Музыкальные Истории Любви...
Провинциальные хроники прошлых лет по памяти детства ...
I
...Дорогой, незабываемый, милый, уважаемый – наш учитель музыки --Яков Вениаминович, а между нами – девочками – просто – Витаминович ... Яков Вениаминович Шт-рг ...
Невысокий, худощавый, но с большими и сильными руками пианиста, с вдохновенным взглядом и с профилем Шопена -- его любимого или, наиболее близкого по духу, композитора...Порывистый и энергичный, с миром, не вмещавшемся в его мирскую оболочку... Сейчас я его понимаю, достигнув и обогнав его возраст, того времени,но тогда он редко мог расчитывать на чье-либо понимание, произошедшего с ним тогда внезапного казуса...
Он был Музыкант с возвышенной душой... Сколько культуры и музыкального вкуса прививал он нам, своим ученикам, часто таким нерадивым и ленившимся ! И не только нам, но и всем окружающим в масштабе провинциального городка, залечивавшего раны и руины последствий оккупации врагами...Организовывая концерты учеников, где мы все чувствовали себя артистами, начиная с самых маленьких первоклашек, и где он сам всегда исполнял блестяще произведения вели-
ких –- Моцарта, Бетховена, Чайковского и, особенно -- Шопена, неся свет культуры и просветительства в массы ...
Когда я училась в 8-9-х классах общеобразовательной школы, наш Витаминович, в качестве подработки, преподавал у нас пение и музпредмет. И какой-же репертуар он рисковал нам давать! – хоры из классических опер – Чайковского, Вебера, Гуно...
И мы пели с удовольствием под его блестящий аккомпонимент, даже мальчишки-лоботрясы...
А я с одной девочкой, пели на два голоса романс Глинки – «Не искушай меня без нужды...».Получалось очень красиво, конечно, мелодия, слова такие романтические. На концерте, мы начали очень хорошо, но на втором куплете после слов –«Я сплю, мне сладко усыпленье, -- забыты прежние мечты ...» мы вдруг хором начисто забыли слова, и прекрасно воспроизводя мелодию на два голоса, вместо слов – мяукали нечто невразумительное до многострадального спасительного финала ! О, это был, как нам казалось, провал... но... как нам аплодировали ! ...
Так вот это все происходило под руководством Якова Вениаминовича Шт - га, с которым произошло вот что, нечто из ряда вон выходящее в русле спокойного и сонного течения провинциальной жизни ...
У него была семья – жена, обычная провинциальная женщина, скромная и верная, земная, может совсем приземленная и какая-то бессловесная. Дочь – Лия, милая и добрая, культурная и безмерно скромная, некрасивая учительница музыки, не столь сильная пианистка, как Отец. Дочь уже довольно в годах, все-же вышла замуж за еще более некрасивого мужчину, родила двоих детей – мальчика и девочку,как ни странно, очень хорошеньких, что стало невероятной радостью для всей их семьи. Моя мама неизменно лечила детей и руководила их правильным развитием. Дедушка – Шт - рг души не чаял во внуках, всегда интересовался
их развитием, часто общаясь с моей мамой, уже после моего окончания музшколы.
Все, казалось-бы, текло нормально до банальности, пока в этом тра диционном местечковом семействе не разразился скандал и семейная драма, когда Яков Вениаминович вдруг влюбился в совершенно постороннюю женщину, забыв свою верную некрасивую жену, пренебрегши общественным мнением и мнением своей семьи ! ... Это было так неординарно, что всколыхнуло на какое-то время спокойную гладь провинциальной жизни, и, особенно, еврейской его части, так-как исторически считалась абсолютно невозможным явлением -- измена еврейского мужа. Об этом говорили все и везде ! -- шопотом и вслух ...
