4. Преферанс. Часть I

История первая «Магический квадрат Дюрера»: http://www.proza.ru/2009/10/30/691
История вторая «Мадонны Рафаэля»: http://www.proza.ru/2010/04/16/1020





Часть I. МИЗЕР ЛАСКЕРА



Я не перестаю удивляться – как можно заболеть в начале солнечного мая?

Тем не менее, Капитон ухитряется…

Болит горло, говорить почти не может, температура – 37,7.

Он лежит с шарфом на шее и выражением вселенской скорби на лице, а оконные стекла нашей квартиры сотрясаются от баллад группы «Metallica».

Я ничего не имею против музыки, но изучению «Весны» Боттичелли более способствовало бы творение Антонио Вивальди с тем же названием.

Поздний вечер. Звонок в дверь.

*

Нет ничего более постоянного, чем непредвиденное. Поль Валери.

*

В прихожую вваливается мужчина, облик которого мне смутно знаком.

- Привет, Капитоша! Узнал? – произносит он с порога.

На лице Капитона легкое замешательство.

- Игорь Туманов. Антикварный отдел МУРа, - протягивает руку гость, - Горыныч нас знакомил 5-го октября.

- Теперь вспомнил, - сипит Тоша.

Вспомнил и я. Прошлогодний день уголовного розыска я вряд ли забуду. Пятеро пьяных мужиков (не поверите – ни одной женщины не было!) закончили празднование на нашей кухне, распивая водку с томатным соком и читая по ролям «Каменного гостя» Пушкина. Горыныч читал за дона Гуана, Туманов за Лепорелло. За донну Анну… читал капитан Самсонов.

- Что с горлом? – спрашивает нежданный гость.

- Ангина, - отвечает Тоша, - проходи на кухню.

Внешность майора Туманова, мягко говоря, не соответствует его фамилии. Каждый гражданин армянской национальности, встреченный Игорем на жизненном пути, упрекает его за смену известной фамилии – Туманян – на более «славянский» вариант. А поскольку по паспорту он – Игорь Иванович – еще со школы милиции Горыныч зовет его в шутку Гариком Ованесычем. Туманов свыкся с прозвищем, не смотря на то, что среди его предков совершенно не было армян.

У Ованесыча в руках приспособление, которое обычно используют студенты для перевозки чертежей. Кажется, оно называется «тубус».

Он проходит на кухню и напряженно смотрит в окно, оглядывая наш двор.

- Чайку? – сипит Капитон.

- Нет, спасибо, - произносит Туманов, - ты извини за поздний визит. Я в вашем районе случайно оказался. Потом вспомнил, что ты где-то тут живешь. Крутился, вертелся…. Сам понимаешь, в каком состоянии мы были больше полугода назад…. Хотел Горынычу позвонить, да мобильником сейчас лучше не пользоваться.

- Почему?

- Нездоровая какая-то фигня творится, Тоша, - говорит Ованесыч, отрываясь от окна, - мне самому не все еще ясно. Похоже, меня пасут.

- Кто?

- Пока не знаю, - гость на секунду задумывается, - слушай, давай сделаем следующее. Я эту штуку, - показывает на тубус, - у тебя оставлю. Передай ее завтра Горынычу и скажи, что мне это  прислал Петька Солодовников. Он поймет. Запомнил?

- Петька Солодовников.

Ованесыч снова смотрит в окно.

- Ладно, вроде чисто…. Пойду я. Надеюсь, хату твою я не засветил.  Пойми, другого выхода у меня не было.

- Может, Горынычу еще что-то передать?

- Нет, не надо. Я завтра сам на связь выйду.

Туманов оставляет Капитона с выражением удивления на лице и черным тубусом в руках.

*

TV. ПРОГРАММА КАБЕЛЬНОГО КАНАЛА «МЫ К ВАМ ЛИЦОМ!»
- Доброго вам утра, дорогие телезрители! В эфире «Мы к вам лицом!» и я – Дай Стамэску! Приветствую всех, кто присоединился к нашему эфиру! Вы сделали это вовремя, потому что в студии наш долгожданный гость – народный целитель Ипатий Лапоть! Ипатий Карпыч, что бы вы посоветовали нашим телезрителям этим солнечным майским утром?
- Доброхо здоровьичка, хоспода! Не только этим утром, но и любым, я бы советовал начать с дыхательной химнастики Халины Сиплой. После чехо, не вставая с постели сделать пару упражнений китайских систем Суй Тут и Сам Суй, а именно «Бутон в росе на восходе солнца» и «Бамбук в руках оранхутанха». И за этим можно смело переходить к водным процедурам с обязательным комплексом древнеехипетских упражнений «Помет крокодила в водах Нила»…
- Большое спасибо, Ипатий Карпыч!
- Не болейте, храждане!
- Напоминаю, что у нас в гостях был народный целитель Ипатий Лапоть со своей персональной страничкой «Как умереть здоровым»…

*

Горыныч не имеет обыкновения посещать на дому заболевших подчиненных, но для капитана Самсонова делается исключение.

- Привет! Все шлангуешь? – произносит он с порога.

- Горыныч, побойся бога…, - сипит в ответ Тоша.

- Да ладно, шучу…, как самочувствие?

- Температура поменьше, но говорить много не могу.

- Я тебе медку липового принес. Через пару дней будешь, как огурчик!

- Ага, зеленый и в пупырьях…, - Капитон принимает банку с медом и ведет гостя на кухню.

- Как же ты допустил, братец мой дорогой, - спрашивает начальник, располагаясь у окна, - что через два дома от тебя преступление совершилось?

- Какое?

- Квартиру грабанули у старушки одной, знакомой моей давней. Ворвались двое в масках под видом работников собеса, схватили ее и давай выпытывать, где посылка от сына. Показала она, перепугавшись, посылочку, а гости незваные наварили ей по голове чем-то тяжелым и тикать. Ни золотишка, ни пенсии ее не тронули. Во как…

- А что за посылка была?

