Сам сяду за руль! Эфиопский дневник 93

Мне только этого не хватало! Если к ночи не вернусь - ведь шум поднимут до самой Москвы! Скандал будет невероятный! И всё это выльется на мою голову… Мгновенно возникло  решение, основанное  на чистой правде:
- «Завтра утром я должен сделать несколько операций раненым в Харрарском Госпитале! Отменять эти операции я не могу! Больные готовы к операциям! Нужно немедленно ехать обратно!» Операции я действительно назначил на завтра.

Офицер-сомалиец подвёл меня к водителю, который, пока осматривали раненых,  спал и теперь только что проснулся… Офицер спросил, вероятно,  водителя – готов ли он ехать?  Но тот покачал  головой, показывая всем своим видом, что ехать он не может…

Вероятно, он действительно так вымотался! Ведь не было, оказывается, полной уверенности в том, что дорога полностью разминирована по обочинам… И пришлось очень точно придерживаться следов,  колеи проехавших ранее машин … 

И тут  вдруг  пришло новое  решение:
- «Тогда – дайте мне машину!  Я сам сяду за руль и поеду обратно, в Харрар! Дорога одна – с пути не собьюсь… Вы можете оставаться, отдыхать…»
- «Но я обязан сопровождать вас обратно!» - возразил  офицер.

- «Тогда – собирайте своих людей, и мы поедем сейчас же обратно! Я сажусь за руль, раз водитель устал и не может управлять…»  Офицер выслушал меня, собрал свой отряд и предложил мне сесть за руль… Армейский «Лендровер»  для меня – машина новая, очень мощная! Никогда ранее  не сидел за рулём такой машины…

Но по бездорожью, как ни странно, приходилось  дома, на Родине ездить немало!  Ведь в студенческие годы – каждый год  работал в колхозах со студенческими отрядами… А там дороги, конечно, получше чем этот путь по каменьям, но если  съедешь с колеи, то можешь основательно застрять, и только трактор вытащит из ямы… Нужно было очень точно управлять…

Завёл мотор… Включил первую скорость… Тихонько двинулся вперёд… Мысль – главное – это не вытряхнуть коммандосов из кузова машины… Ехать надо медленно и ритмично, без рывков! Машина шла отлично! Пересёк речку… А дальше – вспомнил все изгибы слабо наезженной колеи дороги… Не съезжать с колеи!!!  Ведь рядом с колеёй может быть мина! И вот – со скоростью  не более 15 километров в час поехали  обратно.

Сомалиец-офицер  тут же сказал:
– «Нормально!» И спросил:
- «Вы не участвовали на ралли??»
- «Нет! Но по бездорожью приходилось ездить…
- « Едем нормально…» - сказал сомалиец. Не останавливаясь, мы ехали и ехали… Время для меня остановилось…  Водитель сидел на бывшем моём месте, посредине -  на котором я ехал в Эрер-Готту. Ни слова не говоря, он  дремал.

Теперь мне  было не до  остатков разбитых машин по сторонам дороги… Я напряжённо  следил только за колеёй, да ещё  что бы скорость не увеличить. Ведь мощная машина очень легко набирала скорость. Иногда поглядывал назад, в заднее окно – через которое были видны коммандосы. Но они вели себя спокойно…
 
Наконец, подъехали к разбитому мосту, возле которого утром пили воду из лужи верблюды. Но  ни людей, ни верблюдов  там уже не было…  Патруль  куда-то ушёл. Я взглянул вниз, под мост – в луже была ещё вода.

- «Всё нормально!  Раз патруль ушёл, значит дорога свободна…Обычно возвращаемся мы из Эрер-Готты на следующий день…»  - коротко прокомментировал это сомалиец.

- «Значит, мы правильно сделали, что возвращаемся обратно сегодня же! Завтра нас могли бы поджидать те, кто «возражает» против этой поездки… А в Эрер-Готте  -  могли на нас напасть ночью?» -  спросил я офицера.
- «Это невозможно знать заранее…» - ответил он.

