Время Междоусобиц. Часть 2, гл. 15, 16, 19, 20

Да и невозможно было думать о чем-то другом:ведь он остался один.Чем он только не занимался и чего только не испытал,пока не подрос и не попал ко двору княжескому!Вначале он ходил с бродягой Яковым.Дал ему тот корку,и пошел он за ним глупым щенком,чтобы только притулиться к кому-нибудь.Благо,на счастье Прокла,бродяга этот был не из тех вечно жалующихся на жизнь и клянчащих своим гнусавым голосом монетку.Гнусавить он,конечно,гнусавил,когда надо было,и пьяница был отменный,однако себе цену знал и умел устраиваться в этой жизни за счет других.
Он и Прокла не забывал учить приспасабливаться к жизни.Прокл и сейчас помнит эту картину.На дворе зима.Маленькая грязная каморка Якова изредка освещается весело потрескивающими в печи ветками.Он,еще почти ребенок,лежит в углу на саломе.От овсянной лепешки с рыбой в его животе блаженная сытость,а глаза сами слипаются от тепла.Но он,стараясь не заснуть,иногда вздрагивает,чтобы услышать каждое слово Якова.Тот любил,когда его слушали,а иначе соне следовала большая затрещина.
Яков был светловолосый,плотный и крепкий мужик,который,однако в минуту мог преобразиться и в дряхлого калеку,с замутненными глазами и трясущимися руками,с красным как пожар носом.так он умел меняться.Но гордость пьяницы-красный нос-у него не изменялся никогда.И вот он сидит за столом,уже изрядно наклюкавшись,перед пустой чаркой и громко кричит,словно стараясь доказать кому-то:
-Прок!...Ты меня слышишь,Прок?Вот они мне кинули корку или денежку и ситают-облагодельствовали.Считают-из-за этого в рай попадут.А может я их облагодействовал,что со смирением взял эту корку!Что,я хуже их?Да я не хуже самого князя!Что мне князь?Он пить умеет.И я пью.Он гуляет.И я гулял бы,если было бы на что.Что,он князем родился?Ф-у-у-у!-Тут его пьяные глазки стали веселыми и забегали.-А я вот приду к князю,попрошу у него корку,а возьму-то гривну.Да так,что он мне и сам отдаст.Отдаст,куда денется...Втот вон раз принес я склянницу,невзначай из нее князево колечко золотое облил,да так,что отмыть-оттереть не смогли.Кинул его князь,никому уж не нужное.а я,бедный попрошайка,-тут он сложил руки на груди,-смиренно подобрал.В особом зелье помыл и продал на сторону за хорошую деньгу.Мне за выдумку-подарок.А князю что-мелочь!-Тут он повертел перед воим носом полуобглоданной косточкой от ляжки гуся и,откусив снова,довольно продолжал6-А взять,например,гуся.Птица важная.Ясно,не для нас,бедных еда.А все же я его ем не хуже князя.А почему?Потому,что зелье знаю,от которого гусь заснуть может как мертвый,да еще и с запахом.тут уж,как его выбросят,хватай,пока собаки не почуяли.А шею ему сврнуть и сготовить можно через день,когда дух от него пройдет.А почему я такой удачливый?Почему,Прок?-закричал он,да так,что вконец было заснувший Прокл вздрогнул от неожиданности и проснулся,глядя на Якова вопрошающим,но ничего еще не понимающим взглядом.-А вот потому,Прок,-довольный вниманием слушателя возгласил Яков,-что я хитрости знаю да делаю все не напрямик,а с заднего хода.Попробуй поймай меня,да докажи!Ну?-И он,уже не смотря на Прокла,продолжал дальше наливаться вином,пока речь его не стала уже совсем неразборчивой и он не заснул тут же,уткнувшись головой в стол и громко храпя.