- Сыночек ей с зоны странный подарок прислал. Матрена Дмитриевна – женщина не очень образованная. Описывает она посылку так: труба с ручкой, а в ней холстина. На холстине намалевано, как мужики в карты режутся. Вот эту трубу с холстиной и похитили.

- А сын ее за что сидит?

- О-о-о…! Это отдельная, леденящая душу, история. Ованесыч с ребятами сыночка ее долго разрабатывали. Петюня - очень талантливый художник. Вот за подделку известных полотен и загремел. Чаще всего схема была такая: Петя пишет копию с похищенной картины, ее каким-то образом возвращают туда, где украли. Все продолжают искать преступника, но, согласись, менее активно, а оригинал продается здесь какому-нибудь фанатику-коллекционеру или вывозится за границу. Имя Пети Солодовникова всей Европе известно! В узкопрофессиональных кругах, разумеется…. Я иногда гадаю, сколько Петиных подделок висит в музеях и частных коллекциях?

Замечаю, что Капитон меняется в лице.

- Как, ты сказал, его фамилия? – сипит он больше обычного.

- Солодовников, а что?

Тоша уходит в комнату и возвращается с черным тубусом.

- Вчера у меня был Туманов. Велел передать тебе вот это и сказать, что получил он сей предмет от Петра Солодовникова.

- А что там? – недоумевает Горыныч.

- Понятия не имею. Я не смотрел, а Ованесыч не рассказывал.

Горыныч берет из рук Капитона тубус и открывает его. На свет божий появляется работа В.М.Васнецова «Преферанс». Холст, масло. Если мне не изменяет память, картина должна находиться в Третьяковской галерее.

Горыныч смотрит на Капитона в упор.

- Ованесыч вообще ничего не говорил?

- Сказал, что случайно оказался в нашем районе. Ему кажется, что за ним следят. Попросил передать тебе этот тубус и сказал, что свяжется с тобой сегодня.

Горыныч хватается за мобильник.

- Абонент недоступен…, - произносит он через некоторое время.

- Что все это значит? – спрашивает Тоша.

- Ума не приложу…. Получается, что это – картина, которую похитили у Матрены Дмитриевны Солодовниковой? Туманов точно сказал, что Петя прислал это именно ему?

- Абсолютно.

Шеф на минуту задумывается.

- Поеду к старушке в больницу. Надо показать ей картину.

- А мне чего делать?

- Лечись…

*

Вокальные пассажи Джеймса Хэтфилда прерывает звонок в дверь.

- Умереть спокойно не дадут, в рот им компот! – сипит Тоша и идет открывать.

Это снова Горыныч. Тубус при нем.

Он располагается в кухне, закуривает.

- Чайку? – спрашивает Капитон.

- Давай, - отвечает шеф, - годы-то уходят…

Начальник явно чем-то озадачен, но Самсонов его не торопит, потихоньку накрывая на стол.

- Ованесыча закрыли, - неожиданно произносит Горыныч.

- Когда?

- Сегодня утром.

- За что?

- Превышение служебных полномочий и мошенничество. Подробностей не знаю.

- Где он?

- В городской прокуратуре пока. К нему не подступиться…

- Это как-то связано с картиной?

- Ничего не знаю, Тоша, ничего…

- А Солодовникова что?

- Картина, говорит, та самая, а вот тубус был другой – коричневый.

- Одни загадки…

- Загадок могу прибавить, - произносит Горыныч, открывая тубус.

Он достает холст и разворачивает его обратной стороной. Она вся исписана буквами, порядок которых, на первый взгляд, не имеет смысла:

А          М          Б          Г          Д          Ж          И          Й

К          У          З          Н          П          Р          Т          Ф

Е          Ю          О          Х          Ц          Ч          Ш          Щ

С          Л          О          В          Ъ          Ы          Ь          Э

- Загадка для Самсона Самсоныча, - подмигивает мне шеф.

- Ничего не понимаю, в рот мне компот! - бормочет Капитон.

Когда-нибудь они разобьют мое стариковское сердце…! Нашли знатного криптографа! Возмущаюсь в глубине души, но предпочитаю помалкивать с умным видом.

- Это тоже Солодовников писал? – спрашивает Тоша.

- Компот, я знаю столько же, сколько и ты, - отвечает Горыныч, - может, он писал, может, не он, может, зашифровал что-то, может холст размечал особым образом, чтобы копировать удобней было, а, может, эти буквы вообще ничего не обозначают…

- А может, эта картина – не копия?

- И это не исключено, хотя, лично я сомневаюсь…

- Точные ответы может дать только сам Петр Солодовников, - замечает Капитон.

- Уже не может. Я созвонился с оперчастью той зоны, где он сидел. Петя Солодовников скончался две недели назад от обширного инфаркта.

- От инфаркта? – недоверчиво замечает Тоша.

- Они уверяют, что да.

В этот момент у Горыныча звонит мобильник.

- Да! Да я…. Через полчаса? А что так поздно сообщаете? Братцы мои дорогие, вы бы еще за пять минут до начала позвонили! Кого представлять? Кого?! О-бал-деть…! Хорошо, буду…

Шеф отключается и смотрит на Капитона:

- Начальником нашего округа с сегодняшнего дня назначен полковник милиции Шор Владимир Дмитриевич. Через полчаса начальник ГУВД будет представлять его в окружном управлении.

- А кто это?

Сдобренная значительной долей сарказма, речь Горыныча заметно меняется:

- Вы, капитан Самсонов, не знаете полковника Шора?! Как же вам ни стыдно! Как вы боритесь с преступностью без светлого имени полковника Шора на устах?! Майоры Рыныч и Туманов, выпивавшие полгода назад у вас на кухне,  горды тем, что когда-то были однокурсниками великого Вовика Шора в Школе Дураков, пардон, в Высшей школе милиции! Карьеристы Рыныч и Туманов до сих пор майоры, а бескорыстный Владимир Дмитриевич Шор цельный полковник. Он, кстати, на все свои погоны заказал звезды из чистого золота.

