Была ли в Советском Союзе МОДА?
Наверное, если бы сегодня был проведен такой социологический опрос, ответы были бы весьма противоположными. И в основном - отрицательные. Поскольку относится этот вопрос к периоду тотального дефицита времен СССР, когда буквально все нужно было «доставать» «из под прилавка»,значительно переплачивая, вступая порой весьма несимпатичные взаимоотношения с "нужными людьми". Или; в лучше случае удавалось купить , отстояв длительную изнурительную очередь. Повседневные вещи, а тем более одежда - имели две категории -«наша советская» и «импорт». Импорт, кстати, в те годы Советского Союза весьма высококачественный.
Тогда шутили :«Любимый цвет советского народа- не маркий». А о качестве говорили: «Что бы долго носилось!»
Сами эти определения, казалось бы, исключали саму возможность проникновения моды в повседневность периода 60-х -70-х годов.
НО…великое «НО»!
Мода – это искусство, обладающее удивительным свойством рефлекссирования и отражения реальности. И одновременно возможностью проецирования на неё же , рождаемые модельерами образы желанной, воображаемой , осознаваемой или пародируемой ими реальности, вторгаясь и влияя на повседневность мира людей, формируя образ современника. Словом, влияя на менталитет. Порой она создается вопреки реальности и условиям. И в Советском Союзе мода не просто БЫЛА, она стала ярким и исторически значимым явлением в жизни и развитии цивилизации.
В те времена в самом её существовании жили протест против реальности и отражение мира желаний и надежд современников, зримое воплощение того мира , в котором хотелось бы жить.Зримое воплощение желанной, воображаемой реальности.
Парадоксально само возникновение Общесоюзного Дома Моделей» Кузнецкий Мост» в 1944 году- во время войны! А в 1944 году положение на фронте было столь тяжёлым, что решение правительства о создании ОДМО «Кузнецкий Мост» кажется невероятным событием. Ведь исход войны и наша победа ещё не были близки, но это удивительное свидетельство веры в Победу нашего народа в Великой Отечественной Войне. Да и само название ДОМА МОДЕЛЕЙ-вывеска; звучит несколько наивно странновато –«Дом Моделей «Кузнецкий Мост , а не» Дом Моды «Кузнецкий Мост», как казалось бы было бы правильно. Но именно это название очень точно отражает задачу создания ОДМО – во время полной разрухи и остановки работы промышленности , в том числе и легкой промышленности, что бы люди имели возможность одеваться , основной задачей было обеспечить их не только мануфактурой, но и качественно разработанными выкройками для индивидуального пошива. И ОДМО было создано в рекордно сжатые сроки и приступило к работе уже в 1944 году при скудном режиме жизнеобеспечения при помощи пайков и продуктовых карточек.
Силы были собраны действительно лучшие из лучших; как среди художников- модельеров, так и среди конструкторов одежды.
После революции 1917 года, с наступлением Социалистического образа жизни, в котором был полностью искоренён принцип жизни и деятельности капитала и частной инициативы - частных Домов Моды, разумеется, не стало. А прекрасных мастеров- модельеров, блиставших на Парижских сезонах и знаменитых на весь мир: Российских Кутюрье - жизнь после революции и гражданской войны разметала по всей стране, да и всему миру.
Но тех, кого нашли в тот момент ; старых мастеров с бесценным опытом творческой работы в частных Домах Моды , театральных и кино-художников и ярких представителей :новаторов-ниспровергателей всех основ и устоев периода конструктивизма,всех их активно привлекли к созданию ОДМО «Кузнецкий Мост». Этакий Ноев Ковчег искусства - собравший -художников не только разномастных, но и представителей взаимно исключающих направлений в искусстве. И это было очень хорошо- потому, что исключало приоритет одного из направлений и стиля над другими.Пожалуй, именно это и явилось тем краеугольным камнем и творческой основой принципа будущей жизни ОДМО "КУЗНЕЦКИЙ МОСТ"- представлять искусство очень разных художников – модельеров, личные имена которых будут представлены в последующих десятилетиях , как «Творческий коллектив ОДМО «Кузнецкий Мост». К сожалению не было задачи «поднимать имена» художников-модельеров в ОДМО и тема «звёздности» полностью отсутствовала.
Как это не парадоксально, но Мода не нуждается, ни в повышении благосостояния общества, ни в режиме социальной обеспеченности. Мода – это воплощенные образы мечты, страсти и осознания реальности и истории в целом, рукотворная философия.
Само создание ОДМО «Кузнецкий Мост» в 1944 году- это смелое, творческое, и по-моему ,исторически эпатажное событие в жизни страны в трагический период Великой Отечественной. Событие, которым не возможно не восхищаться!
Вопреки действительности модельерами создавались образы желаемой мирной жизни, одежда, как атрибут счастливой повседневности. С особым чувством создавали они нарядные праздничные платья для тех радостных дней , что наступят после войны, которых так ждали, и верой в то, что « всё это будет носиться» приближали нашу победу, новую долгожданную жизнь.
