Фрагмент 4. Радио

                «Радио»               

Перемещение длилось несколько мгновений.

Очнулись мы в каком-то сарае. Дышалось легко, воздух бал насыщен запахами лака, металла и угля. Полумрак скрывал от нас подробности обстановки. Первое впечатление было, словно мы попали в какую-то мастерскую.

- Ну, Сашка, ты и даешь! Где это ты так научился?
- Если бы я сам знал…
- Куда это ты меня привез?

 Вышли из раумдрингера. Огляделись. Сила притяжения похожа на Земную. Из небольшого окна в помещение проникает свет, едва разгоняющий темноту.

Возле стены мы увидели небольшой горн, в котором еще не остыли угли. Множество разных инструментов. Куски меди. Обрезки листового железа. Рядом массивный широкий стол из дерева, на котором в беспорядке лежат разные детали какого-то устройства, а посередине…

Я узнал телеграфный радиоаппарат из музея! Такой аппарат мы только что видели на витрине, до того момента, как она разлетелась, и нам пришлось «уносить от туда ноги».
 
Скрипнула дверь. В ее проеме показался мужчина. Увидел нас и застыл на месте:
- Вы кто такие и как здесь оказались?- Спросил он на русском языке.

Уф, слава богу, кажется свои.

- Я Александр, а это Татьяна. Вот, проходили мимо, решили заглянуть на огонек. А Вы кто?
- Я тоже Александр. Моя фамилия Попов. Может, слышали?
- Это какой Попов? Уж не тот ли, который изобрел радио? – Я невольно глянул на прибор, стоящий на столе.
- Что такое радио?
- А разве на вашем столе не радио?
- Нет, это устройство регистрации электромагнитных сигналов, приспособленное под телеграф.
- Александр Степанович! Так это же и есть радио! – Я, наконец, догадался в какое время и место перенеслись мы на раумдрингере…

Видимо сработала какая-то цепочка ассоциативной связи музейного экспоната и моим мысленным приказом для перемещения в пространстве и времени.

Да!.. Хороший аппарат придумали эльфы. Нам повезло, что в музее рядом с законсервированным проникателем не оказалось египетской мумии.

- Откуда вы можете знать про мое изобретение, если оно единственное в мире, и  я его никому еще не показывал? А это что за карета такая блестящая и как она здесь оказалась? Да и вообще кто вы такие? Рассказывайте!...

Мы долго пытались объяснить этому гениальному русскому изобретателю – кто мы и откуда. Он не мог поверить, пока мы не рассказали ему всю его биографию, известную нам из учебников физики и из истории радиотехники.

Как он, изучая труды Герца, обратил внимание на электромагнитные волны, распространяющиеся в пространстве со скоростью света, как испробовал когерер для регистрации волн, как у него возникла идея использовать радиоволны для связи и передачи сообщений. Как Маркони усовершенствовал устройство Попова, применив колебательный контур и явление электромагнитного резонанса для увеличения чувствительности и дальности связи. Как последующие потомки научились усиливать сигналы с помощью радиоламп и транзисторов.
 
Мы рассказали ему все, вплоть до спутниковой связи, телевидения и радиолокации.

Он сидел молча, слушал нас и слезы катились из его глаз.

Потом, ни слова не говоря, встал и пошел разжигать горн, чтобы изготовить несколько метров тонкой медной проволоки для намотки соленоидной катушки. Ему она потребуется для реле, наносящего краску на бумажную ленту во время приема сигналов азбуки Морзе.


Рецензии