Закончились холмы, овраги, подъёмы и спуски, валуны, камни. Наконец, выехали на гравийную дорогу. Близко Дери-Дава… Удалось увеличить скорость до 50 – 60 километров. Дальше  дорога асфальтированная. Справа от дороги  - песчаная равнина, а  километрах в 3 от неё - тянулся горный хребет.

Вдали около дороги показались какие-то хижины, строения. Когда подъехали то в вечернем сумраке  оказалось – что это павильоны базара. Офицер сказал – «Это – «деревня», базар! Здесь продают всё, что нужно…»  Людей не видно, уже начинало темнеть…

В центре этой «деревни»  стоял пост – несколько кубинцев с автоматами на шее, пистолетами на поясе… Они лишь взглянули на нашу машину и проводили её взглядом – красные номера подействовали. Сомалийцев не останавливали.

Деревня осталась позади. Вот и пригороды Дире-Давы.
- «Нужно заехать в гостиницу – пусть ребята поужинают!» - сказал офицер, и
был совершенно прав.

Он  подсказывал мне путь по городу. И мы быстро приехали точно к той гостинице, где расположилось руководство сомалийцев. Подъехали прямо к зданию. Под колоннами, а первого этажа там по сути не было – стояли столики. За двумя – тремя столиками сидели молодые парни, пили чай.

Наша группа заняла пару столиков между колоннами под гостиницей. Официанты мигом принесли отбивные. Съели по отбивной, запили чаем.
Офицер,    приветливо улыбаясь, предложил мне посмотреть – как живут сомалийцы в этой гостинице.

Мне ничего не оставалось, как последовать за ним на второй этаж. Коридор не очень широкий. Открыл дверь в номер – две деревянные кровати, шкаф, стол, магнитофон.  Тихонько жужжит кондиционер. Прохладно. Хороший номер!    Офицер снова предложил  остаться на ночёвку, но на этот раз  -  в Дире-Даве.

Я сдержанно сказал: - «Нам надо ехать дальше! Ночевать здесь – нельзя! Завтра у меня утром уже назначены операции! Люди знают, что будем их оперировать и подводить их нельзя!» Мне действительно не хотелось ночевать в незнакомой гостинице, незнакомом окружении… Но, главное – меня ждал к ночи Косьмин, и  об этом не стоило и говорить…

Предлог насчёт завтрашних операций был абсолютно точный.  Действительно, не положено подводить хирургических больных если назначена операция.

Я прекрасно понимал сомалийцев, которым  хотелось не только переночевать в Дире-Даве, но и  побыть здесь денек – другой… Ведь эти молодые парни  вырвались из своего лагеря в Огадене на короткое время  и хотели отдохнуть.  Я их прекрасно понимал! Но и мне нужно во время вернуться!

Сомалийский офицер не спорил и сразу согласился ехать дальше. Он  даже посадил за руль своего водителя сомалийца, приняв мои аргументы: – «Ведь теперь мы едем по дороге, на которой моё появление за рулём «Лендровера»  может удивить военную инспекцию!» - сказал я ему.

Мы быстро проехали расстояние до Харрара. Ровно в полночь  «Лендровер» остановился у виллы Косьмина.
- «Можете теперь ехать в Дире-Даву ночевать, если хотите!» - сказал я офицеру. Вышел из машины, сказав   «гуд бай» офицеру, водителю и  коммандосов. «Лендровер» развернулся и мигом умчался. Свет его фар исчез  среди деревьев, в темноте.

Косьмин ждал моего возвращения, слушая радиоприемник – передавали «Новости».   
- «Хорошо, что прибыл во время!» - обрадовано улыбался он. «Уже сидел как на иголках, думал – звонить в Посольство?  Или ещё немного подождать? 

Ещё бы чуть припоздал – и пришлось бы выполнить инструкцию – звонить в Посольство… А в «Новостях» сообщили бы, что  в Харраре «исчез в неизвестном направлении хирург!»  И мы рассмеялись…

Теперь можно было смеяться!  - «Ну, расскажи, как всё-таки удалось приехать вовремя?» И я вкратце рассказал… Косьмину, да и мне не верилось, что было столько препятствий – и вот всё позади…


Рецензии