- Фетишист, в рот ему компот!

- Совершенно с вами согласен, капитан Самсонов! И прошу отметить особо – раз полковник Шор назначен начальником округа, значит…?

- Скоро поменяет три золотые звезды на одну большую, но вышитую…

- … золотыми нитками. И согласитесь, капитан Самсонов, «генерал Шор» все-таки лучше звучит!

- А где он до этого служил?

- А вот это – интересный вопрос! На «земле» он не служил ни дня. Болтался где-то, вроде бы опером, но данный этап биографии все давно забыли, поскольку Вова очень быстро перебрался в когорту руководителей. Последняя его должность была в МУРе - начальник 12 отдела, по раскрытию преступлений, связанных с посягательствами на культурные и, не побоюсь этого слова, исторические ценности. Это вам не хухры-мухры…!

- Он был начальником Ованесыча?

- Вот-вот…. Запомните, капитан Самсонов, самое главное в карьерном росте – удачная женитьба! Вам карьерный рост не светит, поскольку кроме Самсоныча у вас никого нет! И не спрашивайте, кем является госпожа Шор! Ее девичья фамилия слишком известна… Ладно, я побегу. А то опоздаю к триумфу однокурсничка…. Да…, картина пусть у тебя пока побудет…

*

TV. ПРОГРАММА КАБЕЛЬНОГО КАНАЛА «МЫ К ВАМ ЛИЦОМ!»
- Здравствуйте, дорогие телезрители! В эфире программа «Мы к вам лицом!» и я, ее ведущий – Дай Стамэску! Приветствую всех, кто присоединился к нашему эфиру! Сегодня у нас в гостях недавно назначенный на должность начальника Управления внутренних дел нашего округа – Владимир Дмитриевич Шор. Владимир Дмитриевич, позвольте, прежде всего, поздравить вас с присвоением звания – генерал-майор милиции!
- Спасибо, Дай, спасибо!
- Владимир Дмитриевич, как будет строиться работа окружного управления с вашим назначением, будут ли какие-то кардинальные изменения, чего ждать жителям нашего округа?
- Большое спасибо за вопрос! Хочу заверить всех жителей нашего округа, что в своей работе сотрудники милиции, как никогда, будут руководствоваться принципами Конституции Российской Федерации и законами, действующими на ее территории. Совершенно справедливые требования руководства страны, и Президента в частности, действовать в рамках правового поля, являются основной юридической составляющей нашей деятельности. Что касается перемен, то они, несомненно, произойдут. Однако, я не являюсь сторонником кардинальных кадровых решений и перестановок. В необходимой ротации кадров мало внимания, порой, уделяется человеческой составляющей. Мы же все – юристы, и должны понимать, что за сухой буквой закона всегда стоит чья-то судьба. Что же касается приоритетных направлений в раскрытии преступлений, они останутся прежними, но в связи с последними требованиями Министерства внутренних дел и ГУВД по г. Москве, особое внимание будет уделено экономическому блоку. Поверьте, в спокойной жизни наших граждан не последнюю роль играет экономическая составляющая. А спокойная жизнь граждан – это то, ради чего каждый из нас носит на плечах своих погоны!
- Тем более такие…. Большое спасибо, Владимир Дмитриевич! Мы продолжим интервью после короткой рекламы! Напоминаю, что в начале следующего часа на нашем канале прозвучат отрывки из монголо-бурятского народного эпоса «НЕ ИБЭ МОЗГЭ». Читает Заслуженный артист России – Аверьян Баян. Оставайтесь с нами!

*

Художник пишет не то, что видит, а то, что будут видеть другие. Поль Валери.

*

Капитон разложил «Преферанс» Васнецова на полу перед своей кроватью и внимательно его рассматривает, периодически переворачивая обратной стороной.

Невзирая на ангину, он размышляет вслух, стараясь привлечь и мое внимание:

- Петр Солодовников незадолго до смерти пишет, судя по всему, две копии с картины Васнецова и отправляет одну матери, а другую Ованесычу. Почему матери – понятно, надежнее человека не придумать, но зачем вторую копию отправлять тому, кто, фактически, засадил тебя в тюрьму? Если это какое-то послание, то оно должно быть зашифровано, иначе информация была бы передана более простым способом. Преферанс, преферанс…. Ованесыч играет в преферанс, это я точно знаю…. Они с Горынычем еще в школе милиции на пиво зарабатывали…. Буквы эти непонятные…. Явно какой-то шифр, но какой ключ мог придумать заключенный?

Слушая Капитона вполуха, я изучаю альбом, посвященный Третьяковской галерее. Совпадение конечно, но в данный момент я на странице Виктора Михайловича Васнецова. Мой взгляд привлекло полотно «После побоища Игоря Святославича с половцами». В зале В.М.Васнецова оно висит в нескольких шагах от «Преферанса» и написано всего годом позже, но насколько же они разные…! «Преферанс» стал последним жанровым произведением художника…

Стоп!

Как всегда…

Когда-нибудь все это разобьет мое стариковское сердце…!

Ну, почему я сразу не изучил репродукцию…?

- Тоша, посмотри сюда!

- Не шуми!

- А я тебе говорю – посмотри сюда!

- Ну, что опять?

Капитон берет в руки альбом. Взгляд его несколько раз перескакивает с репродукции на работу Солодовникова.

Он смотрит на меня, тычет пальцем в холст и сипит:

- На стене…

- Ну…

- У Солодовникова на стене, над игроками, совершенно другой портрет! Какой-то усатый мужик в очках…. А у Васнецова женщина…

http://www.nearyou.ru/vvasnetsov/tpref79.html

- Ну…

- Но кто это? Лицо мне совершенно ничего не говорит.