Кто-же была счастливая избранница нашего Витаминовича? –-
Жила-была учительница с мамой-старушкой. Нельзя сказать, что она блистала красотой, затмевая законную некрасивую жену, может-быть, даже была
более страшненькой, по нашим детским представлениям , но она была более современной , раскрепощенной, работающей на ниве просвещения дамой, и, к тому-же -- с волосами окрашенными в ярко-рыжий, даже скорей -- в оранжевый цвет. И, к тому-же,-- с перманентом. И, наверное, она была сексуально более образованной, в отличие от жены, скорей всего, не имевшей понятия об этой стороне отношений. И, конечно, -- энергичный, современный, занимавшийся гимнастикой, плаваньем и разными современными теориями, вплоть до йоги, уже тогда, наш Яков Вениаминович готов был любить и быть любимым, чего он не добрал в молодости – с ранней женитьбой по-сватовству, напряженной учебой в Консерватории в голодное время и с годами войны ... Но он не был понят обществом провинции и стал изгоем в светских кругах, как и его возлюбленная.
Я уже в то время жила в Москве и всю эту драму знала из рассказов мамы, которая возмущалась, удивлялась, но, когда приходил к нам Яков Вениаминович излить страдания души,она его принимала, терпеливо выслушивала его рыдания в жилетку, вежливо сочувствовала... Но после неизменно изумлялась --
-- Что он нашел в этой «рыжей канарейке», ахх ?! –
«Рыжая канарейка» --это данное мамой прозвище как нельзя удачно прилипло к возлюбленной бедного пианиста!
Но, постепенно острота ситуации притуплялась привычкой общества, или возникновением какой-либо новой скандальной истории, затмившей прежние. И так наш дорогой учитель музыки и окончил свои дни в состоянии раздвоения личности и дома, что вероятно все-же сократило его земной путь...
Сейчас, вспоминая моего учителя музыки и всю его семейную драму той поры я могу оценить его смелость бросить вызов консервативному застою провинциальной традиции, что не могло быть понятым и обрекало, неизбежно, на всеобщее осуждение. Как-бы я его сейчас поддержала и не спешила-бы осудить ... Чувство терпимости, столь не известное в прежние советские времена и в период моего юношеского максимализма, приходит не сразу и через тернии множеств людских трагедий, подобно той, что случилась с провинциальным учителем музыки, из которого жизнь провинции не сделала чеховского «Ионыча», не лишив желания взлететь и вырваться из болота провинциальной обывательщины...
Светлая Ему Память, и да простится ему его грех ... –
... Прошли года, и понимание приходит,
Сочувствием возможно многое простить,
Что молодости пыл низводит –
Проступком непростительности быть ...
Ведь наша молодость – без полутонов,
Когда все четко безапеляцьонно, --
Понятен мир и ты судить его готов ,
И нет еще в душе прощенья слова ...
Но четкость линий размывает время,
И многое сегодня видится иным,
И понимание приходит непременно
–- прощением сочувствия глубин —
Поступков и деяний прошлых,
Кого уж с нами ныне нет...
С поспешностью суждений пошлых,
И запоздалого раскаяния свет –
Вконец рссудит наши дОлги ...
...теченьем времени, как вОды Волги,
неторопливой вечности своей ...
К сожалению на бумаге трудно передать ту неповторимость речи и интонационных окрасок выражения чувств той неповторимой местечковой эмоциональности –- с еврейскими интонациями с одной стороны, и с украинскими искрометными и яркими определениями. Это надо было слышать! Непередаваемо звучало из уст мамы ее -- А-а-хх! –- с придыханием, выражавшее разнообразие оттенков эмоций – и возмущение, и осуждение, и волнение, и восторг ... И, конечно-же её неповторимое и незабываемое: -
-- А-хх, эта рыжая канарейка ! -
*********************************
...Нередко я обманывала Вас, --
И на занятья не являлась,
Причин надумывая всякий раз,
Чему сама потом я удивлялась ...
А Он не верил, но терпел –
К моим родителям из уваженья,
Хоть распирал его священный гнев,
И не всегда сдержать давалось --
-- раздраженье ...
