Три актрисы в одной роли

Так случилось, что в спектакле театра им. Моссовета "Странная мисисс Сэвидж" американского драматурга Джона Патрика главную роль поочерёдно исполняли три наши великие актрисы: Фаина Георгиевна Раневская, Вера Петровна Марецкая и Любовь Петровна Орлова/.
Лично я видела в этой роли только Раневскую и Марецкую и, к сожалению, не видела Любови Орловой.

Коротко о сюжете лирической комедии в 2-х действиях.

Пожилая дама миссис Сэвидж имеет многомиллионное состояние, доставшееся ей от мужа. Дети Сэвиджа от первого брака, которых героиня вырастила и воспитала, считают, что их приемная мать не в себе, и упекают ее в небольшую психиатрическую больницу с названием "Тихая обитель". Эти "детки" не могут пережить того, что их мачеха безрассудно, по их мнению, тратит деньги направо и налево: то ставит надгробие погибшей лошади, то посылает за океан за горсткой родной земли для тоскующего человека, то дарит деньги на нескончаемые благотворительные нужды, и еще собирается учредить "Фонд Счастья", чтобы помогать людям осуществлять их заветные желания ... в общем, совершает массу сумасшедших поступков.

В "Тихой обители" выясняется, что с умом у мисисс всё очень даже в порядке - всё состояние она обратила в ценные бумаги, которые спрятала в надежном тайнике.
С помощью врачей и персонала лечебницы дети надеятся отнять у мачехи эти бумаги, а миссис Сэвидж  вместе с пациентами больницы их откровенно дурачит.
По ходу спектакля выясняется, что миссис Сэвидж не сумасшедшая, а наоборот, умная, проницательная, сострадательная, необыкновенно добрая  и обаятельная пожилая женщина.

Фаина Георгиевна Раневская
играет её именно такой. Уже с первых минут появления на сцене миссис Сэвидж-Раневской  мы, зрители, прониклись  к ней горячим сочувствием. Мы понимали, что перепады её настроения  - от эксцентрики к лирике, от фарса к трагедии, от буффонады к исповеди, - это не капризы взбалмошной богатой старухи, не сдвиг ума, а выплески женского и человеческого одиночества.
Миссис Сэвидж страдает от своей покинутости, но старательно прячет страдание за взрывами эмоций - они как диаграмма неровного биения сердца - вверх-вниз, вверх-вниз ...
 
Впечатление от игры Фаины Георгиевны - невероятное! Как только она вышла на сцену, зал взорвался аплодисментами. Раневская не стала делать вид, что равнодушна к овациям, и не стала их пережидать, как делают другие, к примеру, чем-то занимаясь на сцене якобы по ходу пьесы ... Наоборот, Фаина Георгиевна повернулась к залу и с удовольствием слушала рукоплескания, улыбаясь и вглядываясь в зал, затем повернулась и включилась в спектакль.

Мне трудно передать своё впечатление, не повторяя многочисленные воспоминания о Фаине Георгиевне. Скажу только, что от неё исходило обаяние, распространявшееся по всему залу. Помню, я осторожно посмотрела вправо-влево на сидящих рядом - мои соседи по ряду жадно вглядывались в фигуру Раневской, и на лицах была улыбка, какая бывает у родителей, смотрящих на любимое дитя. Да и я испытывала то же самое.

Зрители по ходу спектакля не раз благодарили Фаину Георгиевну бурными аплодисментами.
Я и сейчас улыбаюсь, вспоминая эту смешную, трогательно-нескладную, но подвижную и  добрейшую старуху Сэвидж - родственная душевная близость, которую я испытывала к Фаине Георгиевне, переносилась и неё. И всё, что говорила Актриса, отпечатывалось в моей памяти и заставляло размышлять. Например, разговор Фэри с миссис Сэвидж о том, что подтверждение любви может быть не прямолинейно, а косвенно, надо только настроить на понимание своё сердце, и оно увидит то, что не услышали уши.

Вадим Бероев
был постоянным партнёром Ф.Г. Раневской в этом спектакле. Фаина Георгиевна  любила и уважала Вадима. Она говорила: «Партнер для меня всё. С талантливыми становлюсь талантливой, с бездарными - бездарной. Никогда не понимала и не пойму, каким образом великие актрисы играли с не талантливыми людьми. Кто и что их вдохновляло, когда рядом стоял некто с пустыми глазами …»

А Вадим Бероев нравился ей мудростью своих печальных глаз, красивой внешностью, прекрасной фигурой, внутренней культурой, своим талантом. Он уже тогда был болен и ушел из жизни непростительно рано.
Фаина Георгиевна сильно переживала его кончину, она не могла играть, грустила без него - "Любимый актер, прекрасный Вадим Бероев погиб. Роль Сэвидж отдала Орловой, хочу ей успеха".
Без Бероева Раневская отказалась играть роль миссис Сэвидж. Она считала, что заменить любимого партнёра по спектаклю другим невозможно!

Любовь Петровна Орлова
должна была принять после Раневской эстафету роли, но в том далёком 1974 году Любовь Петровна попала в больницу и роль мисисс Сэвидж отдали Марецкой - законы театра суровы, и спектакль не мог жить без главной героини.

Вера Петровна Марецкая
на тот момент тоже была сильно больна, но (по мнению режиссёра) эта работа влила бы в актрису свежие жизненные силы.
Конечно, взрывчатой буффонады Раневской в игре Веры Петровны не было, но миссис Сэвидж в исполнении Марецкой мне тоже понравилась - понравился юмор, шутки, грустная ирония в негромком голосе ... конечно, она играла по-своему, но и этот образ миссис Сэвидж тоже западал в душу.
Вера Петровна, словно памятуя о шумном успехе Фаины Георгиевны, играла более выдержанно, как бы приглушённо, мягко, без лишнего пафоса, возможно, отпечаток на воплощение образа накладывала болезнь.

Вспоминаю, как в начале спектакля я ловила себя на мысли, что ревниво сравниваю игру Раневской и Марецкой, но потом игра Веры Петровны меня покорила, и когда она вместе с Погоржельским и Консовским вышла на поклон, я благодарно и от всей души рукоплескала ей  вместе со всем залом.
Роль миссис Сэвидж тоже стала для Марецкой последней.

Любовь Петровна Орлова
по мнению критиков-театроведов и зрителей роль сыграла удачно. К тому же её миссис Сэвидж оказалась моложе того образа, который связывался лишь с Раневской, и это тоже придало привлекательность спектаклю. Говорят, что орловская Сэвидж была изысканно тонка, беззащитно наивна и прелестно молода.
Очень сожалею, но по каким-то причинам (уж не помню, по каким) я не видела мисисс Сэвидж-Орлову.

Подытоживая свои воспоминания, скажу, что мне выпало редкое счастье увидеть своими глазами наших великих актрис и насладиться их великолепным артистическим талантом!

На снимке - фото Раневской, Марецкой, Орловой и Бероева на фоне здания театра им.Моссовета.
Коллаж - Мита Пе
http://fotki.yandex.ru/users/mitape/view/220130/?page=0


Рецензии
Спасибо! Но,к сожалению, телезритель в роли миссис Сэвидж Ф.Г.Раневскую, Л.П.Орлову так и не увидел, Вам очень повезло.

Герман Андреевич Ануфриев   06.09.2011 22:56     Заявить о нарушении
Я и раньше считала, что мне повезло, а сейчас, по истечении многих лет - и подавно так считаю )))))
Спасибо, что отозвались на моё воспоминание!

Мита Пе   09.09.2012 17:05   Заявить о нарушении