Эх, Тоша, Тоша…

Иду на балкон. Где-то среди разнообразного хлама должна лежать маленькая коробочка с дорожными шахматами. Это где фигурки на магнитах. Нахожу ее и приношу Капитону.

- Шахматы? – недоумевает он, - а причем здесь шахматы?

- Ничего тебе не скажу! Сам догадайся!

Самсонов секунду раздумывает, потом садится за компьютер и включает интернет.

Эх, молодежь…! Любая трудная ситуация заставляет вас лезть во всемирную паутину. Эта палочка-выручалочка приведет к атрофии ваших собственных мозгов!

Он ковыряется минут пятнадцать, затем поворачивается ко мне и, не скажу, что победно, а скорее озадаченно, произносит:

- Самсоныч, в рот мне компот, это – Ласкер…!

- Да, Тоша! Это – Эммануэль Ласкер! Немецкий шахматист и математик. Второй чемпион мира по шахматам!

Капитон некоторое время стучит по клавишам и бормочет себе под нос:

- Картина Васнецова датирована 1879 годом. Ласкеру было 11 лет. Значит, его портрет мог поместить сюда только Солодовников…

- А у тебя, стало быть, оставались еще сомнения? – ерничаю я.

- … но с какой целью?

- А вот это уже твоя прерогатива, напарник!

Капитон уходит курить на кухню.

Некоторое время задумчиво смотрит в окно. Потом поворачивается и улыбается мне:

- Самсоныч, я – идиот!

- Заметь, Тоша, это ты сказал, не я…

- Самсоныч, я – законченный кретин! Ласкер и преферанс… ну, конечно же…. Помимо шахмат, бриджа и го он увлекался преферансом. Знаменитый мизер Ласкера!!!

Капитон даже сипеть перестал. Или это липовый мед Горыныча подействовал?

Он срывается с места и еще некоторое время бороздит необъятные просторы интернета. Вот как теперь сыщики добывают информацию…!

Я ничего не понимаю в преферансе и понятия не имею ни о каком «мизере Ласкера», поэтому терпеливо жду объяснений. У меня есть уверенность, что я их заслужил.

Капитон роется в ящиках письменного стола, находит колоду карт и раскладывает их прямо на полу.

- Тебя, Самсоныч, - произносит он, - преферансу уже не научить, да я и не собираюсь. Сдается мне, что Петя Солодовников в первую очередь рассчитывал на то, что получивший картину в качестве послания, непременно узнает Ласкера. Сомневаюсь, что его узнала бы Матрена Дмитриевна, но о второй копии подумаем потом. Интересно, Туманов знает, как выглядит великий шахматист? Я бы еще долго с картиной возился, если бы не ты! Огромное тебе, человеческое спасибо, напарник!

- Да, чего уж там…, - скромно отвечаю я.

Тоша, отложив четыре карты в сторону, как-то по-особому раскладывает колоду и продолжает:

- Был один забавный случай, который вписал имя Эммануэля Ласкера не только в историю шахмат, но и в историю преферанса. Как-то раз, он поспорил с друзьями, что составит такой расклад, который они совместными усилиями не смогут решить за полчаса. Так появился на свет этот мизер. Что такое мизер? Не хочу забивать тебе голову специальными терминами. Скажу лишь, что мизер – это игра, в которой играющий обязуется не взять ни одной взятки. Задача двух других играющих сделать так, чтобы он взял хотя бы одну взятку. Это называется «поймать» мизер. Пари Ласкер выиграл, поскольку его друзьям, по одной версии, понадобился целый час, чтобы додуматься, как ловить этот мизер, а по другой версии, они вообще его не поймали. Ласкер же с легкостью показал, как играющий мизер, при данном раскладе карт берет целых три взятки…

Должен признаться, я не понимаю ничего из Тошиных объяснений. В силу этого, я продолжаю преданно смотреть ему в глаза. Капитон вдруг запинается и смотрит на меня в ответ.

- Все, конечно, хорошо, Самсоныч, но что это нам дает?

- Понятия не имею! – искренне отвечаю я.

Тоша берет колоду карт с копией Солодовникова и опять идет на кухню курить. На полу остаются четыре карты, отложенные им в самом начале. Я приношу их ему.

- Спасибо, Самсоныч, но в преферанс шестерками не играют! В преферансной колоде 32 карты…

Неожиданно он бледнеет лицом. Переворачивает холст обратной стороной и внимательно всматривается в буквы. Очень медленно произносит:

- Я столько раз говорил тебе, что ты – гений…. Это уже банальность…. Завтра мне опять покупать тебе «Miller»…

Не скрою, меня радует услышанное, но хотелось бы, в общих чертах хотя бы, понять, до чего додумался мой великий сыщик.

- Тридцать две карты…. А у Пети на обороте тридцать две буквы…

Он берет лист бумаги и карандаш. Закуривает и начинает что-то писать.

Уже глубокой ночью он восклицает:

- Ну что ж…. Помимо твоего пива придется завтра взять и бутылочку «хлебного вина»! Я тоже кое на что гожусь!

- Я всегда говорил: одна голова хорошо, а полторы лучше!

- Случайные открытия делают только подготовленные умы. Блез Паскаль, - цитирует Тоша.

На кухне дым коромыслом, но Капитон закуривает снова.

- Смотри, Самсоныч! В преферансной колоде 32 карты и, естественно, 4 масти. В каждой масти по 8 карт: семерка, восьмерка, девятка, десятка, валет, дама, король, туз. Буквы на обороте холста расположены в виде прямоугольника 4х8. Предположим, что Солодовников зашифровал карты буквами. В преферансе существует старшинство мастей. Самая мелкая – пики, потом идут трефы, затем бубны и самая старшая – черви.