                16


Такое вот было детство у Прокла.Вначале он боялся Якова,потом стал его уважать,а потом задумался.Задумался,когда уже в разум стал входить,году на десятом.Видел он,как в нищете и голоде жили другие бродяги и как,что ни день,пировал Яков,и слова его сами по себе стали входить в голову мало еще что понимающего мальчишки.Одно он понял точно:всего можно добиться,если идти окольными путями.И с легкой руки воспитателя начал обанывать людей по мелочам.А в одиннадцать сбежал от него-сам занялся делом и никогда больше не вспоминал о нем.Да и кто он этому попрошайке?Почему он должен благодарить его и о нем думать?Тот думал о нем,когда он ходил по морозу,жалобно причитая о милостыне?Когда слезы сами текли,а зубы стучали от холода?А за что?Чтобы получить свою корку,а все остальное отдать этому пьянице?
Так думал Прокл о своем "воспитателе"и постарался больше не встречаться с ним и поскоре забыть.Тем более что Яков к тому времени уже совсем спился и скоро умер.А Прокл решил добиться большего.И,видя как некоторые люди быстро,благодаря одной только ловкости ума и связям попадают из грязи  князи,с юношеской самоуверенностью решил,что он не хуже.накопив себе немного денег мелкой торговлей,обманывая при этом и своего паставщика и покуптелей,да так ловко,что и когда он уже ушел из этого дела,они все еще считали его честным человеком,настолько он умел себя поставить-поступил на службу к князю полоцкому.
Тогда ему было лет четырнадцать-пятнадцать.Выглядел он неплохо,был неглуп,крепок телом.Но на девушек он тогда почти не смотрел,не доверяя им и считая,что должен вначале встать на ноги,а потом уж думать о девках и семье.Было у него,правда,несколько увлечений,но мимолетных,о которых он забывал чуть ли не на другой день.да и не это было главным в его жизни тогда.Главным было его самолюбие и умение пользоваться людьми.
А в этом он преуспел.Начал с мелкой,пусть и недостойной его должности охотничьего при князе,но это была только первая ступенька.Скоро он завоевал доверие князя храбростью и лестью,рвением к делу.И через каких-нибудь два-три года князь и сам не заметил,как уже не мог обойтись без Прокла-тот стал его правой рукой.Да что и говорить:в то время он делал больше,чем просто охотничий.Кроме этого он был и писцом,и судьей,и казначеем князя,и помошником в его любовных делах,когда у князя была еще первая жена,которую он терпел из-за денег,боясь,что ее отец,скупой и резкий человек,оставит его без жены и без денег,но не пропуская ни одной юбки.А князь был хоть и горячий,но ленивый и слабовольный человек.И Прокл уже подумывал,как бы его сместить и самому стать князем,если бы тому к сорока годам не вздумалось второй раз жениться.


