Белый хлеб

Сколько же лет прошло? – задаю я сам себе вопрос и пытаюсь ответить, но пока что не могу.

- Сколько же лет с тех пор прошло? – как эхо раздается голос Сереги.

Серега мой бывший сослуживец. Вместе учились в юности в военном училище. И сейчас он, выше среднего роста, с накаченными мышцами, крепыш и его жена, очаровательная блондинка с глубокими ямочками на щечках, пухленькими губами и простыми красивыми голубыми, как ясное небо глазами, которые придают ей вид молоденькой девушке–милашки.

Они стоят напротив меня и смотрят на меня изучающее,как и я на них.

- Я об этом же думаю. Почему-то в голове выходит цифра в 20 лет, почти 21.

-Ну да! Мы сразу - же после окончания военного училища поженились! И нашему сыну 17, а он родился 4 года спустя! – высказывается его жена, да с таким приятным голоском, как будто Соловей песенку запел.

-Значить 21 год с тех пор прошло? – утверждаю я. И мозг мой подбирает фотографию тех дальних лет юного Сергея и нынешнюю проекцию его лица и пытается свести эти образы вместе. Глаза сразу – же занимают свою позицию, без особого труда. Такие же голубые, добрые, откровенные, губы чуть искривлено пытаются выравниваться, но не получается, брови стали на свое место быстро, но немного все - же выглядят шире, чем прежде и светлее,поседевшие. Уши такие же, но дальше расположены, чем тогда, в юные годы. Нет, не растопырены, а просто шире размещены на образе, вместе с проекцией головы. Она тоже выросла в размерах. Щеки никак не хотят занимать свое прежнее место. Тогда они были вытянутыми вдоль носа, а сейчас округлились и повисли вниз, к земле по скулам. На первый взгляд не сильно заметно. В общим образ нынешнего Сергея и прежнего с трудом состыковываются в единый. Все шероховатости я, как художник, принимаю, штрихую незаметно, подгоняю.

-А ты, почти, что не изменился, Серега! – говорю я ему после очередного похлопывая по плечу. Такой же красивый и молодой! И с женою тебе очень повезло!

-И ты тоже не изменился! – неуверенно говорит он, улыбаясь, - такой же, как прежде! Старшина!

Мы обнимаемся, похлопываем по плечу друг друга, потом я обнимаю и целую крепче, чем полагалось бы это делать, его жену. Я ее вижу впервые.

-Серега!

-Старшина!

И мы опять обнимаемся. И так много, много раз. Мы никак не привыкнем друг к другу.

-Расскажи как у тебя жизнь, служба? – спрашиваю я его, когда мы рассаживаемся к столу в красивом уютном кафе.

-Да как тебе сказать? Живу пока! Вот приехал с женой погостить. Ведь у меня здесь все мои родные и близкие! Они здесь, а я там…

-Где там? В Белоруссии? Мне ребята о тебе рассказали.
-Да! В Белоруссии! – мы немного вынуждены общаться на повышенных тонах. В кафе много людей, играет музыка.

-Ну, наверное, хорошо устроился в жизни? Батька… о всех Вас заботиться?!

-Да! Заботится! Только я уже не государственный человек! Я не служу!

- Почему? Ты же…ты же был в моем представлении будущим генералом?!