Когда играющие ловят мизер, их так и записывают – сверху вниз.

ПИКИ
ТРЕФЫ
БУБНЫ
ЧЕРВИ

Предположим, что первая строка у Пети – это восемь карт пиковой масти, вторая – восемь карт трефовой, третья – бубновой и четвертая – червовой.

У того, кто собирается играть мизер должны быть карты минимального достоинства, иначе игра теряет смысл. У играющего мизер Ласкера, это исторический факт, на руках следующий набор карт: пики – 8, трефы – 8,9, бубны – 7,8,9, черви – 7,8,9,10. Заменим эти карты буквами из таблицы.
 
А          М          Б          Г          Д          Ж          И          Й

К          У          З          Н          П          Р          Т          Ф

Е          Ю          О          Х          Ц          Ч          Ш          Щ

С          Л          О          В          Ъ          Ы          Ь          Э

Вместо восьмерки пик возьмем вторую букву первого ряда. Вместо восьмерки и девятки треф – вторую и третью буквы второго ряда. Вместо семерки, восьмерки и девятки бубен – первую, вторую и третью буквы третьего ряда. И наконец, вместо семерки, восьмерки, девятки и десятки червей – первую, вторую, третью и четвертую буквы последнего ряда. Остальные буквы нам не нужны. Читаем, что получилось, сверху вниз…

_          М          _          _
         
_          У          З          _
         
Е          Ю          О          _
 
С          Л          О          В
         

В такой момент я не могу не улыбаться…

Мне искренне жаль Капитона. Потратить столько времени, чтобы узнать, что незадолго до смерти Петр Солодовников завещал свою работу музею довольно милых, с моей точки зрения, животных…

В буквах, которые вычислил мой неутомимый сыщик, явственно читается:

МУЗЕЮ ОСЛОВ

*

TV. ПРОГРАММА КАБЕЛЬНОГО КАНАЛА «МЫ К ВАМ ЛИЦОМ!»
- В эфире новости! Мэрия Москвы сообщает, что (цитата) трансляция минуты молчания 9 мая будет обеспечена с помощью радиотехнических средств и звукоусилительной аппаратуры (конец цитаты)…

*

Мы с Тошей заканчиваем дневной моцион. Пока он на больничном, это можно себе позволить.

Около шестого подъезда наши взгляды неожиданно останавливаются на необычном автомобиле, припаркованном прямо на газоне.

- Я таких еще не видел, - замечаю совершенно откровенно.

- Красота-то какая? – вторит мне Капитон, заглядывая внутрь салона.

Пока я разглядываю причудливый трезубец на решетке радиатора, Капитон произносит:

- «Maserati Quattroporte»! Откуда она в нашем дворе…?

В этот момент из шестого подъезда выходит мужчина средних лет в изящном деловом костюме. Он щелкает сигнализацией и открывает дверь заинтересовавшей нас машины. Весь его вид говорит о том, что ставить автомобиль на газоне он, конечно, права не имеет, но делать ему замечания по этому поводу, по меньшей мере, глупо.

Меня больше всего поражает коричневый тубус, который мужчина бросает на пассажирское сиденье. Этот тубус никак не вяжется с его внешностью и его машиной.

Запустив двигатель, он, довольно спешно, покидает наш двор.

- Что-то мне постоянно тубусы мерещатся! – говорит Капитон, глядя в след удаляющемуся чуду итальянского автомобилестроения.

Через несколько минут звонит его мобильник.

- Слушаю…! Привет…! Гуляем с Самсонычем…. Что…?! Шеф, я же на больничном…. Кого, кого…? Ни фига себе…! Ладно, понял…. Какая квартира…? А я, как раз, у входа в шестой подъезд…. Группа-то будет…? Понял…. Я на связи…

Тоша отключает телефон и смотрит на меня:

- Последний этаж, Самсоныч…. Мокруха, в рот мне компот…!

*

Исторически сложилось так, что верхние этажи нашего дома заселены «крутышами». Мы с Капитоном их недолюбливаем. В лифте они не здороваются, на парковке занимают лучшие места и совершенно не умеют поддержать разговор о раннем периоде творчества Джона Уильяма Уотерхауса.

Пока мы едем в лифте, Тоша сообщает:

- Сейчас начнется…! Знаешь, кого завалили? Самого Якова Михайловича Бранда, в миру – Яшу Мамонта! Одного из авторитетнейших людей. Горыныч понял, что это в нашем доме и позвонил. Мой больничный, в данном случае, ни для кого значения не имеет. Мы же должны быть быстрее всей этой шоблы, именуемой следственно-оперативной группой. Какая первой дала, той и тапки…! Правильно я излагаю…?

Я не смею возражать напарнику. Впервые в жизни он не возмущается по поводу моего присутствия на месте происшествия.

Когда открывается дверь квартиры, я понимаю, что дело плохо.

Платиновая блондинка, около тридцати пяти лет, большие серые заплаканные глаза, легкий аромат «Kenzo» и самое главное – ноги, плохо скрываемые юбкой, не совсем подходящей по длине деловому костюму. Женские ноги – Тошина слабость, поэтому я не жду ничего хорошего от этой встречи.

- Здравствуйте! – произносит Капитон, предъявляя удостоверение, - милицию вызывали?

Женщина зажимает рот рукой, чтобы не разрыдаться, молча кивает и показывает рукой куда-то вглубь помещения.

Мы оказываемся в просторной гостиной трехкомнатной когда-то квартиры. Благодаря сносу стены между одной комнатой и кухней хозяевам удалось создать довольно большое пространство для приема гостей. В углу этого пространства, у открытого окна, на полу лежит тело, по размеру которого становится понятно, почему Якова Михайловича при жизни называли Мамонтом. Рядом с правым ухом Яши, в районе виска, имеется маленькая дырочка, из которой вытекло совсем немного крови.

