Доктор З. - Сила не умереть

Шахматный клуб “Ладья”. Кто не знает - в Ленинграде, вблизи Невского, на Владимирском. Посещаемый весьма уважаемыми людьми - и действующими, и не состоявшимися чемпионами мира, а также многочисленными, можете поверить очевидцу, любителями шахмат. Я, еще молодой, спортсмен, отец трехгодовалого пацана, пытаюсь совместить футбол, легкую атлетику с шахматами. Просто интересно, и голова работает. К вящему ужасу осознаю, что после двухчасовая партия выжимает столько соков, столько не под силу двум таймам…. А соперники - от пятнадцати до девяноста, не преувеличиваю.  Иногда,  если по пути, мне составляет компанию один из шахматистов.  Правильнее сказать - в качестве компаньона выступаю, я, ибо коллега, так сказать, немолод. Невысокий, плотный,  аккуратный,  с огромными очками - как сейчас помню, плюс девять. Но идет уверенно, мы сворачиваем на Загородный, мимо так называемого “дома Дельвига”, где тот снимал комнатушку.  До сих пор, пусть и окрашенный, дом выпадает из общего плана проспекта, но что до того ревнителям. Вот мы помрем, и что, каждое наше местожительство?  Коллега, по известным причинам я не могу называть имени, пусть будет доктор З, рассказывает, пытаюсь внимать, но молодые уши… запоминаю навечно лишь одно (тогда мы играли в турнире второго разряда) - мечтаю умереть перворазрядником…. Увы, мечте не суждено сбыться, как и вечной жизни….
Я иногда предлагаю помощь - может, сходить куда-то, принести продуктов, что-то по хозяйству….. У меня нет никаких задних мыслей, жильем обеспечен, родители живут неподалеку, все хорошо, так, человек стар…..  Помочь. Но - “Владимир, спасибо, я знаю, Вы из самых добрых побуждений…. Но если я приму помощь, пусть живу один, но магазин внизу, до третьего этажа…. Тогда я расслаблюсь, а это, в мои года…. И постараюсь дотянуть до первого разряда”.  Мне позволяется донести покупки до подъезда, не более…. 
И я спешу к любимой жене, порадовать своими успехами, поиграть с сыном, и дождаться момента, когда мы останемся вдвоем….
Доктор З., я, по известным причинам, не имею права раскрывать имена, по дороге большей частью расспрашивает меня, ему интересно, как живет современная молодежь, и  почему “Сайгон” - в полусотне метров от клуба, стала Меккой, ему интересно. Но как-то я спрашиваю - а Вы, доктор З., ведь не только шахматы…. Да, я был адвокатом, даже Председателем коллегии…. Для меня - ну что мог знать комсомолец, пусть и не очень верящий в светлое будущее?  …. Я не настойчив, мне просто интересно…. Но не выдерживаю, и спрашиваю - А Вам не приходилось, ну, спасать людей в безнадежной ситуации, когда. …  Не рассчитывая на ответ…. Он задумывается, и, примерно через неделю, рассказывает….
Меня прошибает холодный пот, я не могу понять, неужто подобное бывает? Да, мне как-то ужалось спасти человека от расстрела, полгода длился суд, и заменили на десять лет…. Я - весь внимание, что-то пробивает, но не могу сообразить…. Рассказывает подробности дела, пусть давнего…. И добавляет - хотелось бы узнать, как сложилась судьба того человека… Прокурор требовал смертной казни, но… молодой парень, только что вернувшийся из армии, шофер. Везет уголь в один из дворов Васильевского острова…. Въезжает задом, и не видит, что возле стенки - женщина. Когда понимает, уже поздно…. Шок. Вместо того, чтобы переключиться на переднюю передачу, жмет на газ… Бедную женщину буквально размазывает о стену….  Инкриминируется зверское убийство, с особой жестокостью…. Но мне удалось, - не без гордости произносит доктор З., - убедить суд, а это, знаете, в тех условиях…. Я не знал, откуда…. Но….
Шесть лет назад. Экспедиция, я с гордостью выполняю порученную работу, мы колесим по степи Оренбургской области и Казахстана, мне даже доверяют руль. Анатолий - настоящее имя не называю, - учит, как правильно держать руль, не съезжать с дороги, как заводить полуторку при помощи рукоятки…. Отличный мужик, безотказный и работящий. Нашего шофера настигает хворь…. Но Анатолий наотрез отказывается сесть за руль, пусть вокруг на десятки километров степь, и каждый колесит, будучи уверен, что за день не попадется ни одной встречной машины…  Я кое-как справляюсь с обязанностями, а потом, на стоянке, спрашиваю у бригадира - мол, что, как и почему? Он кивает, и рассказывает историю, которую вы только что узнали…. И добавляет - квартиру отобрали родственники, как у сидельца, вот он третий год и вербуется в экспедиции, а потом зимует там же…. Жаль мужика, но ничем помочь не можем…. Да и кто станет заниматься человеком с расстрельной статьей? 

Через пару недель - мы иногда заезжали на базу, получали зарплату  и устраивали выходные, находим Анатолия в невменяемом состоянии…. То есть, обнаружили, что его нет, и отправились на поиски….  Находим в траве, возле канавы. Он зажимает в руках полупустую бутылку из-под водки и еще дышит…. Сколько выпито - никто не скажет…. Тоска…. Хватаем под руки и несем в амбулаторию. Фельдшер смотрит осуждающе, я понимаю. А печень отказала…. Несколько часов мы долбим могилу возле мусульманского кладбища…  Ломами, стирая руки, но положено два метра….
Прощаемся, бригадир стреляет из берданки, поминаем. А сообщить некому!!!! 

Рассказываю доктору З, не может быть, чтобы было простым совпадением… Садимся в скверике - обычно доктор З. направлялся сразу домой…. Сидим. Его белоснежный платок влажнеет…. Вот такие дела….
Остаток пути проделываем в молчании….
….
Начинается лето…. А после - совсем иные заботы, на фоне которых шахматы кажутся какой-то игрушкой…. Но в начале зимы я как-то зашел в клуб. А где доктор З.?
Не знаем, давно не появлялся, может, уехал куда или просто помер… В восемьдесят-то семь лет…

Я помню. И несчастного Анатолия, и несгибаемого доктора З… 
Хотел бы, но не буду делать выводы. Смысл? Ведь это только моя память…




Рецензии
Мурашки по коже от этого рассказа. Вот как сбывается поговорка "от сумы и тюрьмы не зарекайся". Вот так без вины виноватый может погибнуть человек.
У нас на выходе со двора много лет тому был подобный случай. Женщина из нашего соседнего дома попала под задние колеса Камаза, шофер которого, тоже резко сдал назад, чего женщина никак не ожидала и ее растерло об асфальт. Самое страшное увидеть подобное, из памяти не может стереться и будет преследовать этот ужас много лет. Только услышать - можно забыть, но увидеть... Однако и то и другое, в памяти не стирается.
Буду дальше читать вашу прозу. Интересно.
С уважением, Оксана Николаевна.

Оксана Студецкая   05.01.2011 23:48     Заявить о нарушении
Большое спасибо, я не профессионал, но стараюсь.
Все жанры.
С уважением, ВМ

Владимир Митюк   06.01.2011 00:18   Заявить о нарушении