 -Был?! Но не стал! Я сначала… после военного училища поехал по распределению в Ригу.  Мы вместе с женой поехали! Все было хорошо, но пошел развал СССР и меня сократили. Вызвал меня генерал и говорит: «Ты парень хорошо служишь! Был солдатом, был отличным курсантом, был хорошим командиром взвода, теперь командир лучшей роты! Оставайся в моей армии и я тебе обещаю должность заместителя начальника штаба батальона, а на следующий год обещаю направить тебя учиться в академию в Россию, в г. Москва»! А я ему отвечаю: «Я самостоятельный взрослый человек и хочу поступать по взрослому! Иду я по собственному желанию в Белоруссию служить. У меня там есть некоторые корни. Мать моя оттуда родом!». А он мне говорит: «Жаль! Пропадешь ты там Серега! Именно так генерал меня, старшего лейтенанта по имени и назвал»! И вот я поехал служить в Белоруссию. Вся наша армия была пока что единой и неделимой. Приезжаю я туда, с семьей, и мне говорят: «На заместителя командира роты пойдешь»? А я говорю: «А что это за должность? Я уже год как командир роты и о таких должностях не слышал»! «Есть такие должности у нас» отвечает мне майор, а потом добавляет: «А давай - ка ты у нас будешь командиром взвода! У нас есть большой отдельный взвод, как раз для тебя! Вижу характеристики хорошие»!  И стал я командиром взвода. Год, потом другой. Мне много раз предлагали перевестись в Россию друзья, но я все ждал, что получу квартиру. Меня этим держали, мол, ты тут у нас скоро обоснуешься и так далее. И прослужил я еще пару лет, да так и не дослужился до капитана. Опять нагрянули сокращения, и я не выдержал больше и уволился.

- А как же квартира?

- С квартирой я пролетел! Снимал! Тем более, что ребенок был у нас маленьким! Сын у меня тогда родился!

- И где же работал?

-В разные организации и фирмы! Кем я только не был?! Потом вступил в общество ветеранов военной службы и с их помощью построил себе квартиру в многоквартирном доме. Меньше по площади, чем полагалось, да за свои кровные, но зато … своя!

-Как же своя? Разве у Вас там есть такие понятия?

-Есть. Как у Вас в те годы были кооперативы!

-И так и живете? – всматриваюсь я опять в их лица.

-Да! Так и живем. Батька спуску не дает! А приехал я не только повидаться со всеми, но еще и ножку подлечить!

-А что с ногой?

-Помнишь, еще в военное училище у меня иногда болела нога? Где то рожицу схватил! Так она меня так и не покидает собака! Нога опухла! Вся нога! Болит и ... вот посмотри!

И он приподымает штанину.

-Ужас! – кричу я, от увиденного. Картина, которую, дабы сберечь Ваши нервы описывать не буду.

-То то и оно! И вот я уже год мучаюсь. Никто не может меня там подлечить. Думаю, хоть здесь найдутся врачи. Вообще, я очень хочу на Родину! И завидую Вам всем! Вы, некоторые такие же, как ты, приезжие, живете тут, на моей Родине, у матушки Россия, а я, сын трудового русского народа, живу там, за кордоном.

-Но… Белоруссия, тоже Россия! Это же белая Россия!

-Да. Но я люблю эту вот Россию…не белую!

-Но почему же тогда не переехал, как все?

- Дурак… молодым и неопытным был! Да еще подумал: приеду, а тут у меня родители живут в трехкомнатной квартире. Пристроюсь к ним с женой, и даже если родится ребенок, в связи с тем, что площадь позволяет, мне лично квартиру от армии не видать! А там, у бабушки жены, только маленькая двухкомнатная квартира. Вот я и пошел туда!

- Жилищный вопрос? Он испортил тебе всю жизнь! Был бы ты генералом, Серега!

-Что поделаешь? Теперь думаю, хоть успеть перевестись, чтобы сына на родину вернуть!

-Это сложно! Но…возможно. Ты ведь родом отсюда, из под Голицино?

-Да…и мои родные все здесь, кроме ее родных, да и то, не все, - говорит он и показывает на жену. А она улыбается и становится еще красивей.

- А как Вы познакомились Серега?

- Да мы знакомы с детства! С семи лет!

-???

-Дело в том, что моя мама родом с Белоруссии, а папа родом из России. А у нее наоборот, вся родня из России, а папа из Белоруссии.  Кроме того, ее дядя и моя тетя – муж и жена!

-???

- Да. Так получилось! Но мы не родственники! Мы обычные муж и жена! Это точно! Мы об этом долго уже подумали. В семь лет, я приехал с мамой в гости, на свадьбе к дяде и там мы и познакомились с ней. Потом мы долго ходили за грибами, на рыбалку!  Она у меня с детства, как юная Олеся с Полесья! Очень любит лес, водоемы, природу!