Но Он учил меня и снова, и опять,
Способностями восхищаясь, --
Давал мне музыку красивую играть,
Мелодикой меня увлечь, стараясь...
И все-ж –- любили мы друг друга,
Как нерадивый, но способный ученик,
Страдая ленности недугом,
Но к гению Учителя душой приник ...
И многим – многим насыщаясь,
Впитав огромный музыкальный Мир,
В глуши провинциальной развиваясь,
Я понялА значенье –- Музыка – Кумир ...
И средь Софиевки классических красот,
В провинции произрастая,
Среди Античности высот,
Где Музы мне венки сплетали,
Гурьбой витая надо мной, -
Я музыку выучивала всрок,
Прекрасным душу наполняя,
И Музыка с тех самых пор –
Меня всегда сопровождает
Трагедией рыдающей, порой,
Иль – грусти легкой неземной, -
Иль звонкой радостью играя ... -
...и все это благодаря моему Учителю Музыки, сумевшему своим вдохновенным трудом пробудить интерес и любовь к прекрасному и вечному у многих юных душ, введя их в храм божественных звуков, научив Слышать их ... грустить с Шопеном, сопереживая трагедии глухого гения Бетховена, плакать над его неразделенной безответной Любовью, вылившейся в Лунной Сонате,радоваться земными радостями Баха и Россини...
Вот сколько богатств знаний и чувств он подарил своим ученикам , пусть даже не ставшим музыкантами, талантом Учителя ... И этим Он -- НЕЗАБЫВАЕМ ...
II
Кстати, эта история грехопадения скромного учителя музыки с «рыжей канарейкой» в истории культурной жизни Умани , была не единична и, даже – не первична, имея ввиду цвет волос искусительниц. Да ! Это то, что я наблюдала своим детским непредвзятым и пытливым взглядом. И впервые нечто подобное случилось задолго до всего вышеизложенного, а именно – летом 1944 года...
Война ещё не закончилась, но в освобождённую Умань возвращались прежние жители. Мы, дети радовались теплому щедрому лету и проводили все время на улице, в играх.
Родители с утра и до позднего вечера отдавали все силы восстановлению народного хозяйства, каждый -- в своей профессиональной области. Мои родители – врачи, естественно, восстанавливали здравоохранение в городе. А я, как, впрочем и все остальные дети, была фактически,предоставлена сама себе, целыми днями гоняла по улицам со сверстниками, но при этом, вела очень напряженную общественную жизнь, в области наших детских проблем. Мы собирались группами, обсуждали все события окружающей жизни, организовывая самостоятельно свой досуг. В городе почти все сколько-нибудь этажные дома, были разбомблены и высились зловещими руинами, которые ежедневно разбирали пленные немцы,которые при ближайшем рассмотрении в их положении, выглядели довольно плачевно.
Их приводили строем утром и уводили так-же под конвоем вечером. Когда их вели строем по улицам города, то было слышно издали по стуку деревянных подошв их матерчатой обуви. Во дворе, где мы жили в квартире, высилась тоже руина бывшего 3-хэтажного дома.
Мы, дети двора решили построить себе домик из кирпичей от развалин, используя стену нашего дома и примыкавший к ней кирпичный высокий забор, достроив еще две стены с окнами и проемом для двери. И работа закипела. Мы замесили глину и начали лепить кирпич к кирпичу, за рядом ряд.
За нашей деятельностью с улыбкой наблюдали несколько пленных, невольно помогая нам, подавая кирпичи наиболее целые и ровные. Очень скоро стены дома были готовы и, когда мы приступили к сооружвнию крыши, наши помощники—пленные практически сделали это за нас. Дом был готов и мы начали его обживать.
