как строился павлодар

Острова и линии
Если контурно очертить историю развития городской застройки в Павлодаре, начиналась она с 1862 года, через полгода после присвоения бывшей станице Коряковке статуса заштатного города.
Из Омска прислали чертеж генплана. Но выполнялся он не систематически. Когда в Павлодаре появились погорельцы из Самары, они построили дома по губернаторскому чертежу, но подальше от станицы. Казаки по привычке назвали их «островом», а новые горожане – Самарской слободкой. Потом к ним «пристроились» по очереди Мещанская (или Собачья), Брод и Рабочий Остров. Казахам, которые записались жителями города (форштадта), до 1919 года разрешали жить в Жатаках (Жанааул), возле бань Словцова и керосиновой цистерны Нобеля. Не случайно Всеволод Иванов в своих повестях и рассказах, упоминая Павлодар, называл его «раскидистым». В 11 километрах от Иртыша на левом его берегу еще в начале 20-века был выстроен городок Иртыш, но больше он был известен как Седьмой аул, а потом его переименовали в поселок Ленинский.
По генплану, предписанному администрацией омского генерал-губернатора, предполагалось от перекрестка улиц Казачьей и Телеграфной поставить кварталы, рассеченные прямыми линиями мостовых. Их тогда назвали линиями и пронумеровали 10 основных, идущих с запада на восток. Потом, в 1930-е годы и в 1949 году линиями назвали улицы поселка МДС и Второго Павлодара и постепенно заменили номера названиями.
Старинные линии с 1 по 10 – это нынешние улицы Луначарского, Исиналиева, Естая, Кирова, Кривенко, Каирбаева, Пушкина (эта улица исчезла), Лермонтова, Урицкого и Крупской. Линии МДС получили имена, образованные от названий городов и местностей Казахстана и Урала – Кокчетавская, Челябинская, Бескарагайская.
Линии, построенные через 85 лет на восточной окраине Павлодара (с севера на юг), обозначили именами прилагательными, образованными от названий городов СССР: первая линия – Московская, вторая – Ленинградская и т. д. Когда выстроился поселок Горзеленстроя, здесь также сначала были линии, а потом их наименовали. То же было и с Усольским микрорайоном, который выстроили на месте старых коммерческих огородов, нывавшихся по имени владельца Дурмановской рощей или Дурмановскими кустами.
Даже в этой контурной обрисовке видно, что застройка была выборочной. Вероятнее всего, это было связано с особенностями землепользования, и сначала надо было отчуждать казачьи угодья, а потом оформлять права на застройщиков. Само собой разумеется, люди селились поближе либо к месту работы, либо к месту торговли. Поэтому застройка всегда была гуще вокруг и около предприятий, не имевших средств доставки на работу, и базарных площадок.

