Сказка о лужице и фонарике. Наталья Будкова

   
  1. История жизни одной лужи из города Ах.
   
  1.1. Кто такая тётя Марш Отсюда?
   
   Из триллиона миллионов луж половине уж точно рассказывали эту историю. Тогда они были ещё совсем малышками, и их интересовало всё на свете. Например, куда подевалась тётя Оставайся, что жила на перекрестке, в таком уютном солнечном местечке? Или хмурый Брось Ты, что совсем недавно поселился у нас? Помните, у него была ещё такая смешная привычка елозить кончиком листа себе за ухом, когда он пытался что-то вспомнить?
  -Гмм...- чесали подбородки дяди лужи.
  -Ах!- испуганно восклицали тёти.
   А потом кто-нибудь из них, более смелый и менее ленивый, рассказывал ту самую историю:
  "В небольшом городке жила девушка Летти. Возле её дома прежние жильцы разбили сад, в котором она обожала возиться. Каждый день Летти поливала свои растения и берегла от сорняков и вредных букашек. Но, вот, однажды в её сад забежал "ничейный" пес и примостился на мягкий коврик из фиалок. Под утро он, как ни в чем не бывало, поплёлся восвояси, оставив след из помятых цветов во всю свою длину. Чуть позже девушка с лейкой шла в свой сад. И увидев, во что превратились её растения, бросила лейку на дорогу и разрыдалась.
   Насколько я помню, если ехать по этой истории дальше, то вы уткнётесь в перекресток. Повернёте направо - и вам расскажут историю Летти. Налево - историю лейки, которую девушка бросила на дорогу. Нам нужно налево.
   Лейка Летти для Лужного народца была священной вещицей. Вода из неё выплеснулась, и образовалась небольшая лужица. Она очень долго не была уверенна, как её на самом деле зовут. Вроде бы Марш Отсюда, а вроде и нет. Дело в том, что Летти такими словами прогоняла из своего сада всяких животных, примостившихся на её цветах. Лужа сутками слышала крики девушки - "Марш Отсюда"! И, наконец, решила, что это вроде такого приветствия. Привет, Марш Отсюда!
   Вот так, если верить моей маме, появилась на свет первая в мире лужа с дурацким имечком Марш Отсюда. И последним наш народец, надо сказать, не очень-то гордится. Поэтому, когда нас спрашивают: как звали ту самую первую лужу? - мы отвечаем, но при этом уж очень болезненно кашляем. Получается нечто вроде Кхе-Кхе-МА-Кхе-РШ-апчхи-ОТСЮ-чхи-кхе-ДА. Отсюда всякие теории - что лужа была либо мусульманкой, либо китаянкой, либо женой знатного араба.
   Тётя Марш Отсюда (хи-хи!) обладала отвратительным характером. Она была единственной в мире лужей, поэтому сравнивать себя ей было не с кем. Умом она не блистала. Поэтому и решила - "я лучшее в мире, единственное истинно красивое, нужное и важное существо". И это было так. Или почти так. В любом случае - что может быть нужнее воды, для изголодавшегося животного? Любой, кто заглянет в лужу, вряд ли откажется, что увиденное в ней прекрасно.
   Тётя Марш жила под старым деревом Шелковицы. Она не очень-то с этим деревцем любезничала, за что ей от него и доставалось. Обычно Шелковица теряла терпение в конце лета - тогда-то на тетю Марш сваливалась целая лавина из переспевших ягод. Удивительно, как ей удалось дожить до 70-ти! Хотя, судя по тому, что мне сказал папа, мы мало, чем отличаемся от вампиров. Наш народец не любит солнечного света. Лучше всего нам живется в тени. Если бы тётя Марш об этом знала, наверное, она была бы поласковее с деревом. Но однажды один человек спилил Шелковицу. Тётя Марш сначала очень этому обрадовалась, а потом как-то стала уменьшаться и уменьшаться, пока совсем не исчезла. Чувствительные натуры говорили, что на самом деле в глубине души она очень любила Шелковицу, но таков уж был у неё характер - дерзить и обижать всех вокруг. В общем, их вывод - она умерла от горя. С научной же точки зрения, тёте Марш были противопоказаны солнечные ванны.
   Фух! Мы прошли уже больше половины. Прошу прощенья, я забежала немного вперед, но конец близок, повремените с пинками.
  Марш, ко всему прочему, была очень религиозна. Если так можно сказать. Каждый день она просила Бога о двух вещах:
  1. Чтобы дерево исчезло и перестало мучить её больную голову своими "ягодными бомбочками" (что, как вы уже знаете, и произошло).
  2. "О, тот, кто сидит выше меня на самой большой туче и смотрит вниз через стекло своей огромной лупы (готова поклясться, что это так, потому что блик от стекла, то есть солнце, я вижу так же хорошо, как своё водяное брюхо!) Ты видишь, что с каждым днем я становлюсь всё вреднее и вреднее. Не перебивай меня, я знаю - это так. Но вслух повторять не буду. Подари мне кого-то, похожего на меня. Скучно знать, что после меня, всегда буду я. Так легко стать Наполеоном. Но я слишком ленива для таких масштабных дел. Просто подумай над тем, что я сейчас тебе толкую. Аминь".
   Второе желание было исполнено на 30-м году её жизни. Год выдался дождливым. И то, что появлялось после дождей, уж очень смахивало на тётю Марш. Она даже от удивления потеряла дар речи на целых пять дней. А потом стала наводить справки - откуда взялись эти "водяные пятнышки"? (пока она ещё не осмеливалась называть их лужами). "С неба,- отвечали местные жители". С тех пор такие лужи стали называть лужами-инопланетянками. Они появлялись внезапно и также внезапно исчезали. И вот тут тётя Марш решила, что история происхождения луж может иметь начало не только из поливальной лейки. Самолюбию этой особы был нанесён серьёзный ущерб. Она проплакала 15 долгих дней. И - о чудо! В результате появилась ещё одна лужа. "Ура!- воскликнула Марш Отсюда". Новоиспечённая лужа, последовав по стопам первой лужи, решила, что это приветствие в её честь. Так появился дядя Ура. Так появился новый способ создания луж. Так возникла традиция называть все лужи первым словом, которое придёт в голову их отцу или матери. Дурацкая, на мой взгляд. Мне до сих пор стыдно произносить своё имя вслух. Особенно полностью.
  Чтоб Ты Сдох.......
   Фух! Кажется, теперь я могу продолжить. Мои мама с папой не особо ладили. Однажды папа собрался и ушёл от мамы. А она ему вслед крикнула - "чтоб ты сдох"! А потом разрыдалась. Появилась я, обиженная таким именем. Конечно, потом я сократила его до Чтоб.
   Поэтому, родители будущих луж, следите, пожалуйста, за своим языком - каждая обруганная Вами лужа на Вашей совести!
   Это, кажется, всё, что касается той истории. Каждой хорошо воспитанной и образованной луже знать её обязательно. Это начало всех начал. С неё начинается история расселения луж, их завоеваний и открытий. Но каждый родитель должен первым делом посвятить нас в эту древнейшую тайну появления первой лужи. Что ж вы посвящены".
   
