колено Гадово, Румивомо, Манассиино, начиная от Ароера, который при потоке Арноне, и Галаад и Васан. Времени же царствования Ииуева над Израилем, в Самарии, было двадцать восемь лет».

Обратимся к археологии. В книге «Раскопки в библейских странах». И. А. Крывелев пишет: «Еще в 1846г. Лэйярдом был открыт во дворце Саламансара в Нимруде (современный Калху) «черный обелиск» ассирийского царя Саламансара III.

Четырехугольный обелиск вышиной в два метра высечен  из черного мрамора; все его стороны покрыты барельефами – по пять рядов на каждой стороне; между рядами, а так же в верхней и нижней частях всего обелиска расположены надписи. На барельефах изображаются сцены уплаты покоренными народами дани царю Саламансару, а так же сама эта дань  - слитки золота и других драгоценных металлов, сосуды и корзины с различными, видимо, ценными вещами, верблюды, нагруженные ценностями. Другие животные и т. д. На одной из сторон обелиска занимает видное место барельеф, изображающий израильского царя Ииуя (Иегу). Возможно, что изображен не сам царь, а его представитель; он распростерся ниц в самой униженной позе перед царем Саламансаром и целует землю у ног ассирийского царя. Надпись под барельефом гласит: «Дань от Ииуя, сына Омри; я получил от него серебро, золото, золотую чашу, золотую вазу» и т. д. Совсем недавно, в 1961г., в том же Нимруде была найдена статуя Саламансара  III с большой надписью, посвященной его военным победам. В тексте этой надписи есть и такие слова: «В восемнадцатый год моего царствования… я получил дань от народов Тира и Сидона и от Ииуя, сына Омри». Таким образом, ассирийские источники дважды свидетельствуют о том, что израильский царь Ииуй был данником ассирийской державы.

        Здесь Библия не подтверждает сообщения ассирийских археологических памятников. Ииуй фигурирует в Ветхом завете как один из наиболее энергичных, предприимчивых и жестоких царей Израиля. Он не был сыном Омри, как его именуют ассирийские источники. Дело в том, что этот Омрий был одним из наиболее известных царей Израиля, поэтому окружающие народы считали всех других израильских царей представителями или сынами «дома Омри»; в таком качестве у них фигурирует и Ииуй. О том, что ему пришлось откупаться данью от Саламансара, Библия не сообщает. По ассирийским источникам, Израиль принял участие в войне против Саламансара, которую вела целая коалиция мелких государств. В сражении при Каркаре союзники потерпели поражение, и Израилю пришлось искупать свою вину данью и унизительной процедурой. Это было в середине IX в. до н. э.».

Когда сравниваем Библию с археологическими данными сразу видно, что Библия далека от объективного описания событий тех времен. Поскольку Библию писали жрецы, то они все происходящее выдавали за волю Бога. На самом деле все можно объяснить гораздо проще. Израиль, после распада, стал легкой добычей для окружающих государств, чем они не медленно воспользовались. Тем более что между Израилем и Иудеей шли постоянные драки. Даже внутри самих еврейских государств шла ожесточенная борьба за царский престол.

«Гофолия, мать Охозии, видя, что сын ее умер, встала и истребила все царское племя. Но Иосавеф, дочь царя Иорама, сестра Охозии, взяла Иоаса, сына Охозии, и тайно увела его из среды умерщвляемых сыновей царских, его и кормилицу его, в постельную комнату; и скрыли его от Гофолии, и он не умерщвлен. И был он с нею скрываем в доме Господнем шесть лет, между тем как Гофолия царствовала над землею».

       Хорошая была бабушка Гофолия, она устроила избиение собственных внуков ради того, что бы самой царствовать. Учитывая то, что у царей были обширные гаремы, внуков оказалось на малое количество. Даже сама Гофолия не заметила, что одного не хватает. Спасли ли на самом деле Иоаса, или в последствии жрецы нашли другого мальчика, это покрыто мраком веков. Но мы знаем из истории, что был бы престол, претенденты найдутся. Сколько их было лжецарей. Так же мы знаем, что было целое племя детей лейтенанта Шмидта, а уж о царях и говорить нечего. Когда мальчику было семь лет, жрецы устроили заговор и убили Гофолию. И так воцарился Иоас над Иудеей. Командовал парадом священник Иодай.   

«И заключил Иодай завет между Господом, и между царем, и народом, чтоб он был народом Господним. И пошел весь народ земли в дом Ваала, и разрушили жертвенники его, и изображения его совершенно разбили, и Матфана, жреца Ваалова, убили перед жертвенниками. И учредил священник наблюдение над домом Господним, и делал Иоас угодное в очах Господных во все дни свои, доколе наставлял его священник Иодай».

Действия священников, в данном случае политических деятелей, так как семилетний царь мог править чисто символически, ни чем не отличалось от действий деятелей нашего времени. Мы знаем, как после еврейского переворота в России рушили храмы, сжигали иконы,  сбрасывали колокола и расстреливали попов. Потом молились внуку Сруля Мошевича и товарищу Сталину. Во время царствования Хрущева громили памятники Сталину. Мне пришлось бывать в Курейке, месте ссылки Сталина, там над домиком, в котором жил Сталин, был сооружен бетонный павильон, перед ним стоял памятник Сталину. Когда мы посетили то место, картина была весьма грустная. Павильон был без стекол, на месте домика был один фундамент, статуя Сталина лежала на дне Енисея. Не только павильон, но и вся территория была основательно загажена. Вспомнилась песенка: «Нас рано, нас рано мама разбудила». То же самое происходило в Израиле и Иудее. Царь Иоас, когда повзрослел, обратился к совести священников.

«Но как до двадцать третьего года царя Иоаса священники не исправляли повреждений в храме, то царь Иоас позвал священника Иодая и священников и сказал: почему вы не исправляете повреждений в храме? Не берите же от ныне серебра у знакомых своих, а на починку повреждений в храме отдайте его. И согласились священники не брать серебра у народа на исправление повреждений в храме. И взял священник Иодай один ящик, и сделал отверстие сверху его, и поставили его подле жертвенника на правой стороне, где входили в дом Господень. И полагали туда священники, стоящие на страже у порога, все серебро, приносимое в дом Господень».

Казалось бы, Иудея припала к Богу. Работа по восстановлению храма закипела. Теперь Господь, Бог Иудейский должен бы радоваться и всяческий охранять свой избранный народ. Но ни чего подобного Господь Бог не сделал.