Поселки, кварталы, микрорайоны
Принципиальное деление Павлодара на станицу и «форштат» сохранялось долго, лет тридцать, пока в «городу» не завелись промышленные рабочие. С 1898 года стали работать судомастерские по ремонту пароходов, и возле затона выстроилась слобода – по сути, первый небольшой заводской поселок. Более ста лет речники-механики играли первую роль в общественной жизни Павлодара, пока не был ликвидирован выросший на месте мастерских судоремзавод.
На протяжении века вокруг открывающихся предприятий или на отведенных им землях друг за другом возникли поселки МДС (машинно-дорожной станции) и Водников, Военный городок (горстка финских домиков возле Летной школы), Хромзаводский, Привокзальный, Пеносиликатный, городки Мостопоезда, Алюминстроя, Энергетиков, Административный, Аэропортовский, СМП-530, Химгородок. Самые молодые «заводские» поселки – Горзеленстрой и Железнодорожный. Самый дальний – Жетекши при гидрогеологической экспедиции – имел статус самостоятельного села и не раз то включался в городскую черту, то исключался из состава города.
Кварталы не были выражены, пока застройка была «островной». Но потом они в народной топонимике они получили названия Броды, Телецентр, Пятихатки, Затон, Горторг, Военкомат, Казкрай. Последний оформился стихийно, когда в советское время казахи компактно расселились около мечетей и старого базара. Самой старой была частная застройка вдоль берега, она включала в себя три улицы – Береговую, Луговую и Паромную между улицами Крупской железнодорожным мостом – и называлась Гусинкой (от названия «Гусиный перелет», места, где долгое время каждый год в ноябре на воду Иртыша садились стаи гусей и лебедей-шипунов перед отлетом на юг).
Массовой и систематической застройка стала в годы целины. Восточная окраина отодвинулась до самого кирпичного завода, который стоял у дороги, ведшей на Красноармейку. Кладбище на улице Пахомова оказалось в центре застройки. Острова, поселки и кварталы стали сливаться или превращаться микрорайоны.
Фактически площадь города за каких-то шесть-семь лет увеличилась в полтора-раза. Ансамбли многоэтажных домов, новые широкие улицы «похерили» старую топографию, но прямолинейных характер застройки проектировщики «Ленгипрогора» сохранили, применяя опыт планировки Ленинграда (где тоже
всегда были свои острова и линии).
Генпланы советского периода предполагали дальнейшее развитие застройки в виде ансамблей многоэтажных домов. Масштабное строительство перекроило карту города. Исчез поселок Мостопоезда, Название «Военный городок» забылось после закрытия Летной школы (в ее здании был энергофак индустриального института, а потом магазин «Гулливер»), как и Гусинка после возведения Дворца культуры ПТЗ (ГДК) и комплекса МЖК. На Третьих дачах садоводческие кварталы поглотили деревушку, называемую 14-й годовщиной (по названию старого колхоза).

Новые абрисы
Но все же основное деление на массивы сохранилось. Поселок Алюминстроя «присоседился» к поселку МДС, часть Горторга стала Дачным микрорайоном. Химгородок получил второе название - Прибрежный микрорайон. Границы бывших островов, кварталов и поселков стали условно определяться по уличным магистралям. Довольно долго город делился на Ильичевский и Индустриальный районы, а начале 21 века эти названия заменили на условные обозначения – Северный и Южный. Так же поступили и с делением города по параллели – все правобережное стало Восточным, а левобережное – западным (это коснулось энергосетевых районов, полицейских учреждений).
Многие девятиэтажные ансамбли из-за их формы получили просторечные выразительные прозвища – Живые и Мертвые и Тещин Язык (возле Пахомовского кладбища), Китайская стена (с южной стороны Химгородка-Прибрежного), Шляпа (позади школы № 22), Квадрат и Шестерка (ул. Чокина-1 Мая).
После распада СССР и обретения Казахстаном суверенитета город поделили на 16 микрорайонов, и стали забываться имена Тракторозаводского, Строительного. Потом число административных участков сократили до 8 микрорайонов. От Хромзавода до автодорожного моста разросся поселок Лесозавода, который стал «пробираться» к Химзаводскому шоссе. Села Кенжеколь, Павлодарское, Мойылды и Ленинский поселок окончательно вошли в состав городской территории.
В течение последнего десятилетия 20 века и первых лет 21-го века предприниматели взялись за индивидуальную застройку, выбивая себе места в бывшей станице и прилегающих к ней кварталах и улицах. В этих местах старина быстро стала исчезать.
Прежний облик сохранила только историческая часть города, в которой 110 лет назад купечество выстроило одно-двухэтажные магазины, лабазы, особняки и гостиницы. Она начинается от набережной и очерчена улицами Чокина, Бектурова и Каирбаева. В ней густо и редко расположены дома, которым присвоен статус памятников, охраняемых государством.


Рецензии
Очень интересное описание. Добавлю, что в конце 50 годов начал воздвигаться микрорайон, в народе именуемый "пятиэтажки".
С уважением.

Александр Щербинко   12.02.2023 21:15     Заявить о нарушении