Поэтому бывает досадно , когда о Моде периода СССР судят и вспоминают, приводя в пример тотальный дефицит советских магазинов, и царившую на прилавках магазинах "мерзость запустения" во времена, когда общество , жившее по принципу двойных стандартов, даже тему искусства-МОДУ загнало под двойственность этого "стандарта". С одной стороны , самой неприглядной-для советского народа,разрабатывались усредненные модели, простые в изготовлении ,предназначенные для продажи в магазинах, для внедрения в советский быт и повседневность советских людей. А с другой стороны,кстати- весьма полнокровной стороны, старательно закрытой от советского народа, но сориентированную на Запад на протяжении 1944 года до 2002 года, причем совершенно целенаправленно и официально, несмотря на принципы "ЖЕЛЕЗНОГО ЗАНАВЕСА" СССР. И эта основная часть деятельности ОДМО "КУЗНЕЦКИЙ МОСТ" была скрыта от народа, потому что народ был просто не в курсе, что ДОМ МОДЫ "КУЗНЕЦКИЙ МОСТ" планомерно и регулярно - 2 раза в год всем творческим коллективом создавал огромную коллекцию модной одежды, отражающую творческое развитие тенденций СОВРЕМЕННОЙ МОДЫ во всех нишах: мужскую -женскую , детскую. Был даже отдел "ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ЦЕХ", в котором художники-модельеры "оттягивались" по полной, создавая улётную, супер авангардную моду. Эти коллекции принимало руководство ОДМО "КУЗНЕЦКИЙ МОСТ" + парт.руководство ЦК партии- поскольку создание этой коллекции относилось к работе на идеологической передовой. И подготавливалось так же основательно, как и подготовка спектакля для гастролей на капиталистическом Западе. И , одобренные - эти огромные коллекции моды(высочайшего творческого уровня) гастролировали по всему миру, так же, как и нынче всякие недели моды, известные на весь мир. То есть-, традиция проведения которых никогда не прерывала и во времена Советской России, кроме лет войны, конечно. Эти показы коллекций МОДЫ никогда открыто не демонстрировались народу. Потому что цель этих показов была сугубо идеологической - показать социализм с человеческим лицом.Эти модели , за редким исключением не внедрялись в советское производство легкой промышленности, а , если и поступали в производство, то в настолько "адаптированные" для советской промышленности, лишенные привлекательных деталей, с максимальным удешевлением-словом -абсолютно изуродованные. Что родило профессиональное ругательство художников-модельеров ОДМО :" Внедрить твою модель...на фабрику!"
Отдельно художники-модельеры разрабатывали модели для внедрения в советское производство. И одновременно отдельно для заграницы создавались модели модной одежды для блистания на подиумах всего мира. Но факт , что великолепная работа наших художников-модельеров , показанная в капиталистическом мире производила сильнейшее впечатление и значительно обогащала разнообразие образности облика современника. Создаваемые художниками-модельерами образы проникали в общепланетарный процесс развития моды, так же , как и образы , создаваемые художниками других стран. И дело не только в самобытности и новаторстве наших модельеров, но и в том, что нельзя не оценить по достоинству то, что в ОДМО была потрясающая библиотека, куда поступали совершенно недоступные для советских граждан ультра современные журналы и издания. различные каталоги Мировых Домов Моды-практически все, что выходило в мире - журналы, как по современной моде , так и по дизайну в целом. ( Об этом свидетельствую, потому что я "выросла " на этих журналах. Мама меня приводила и благодаря хорошим отношениям, договаривалась и мне разрешали смотреть эти журналы. Их домой художникам не давали. С ними работали в библиотеке.Нельзя не добавить, что художники-модельеры были лишены своих авторских имен, вместо этого было общее имя:" ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ОДМО "КУЗНЕЦКИЙ МОСТ". Получали все художники нищенскую зарплату, откровенно нищенскую- 120 р. + прогрессивка, которую обычно срезали за , например, за опоздание на работу, а работа начиналась в 8-30 утра(!!!) Столько же получал начинающий инженер или секретарша.Художники-модельеры во времена СССР никогда не ездили за границу. Выездными были только Манекенщицы и организаторы показа коллекции- администрация.
А свидетельствую я об этом, как человек почти родившийся и выросший бок о бок с ОДМО "КУЗНЕЦКИЙ МОСТ"-моя мама -Маргарита Андреевна Белякова была художником- модельером 42 года.Поэтому многое помнится из обсуждений, негодований, радостей и печалей моей мамы и ее приятельниц по работе.
Мне удалось выкупить у ОДМО модели ее болванки - формы, созданных ею шляп в разные годы, чтобы их не уничтожили, как Б/У, когда мама уходила на пенсию. Она сказала мне, что "договорилась" с администрацией. Я рада, что удалось это сделать, потому что они пригодились: я отдала их вместе с ее авторскими шляпками в Исторический Музей. Там готовится экспозиция "МОДА В СССР"
Так что же?:
-Была ли в Советском Союзе МОДА?
- Конечно-ДА!
Свидетельство о публикации №210082501030
Юрий Казаков 03.09.2010 13:52 Заявить о нарушении