«Тогда выступил в поход Азаил, царь Сирийский, и пошел войною на Геф, и взял его; и вознамерился Азаил идти на Иерусалим. Но Иоас, царь Иудейский, взял  все пожертвованное, что пожертвовали храму, Иосафат, и Иорам и Охозия, отцы его, цари иудейские, и что он сам пожертвовал, и все золото, найденное в сокровищницах дома Господня и дома царского, и послал Азаилу, царю Сирийскому; и он отступил от Иерусалима».

Такой уж Бог у евреев. Сколько Иоас не старался так Бог и не заступился. Позволил разграбить даже свой дом Господень. Что стоило Богу запустить камнем по голове этому Азаилу, и он убежал бы с фингалом под глазом. Само собой разумеется, что от такого Бога и отпадали евреи, и поклонялись другим Богам, которые ни сколько не хуже Яхве. Да и самому царю не повезло с Богом. «И восстали слуги его, и составили заговор, и убили Иоаса в доме Милло, на дороге к Силле».

Между тем в Израиле воцарился тезка царя Иудейского тоже Иоас. Царствовал он в течение шестнадцати лет, и делал не угодное в очах Господних, как и все остальные цари Израиля. В тоже время умер пророк Елисей, но даже после смерти он продолжал чудить, то есть делать чудеса.

«И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил. И встал на ноги свои».

Вот такая поучительная история. Не нужно бросать трупы, куда и как попало. Много было случаев, что даже в морге просыпались. Правда, случалось это только до того как с ними поработает патологоанатом.

«Азаил, царь Сирийский, теснил Израильтян во все дни Иоахаза. Но Господь умилосердился над ними, и помиловал их, и обратился к ним ради завета Своего с Авраамом, Исааком и Иаковом, и не хотел истребить их, и не отверг их от лица Своего доныне».

Дело не в Аврааме или в Исааке, все дело в Сааре, которую Господь Бог любил, и даже зачала она по воле Господа. Только ли по воле, этот вопрос ставит в тупик даже теологов, уж не говоря о простых смертных. Достаточно вспомнить, как Господь оберегал Саару от всех бед и несчастий, как он наказал фараона, на почве ревности.

        «И умер Азаил, царь Сирийский, и воцарился Венадад, сын его, вместо него. И взял Иоас, сын Иоахаза, из рук Венадада, сына Азаила, города, которые он взял войною из рук отца его Иоахаза. Три раза разбил его Иоас и возвратил города Израилевы».

Это все результат деятельности Господа Бога, в связи с тем, что Он вспомнил про свою дружбу с Саарой. Другого повода и быть не могло, поскольку израильтяне делали неугодное Господу и молились другим Богам.

«Во второй год Иоаса, сына Иоахазова, царя Израильского, воцарился Амасия, сын Иоаса, царь Иудейский. Когда утвердилось царство в руках его, тогда он умертвил слуг своих, убивших царя отца его.

Но детей убийц не умертвил, так как написано в книге закона Моисеева, в которой заповедал Господь, говоря: не должны быть наказываемы смертью отцы за детей, и дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; но каждый за свое преступление должен быть наказываем смертью».

Амасия, в данном случае поступил совсем не по еврейским традициям, и совсем не по божеский. Мы хорошо знаем, что сам Господь, Бог Израильский, поступал совсем по другому. Тому примеров в Библии такое множество, что их и приводить не надо. Да и в России после еврейского переворота, что творили евреи, страшно вспомнить. Такой нашумевший случай, когда один еврей шлепнул другого, имеется в виду убийство Урицкого в Петрограде. Тогда евреи перестреляли тысячи ни в чем не повинных людей. Или как поступали евреи с детьми «врагов народа», погибли миллионы. Эти вопросы ждут еще своего исследования, но это уже не входит в библейскую тему. Но Амасия на этом не остановился.

«Он поразил десять тысяч Идумеян на долине Соляной, и взял Селу войною, и дал ей имя Иокфеил, которое остается и до сего дня».

Амасия вошел во вкус и решил воевать с Израилем, на что царь Израильский сказал ему:

«Ты поразил Идумеян, и возгордилось сердце твое. Величайся и сиди у себя дома. К чему тебе затевать ссору на свою беду? Падешь ты и Иуда с тобою. Но не послушался Амасия. И разбиты были Иудеи Израильтянами, и разбежались по шатрам своим. И Амасию царя Иудейского сына Иоаса, сына Охозина, захватил Иоас, царь Израильский, в Весамисе, и пошел в Иерусалим, и разрушил стену Иерусалимскую от ворот Ефремовых до ворот угольных на четыреста локтей. И взял все золото и серебро, и все сосуды, какие нашлись в доме Господнем и в сокровищницах царского дома, и заложников и возвратился в Самарию».

Когда на евреев ни кто не нападает, они воюют между собой. Господь Бог все терпит, кода грабят его храм даже сыны им же избранного народа. Ясно видно, что Господу достался при дележке между Богами самый скверный народ. Ни один народ в мире не делал своим Богам столько пакостей, как евреи своему Яхве. Само собой, что и Яхве в долгу не остается, он их тоже лупит нещадно, при помощи других народов в особенности. Брать заложников, это тоже еврейское изобретение. После еврейского переворота в России они этот метод широко использовали. Брали заложников по любому поводу, мало кто из них выжил.

 «И жил Амасия, царь Иудейский, по смерти Иоаса, царя Израильского, пятнадцать лет. И составили против него заговор в Иерусалиме, и убежал он в Лахис. И послали за ним в Лахис, и умертвили его там. И взял весь народ иудейский Азарию, которому было шестнадцать лет, и воцарили его вместо отца его Амасии».

Так цари и менялись. Если в Иудее еще придерживались веры в Яхве, то в Израиле постоянно поклонялись другим Богам. Но интересно то, что Бог поражал больше тех, кто ему поклонялся.

«В двадцать седьмой год Иеровоама, царя Израильского, воцарился Азария, сын Амасии, царь Иудейский. Он делал угодное в очах Господних во всем так, как поступал Амасия, отец его. И поразил Господь царя, и был он прокаженным до дня смерти своей, и жил в отдельном доме. А Иофам, сын царя, начальствовал  над дворцом и управлял народом земли».

Яркий пример того, как Господь Бог наказывает своих приверженцев. Тем временем история продолжается.