/Прокла насторожила деятельность Ульяны и он стал за ней следить/


                19


Но он недооценивал ульяну.Она уже давно наблюдала за ним и решала,нужен он ей или не нужен.И вот однажды муж спал как убитый после охоты и очередной пьянки.Да в это время на пиру были пьяны вдрызг и многие его слуги,кроме Прокла,который только делал вид что пьет,а сам был трезв как стеклышко.Но и он лежал под скамьей,изображая сильно выпившего и думая,что через некоторое время выползет из этой залы и,как всегда,качаясь и говоря заплетающимся языком невесть что,пойдет домой.Однако на этот раз его размышления были прерваны.Он почувствовал,что двое слуг вытаскивают его из-под скмьи.Вначале он подумал что это шутники,заворочался и выругался.Однако вскоре убедился,что несут его слишком осторожно и не в ближайшую комнату,а куда-то далеко.Он попытался освободиться,но тут же был связан и во рту у него оказался кляп.
Его внесли в молельню Ульяны и положили на пол.Сама Ульяна в это время,как всегда молилась,стоя на коленях перед крестом.Факелы,воткнутые в стены,слабо освещали эту мрачную,почти монашескую обитель.Она закончила молиться и,поклонившись в конце два раза до земли,встала с колен и села на лавку.Когда она увидела Прокла связанным,лицо ее приняло насмешливое выражение.
-Надо же,-сказала она озабоченно,-ты уже тут.а я еще не приготовилась.
Прокл в нетерпенье заерзал по полу,пытаясь хоть чем-то подавить свой гнев.
-Ах да,-тут же заметила она,-тебе неудобно.-ИВзглядом приказала слугам освободить его,что они сейчас же и сделали.А он,разминая уставшие ноги и руки,сел на лавку,все еще изображая пьяного.Она рахохоталась и,как ребенку,погрозила ему пальчиком:
-да ты шутник!Может быть не будем скоморошничать?Ты человек не глупый,я сразу поняла это.
И он,уяснив,что притворяться бессмысленно.сразу же пошел в атаку:
-Если ты такая умная,то понимаешь,для чего мне это надо?
-Конечно.
-А что ты собираешься со мной сейчас делать?
Она задумалась на минуту,видно хотела сказать что-то другое,но,подняв на него глаза,ответила:
-Только поговорить.
-А почему со мной?
Это ее разозлило.Она встала и начала ходить,отрывисто бросая слова:
-Вечно ты притворяешься.А чего добиваешься?Богатства?Власти?Хорошо,это меня не касается,но кто тебе разрешил за мной следить?За моими запискамии опытами в лечении,проверять,с кем и о чем я говорю?Я не так глупа,чтобы думать,что это мой муж послал тебя.
тут уж задело и его:
-Однако то,как меня сюда принесли,и именно к тебе,княгиня,я думаю не пройдет незаметно.
Она остановилась и удивленно подняла глаза:
-Скажем,что тебе после пира стало плохо,а все знают,что я лечу людей.Ты так близок моему мужу,что было бы неразумно оставить тебя погибать.
-А если бы я зачем-нибудь привел тебя к себе?
-Это невозможно!-она подняла пальчик.-Но давай поговорим о деле.Ты же хочешь стать моим помошником?
-Я?-удивленно-непонимающе воскликнул Прокл,хотя в душе был рад такому повороту событий,думая теперь над тем,как обернуть все дело в свою пользу.Но она усмехнулась этому и сказала примиряюще:
-Мы найдем общий язык.Но вначале за тобой будут следить мои слуги.


                20


После они поговорили еще немного.И Прокл часто после вспоминал этот разговор,ставший поворотным и даже роковым в его судьбе.Ульяне нужен был союзник,но союзник,связанный преступлением.И,как он понял,он уже не мог отказаться от этого.так как был застигнут врасплох и она могла умертвить его в любую минуту.так Прокл попал в капкан,сделанный им же самим.Или он незаметно,с помощью капель должен был погубить одного из сыновей князя и стать союзником Ульяны,или остаться с князем,но за седмицу-другую самому отправиться на тот свет..
Прокл не был храбрецом.а князь и тем более его дети,которых он считал туповатой и недалекой семейкой,мало его интересовали.Поэтому он выбрал первое.Была здесь правда загвоздка:опасался он,что Ульяна может при необходимости,если уж сильно прижмут,расказать все.Но уж тут он поберегся-взял со сола незаметно написанный ее состав зелья,который Ульяна,видно по неосторожности не успела сжечь.А может ,она просто и не догадалась,что Прокл умеет читать и на этом языке.Грамоте он выучился в монастыре,который раньше часто посещал.ибо заметил,какую власть имеет грамота над людьми,и захотел обладать ею.Но тем не мене обе стороны теперь играли в эту игру,считая себя защищенными.
С той поры младший сын князя стал увствовать себя плохо.И тогда же Прокл стал выполнять приказания Ульяны.Постепенно и она стала доверять ему,насколько это можно было при ее нраве.да и он не сидел сложа руки.он приобрел вес среди княжеских слуг,имел свой голос,который слушали в купеческих обьединениях,и зслужил даже любовь черни своей смелостью и прямотой.рассудительностью.И,поняв,что власть настоящая теперь колеблется между Ульяной и братчинами,поспешил получить поддержку и там,и там,ловко обделывая все так,что никто и не догадывался об этом.А там события стали развиваться стремительнее:Ульяна дала ему подложные письма князю.Он решил действовать.


Рецензии