На качелях судьбы

"Чтоб  русский голос в книгах не умолк,
Пишите свет - звучание добра."
Евгений Раевский


1. Праздник цветов

Сегодня не возникает никаких сомнений, что лето уже наступило по-настоящему.
Майские холодные и ветреные  дни с  потеплением в конце месяца - закончились, и установилась летняя стабильная погода с её многоголосьем и многокрасочным пейзажем. Кругом зелено. Шумит листва. Расцвела сирень, каштаны. Высаженные на клумбах цветы преобразили город. Тёплый воздух насыщен  ароматом свежей зелени.Стало легче дышать.
День России двенадцатое июня в стране отмечался уже не первый раз. Петербуржцев ожидала большая развлекательная программа в центре города и выступление творческих коллективов во всех районах Петербурга. Празднование намечалось с двенадцати часов дня.
По Невскому проспекту люди, плотно прижавшись друг к другу, спешили в Александровский сад. Добравшись  с приятельницей, прошли к сцене, концертная программа уже началась.
Сцена была украшена живыми цветами. На выступающих тоже были цветы, приколоты к волосам и одежде. Артисты охотно делились секретами составления букетов и загадками цветов, так как каждый из них несёт своё значение.
Певцы и танцоры производили впечатление. Но мы ждали самого главного "Карнавала цветов ". Когда разноцветные колоны пойдут по Адмиралтейскому проспекту и Адмиралтейской набережной к Медному всаднику.
Мы решили пройтись к памятнику Петра I. Почетный караул из солдат, одетых в форму петровских времен, сменялся постоянно. Солдаты, чеканя  шаг, сменяли друг друга.
Шествие началось. Сначала показались лошади украшенные цветами, а за ними кареты, обвитые  гирляндами из цветов. В каретах сидели красивые молодые девушки в нарядах  XVIII века и широкополых шляпах, сплетенных из цветов. Двигалось море  цветов. Зрелище было неописуемое. На лицах у всех умиление и улыбки, улыбки, улыбки...
Цветная колонна  остановилась на набережной. Гирлянды цветов  были возложены к памятнику Петра I. Замыкающий колонну духовой оркестр остановился у памятника и исполнил Гимн России, а затем марши. Было очень торжественно. Отданы все почести Петру I, ознаменовавшие те времена. У людей светились глаза. Все было так торжественно!
Вернулась с берегов Невы из  Александровского сада обвороженная и околдованная всем происходящим. Хотелось ещё воссоздать перед собой увиденную картину.
Поневоле память меня уносила в прошлое... Кем был создан сад, в каком году?
Копаясь в памяти, вспоминала и постоянно находила ответ. Восьмого июля (по новому стилю двадцатого) 1874 года был открыт Александровский сад императором Александром II. Он распорядился построить публичный сад в честь 200-летия со дня рождения Петра I.
Сад украшали ель, ольха, береза, дуб, тополь, вяз, орешник, ясень, клен и каштан. Он разрастался.
Спустя шесть лет, напротив Адмиралтейской башни установили фонтан, водяной столб которого достигал 28 метров. В такую красоту сколько вложено труда?!... Эти аллеи, протоптанные дорожки . Сколько же по ним проходило великих людей !?... Люблю я этот сад. Вековые деревья с окрепшими корнями, с зелёной листвой, со стволами, уходящими в небо. Посаженные при моих прадедах и ещё юным дедом. Так уж случилось, не дошло до меня нарисованного родословного древа, ветвей по отцовской линии. Волею судьбы я живу на земле своих предков. Иду и невольно думаю, что здесь когда-то по ним проходили и мои прадеды с прабабушками и много, много других родственников. Эти дороги мне очень близки, что я постоянно возвращаюсь по ним к памятнику Петра Великого.
Вспоминала предсмертный рассказ отца о том, что корни наши в Питере. Может быть, я найду их?... Я была удивлена невероятно фантастической историей.
Но, как я найду? Не зная даже фамилии, рода. Только отдельно приметы. Тут меня осенило: жить надо не вслепую, а с открытыми глазами и открытым сердцем и не бояться проникать в тайны архивов, а искать, искать и ещё раз искать...
Мысли бродили разные... Зачем тратить уйму времени, не лучше ли жить как живёшь? Прошли долгие годы жизни. Целая эпоха: две гражданские войны, Октябрьская революция, Великая Отечественная вторая война, восстановление народного хозяйства, переход к демократии и каждая из них несёт свои особенные задачи.
В девяностых годах двадцатого столетия много стали говорить об утерянном родстве, корнях. В газетных статьях по телевидению россиян называли "Иванами не помнящим родства". Это было очень обидно. Да, дальних родственников от пробабушек не помнили. Многие росияне уехали за границу. Предали. А позже стремились вернуться, для того хотя бы умереть на своей земле. А оставшиеся, хоть и не помнящие своего родства, ещё больше любят свою Россию. Корнями своими и наследием стараются воссоздать свою культуру, традиции и нравственность при любом укладе жизни. Наследие- какое бы оно не было у нас в крови.
История движется кругами, уходящими вверх по спирали, в некоторых местах разрываясь, но их трудно соединить, особенно когда вмешивалась враждебная сила. Эти разрывы ничем нельзя соединить, ни спаять. Только изломанные стрелы врезаются в реальную память, опираются на знания истории и дошедшие в кратких, смутных рассказов отдаленных родственников. Эти мысли под стук колёс ночного поезда, электрички, автобуса плывут по волнам моей памяти и становятся близкими, зримыми, когда смотришь на вековые застройки нашего города, осязаемыми. А тут ещё аккуратно одетые интелегентные старушки, вступая в разговоры с воспоминанием и любопытствуют о наследии, и спрашивают о том, что какого вы рода?
Всё это как бредовый туман не отходит от тебя и течёт по крови не отступной вязью.   
Зачем? Для чего? Пусть остается как есть... Мысли будоражили мою голову. Всё-таки, нет! Это надо другим.
Прошло много столетий и веков, а археологи и историки до сих пор ищут и находят всегда что-то новое, несмотря на то, что история человечества исходит из глубокой древности. Их исследования наталкивают цивилизованных и мыслящих людей на вопросы "Кто я?," Откуда я" и " Куда иду?".
Сейчас, когда большинство людей, опомнившись, стали составлять свою родословную,ко мне часто обращаются люди и спрашивают: кто Вы, к какому роду принадлежите? Приводят сравнения: вы похожи на ту-то и ту, ещё что-то в этом роде. Или ещё лучше. Был со мной случай. Выхожу как-то из метро, ко мне подходит женщина и представляется, что она помощник режиссёра и подбирает кадры для массовки, но я ей очень кого-то напоминаю.Она попросила подойти на Ленфильм. Я не отказалась. Стилисты меня приодели для съёмок того времени и прямо сказали, очевидно, в шутливой форме, что вот чистая княгиня  Белозерская, и так меня называли все дни съёмок, пока не закончился сюжет. С этого времени началась  моя киношная жизнь. Меня часто приглашали для участия в фильмах того времени.
Вспоминая краткий рассказ отца, я стала удивляться: почему это стало меня преследовать повсеместно... Очевидно, наказы умерших даются не зря. Их надо выполнять.