«В тридцать восьмой год Азарии, царя Иудейского, воцарился Захария, сын Иеровоама, над Израилем, и царствовал шесть месяцев. Он делал неугодное в очах Господных. И составили против него заговор Селлум, сын Иоаса, и поразил его перед народом, и убил его; и воцарился вместо него. И царствовал один месяц в Самарии. И пришел Менаим, сын Гадия, из Фирцы, и поразил Селлума, и умертвил его, и воцарился вместо него. И поразил Менаим Типсах и всех, которые были в нем и в пределах его, начиная от Фирцы, за то, что город не отворил ворот, и разбил его; и всех беременных женщин в нем разрубил. И делал он неугодное в очах Господних и т. д.».

У евреев почему-то было такое хобби разрубать беременных женщин. Привычка эта у них идет со времен Иисуса Навина.

«Тогда пришел Фул, царь Ассирийский, на землю Израилеву. И дал Менаим Фулу тысячу талантов серебра, чтобы руки его были за него и чтобы утвердить царство в руке своей. И разложил Менаим это серебро на Израильтян, на всех людей богатых, по пятидесяти сиклей серебра на каждого человека, чтобы отдать царю Ассирийскому. И пошел назад царь Ассирийский, и не остался там в земле».

Стоит евреям чуть разбогатеть, как соседние цари сразу же их грабят. Или египтяне или сирийцы или ассирийцы. В краткие промежутки, когда на них не нападает ни кто, они дерутся между собой. Вот и Фул увез 26000 кг. серебра. Вот в такую землю обетованную привел евреев Господь Бог. И вне зависимости от того делают они угодное в очах Господних, или не делают угодное, ситуация не меняется.

          После Менаима воцарился Факия, сын Менаима. Но произошел очередной дворцовый переворот.

«И составил против него заговор Факей, сановник его, и поразил его в Самарии в палате царского дома, и умертвил его, и воцарился вместо него. И делал неугодное в очах Господних и т. д. В дни Факея, царя Израильского, пришел Феглаффелласар, царь Ассирийский, и взял Ион, Авел-Бнф-Мааху, и Ианох, и Кадес, и Асор, и Галаад, и Галилею, всю землю Нефалимову, и переселил их в Ассирию».

Это очень важный исторический момент. Царь Ассирийский был большим гуманистом. Он не стал разрубать беременных женщин, как поступали евреи с покоренными народами. Он решил их переселить. Он понимал, что для создания империи нужно перемешать народы как карты в колоде. В последствии евреи сами использовали метод Феглаффелласара применительно к России. Последствия расхлебывают до настоящего времени. Вот к чему привело не знание Библии царем Ассирийским. Если бы он прочитал Библию и знал бы, сколько пакостей наделали евреи египтянам, прежде чем они догадались их выгнать, он не стал бы их переселять, а уничтожил бы на месте. Так что Библию должен знать каждый. В историческом отношении, книга весьма полезная, особенно в том плане, что касательно евреев.

«В семнадцатый год Факея, воцарился Ахаз, сын Иоафама, царя Иудейского. Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа и т. д. Тогда пошел царь Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалин, царь израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде, но одолеть не могли. В то время Рецин, царь Сирийский, возвратил Сирии Елаф и изгнал Иудеев из Елафа; и Идумеяне вступили в Елаф, и живут там до сего дня. И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Израильского, восставшего на меня. И взял Ахаз серебро и золото в доме Господнем  и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар. И послушал его царь Ассирийский; и пошел в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил.

И пошел царь Ахаз на встречу Фелглаффелласару, царю Ассирийскому, в Дамаск, и увидел жертвенник, который в дамаске, и послал Ахаз к Урии священнику изображение жертвенника и чертеж всего устройства его. И построил священник Урия жертвенник по образцу, который прислал царь Ахаз из Дамаска; и сделал так священник Урия до прибытия царя Ахаза из Дамаска. И сделал священник Урия все так, как приказал царь Ахаз. И обломал царь Ахаз ободки у подстав, и снял с них умывальницы, и море снял с медных волов, которые были под ним,  и поставил его на каменный пол. И отменил крытый субботний ход, который построил при храме, и внешний царский вход к дому Господню, ради царя Ассирийского».

         Снять такую бочку с медных волов задача была не простая. Но это дало большие удобства для жрецов. Дело в том, что этот бассейн был предназначен для купания жрецов, и лазить на такую высоту было не удобно. Зная, что ширина храма была двадцать локтей, а диаметр бассейна десять локтей он занимал половину ширины храма. Скорей всего Ахазу понадобилась медь, и волов он пустил на переплавку вместе с ободками и умывальницами.

«В двенадцатый год Ахаза, царя Иудейского, воцарился Осия, сын Илы, в Самарии над Израилем, и царствовал девять лет. И делал он не угодное в очах Господних, но не так, как цари Израильские, которые были прежде его. Против него выступил Саламансар, царь Ассирийский, и сделался Осия подвластным ему и давал ему дань. И заметил царь Ассирийский в Осии измену, так как он посылал послов к Сигору, царю Египетскому, и не доставлял дани царю Ассирийскому каждый год; и взял его царь Ассирийский под стражу, и заключил его в дом темничный. И пошел царь Ассирийский на всю землю, и приступил к Самарии, и держал ее в осаде три года. В девятый год Осии взял царь Ассирийский Самарию, и переселил Израильтян в Ассирию, и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских».

Так Ассирийцы положили начало всемирному сионизму. Дело в том, что евреи стали разбегаться не только по Ассирии, но и эмигрировали в другие страны. Тем не менее, они не теряли связи друг сдругом и старались проникнуть во все сферы политики и экономики тех стран, в которых жили.

«И стали делать сыны Израилевы дела неугодные Господу, Богу своему, и построили себе высоты во всех городах своих, начиная от сторожевой башни до укрепленного города. И поставили себе изображения Астарт на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И стали там совершать курения на всех высотах, подобно народам, которых изгнал от них Господь, и делали худые дела, прогневляющие  Господа. И перевел царь Ассирийский людей из Вавилона, и из Куты, и из Аввы, и из Емафа, и из Сепарваима, и поселил их в городах Самарийских вместо сынов Израилевых. И они овладели Самариею, и стали жить в городах ее. И как в начале жительства своего они не чтили Господа, то Господь послал на них львов, которые умерщвляли их. И донесли царю Ассирийскому, и сказали: народы, которых ты переселил и поселил в городах Самарийских, не знают закона Бога той земли, и за то он посылает на них львов, и вот, они умерщвляют их, потому что они не знают закона Бога той земли. И повелел царь Ассирийский, и сказал: отправьте одного из священников, которых вы выселили оттуда; пусть пойдет и живет там, и он научит их закону Бога той земли».