- Мелкашка, судя по всему, - замечает Капитон, - пуля в черепе, а значит, деформирована так, что идентификации не подлежит. Стреляли в открытое окно с крыши или чердака соседнего дома, расстояние подходящее…

Необходимо отметить, что рядом с телом Мамонта лежит опрокинутый стул. Два других, довольно элегантных, стоят возле стеклянного стола, на котором разбросаны карты.

Капитон внимательно смотрит на стол и, скорее утвердительно, нежели вопросительно, произносит:

- В преферанс играли…

- Да…, - впустившая нас женщина садится на диван и закрывает лицо руками.

- И, судя по записям, втроем…

- Yeah…!

Это доносится со стороны барной стойки, где мы замечаем еще одно мужское тело, вполне живое, судя по скорости, с какой им поглощается, рюмка за рюмкой, коньяк «Hennessy Х.О.».

- Попрошу присутствующих предъявить документы, - говорит Капитон.

Женщина направляется в одну из комнат, по-видимому, спальню.

Через открытую дверь я вижу то, что заставляет учащенно биться мое стариковское сердце…!

Смотрю на Тошу…

- Вижу, Самсоныч, вижу, - говорит он вполголоса, после чего принимает из рук мужчины паспорт.

Это синяя книжица с надписью «United States of America»

- Как интересно! – восклицает Тоша, - господин Fill Krasovsky, судя по месту вашего рождения – Moscow (Russia) – переводчик нам не потребуется?

- No, sir…. В смысле, нет, конечно…. Знаете, это…, это такой shock!…! Когда все происходит у тебя на глазах, in a reality, так сказать …! Это ужасно…! I'm so sorry…! Бедный, бедный mister Brand…!

Господин Красовский говорит на родном языке с тем самым акцентом, который присущ россиянам, уехавшим ТУДА. Когда обстоятельства заставляют их, время от времени, посещать родные пенаты, они всеми языковыми возможностями пытаются показать, что они ОТТУДА.

Еще одна рюмка коньяка отправляется в его рот с безупречной металлокерамикой.

- Давно знаете покойного? – интересуется Капитон.

- Мы познакомились около недели назад…, yeah…, last week…, когда я приехал по делам to Moscow. Нас познакомила Инна, - он кивает в сторону женщины.

Итак, она звалась… Инна!

Женщина протягивает паспорт. Глаза ее уже сухи, макияж поправлен и…

По-моему, Капитон пропал…!

Она носит очки!

Это является еще одним бессменным фетишем капитана Самсонова. Все очень просто. Когда женщина с плохим зрением снимает очки, она выглядит особенно беззащитно. А Тоша так любит поиграть в рыцаря…!

Он едва бормочет ее данные, глядя в паспорт только одним глазом. Куда он смотрит другим, надеюсь, объяснять не надо?

Итак, Филина Инна Юрьевна. Боже, Капитон, она на шесть лет старше тебя! Выглядит-то она моложе, чем ты, но что это меняет. Несомненный плюс в том, что она является единственной владелицей и жительницей этой злосчастной квартиры. Вот только мне кажется, что с появлением ее в твоей жизни, чистых тарелок в нашем доме не прибавится.

Она еще и адвокат? Этого только не хватало…!

Похоже, именно адвокат и начинает в ней просыпаться:

- Послушайте, как вас зовут?

- Самсонов Капитон Ильич, капитан милиции, как написано в удостоверении. К вашим услугам, сударыня…!

Сейчас начнется…

- Так вот, товарищ капитан, если вы еще не сообразили, в этой квартире произошло убийство. Здесь находится труп человека! Человека, в определенных кругах очень известного! Где следственно-оперативная группа, черт возьми?! Или кроме вас и непонятно кого больше никто не ожидается?

«Непонятно кого…» - это, вероятно, про меня.

- Сударыня, не стоит называть моего напарника «непонятно кем», он может рассердиться.

- Что-о-о?! Да, я вас по прокуратурам затаскаю!!!

Неожиданно просыпается эмигрант Красовский:

- Инна, успокойся! У тебя снова начнется hysterics…

Звонок в дверь раздается вовремя. Ненавижу подобные разборки.

- А вот и долгожданная опергруппа! – восклицает Капитон.

Вместо опергруппы появляется обвешанный фотоаппаратами и отягощенный экспертным чемоданом Антон Пятаков, в единственном числе.

- Лучшим представителям экспертно - криминалистического центра наш поклон и почтение! – Тоша кланяется и тут же спрашивает, - где остальные, о, Рыцарь Пинцета и Пробирки?

- В соседнем районе нападение на инкассаторов. Три трупа, - поясняет Пятаков.

Тоша смотрит на Филину, как бы говоря: «Вот видите…»

Инна Юрьевна, смирившись с происходящим, обреченно принимает из рук Красовского коньяк и залпом его выпивает.

- Капитан Капитон, - произносит Пятаков, - ждет команды Антон.

- Что бы я без тебя делал, о, Посвященный в Тайну Папиллярных Узоров! Болтался бы на бурных волнах жизни без руля и ветрил, как утлый член…!

Фи, Капитон, это – моветон…!

- Челн, - поправляет его Пятаков.

- Ну, да…, в смысле – челн…

В этот момент звонит мобильник Филиной. Она берет трубку и уходит в комнату. На наше счастье, в другую.

Самсонов хватает Пятакова за рукав и быстро шепчет:

- Не задавай пока вопросов и делай все быстро…

Он тащит эксперта в спальню. Именно там находится предмет, поразивший нас с Тошей.

Пятаков по-своему истолковывает поведение Капитона:

- Компот, задуматься о смене ориентации можно только после выполнения репродуктивной функции. У меня дети есть, а у тебя…?