-Хочу за грибами, за ягодками… хочу купаться! – сказала юное создание, и посмотрела своими красивыми, немного невинными глазками на своего солидного, красивого мужа.

-Ягодка ты моя ненаглядная! – сказал он, обнимая ее, и прижимая к себе. И я ему позавидовал опять.

- С самого детства? Да Вы просто счастливчики! И Вы, сколько уже вместе лет?

-Да мы вместе… Мы, всю свою сознательную жизнь прожили вместе и… продолжаем жить! – сказала она и улыбнулась, прижимаясь красивым личиком к его сильному телу.

-Счастливые Вы люди! – сказал я и добавил: Желаю Вам крепкого здоровья! Пусть все беды обходят Вас стороной. А сам вспомнил опять его ногу: «Да будь она не ладное это рожица»! - подумал я злясь на несправедливости жизни.

-Да… здоровье не помешала бы! – сказал Серега тяжело вздыхая.

-Здоровье! – как эхо отозвалась она, поглаживая его опухшую ногу.

-Но все-же…Как мать оказалась в Подмосковье?

-Тогда, - начала она серьезным видом свой рассказ о Сереж иной маме, а я смотрел на нее и любовался ею, - в послевоенные годы было очень тяжело. И мама Сережи очень хотела есть белого хлеба. А в Белоруссии его почему – то не было. И она, в свои 15 лет, решилась приехать в Москву за белым хлебом. Не только для себя… но и для всей семьи! А в Подмосковье познакомилась с отцом Сережи. Так они поженились и родили мне моего Сергея.

-Здорово!  Значит, причина Вашего совместного счастья и есть белый хлеб? – спросил я потрясенным коротким но емким рассказом, который затронул меня до самой глубины души.

-Да! Белый хлеб и есть мое, вернее, наше совместное счастье! – сказал Сергей обнимая жену.

Мы долго еще сидели в кафе. Вспоминали совместную службу. Вспоминали годы юности. Вспоминали своих товарищей и бывших командиров. Вспоминали его боксерское и мое борцовское прошлое. И все было бы хорошо, только рожица, что обосновалась на его ноге, не давала нам всеобщего покоя. Тем более, что она сейчас разрослась на всю ногу, до самого паха. Штанина брюк давила ему болезненно со всех сторон на эту опухоль ноги. И вся наша жизнь прошла перед нами еще раз, на небольшое от нас расстояние, помахивая ручкой издалека. А может даже и не жизнь, а сама матушка смерть. Мы далеко уже не молодые люди, как тогда.
...................

Прошел ровно год.

И год этот, прошел, как проходит летний дождь, оставляя за собой лишь незначительные мокрые пятна на асфалье. Вода быстро уходит в сухую землю, а Солнце высцшивает лужи.

Все также и в жизни уходит быстро, высыхает, углубляясь где-то в памяти, и лишь отдельные "лужи" напоминают нам о том, что было вчера в нашей жизни.

Каждый из нас занят своей работой, своим любимым делом и многим даже кажется, что они пришли на этой многострадальной земле на веки, а то и навсегда. Люди копашаться в своих делах так активно, что некогда им оглянуться по сторонам, а не то что назад.

-Привет! Это я! - сказал он мне однажды в телефонном разговоре, - а я опять в Москве. В больнице. Приедешь ко мне?

-Ты в Москве? Опять? В больнице? В какой?

-В 57!

-Приеду!

И я приехал, как и обещал.

В палате их было двое. Он и еще один отставной генерал. Они сдружились, подшучивали друг над другом, и со стороны казалось, что где то тут, в их палате, есть какая то ошибка времени.

"Не может же быть, чтобы Серега так болел, да еще и этот бравый генерал вместе с ним?!" - думал я всматриваясь в их лица.

-Ты как себя чувствуешь, Серега?