Здесь мы видим, что у Богов в те времена было четкое разграничение по территориальным вопросам. Они старались не вмешиваться в дела Богов на чужой территории. Боги между собой воевали очень редко. После того как они сожгли Содом и Гоморру, они поняли, что шутить с Божеским оружием опасно для самых Богов, и все вопросы решали мирным путем. То же самое происходит в наше время между ядерными державами. Америка, например, может бомбить Афганистан, Ирак и другие страны, не имеющие ядерного оружия. До последнего времени им это сходило с рук. Но Господь Бог, который теперь называется Аллахом, их слегка наказал. Как известно из Библии, евреи поклонялись золотым тельцам. Символических золотых тельцов они построили в Америке, это два небоскреба всемирного торгового центра. Какая может быть международная торговля без евреев? Вот Господь Бог и отомстил евреям за бомбардировки мусульманских государств. Американцы хвастались, когда-то, что они обстреливали Бейрут из пушек линкора «Нью Джерси». Это были пушки калибра 400 мм. вес ствола 120 тонн, вес снаряда 800 кг. Американцы тогда говорили, что это очень дешево обошлось налогоплательщикам, поскольку снаряды сохранились еще со второй мировой войны. Вот Господь Бог Аллах и напомнил им этот случай тем, что и по Пентагону самолет запустил. Американцы считали, что их ни кто не достанет, они за океаном. Теперь они знают, что и к ним могут быть применены санкции. Теперь, сидя в своих небоскребах, они будут постоянно испытывать чувство страха, а это хуже любого материального ущерба, тем более что Ладан якобы сказал: «Небоскребов на наш век хватит». То, что там погибли и не евреи, Господа Бога такие мелочи ни когда не волновали. Интересно то, что американцы не сделали соответствующие выводы из случившегося, и продолжают заниматься государственным терроризмом. Наивно полагать, что после того как разбомбили Афганистан, теперь бомбят Ирак, им это так просто сойдет с рук. Обязательно найдутся люди, которые жестоко отомстят за все содеянное. Бог тоже не остается в стороне в таких случаях, поскольку пришельцы тоже не знают законы Бога той земли, на которой воюют. Ирак уже снабжает Америку цинковыми гробами. Уже тысячу гробов Америка получила, теперь отправляют туда замену. Долго еще Иракская нефть будет с примесью крови. Не нужно быть пророком, чтобы предсказать, что США ждут еще такие потрясения, которые им и не снились. Подрастают дети тех убитых и искалеченных при бомбежках и обстрелах, которые всю жизнь посвятят тому, чтобы отомстить за родителей и родственников.       В настоящее время человечество на столько зависит от техники, что один технический грамотный диверсант может устроить такую аварию, что погибнут десятки или даже сотни тысяч человек, не говоря уж о материальном ущербе. Чернобыль показал, во что обходится безразмерное разгильдяйство, не говоря уж о терроризме. Ученые давно заметили, что нет защиты от дурака, а уж от мудреца тем более.

Но вернемся к нашим евреям и народам, которых царь Ассирийский поселил на еврейской территории.

«И пришел один из священников, которых выселили из Самарии, и жил в Вефиле, и учил их, как чтить Господа. Притом сделал каждый народ и своих Богов, и поставил в капищах высот, какие устроили Самаряне, - каждый народ в своих городах, где живут они. Вавилоняне сделали Суккотбеноф, Кутийцы сделали Нергала, Емафяне сделали Ашиму, Аввийцы сделали Нивхаза и Тартака, а Сепарваимцы сожгли сыновей своих в огне Адрамелеху и Анамелехй, Богам Сепарваимским. Между тем чтили и Господа, и сделали у себя священников высот из среды своей, и они служили у них в капищах высот. Господа они чтили, и Богам своим они служили по обычаю народов, из которых выселили их».

Здесь мы видим полный плюрализм. Все молились, кто кому хотел, и жили дружно. Боги тоже между собой уживались, только Яхве все вещал через пророков: « Не поклоняйтесь другим Богам». И как всегда хвастался тем, что он вывел всех из Египта. Прошло уже более 800 лет, а Бог все напоминает евреям, и не только евреям, что он их вывел из Египта.

«В третий год Осии, сына Илы, царя Израильского, воцарился Езекия, сын Ахаза, царя Иудейского. И делал он угодное в очах Господних во всем так, как делал Давид, отец его. Он отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змея, которого сделал Моисей, - потому что до самых тех дней сыны Израилевы кадили ему и называли его Нехуштан. И был Господь с ним везде, куда он ни ходил, поступал он благоразумно. И отложился он от царя Ассирийского, и не стал служить ему. Он поразил Филистимлян до Газы и в пределах ее, от сторожевой башни до укрепленного города. В четвертый год царя Езекии, сына Илы, царя Израильского, пошел Саламансар, царь Ассирийский, на Самарию и осадил ее; И взял ее через три года. И переселил царь Ассирийский Израильтян в Ассирию и поселил их в Халахе и в Хаворе, при реке Гозан, и в городах Мидийских, за то, что они не слушали голоса Господа, Бога своего, и преступили завет Его, все, что заповедал Моисею, раб Господень; они и не слушали и не исполняли». 

И так Езекия, пользуясь моментом, что Ассирии было не до Иудеи, отложился и не стал платить дань. Длилось это не долго и дорого обошлось.

«В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укрепленных городов Иуды и взял их. И послал Езекия, царь Иудейский, к царю Ассирийскому в Лахис сказать: виновен я; отойди от меня; что наложишь на меня,  вынесу. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского, триста талантов серебра и тридцать талантов золота. И отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского. В то время снял Езекия золото с дверей дома Господня и с дверных столбов, которые позолотил Езекия, царь Иудейский, и отдал его царю Ассирийскому».

Господь Бог спокойно созерцает, как обдирают его храм и даже не заступается за себя. Тем временем царь Ассирийский неудовлетворен тем, что ему отдал Езекия, послал свое войско к Иерусалиму.

Полководец Ассирийцев Рабсак предложил иудеям сдать город. Но царь Езекия, посоветовавшись с пророком Исаией, помолился Господу Богу. Бог пообещал Езекии. Что спасет город от ассирийцев, и Езекия послушался.

«И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском  сто восемьдесят пять тысяч. И встали по утру, и вот все тела мертвые. И отправился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии. И когда он поклонялся в доме Нисроха, Бога своего, то Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечем, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него».   