На окна повесили занавески из марли, дверной проем завесили каким-то старым одеялом, которое кто-то притащил из дома. Затем, решив устроить новоселье с обедом, мы занялись кухней. Между кирпичиками развели огонь и в консервной банке об'ёмом по-больше начали варить что-то вроде супа. Из дома тащили все, что «плохо лежало» -- картошку, крупу, лапшу и т. п., учитывая то, что время было довольно не сытое.
Пленные за нами наблюдали, улыбались, говорили – «Гут, гут...» Может им вспоминались их дети и мирная жизнь... И однажды, после долгих
споров о том, хорошие они, или – плохие, мы все-же пригласили их на обед, отведать наших деликатесов. Наверное со стороны это был очень трогательный сюжет -- дети победителей протянувшие руку милости побежденным -- врагам ...
И они согласились и ели даже с большим аппетитом и даже жадностью, чем нас привели в состояние гордого восторга и самоуважения.
И так мы их подкармливали каждый день, пока они работали.
Tак мы и проживали долгие летние дни, насыщенные бурной созидательной деятельности. Бегали мы все раздетыми, босыми, в основном –- в трусиках –- чистеньких с утра, а к вечеру изрядно изменявших цвет от пыли – теплой и мягкой, такой приятной для наших босых ног. К вечеру мы изрядно уставали и искали более спокойных занятий.
Когда окончилась Война ,
Мы, дети , так всего желали !
Всего, что нам не до –дано сполна
В дни всенародной скорби и печали ...
Вновь обретя свои дома ,
У многих -- и на пепелище ,
Просили , чтоб Судьба сама –
Нам помогала-бы в жилище !
И создавали сами для себя -
Хоть грустные , мы самоделки ,
Из тряпок куколок вертя ,
Другие разные поделки ...
Чернильные слюня карандаши ,
Им нарисовывали бровки , глазки,
Быть – может, не совсем уж хороши,
Но нам казались, как из сказки ! --
Костюмы шили, -- в танцах выступать ,
На самодеятельной сцене ,
За неимением на чем играть ,
Танцуя , мы мотивчик пели -
- аккомпанируя себе гурьбой ,
в ладоши хлопали ритмично ,
все то, казалось – бы , комично ,
когда – бы не звалось нуждой ...
Как непосредственно смешны мы были
Своим желаньем что – то созидать ,
Хоть не совсем умело , -- мы творили --
Все то, что взрослые в разрухе не могли нам дать ...
И в наших маленьких сердцах --
Желание рождало силу --
В нас , вопреки разрухе , создавать ,
Навстречу отвоеванному Миру ! --
Недалеко от нашего дома находился единственный в городе кинотеатр, где по вечерам показывали кино, хоть были трудности с электричеством, т. к. Электростанция взорванная в начале Войны бездействовала и ток поступал от движка и только в учреждения.
В домах мы пользовались керосиновыми лампами, свечами и очень интересными карбидными лампами, которые изготовляли местные умельцы из гильз от артиллерийских снарядов, приваривая к верху тонкую трубочку с маленьким отверстием. В обьем гильзы помещали кусочки карбида -- химического вещества, капали на него немного воды, плотно завинтив, карбид с водой давал бурную реакцию с выделением газа, очевидно – метана, горючего, который начинал выходить через дырочку в трубочке. Его поджигали и он горел ярким мертвенно –белым неестественым светом, и для продолжения горения надо было лишь перио -дически подливать воду, отвинчивая крышечку специального отверстия.
И вот однажды, после долгого жаркого дня, полного нашей бурной деятельности и приключений, мы , небольшой стайкой пошли к кинотеатру на вечерний сеанс. Показывали тогда -- «Маскарад» по Лермонтову с известными артистами
--Тамарой Макаровой и Н. Мордвиновым в главных ролях. Денег на билеты у нас хронически не было, но нам очень часто удавалось проскользнуть в зал через выход, когда выходили зрители с предыдущего сеанса.