- Антонио, - отвечает мой напарник, - сейчас не об этом…. Отечество в опасности! Смотри сюда…

На стене, в рамке, висит копия картины В.М.Васнецова «Преферанс» с точно таким же изображением Эммануэля Ласкера, как и у нас. Нет сомнений, что это еще один экземпляр последнего послания миру Петра Солодовникова.

Тоша снимает картину со стены и переворачивает ее. На оборотной стороне холста буквы. Мне плохо видно, но порядок их, кажется, другой. Напарник понимает, что времени нет и говорит Антону:

- Очень быстро сфоткай картину с двух сторон. Особенно важно, чтобы четко были видны все буквы на обороте холста.

- Не учи ученого, - бурчит Пятаков и напевая под нос «There once was a woman… A strange kind of woman…» [1] несколько раз щелкает фотоаппаратом.

Обалдевший Красовский растерянно смотрит на меня.

- Не говори ничего, Фил, не надо, - прошу я его с невозмутимым видом.

Ничего не соображая от выпитого коньяка, он бормочет:

- O’key, o’key… наверное, это необходимо…. Cops всегда знают, что делают…

Антон с Капитоном вовремя покидают спальню, сделав необходимые снимки.

- Отпечатай побыстрее, - просит Тоша, - с меня пузырь, сам понимаешь…

- Алкоголь - это анестезия, позволяющая перенести операцию под названием жизнь. Бернард Шоу, - цитирует Пятаков.

- Как излагает, собака! - восхищается Капитон, почему-то подмигивая мне, - учись, Самсоныч…!

Из комнаты появляется Инна.

По-моему, она не заметила наши манипуляции.

А минуту спустя в квартире появляется следственно-оперативная группа в полном составе.

Если бы у господина Красовского было чувство юмора, он раскинул бы руки в стороны и истошно заорал:

- It's show time!!!

После многочасового общения с каждым из членов группы по нескольку раз и ответов на одни и те же вопросы, Самсонов, явившийся на место происшествия с «непонятно кем» уже кажется Филиной и Красовскому ангелом.

Эксперт Пятаков, напевая:

- There once was a woman… A strange kind of woman…, - гадит черным порошком везде, где только может.

В ответ на мой укоризненный взгляд, он заявляет:

- Вы же знаете, Самсон Самсоныч, работа эксперта оценивается не по результату, а по количеству изъятых следов пальцев рук, НЕпригодных к идентификации, и количеству оставленной им на месте происшествия грязи.

Возразить мне нечего. Этот философ пенсионного (по милицейским меркам) возраста всегда бьет не в бровь, а в пах…

Если коротко, то работа на месте происшествия заканчивается следующим…

Бранд, Красовский и Филина сегодня играли в преферанс. Бранд вообще заядлый преферансист.

Инну Юрьевну с Яковом Михайловичем связывают давние деловые и, одновременно, дружеские отношения. Такому, как Яша Мамонт всегда нужен адвокат.

Красовский, в прошлом – одноклассник Филиной, приехал в Москву оформлять наследство и тоже прибегнул к ее помощи. И он оказался неплохим игроком.

Вот так юридические вопросы и карточная игра свели вместе этих людей.

Инициатива сегодняшней встречи исходила от Филиной.

Ничего не предполагало катастрофы, однако…

Как говорит Капитон, стреляли с чердака соседнего дома. Выстрела никто не слышал. Следов, как и пыли, возле слухового окна не обнаружено. Оружие преступник не оставил, гильзу тоже.

Пока следователь прокуратуры допрашивает Инну Юрьевну, эмигрант Красовский приводит себя в то состояние, при котором показания давать совершенно невозможно, и засыпает на широкой кровати хозяйки под «Преферансом» Васнецова (а точнее – Солодовникова) со словами:

- Sorry, Darling…!

Следователь прокуратуры, горестно вздыхая, засовывает ему повестку в нагрудный карман пиджака.

Когда вакханалия милицейских и прокурорских чинов подходит к концу, Филина без всякой «задней мысли» произносит:

- Где же я ночевать буду? У меня только одна кровать…. И здесь все в грязи…

Боковым зрением я замечаю, как Капитон расправляет плечи…

*

TV. ПРОГРАММА КАБЕЛЬНОГО КАНАЛА «МЫ К ВАМ ЛИЦОМ!»
- В эфире блок криминальных новостей! С вами Хьюго Западный! Накануне днем, в Москве (адрес в интересах следствия не указывается), был убит Яков Михайлович Бранд. Известный бизнесмен, коллекционер и меценат, прославившийся своими многочисленными пожертвованиями на благотворительные нужды. Яков Бранд был убит выстрелом в голову (вид оружия в интересах следствия не указывается). Сейчас у подъезда дома, где проживал Яков Михайлович, дежурит мой коллега – Хьюго Восточный. Хьюго, что говорят люди, пришедшие возложить цветы к дверям подъезда?
- Да, Хьюго! Сегодня, с самого, сам…, утра к подъезду дома, который вы можете видеть у меня, сам…, за спиной, приходят люди. У некоторых из них мы взяли небольшое, сам…, интервью. Дайте картинку, сам…, пожалуйста!
СОФЬЯ СОЛОМОНОВНА БРОД, директор кинотеатра «КУНШТЮК», известного в прошлом жителям округа как «Фокус»:
- Это очень, очень большая трагедия для всей московской интеллигенции! В нашем кинотеатре Яков Михайлович спонсировал выставку молодых, талантливых художников нашего округа. Зрители нашего кинотеатра были просто в восторге, особенно от картины начинающего автора Бронислава Штыря «Я на Севере в 1959-м»…
ЛОЛИТА АНАНАСОВА, солистка балетной труппы «МОСКОВСКАЯ ПАЧКА»:
- Мы все будем помнить Якова Михайловича, ведь он так любил балерин…, ну…, в смысле… балет вообще и вообще искусство…!
ДЖАНЛУКА ВЗБОДРЮЧЧО, личный повар Я.М.Бранда:
- Non capisco, a chi adesso cuciner; il cibo…? [2]
СЕМЕН ЗАХАРОВИЧ РАСПИСНОЙ, партнер Я.М.Бранда по бизнесу:
- Ну, чё…? Нормальный был мужик, по понятиям…. Беспредела не чинил, не то, что некоторые…. Собирал мазню всякую…, ну, в смысле – произведения искусства. Кто говорит, что отбирал…? Сами все приносили…. А чё…? Мир праху его, в натуре…!
ВЛАДИМИР ДМИТРИЕВИЧ ШОР, начальник окружного управления внутренних дел, генерал-майор милиции:
- Каждый из нас понимает невосполнимость утраты. Эта трагическая составляющая нашего существования заставляет по-новому отнестись к личности и делам господина Бранда. Я, со своей стороны, ответственно заявляю, что преступники будут найдены и понесут заслуженное, а главное – неотвратимое, наказание в рамках действующего законодательства. И как сказал наш Президент…