Поражает масштаб опустошения армии Сеннахирима. Возникает вопрос, была ли армия такого количества? Обратимся к исторической литературе, книге И. А. Крывелева «Раскопки в библейских странах».

«После того как ассирийские цари разгромили и покорили в 722г. до н. э. Израильское царство, Иудея некоторое время признавала себя данницей Ассирии и более или менее исправно несла связанные с этим повинности. Потом царь Езекия вместе с властителями ряда мелких финикийских и сирийских городов-государств отложился от Ассирии и перестал платить ей дань. Ассирийский царь Синаххериб предпринял новое завоевание всех этих территорий. В 701г. до н. э. он во главе своей армии оказался на территории Иудеи. Без особого труда ему удалось захватить почти всю страну. Более или менее серьезное сопротивление оказала лишь крепость Лахиш. Об осаде этой крепости  Синаххерибом повествуют некоторые археологические памятники.

В 1850г. Лэйярд нашел во дворце Синаххериба, открытом им в Ниневии, много художественных изделий, вывезенных из Лахиша ассирийским царем в 702г. до н. э. Довольно долгое время археологи не могли установить то место, в котором следует искать развалины Лахиша. В 90-х годах прошлого века Питри и Блис раскапывали Телль эль-Геси, ошибочно предполагая, что под ним скрывается Лахиш. В начале 30-х годов английская экспедиция под руководством И. Л. Старки предприняла раскопки Телль эд-Дувейра, считая, что Лахиш находился там. Их предположения оправдались. Раскопки продолжались ряд лет. Результаты не обманули ожиданий.

        Была обнаружена мощная крепостная стена толщиной 19,5 фута (ок. 6,5 метра) с грозными зубчатыми башнями. Это и была та
крепость, которую пришлось осаждать Синаххерибу. У стен крепости оказалась большая глубокая яма, в которой находилось около 1500 человеческих скелетов. Многие из них носили на себе следы тяжелых ранений. На некоторых костяках обнаруживаются признаки того, что их обладатели подвергались примитивному хирургическому врачеванию того времени: на трех черепах видны следы трепанации. Видимо, открытая археологами яма представляет собой братскую могилу солдат Синаххериба, погибших во время осады Лахиша.

Сам Синаххериб был столь заметной фигурой в военной и политической истории того времени, что оставил много следов, обнаруживаемых средствами археологической науки. О нем шесть раз говорится в Библии (в русском переводе его имя пишется – Сеннахирим), его имя упоминается и в греческих источниках. Но конечно самый интересный материал, характеризующий его преимущественно военную деятельность, содержится в найденных археологами ассирийских памятниках.

В конце 70-х начале 80-х гг. прошлого века араб-археолог Ормузд Рассам открыл в Ниневийском дворце Синаххериба несколько шестигранных цилиндров из обожженной глины с пространными клинообразными надписями, оказавшимися после расшифровки подробными сообщениями самого Синаххериба о его военных кампаниях. Особенный интерес представляет один из этих цилиндров, на котором описано восемь военных походов Синаххериба, включая кампанию 701г., причем особое место занимает рассказ о победоносной осаде филистимских и иудейских городов, в частности Иерусалима. Есть полная возможность сравнить эти реляции с соответствующими текстами Ветхого завета.

Библейское сообщение находит подтверждение и пространное дополнение в победной записи Синаххериба. Там сказано: « Что касается Езекии, еврея, который не покорился мне, то сорок шесть его сильных, обнесенных стенами городов, так же как и небольших городов, находящихся по соседству от него, которым нет числа, я осадил и взял их при помощи лестниц и осадных машин, конными атаками и пешим штурмом, подкопами, туннелями и проломами. 200150 человек взрослых и детей, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, рогатый скот и овец без числа я взял от туда в качестве добычи. Его самого я запер в Иерусалиме, как птицу в клетке». Там же дано и перечисление той дани, которою Езекия откупился от Синаххериба. Фигурирует, в частности, такая сумма, как 30 талантов золота и 800 талантов серебра. Она расходится с указанной в Библии на 500 талантов серебра. Возможно двоякое объяснение такого расхождения: либо ассирийский талант весил меньше иудейского, либо Синаххериб, как это довольно обычно для военных донесений, прихвастнул на счет размеров своих достижений.

         На стенах ниневийского дворца сохранились весьма выразительные иллюстрации, изображающие осаду Лахиша Синаххерибом, Вот картина штурма крепостных стен ассирийской пехотой, пытающейся взобраться на них при помощи высоких лестниц под ураганным «огнем» камней и прочих снарядов того времени, бросаемых со стен крепости ее защитниками. А вот два рельефа, иллюстрирующие результаты победы. На одном из них изображены иудейские пленники, движущиеся под конвоем ассирийских солдат в изгнание. На другом изображен сам Синаххериб сидящим на троне в побежденном им Лахише и принимающим военную добычу от старейшин города. У головы ассирийского властителя можно прочитать горделивую надпись: «Синаххериб, царь Вселенной, царь Ассирии, сел на трон и обозревает добычу Лахиша».

 В военной биографии «царя Вселенной» были и менее блестящие эпизоды. О том, как его войско претерпело страшное бедствие, приписываемое Библией вмешательству «ангела Господня», ассирийский царь не сообщает ни в росписи стен своего дворца, ни в клинописных реляциях на цилиндрах. Мы имеем здесь возможность при помощи Библии дополнить историю Ассирии некоторыми данными, о которых ее могущественный царь застенчиво умолчал.

Впрочем, Библия в данном случае тоже нуждается  в довольно существенных поправках. Само собой, разумеется, что вмешательство ангела следует отнести за счет благочестивой фантазии иудейских жрецов. Да и было это, совсем при других условиях, чем описано в Библии, и даже не под Иерусалимом. Сопоставляя библейское повествование с одним сообщением греческого историка Геродота, мы получаем примерно такую картину. Около 690г. до н. э. Синаххериб предпринял второй поход на Иерусалим. Он осадил столицу Иудеи, но вскоре получил сведения о том, что эфиопско-египетский фараон Тахарка собирается двинуться не него с юга. Ассирийский царь решил предупредить это нападение и устремился в сторону Египта с тем, чтобы разгромить Тахарку на его территории, По пути ему пришлось осадить египетскую пограничную крепость Пелузиум. Вот здесь-то его и ждала катастрофа. По Геродоту, ее причиной явилось нашествие мышей, которые в одну ночь погрызли у ассирийского войска все колчаны, тетивы у луков и кожаные рукоятки щитов. Оказавшись на Синаххериба было вынуждено во избежание полного разгрома бежать на родину. Сообщение Геродота о вмешательстве мышей в ход военных действии заслуживает не больше доверия, чем библейский рассказ о карающей деснице ангела Господня. Видимо, здесь имела место сильнейшая вспышка какой-то эпидемии – может быть чумы. Во всяком случае, из библейского сообщения подтверждается лишь тот факт, что Синаххериб потерпел сокрушительное поражение и что в результате этого Иерусалим, а вместе с ним и вся Иудея на время вздохнула свободно.

