Когда же явит себя миру украинская храбрая сатира?

        В предперестроечной кинотрагикомедии "Гараж" , без всякого
снисхождения и милосердия бичевавшей пороки предыдущей системы
правления, молодой герой актера Игоря Костолевского,
узнав, что не менее молодая героиня актрисы Ольги Остроумовой (филолог
по профессии) избрала
темой своих научных интересов современную отечественную сатиру,
саркастически изрек: "У вас
интересная профессия - вы занимаетесь тем, чего нет!"
     Можно себе лишь представить, что мог бы сказать по подобному
поводу современный персонаж сатирической кинокомедии, случись ему
последние лет 15 прожить не в Москве, а, скажем, в стольном
граде Киеве.
     Судя по всем признакам, в этот период времени сатира в Украине
окончательно приказала долго жить,
исчезла как класс, была списана в архив за ненадобностью, превратилась
в некое загадочное для новых
поколений бесполезное ископаемое, предмет изучения немногих историков
и филологов.
     К некоторым робким поползновениям украинских мастеров этого
раритетного жанра можно было бы
отнести разве что уже давнишних киевских "Долгоносиков" (изысканное
зрелище для посвященных)
или одесские "Маски", в которых отважно бичуются персонажи наподобие
давным-давно впавшего в
маразм ветерана Конной армии Семена Буденного, до сих пор щеголяющего
в революционных галифе
и выцветшей гимнастерке, украшенной орденом Красного знамени.
     И это при том, что даже в столь теперь нелюбимые бывшими
образцовыми членами советских творческих союзов соцреалистические
времена объектами откровенной сатиры и юмора нередко станови
лись и партийно-хозяйственные руководители достаточно высокого ранга,
вроде легендарного товари-
ща Саахова из "Кавказской пленницы" или старшие офицеры советской
милиции из "Бриллиантовой руки".
О том же "убойном" "Гараже" или "Забытой мелодии для флейты" и
говорить не приходится, как, впро-
чем, и об откровенно сатирических персонажах Михаила Булгакова,
Михаила Зощенко, Василия Шукши-
на, Валентина Распутина и других далеко не бесталанных мастеров пера.
     Не пора ли и нынешним капитанам украинской политики и культуры,
коль они неустанно клянутся в
своей приверженности ценностям европейского либерализма, бесстрашно
дать зеленый свет и открыть
кислород новому поколению потенциально смелых украинских сатириков,
для которых поле деятельнос-
ти сегодня необозримо, а работы непочатый край?
     Ведь истинная сатира и сатирики нередко нуждаются в поддержке и
поощрении просвещенных прави
телей. Недаром же даже государь Николай Павлович, которого историки
старой марксистской школы
до сих пор относят исключительно к разряду реакционеров и деспотов,
после знакомства с сатирической
пьесой Н.Гоголя "Ревизор" не только высоко оценил это произведение
(сказав, между прочим: "Досталось всем и мне первому!"), но и щедро
вознаградил автора за труды.
     Или же и в самом деле для торжествующего общества массового
потребления сатира, ирония, сарказм,
гротеск - не более чем музейные реликты, замшелый анахронизм, ненужная
рухлядь, архивный хлам?
     Ну а чтобы не слишком истощать воображение в поисках новых форм
сатирико-юмористического, сто-
ит для начала воспользоваться хотя бы опытом некоторых вполне
демократических стран Европы, начи-
ная от соседней России, до Германии и Франции, в которых не один год
существовала или существует до
сих пор такая доведенная до совершенства сатирическая программа, как
"Куклы", в которой без всякого
снисхождения и макияжа представлены тамошние заметные политические
фигуры, начиная от самых пер-
вых лиц государства. В России к тому же до недавних пор существовала и
весьма кусачая программа "Тушите свет" с ее неподражаемыми ведущими
Хрюном Моржовым и Степаном Капустой, не да-
вавшими спуску никому.