Были мы маленькими пронырливыми, бОсыми и голыми, не считая трусиков. И так мы проникали в зал, прячась в складках штор на дверях. Выждав,когда погаснет свет и начинался сеанс, мы по-мышиному прошмыгнули и уселись на полу перед первым рядом. Усталые но довольные своей ловкостью, мы сидели задрав лохматые гОловы и судорожно пытались уловить суть сюжета, борясь с овладевающей дремотой.
И было все, как нельзя, хорошо, но во время сеанса пару раз погас свет, и, когда это случалось из-за неисправности движка, зрители выходили в фойэ и при зажженных свечах прогуливались по кругу. Зрелище было удивительное своей какой-то средневековой нереальностью, что еще больше усиливалось наличием в фойэ двух старинных зеркал в ажурных стиля «Ампир» металлических рамах. В зеркалах многократно отражались загадочноромантическое пламя свечей и неясные силуэты нарядной публики, медленно скользящей парами будто в каком-то танце ... ! Моя память навсегда сохранила всю фантасмагорическую нереальность той давней картины ... А мы, затерянные и затертые в людской толпе во мраке, -- маленькие Маугли, подражая взрослым, под-ручку так-же чинно и важно стараясь прогуливаться, всякий раз не выдерживали, прыская и давясь от хохота ! – пока не давали ток, и все занимали места. По этой причине сеанс длился вдвое дольше положенного времени и окончился где-то далеко зА-полночь. Выйдя из кино в лунную ночь, мы осознали всю преступную тяжесть содеянного легкомыслия нашего и всего, что за этим может последовать ... и, не простившись разбежались.
Быстро пробежав по пустынным, залитым голубым лунным сиянием, улицам, мимо зловеще чернеющих пустыми глазницами окон, высящихся темных развалин, я поднималась по лестнице к себе домой и мою душу терзали нехорошие предчувствия.
Пришло осознание содеянного и предстоящей неминуемой кары...
В комнате залитой неестественно белым светом карбидной лампы, меня встретили горестно-осуждающие, мягко выражаясь, взгляды родителей и незнакомый мужчина, чье присутствие, несомненно, сдерживало гнев родителей, и возможно уменьшало кару. –
- Где ты была, Аллочка? – горестно прошелестел шопот мамы.
- В кино -- не менее горестно прошептала я.—
- Так поздно??? - взревел папа, грозно сверкая молниями взглядов .
Об'яснения были неуместны в данной ситуации, и меня представили незнакомцу... Хороша-же я была! -- босая, чумазая, голая девочка, с расплевшимися косичками по плечам волосами, переминающаяся на пороге во втором часу ночи... А незнакомец был папин друг детства Наум Лап - ий -- Нюма, который тоже вернулся на Родину с войны с сыном и женой. Был он -- скрипач и композитор.
В дальнейшем, он преподавал в Музыкальной Школе – скрипку и теорию музыки, где мы постоянно встречались. Вот с ним-то и произошла любовная драма задолго до той, что была потом с пианистом... Лап - кий выглядел очень странным, не от мира сего ... Он был погружен в мир мелодий и звуков, слышимых только им.
Он ходил по жизни, никого не замечая, устремив взгляд поверх окружающего, губы его были сложены дудочкой и что-то постоянн неслышно насвистывали. Иногда он взмахивал руками, будто дирижируя невидимым оркестром, и лихорадочно бросался записывать на клочках бумаги, пойманную им мелодию. Сочинял он серьезную музыку -- симфонии и концерты. Нам, детям, да и взрослым смешно было со стороны наблюдать эти --«муки творчества», мы прыскали от смеха, хотя он этого не замечал все равно, когда на уроке теории музыки он вдруг замирал,останавливая свой рассказ, и начинал лихорадочно записывать очередную находку !
Сын его уехал в Киев на учебу в консерватории по композиции. Жена была очень замкнутой женщиной, со странностями, очень редко выходящей из дому.