Все люди смотрят на меня     
И о моих корнях гадают:
Вы - баронесса иль княжна?
А что ответить им - не знаю.

Но гены дали жизни строй,
Стать и походку мне наметив.
Не знаю, кто был прадед мой:
Орлов, Нарышкин, Шереметьев?

Мне с материнским молоком
Всё лучшее дала Россия.
Пускай наш путь не прямиком,
Но я горжусь, что мы такие.

Достойно жизнь прожить хочу
И, несмотря на бездорожье,
Иду вперёд. Да нет, лечу!
В России и во мне - всё Божье.

Это отражение  прошлого, оно не дает мне покоя. Я хочу знать всё, понять, осмыслить.
Прошлое! Открой мне завесу, рассуди! Господи! Помоги выпонить наказ отца! Направь на путь истины! И... помилуй!
Проявлять энтузиазм, двигаться дальше, не стоять на
месте, а значить ощущать себя чем -то большим, и ограничения
времени для тебя не существуют.
Энтузиазм - это не пустой оптимизм, а силы, исходящие из глубины души. Это пламя огня, постоянно  жгущее сердце и позволяющее ему творить историю прошлого, настоящего и будущего.


ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ НА 154 СТРАНИЦАХ ИЗДАНО В 2010 ГОДУ. КНИГУ МОЖНО КУПИТЬ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ В ДОМЕ КНИГЕ (НЕВСКИЙ ПР. 28) И КНИЖНОЙ ЛАВКЕ (НЕВСКИЙ ПР. 66).


Рецензии
Я счастлива, что мне довелось судьбой прочитать эту книгу. Она написана прекрасным языком, понятным каждому. Книга очень душевная и глубокая. Читала я ее в дороге, не замечая, как проезжаю свою станцию. Были моменты, когда я была горда за свою страну. Были моменты, когда мои губы дрожали и я еле сдерживала слезы. Я чувствовала и переживала вместе с персонажами произведения. Спасибо автору! спасибо Вам, Валентина Перфирьевна!

А правда, что шрам от химического карандаша у Вас остался и по сей день?

Любовь Петрова   08.11.2010 23:52     Заявить о нарушении