В вопросе о дальнейшей судьбе Синаххериба Библия тоже не точна. Ее текст можно понять так, что сразу после возврата в Ниневию Синаххериб был убит своими сыновьями. На самом деле после катастрофы своего войска в 710 г. до н.э. Синаххериб еще царствовал целых двадцать лет».

Но вернемся к Библии. Иудейский царь Езекия заболел, но с божьей помощью выздоровел.

«В то время послал Беродах Баладан, сын Баладана, царь Вавилонский, письма и подарки Езекии; ибо он слышал, что Езекия был болен. Езекия, выслушав посланников, показал им кладовые свои, серебро и золото, и ароматы, и масти дорогие, и весь оружейный дом свой и все, что находилось в сокровищницах его; не оставалось ни одной вещи, которой не показал бы им Езекия в доме своем и во всем владении своем».

       Сокровища только для того и нужны, чтобы ими хвастаться. Иначе это просто мертвый груз. Вспомним, как хвастался царь Соломон перед царицей Савской. Но пророк Исаия напророчил царю Езекии совсем другой вариант.
«Вот придут дни. И взято будет  все, что в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего дня, в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь».

Для подобного пророчества и Господь не нужен. Часто послов и посылают с целью, узнать, где что лежит, и стоит ли воевать и за такой добычи. Тем более не трудно такое предсказать, поскольку евреев грабили постоянно.

«И почил Езекия с отцами своими, и воцарился Манасия, сын его, вместо него. Двенадцать лет был Манасия, когда воцарился, и пятьдесят лет царствовал в Иерусалиме. И делал он неугодное в очах Господних, подражая мерзостям народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых. И снова устроил высоты, которые уничтожил отец его Езекия, и поставил жертвенники Ваалу, и сделал дубраву, как сделал Ахав, царь Израильский; и поклонялся всему воинству небесному, и служил ему».

Господу Богу ни чего другого не оставалось, как только угрожать Манасии через пророков, но Манасия царствовал себе в свое удовольствие, и мерзости продолжались все пятьдесят лет.

«Еще же пролил Манасия и весьма много невинной крови, так что наполнил ею Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что завлек Иуду в грех – делать неугодное в очах Господних».

Потому и царствовал Манасия, что проливал кровь. Полезно делать кровопускание своим придворным. Все дело в том, что слишком много желающих воцариться. После Манасии воцарился его сын Аммон, так царствовал всего два года, не смотря на то, что в момент воцарения ему было двадцать два года.

      «И составили заговор слуги Аммоновы против него, и умертвили царя в доме его. Но народ земли перебил всех, бывших в заговоре против царя Аммона; и воцарил народ земли Иосию, сына его, вместо него. Восьми лет был Иосия, когда воцарился, и тридцать один год царствовал в Иерусалиме».

Не сложный подсчет указывает на то, что Аммон имел сына, будучи в шестнадцатилетнем возрасте. А мы в наше время толкуем о какой то акселерации. В те времена люди созревали не хуже нашего.

«И делал он угодное в очах Господних, и ходил во всем путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни  направо, ни на лево».

Не удивительно, что восьмилетний ребенок попал под влияние жрецов, и делал то, что они скажут. Он даже храм отремонтировал.
«И повелел царь Хелкии первосвященнику, и вторым священникам, и стоящим на страже у порога вынести из храма Господня все вещи, сделанные для Ваала и Астарты, и для всего воинства небесного, и сжег их за Иерусалимом, в долине Кедрон, и велел прах их отнести в Вефиль. И отставил жрецов, которых поставили цари Иудейские, чтобы совершать курения на высотах в городах иудейских, - и которые кадили Ваалу, солнцу, и луне, и созвездиям, и всему воинству небесному. И вынес Астарту из дома Господня за Иерусалим, к потоку Кедрону, и сжег ее у потока Кедрона, и истер ее в прах, и бросил прах ее на кладбище общенародное. И разрушил дома блудилищные, которые были при храме Господнем, где женщины ткали одежды для Астарты». 
   
      В Библии многократно упоминается Богиня Астарта. У многих народов древности был распространен культ Богини матери, Богини плодородия, Богини любви и т. д. Достаточно вспомнить древнегреческую Афину, древнеримскую Венеру и других. При храмах Богини Астарты существовали дома, вроде современных гостиниц, где паломники могли получить сексуальные услуги. Делалось это на высочайшем профессиональном уровне. Девушек к данной профессий готовили с детства. Они получали хорошее, по тем временам, образование. Умели предсказывать судьбу, оказывать психологическую помощь мужчинам, знали несколько языков, и были хорошими собеседницами. Так же они умели играть на музыкальных инструментах и танцевать. Вообще, это были женщины для любви, а не для стирки белья. Достаточно вспомнить подругу Александра Македонского, Таись Афинскую. Поскольку они общались с разными людьми, то и знали много и могли выгодно продать нужную информацию в виде предсказании. Так же они оказывали большое влияние на государственных деятелей того времени. Так что библейское сообщение о том, что они ткали одежды для Астарты не совсем точное, поскольку они не только ткали. Изготовление одежд было своего рода хобби.

    Это все называлось храмовой проституцией. В те времена эта профессия не считалась презренной. В общем, храмовые проститутки стояли очень высоко на ступенях общественной лестницы. В любом случае гораздо выше, чем педагоги в России в настоящее время. Естественно, что при таком положении вещей храмы Богини Астарты процветали. Услуги были платными, как и все религиозные услуги во всех храмах. Богатые клиенты жертвовали храмам Астарты целые состояния, благодаря высокому классу обслуживания.

 Разумеется, что Яхве ни чего подобного предложить не мог, вот и отпадали евреи от своего Господа и поклонялись Астарте. Даже христианство не могло обойтись без Богини матери и пришлось им обожествить деву Марию, которая, не смотря на то, что родила нескольких детей, считается непорочной. А евреи считают деву Марию, мягко говоря, блудницей.