Жили они в квартире при Музшколе, и мы, ученики видели иногда издали силуэт жены в неизменном халате и с тюрбаном из полотенца на голове, как и слышали иногда громкие скандалы под аккомпонимент крышек от кастрюль...
В ином виде эту женщину никто не видел, даже друзья скрипача, кого он никогда не принимал.
Даже за продуктами на базар ходил сам Лап - ский и все знакомые его и друзья следили, чтоб он нигде не забыл свои покупки. Я слышала это от мамы, которая вздыхая сокрушалась:
- А-а-х-х! Цыдрейте копф! -- что на «идиш» означало -- ненормальный, дурная голова или сумасшедший...
И вдруг всех поразила новость -- Лап - ский влюбился !!! и встречается с женщиной, гуляет с ней в Софиевке, ходит с ней в кино, бывает у нее в доме, где допоздна задерживается...
Это была довольно красивая одинокая фельдшерица из маминой поликлиники, рыжеволосая от природы, с тяжелым узлом волос, с бровями дугой и с пикантной родинкой над верхней губой, - украинская красавица. Конечно, скандал был грандиозный в масштабе города, скрыть ничего нельзя было, т.к. жена бедного Лап - кого закатывала ему грандиозные истерики с битьем посуды о его голову. Но, зная его жену, Лап - скому, в основном, сочувствовали, призывая его к соблюдению некоторых приличий.
Все было тщетно, и роман продолжался, набирая обороты. Приезжал сын из Киева, вразумить отца по требованию матери. Но это ни к чему не привело. Позднее, вспоминая эту историю, потрясшую тихую жизнь провинции послевоенной поры,
можно было понять Лап - кого, довольно красивого статного мужчину с римским профилем, и его влюбленность в рыжеволосую украинскую красавицу, в обстановке романтической украинской природы, после пережитЫх ужасов и смертей войны ...
Возможно, это была Любовь к красивой женщине, в которой виделась Муза композитора, кого он встретил наконец в своей жизни... Чем окончилась эта история Любви – неизвестно, т.к. Лап - ский с женой вскоре уехал в Киев, а его пассия так и жила всё время в Умани, напоминая собой о любовном романе, который вскоре был забыт. В последствии в титрах кинофильмов Киевской студии мелькала фамилия Лап - ского – сына, ставшего композитором. Об отце история умалчивает, как и история бурного романа, вскоре забытого.
А через сколько-то лет нечто подобное произошло с моим учителем музыки. Романтические Натуры ! –
Все повторяется, все проходит и забывается, но иногда,
вспоминается, как явление из ряда вон выходящее на фоне провинциальной обыденности...
P.S. Память, память, как цепко она сохраняет какие – то моменты далекого прошлого !
На склоне лет помнится так ярко вся фантастичность той далекой картинки далекого Детства, когда я , как маленькое шкодливое мышенятко опрометью неслась по залитым голубым светом полной луны улочкам домой из кино во 2-ом часу ночи, босиком, в одних трусиках, с распущенными по плечам волосами, мимо пустырей с руинами былых домов, молчаливо и укоризненно взирающих на меня пустыми и темными глазницами окон Достойно изображения на холсте!!! --
Умань -- Нью Йорк, 1944 – 2006гг.
Яков Лапинский - биография - советские композиторы - Кино-Театр.РУ
Лапинский Яков Наумович. Родился 7 января 1928 в Умани. Композитор. В 1955 окончил Киевскую конс. по кл. композиции Л. Н. Ревуцкого.
www.kino-teatr.ru/kino/composer/27531/bio/
******************************************************
Картина Яцека Йерки. ·
Свидетельство о публикации №210082501122
Многое в Вашем рассказе видится отпечатком в моей памяти.
50-е часто возвращают меня к себе...
Спасибо, Алла, за содержательный рассказ!
С уважительным теплом,
Владимир Михайлов 2 05.07.2017 08:25 Заявить о нарушении
Алла Зиливинская 06.07.2017 20:57 Заявить о нарушении