-Прорвемся! Я мечтаю вернуться на Родину! В родную мне Россию! Я тут родился! Понимаешь!? Я родился в России! Но когда развалили все эти сволочи СССР, я остался там, за границей, как теперь называют Эстонию, Белоруссию и другие страны бывшего СССР. Сначала я служил в Эстонию, потом перевелся в Белоруссию и до сих пор там. Но сейчас приболел немного, вот...ноги мои пухнут...не знаю от чего. Но мы, прорвемся! Я еще себя покажу! Я обязательно сделаю то, для чего я предназначен на этой земле. Сына родил, осталось посадить мне на Родине моих родителей.... на моей Родине одно дерево, пострить один дом и умереть спокойно, - говорил он загибая пальцы и убедительно показывая мне руками что он еще силен.

-Рано нам еще умереть, Серега!

-Это я знаю! Прорвемся!

.................

С того дня прошли еще два месяца. Я заступил на суточное дежурство. И в тот же день случилась очередная беда. А...как мы знаем, беда одна не приходит.

"Люди! Очнитесь"! - думал я про себя двигаясь к очередной чрезвычайной ситуации.

Ведь, в это раз, как всегда бывает, чрезвычайная ситуация произошла просто, страшно и с  непоправимыми последствиями.

По докладам местным мчеэсникам, случилось это так: "Машина ехала тихо по дороге, давая возможность другим ее обгонять. За рулем сидел человек преклонного возраста, который уше много десяток лет вел свою машину с любовью. Во всех его движениях чувствовалась аккуратность и холодный расчет. Рядом с ним сидела его жена, также преклонного возраста, а сзади маленький ребенок. Их внук. Они спешили "не спеша" к своим детям, а ребенок, к своим родителям, соответственно. Но на переезде неожидано загорелся красный светофор. "Проскочу" - подумал старик и нажал на газ, но машина вдруг заглохла от резкого открытия дросельной заслонки и остановилась на железнодорожных путях, прямо перед поездом. А через мгновение поезд ударился в стояшем препятствии, разбрасывая мелькие куски железа по железнодорожным путям с отдельными фрагментами тел. При этом с рельс сошли 12 вагонов с горючей жидкостью и начался страшный пожар. Так, что обстановка сложная"! - докладывал мне старший оперативной группы местного пожарного гарнизона на служебный телефон, - но мы принимаем меры по ликвидации пожара и недопущения его распространения!

-Я уже еду! Привлекайте дополнимтельные силы и средства!

-Есть!

А в это время зазвонил мой личный телефон.

-Привет. Прости, что отвлекаю. Слышу у тебя сирена воет во всю...

-Да, Володя, это так. Еду на ЧС. Ехать далеко, а доехать надо быстро! - ответил я устало, перестраивая свое мышление сходу на приятный разговор с бывшим сослуживцем, с которым не виделся и не слышался давным давно.

-А я звоню, чтобы сообщить, что нашего Серегу больше нет в живых...

-Серега?! А что с ним?

-Он умер...прямо в 57 больнице во время опперации...его жена позвонила мне...она вся в растерянности...куда его везти? Наверное прийдется отвести все - же в Белоруссию. А он так хотел вернуться в Россию!

-Да, к сожалению...исполнилось лишь одно его пожелание...он умер в России...

-Да...он умер у себя на Родине...а хоронить будут ... на Родине его жены, родителей его жены и их с женой детей...

И сердце мое разрывалось от обиды и боли, что помочь ему достойно уйти из жизни в последний путь, я не смогу. И не только я, никто ему не сможет в этом помочь. Все мы заняты своими земными делами.

И прийдется ему лишь одному сегодня и навсегда идти в незнакомый нам мир, в мир иной. Без нас.

"Так будет наверное с каждым из нас. Раньше или позже. Все мы смертные люди, и должны с этим смирится. И главное, должны мы это четко для себя понимать" - подумал я.


Рецензии
Слезы на вернулись на глаза...
Жалко, Сергея...
Ужас, а не жизнь...

Юлия Хабарова   25.06.2012 01:17     Заявить о нарушении
Спасибо Юля. Читая мои произведения, многие говорят так-же, как вы. Если человек сентиментальный и правильно понимает боль, то невозможно остановить слезы читая "Дороги, люди и собаки", "Маленькие солдаты большой войны", "Бомжи" и многие другие.
С глубоким уважением, И.Крайности

Иван Крайности   26.06.2012 08:35   Заявить о нарушении