Царствование царя Иосии является наглядным примером того, что каков царь таковы и Боги. Это так же верно как аксиома наших ученых, которые утверждают что: «Каков стол, таков и стул».
 
Царь Иосия разошелся не на шутку. Он решил ломать все подряд и это, при поддержке жрецов, ему вполне удалось.

 «И вывел всех жрецов из городов Иудейских, и осквернил высоты, на которых совершали курения жрецы, от Гевы до Вирсавии, и разрушил высоты пред воротами, - ту, которая у входа в ворота Иисуса градоначальника, и ту, которая на левой стороне у городских ворот. Впрочем, жрецы высот не приносили жертв на жертвенник Господнем в Иерусалиме, опресноки же ели вместе с братьями своими».

Здесь мы видим, что дело все в жертвах. Когда приносили жертвы Богам в разных местах, иерусалимским жрецам ни чего не доставалось, и они решили делать все это централизованно, только в одном Иерусалимском храме. Теперь, чтобы принести жертву Богу, приходилось тащить быка или барана в Иерусалим. Благодаря этому храм превратился в скотобойню, но продолжалось это не долго. Царь Иосия решил сразиться с египетским фараоном Нехао, где и погиб.

«Во дни его пошел фараон Нехао, царь египетский, против царя Ассирийского, на реку Евфрат. И вышел царь Иосия на встречу ему, и тот умертвил его в Мегиддоне, когда увидел его».

В первой книге «Паралипоменон» этот факт описан более подробно.

«После всего того, что сделал Иосия в доме Божием, пошел Нехао, царь Египетский, на войну к Кархемису не Евфрате; и Иосия вышел на встречу ему. И послал Нехао послов сказать: что мне и тебе, царь Иудейский? Не против тебя теперь иду я, но туда, где у меня война. И Бог повелел мне поспешать; не противься Богу, Который со мною, чтоб Он не погубил тебя. Но Иосия не отстранился, а приготовился, чтобы сразиться с ним, и не послушал слов Нехао от лица Божия, и выступил на сражение, на равнине Мегиддо. И выстрелили стрельцы в царя Иосию; и сказал царь слугам своим: уведите меня, потому что я тяжело ранен. И свели слуги его с колесницы, и посадили в другую повозку, которая была у него, и отвезли его в Иерусалим. И умер он, и похоронен в гробницах отцов своих».

Возникает вопрос, с кем, все-таки, Господь Бог, на стороне Иосии или фараона? После такой реформы, которую совершил в делах религии царь Иосия, Господь оказался все-таки на стороне фараона. Скорее всего, не в Боге дело, а в силе армии. Библия сообщает только о смерти царя, и ни слова о том, что иудейская армия была полностью разгромлена. После Иосии воцарился его сын Иоахаза, но царствовал только три месяца. Библия отмечает, что делал он неугодное в очах Господних и т. д. Египетский фараон взял его в плен и угнал в Египет, где он и умер.

«И воцарил фараон Нехао Елиахима, сына Иосина, вместо Иосии, отца его, и переменил имя его на Иоакима. И серебро, и золото давал Иоаким фараону; он сделал оценку земле, чтобы давать серебро по приказанию фараона; от каждого их народа земли, по оценке своей, он взыскивал серебро и золото для того, чтобы отдавать фараону  Нехао. Двадцати пяти лет  был Иоаким, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме. И делал он неугодное в очах Господних. Во дни его выступил Навуходоносор, царь Вавилонский, и сделался Иоаким подвластным ему на три года, но потом отложился от него. И посылал Господь полчища Халдеев, и полчища Моавитян, и полчища Аммонитян, - посылал их на Иуду, чтобы погубить его по слову Господа, которое Он изрек через рабов Своих пророков. По повелению Господа было это с Иудою, чтобы отвергнуть его от лица Его за грехи Манасия, за все, что он сделал; и за кровь невинную, которую он пролил, наполнив Иерусалим кровью невинною, Господь не захотел простить». 

Создается впечатление, что у Господа Бога какая-то замедленная реакция. Прошло тридцать три года после смерти Манасии и только теперь Господь Бог начинает мстить сынам самим же избранного народа. Почему-то Господь ни когда не наказывает прямых виновников, А отыгрывается на детях, внуках и правнуках. Так же Господь, по сообщению Библии, насылает на Иудею полчища других народов. Возможно ли такое, когда все эти народы поклоняются своим Богам? Что мы можем узнать из истории тех времен? Обратимся к научным фактам. И. А. Крывелев пишет:

 «В свете вавилонских хроник историкам удалось уточнить многие факты из истории взаимоотношений между Вавилоном и Иудеей, из истории падения Иудеи, а так же ряд дат, связанных с этими фактами. В общем же историческая картина крушения иудейского царства, описанная в IV книге Царств, II книге Паралипоменон и книге Иеремии, оказалась подтвержденной вавилонскими хрониками.

В феврале 626г. до н. э. Набопаласар провозгласил себя царем Вавилона и реально захватил власть в этом южномессопотамском государстве, которое уже довольно продолжительное время было данником могучей Ассирийской империи. Прежде всего, он поставил своей целью не только освободиться от ассирийского владычества, но и, разгромив Ассирию, стать полновластным хозяином на Ближнем Востоке. У него нашелся сильный союзник в лице мидян, устремившихся на Ассирию с севера, с гор Ирана. В 612г. до н. э. союзники осадили и взяли в плен великолепную столицу Ассирии Ниневию; последний ассирийский царь Синшаришкун покончил самоубийством в пламени собственного дворца. Сам город был до основания разрушен. Ассирийскому владычеству в Месопотамии и Сирии пришел конец. Оставался у Набопаласара еще один мощный противник, разгром которого был необходимым условием достижения единовластия на Ближнем Востоке; это древняя Египетская держава, хотя и лишенная того блеска и той мощи, которыми она обладала во второй половине II тысячелетия до н. э., но все же достаточно сильная, чтобы внушать опасения. Поэтому вавилонский царь немедленно после сокрушения Ассирии стал готовиться к решительной борьбе с Египтом.

Египетский фараон Нехао счел нужным предупредить события и вступил со своим войском на территорию Месопотамии. Историческая картина, восстановленная по вавилонским хроникам, почти полностью подтверждает это библейское повествование.