*

Момент, когда женщина позволяет вам наблюдать за своим утренним туалетом, ошибочно принимается мужчинами за высокую степень доверия и начало влюбленности. В реальности это означает лишь то, что вы стали еще одним предметом ее личного пользования. Сергей Минаев.

*

- У тебя красивая спина.

- Не думала, что мужчины обращают внимание на эту часть женского тела.

- Она у тебя «нервная». Мышцы «играют» в ответ на малейшее прикосновение.

Этот разговор происходит в Тошиной комнате. Он еще нежится в постели, а она, сидя на краешке, «рисует лицо».

Я предусмотрительно не захожу, делая вид, что изучаю «Ледяной город» Хендрика Аверкампа. Возраст мой, к счастью, не повлиял на слух, а любопытство, как известно, не такой уж и большой грех.

Из комнаты слышится какое-то шуршание.

- Тоша, прекрати, мне пора по делам!

- Дела подождут…

- Капитан Самсонов, возьмите себя в руки! Мне еще свою квартиру отмывать от вчерашнего нашествия!

- Вечером увидимся?

Она берет небольшую паузу и произносит:

- Тоша, давай я сейчас скажу кое-что, чтобы ты понимал все правильно, и больше повторять не буду. В жизни самое дорогое для меня – это независимость. Во всех смыслах. Я шла к ней очень долго и не скажу, что мне было легко. Поэтому малейшие поползновения ограничить меня в чем-то пресекаются на корню. И не заводи со мной разговоров на тему «любишь – не любишь». Я ненавижу это, как мыть посуду! Чтобы ты не переживал, я признаюсь тебе – минувшей ночью все было ОЧЕНЬ ЗДОРОВО, но это не повод сразу же искать для меня клетку, пусть даже и золоченую. Ненавижу условия и ограничения! Без обид, ладно…?

- Вот поэтому я не буду вечером, приняв на грудь грамм 150-200, вламываться в твою квартиру намекая, что осмотр места происшествия далеко не закончен. Я интеллигентно интересуюсь: вечером увидимся?

Пауза. Неожиданно она смеется:

- А, может, все-таки, вломишься ко мне…?

- Следы магнитного порошка меня не возбуждают. А потом - с такой женщиной всегда лучше встречаться на своей территории.

- Да у вас комплексы, Капитон Ильич?!

- А у кого их нет?

- Ладно, я побежала, - чмокает Капитона в щеку, - посуду мыть не буду, извини! Времени нет, да и посудомоечной машиной ты еще не разжился…

Ну, Тоша, что я говорил…?

*

Не успевает Капитон вымыть последнюю тарелку, как раздается звонок его мобильника.

- Слушаю!

- Здравия желаем, гражданин начальник, ёкарный бабай!

- Дядя Коля, твой «бабай» почти пароль! Ты что, мобильником разжился?

- Не-а, с чужого говорю.

- А мой номер откуда узнал?

- Земля слухами полнится…. Капитон Ильич, дело у меня к тебе.

- Говори.

- Поболтать тут с тобой кое-кто хочет. Дело срочное. Может, выйдешь во двор?

- Дядь Коль, а кто этот «кое-кто»?

- Начальник, ты меня знаешь. Я подставы не делаю. Выйди, люди очень просят.

Тоша подходит к окну. Видимо, внешний вид нашего двора никаких подозрений не вызывает и он коротко бросает в трубку:

- Иду.

Надо ли говорить, что я следую за ним…





[1] - Из песни «Strange kind of woman» («Странный тип женщины») группы «Deep Purple»
[2] -  Не понимаю, кому теперь буду готовить еду…? (итал.)



Продолжение здесь: http://www.proza.ru/2010/08/25/1169


Рецензии
Нравится мне читать Ваши детективные сюжеты. Закручены они как раз настолько, чтобы полным болваном себя не ощущать, но и не отрываться пока до конца не доберешься. Понятно, что прототипы имеются, а вот фамилии и клички Вы придумываете виртуозно. От них одних удовольствие - неописуемое.
Кстати, Шор - фамилия вполне распространенная, но мало кто знает, как это слово переводится на русский. Это - бык, с иврита, разумеется. Может, однако, и в других языках аналоги найдутся. :)

Семён Вексельман   03.01.2011 19:31     Заявить о нарушении
О-па...! Вот этого я и не знал...
Дело в том, что генерал Шор - образ собирательный, прототипов полно, но фамилия вполне конкретная. До сих пор работает такой в Системе и история про звездочки на погонах их чистого золота - отнюдь не выдумка. Чисто внешне "быком" его не назовешь, но по методам карьерного роста - пожалуй...
Спасибо за отзыв! Рад, что Вам понравилось!

Федор Кузьминский   04.01.2011 14:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.