     Можно, разумеется, сказать, что эти программы выработали свой
ресурс, а потому уже и благополучно почили в бозе в Москве. Но,
скажем, в образцово либеральных Париже и Берлине те же "Куклы"
благопо-
лучно живут и процветают. А в Киеве, похоже, иные политические и
творческие единицы (не говоря о
простых смертных) о таких сатирических действах и слыхом не слыхивали.
     Так не стоит ли отцам современной украинской политики и культуры
срочно наверстывать упущенное,
приобщаясь к первосортным сатирическим проектам хотя бы с помощью тех
самых испытанных в деле
режиссеров и сценаристов, которые и создавали "Кукол" и "Тушите свет"?
Тем более что примеры удач-
ного использования опыта московских телевизионщиков в Киеве уже
имеются.
      Однако вполне очевидно, что ни на одном украинском телеканале,
назови он себя хоть трижды независимым, никакие "Куклы" и "Тушите
свет" никогла не появятся до момента высокой руководящей
стартовой отмашки. Иначе это отрадное событие произошло бы еще лет 10
назад.
     При этом не без оснований можно рассчитывать на то, что
сегодняшние "Куклы" киевские уже ни в
чем не уступят "Куклам" московским. А иные видные фигуры украинского
политического подиума уже
давно имеют реальные основания затмить давно примелькавшихся звезд
политикума московского, напо-
добие неизменных Василия Шандыбина, Эдуарда Лимонова или Виктории
Новодворской. Ну а о блестящих перспективах киевской реинкарнации
Степана Капусты и Хрюна Моржова и говорить не при-
ходится.
     Нет сомнений - новейшие Фонвизины и Грибоедовы, Гоголи и
Салтыковы-Щедрины, Михаилы Старицкие и Аркадии Аверченко и в новейшей
истории Украины смогут найти массу интересного житейс-
кого материала для создания персонажей, которые смогут составить
конкуренцию незабвенным образам Хлестакова и Чичикова, Скалозуба и
Репетилова, Собакевича и Ноздрева, Коровьева и Берлиоза, Шари-
кова и Швондера, Бендера и Корейко.
     Хотя надо заметить, что ныне прототипы новых Бендеров и Корейко
изрядно измельчали, огрубели
и выродились (несмотря на их многомиллионные счета в заморских
банках). Ведь им явно не пришлось
набираться ума-разума ни в классических гимназиях, ни в реальных
училищах или церковно-приходских
школах, что самым пагубным образом сказалось не только на знании ими
иностранных языков, но и на
  манере поведения (более чем демократичной) и особенно - словарном
запасе.  Впрочем, это обстоятельство ничуть не мешает ловцу мертвых
душ Чичикову-2005 гордо разъезжать
по степным и лесным городам и весям на навороченном внедорожнике в
сопровождении личной охраны,
а нынешнему Паниковскому - царственно восседать в роскошном евроофисе
в самом центре стольного
града. Тем временем непотопляемый политкомиссар Шариков с присущей ему
неуемной энергией как
и в прежние времена занят раскрытием коварного заговора со стороны
зловредных пришлых котов из
антинациональной пятой кошачьей колонны, а неукротимый массолитовец
Берлиоз давно уже познал и
благодарно оценил живительную силу неиссякающих заморских грантов.
     И не беда, если иной предмет сатирического анализа окажется
по-провинциальному грубоват и неотесан.
Не в том ли и состоит призвание истинного художника, чтобы силой
своего дарования и воображения
преобразить житейскую и словесную руду в запоминающиеся образы,
способные не затеряться на фоне
классических образцов, созданных великими предшественниками еще сотни
лет назад.
    Да и как хочется поверить в то, что в тесном кругу вечно юных муз
нынче найдется место и для очаро-
вательной, но острой на язык музы сатиры, без которой этот круг явно
не полон, как пока не полно и
сообщество ее молодых новых рыцарей.
     29.11.2005. Алексей Гришанков


Рецензии