Как сообщается в вавилонской хронике, Нехао был союзником Ассирии и вступил в Месопотамию для борьбы с Вавилоном. Понятно, посему Иосия счел нужным преградить дорогу войскам Нехао. Еще не давно Ассирия была самым грозным врагом Иудеи, и когда Вавилон сокрушил ее, это было воспринято в Иудее как своего рода освобождение; иудейскому царю, видимо, не улыбалась перспектива восстановления военной мощи Ассирии. Не исключено, что его выступление против Нехао входило в согласованный с вавилонянами стратегический план – связать египетские силы, пока вавилонские войска вместе со своими мидийскими союзниками закончат окончательно разгром ассириян. Во всяком случае, под Мегиддо иудейская держава потерпела решительное поражение. И сообщения об этом, содержащиеся как в Библии, так и в вавилонских хрониках, взаимно подтверждаются. 
Пока шла борьба между Египтом и Ассирией, можно было лавировать между воюющими сторонами и действовать в зависимости от того, на чьей стороне окажется военное счастье. Сразу после поражения под Мегиддо более сильным выглядел Египет, тем более что у Вавилона, помимо борьбы против египтян, было еще много и других хлопот; в частности, хроники рассказывают о борьбе, которую приходилось выдерживать на границе с Урарту. И все же наступил момент, когда Иудее пришлось признать свою зависимость от Вавилона.

В книге Иеремии мы читаем про «войско фараона Нехао, царя египетского, которое было при реке Евфрате в Кархамисе, и которое поразил Навуходоносор, царь вавилонский, в четвертый год Иоакима, сына Иосии, царя иудейского». Сражение при Кархамисе является действительным историческим фактом, засвидетельствованным во многих источниках. Вавилонские хроники, само собой разумеется, с торжеством рассказывают об этой великой победе над главным врагом новой державы – могущественным Египтом. Сообщение об этом кончается заявлением о том, что «в это время Навуходоносор завоевал всю территорию страны Хатти – имеется в виду вся Сирия вместе с Палестиной. Иоахиму после этого не оставалось ничего другого, как стать вассалом и данником Навуходоносора.

Египет, однако, не был добит в качестве самостоятельного государства; в пределах своих границ он представлял еще реальную силу, Война продолжалась, и обе стороны несли в ней не малые потери. Иоаким явно решил сыграть на создавшемся равновесии и, как гласит приведенная выше цитата из Библии, «отложился» от Вавилона. Первое время Навуходоносору было еще не до того, чтобы заняться непосредственным усмирением Иудеи. В Библии говорится, что в это время «Господь посылал» на Иоакима «Полчища халдеев и т. д.».

Вавилонская хроника дает более конкретное объяснение того факта, что у Иудеи вдруг оказалось так много врагов. Не будучи в состоянии в это время сам организовать карательную экспедицию против иудеев, вавилонский царь использовал для этого их соседей и организовал против Иудеи коалицию мелких государств, граничащих с царством Иоакима. Этого оказалось недостаточно. И когда у Навуходоносора по ряду причин оказались руки  развязанными, он двинул свои силы прямо на Иерусалим. По данным вавилонских хроник, это было в декабре 598г. до н. э.».   

Теперь мы знаем, кто посылал полчище на Иудею. Только Иудеи и думали, а точнее жрецы внушали народу, что Господь Бог их посылает. На самом деле не в Боге дело, а в Навуходоносоре. На этом строится вся Библия. 

После Иоахима воцарился Иехония, но царствовал только три месяца. И, как и большинство царей, делал неугодное в очах Господних и т. д.

«В то время подступили рабы Навуходоносора, царя Вавилонского, к Иерусалиму, и подвергся город осаде. И пришел Навуходоносор, к городу, когда рабы его осаждали его. И вышел Иехония, царь Иудейский, к царю Вавилонскому, он и мать его, и слуги его, и князья его, и евнухи его, - и взял его царь Вавилонский в восьмой год своего царствования. И вывез он от туда все сокровища дома Господня и сокровища царского дома; и изломал, как изрек Господь, все золотые сосуды, которые Соломон, царь Израилев, сделал в храме Господнем».

Можно ли верить подобным библейским сообщениям? Могли ли сохранится золотые сосуды со времен царя Соломона, после того как храм несколько раз грабили. Даже сам царь иудейский ободрал позолоту с дверей храма, чтобы уплатить дань. Да и кто станет ломать сосуды, когда они представляли большую ценность, чем золото в слитках.

 «И выселил весь Иерусалим, и всех князей, и все храброе войско, - десять тысяч было переселенных, - и всех плотников и кузнецов; никого не осталось, кроме бедного народа земли. И воцарил царь Вавилонский Матфанию, дядю Иехония, вместо него, и переменил имя его на Седекию. Двадцати одного года был Седекия, когда воцарился, и одиннадцать лет царствовал в Иерусалиме. И делал он неугодное в очах Господних и т. д. Гнев Господень был над Иерусалимом и над Иудою до того, что Он отверг их от лица Своего. И отложился Седекия от царя Вавилонского. В девятый год  царствования своего, в десятый месяц, в десятый день месяца, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, со всем войском своим к Иерусалиму, и осадил его, и устроил вокруг него вал. И находился город в осаде до одиннадцатого года царя Седекии. В девятый день месяца усилился голод в городе, и не было хлеба у народа земли. И взят был город, и побежали все военные ночью по дороге к воротам, между двумя стенами, что подле царского сада; Халдеи же стояли вокруг города, и царь ушел дорогою к равнине. И погналось войско Халдейское за царем, и настигли его на равнинах Иерихонских, и все войско его разбежалось от него. И взяли царя, и отвели его к царю Вавилонскому в Ривлу; и произвели над ним суд. И сыновей Седекии закололи пред глазами его; а самому Седекии ослепили глаза, и сковали его оковами, и отвели его в Вавилон».

Как всегда, царь отложился, а пострадал народ. Город Иерусалим был до основания разрушен. Надо отдать должное гуманности Навуходоносора. Он не стал разрубать беременных женщин и детей, как делал Иисус Навин с другими народами, а отвел евреев на поселение в Вавилон. Конечно, это была его ошибка, которая дорого обошлась вавилонским жителям, и другим народам.

«И сжег дом Господень и дом царя; и все дома в Иерусалиме, и все дома большие сжег огнем. И стены вокруг Иерусалима разрушило войско Халдейское, бывшее у начальника телохранителей. И столбы медные, которые были у дома Господня, и подставы, и море медное, которое в доме Господнем, изломали Халдеи, и отнесли медь их в Вавилон; и тазы, и лопатки, и ножи, и ложки, и все сосуды медные, которые употреблялись при служении, взяли; и кадильницы, и чаши, что было золотое и что было серебряное, взял начальник телохранителей».


Рецензии