  1.2. Чему учат в школе Луж?
   
   Всей книги не хватило бы, чтобы рассказать об этом. И особенно моей головы, чтобы вместить всю школьную писанину в себя. Поэтому, прежде чем показать вам нашу школу Луж, я в ней немного прибралась.
   Под самым большим и старым деревом жил дедушка Наконец-то. Сколько ему было лет - не знал никто, но если верить тому, что дерево старше его лет на 10-ть, а сейчас оно разве что не сгнило изнутри, не иначе как дедушке Наконец-то лет 900, а, может, и больше. Понятное дело, знал он больше всех. За это его и не любили. Но своих детей всё равно заставляли слушать и запоминать всё, что он говорил.
   Уроки проходили поздно ночью, когда, засунув себе в уши ватные шарики, все родители ложились спать. Дедушка Наконец-то своим громовым голосом делал перекличку. И если кто-то не откликался - мы будили провинившегося, выкрикивая его имя хором и бросая в него камушками. Потом начинался урок. Дедушка-учитель спрашивал, все ли знают историю о тёте Марш? Если кто-то не знал, из ушей его родителей доставали затычки и перед всем классом их заставляли рассказывать ту историю. Это было очень позорно. Хорошо, что моя мама поведала мне, кто такая тётя Марш.
   В первом классе мы слушали историю появления первой разумной лужи, о её изобретениях, историю различных народов Луж, о расселении их по городам. После моей уборки здесь мало, что осталось. Например, уцелели чернила, которые придумала та самая разумная лужа. Они были двух видов - бензиновые и грязевые. Грязевыми писали на стволе дерева, очищенном от коры, или на таких деревьях с гладкими белыми стволами, названия которых я не помню. Бензиновыми рисовали на побеленных стенах домов и на бордюрах. То, что Великие Лужи - художники, писатели, поэты - накорякивали на них, мы изучали во втором и третьем классах. Всего мы учились 3 класса.
   Опять забежала вперед! Народы Луж. Учитель разделял их по происхождению, то есть откуда они появились - " от дождя, от слез и от различных предметов, содержащих воду" (цитирую из книги дедушки Наконец-то "О народах Луж"). Кстати, книги делались у нас двумя способами. Первый - листья дуба клали один на другой и сверху протыкали маленькой веточкой. Второй - также уложенные листья сверху друг к другу приклеивали природным клеем, которого на деревьях было полным полно. До сих пор люди под корой деревьев находят древние письмена народов Луж, это я знаю точно, в книге учителя много чего о них написано.
   Но я опять не о том! Народы Луж. Названия народов происходило от их происхождения. Например. Лужа, появившаяся после дождя, называлась дождевой. А её народ - инопланетным, так как дождь капал с неба, и инопланетяне прилетали вроде оттуда же. Лужа, появившаяся от слёз, называлась плакучей, а народ - плакучим. Третий народ, зародившийся с помощью предметов, содержащих воду, назывался предметным.
   Местом рождения инопланетного народа был город Сух, плакучего - город Ах, предметного - Марш. Историю моего происхождения вы знаете. Значит, вам понятно к какому народу я принадлежу. Ну? Всё с вами ясно, забыли! Как вспомните, скажите!
   Город Марш и Ах находились очень близко друг от друга.
  Их разделяла всего одна лужа. Та самая, которая жила в городе Марш. Помните, она ещё расплакалась и появилась... первая лужа в городе Ах! Город, кстати, назвали её именем. А значит, звали её... кто первей?.. Марш Отсюда!
   Город Марш был самым древним. Город Сух, правда, стоял себе всегда, но всегда ли в нём были лужи, вот в чём вопрос!
  Это было запомнить легче всего. Остальное мы изучали долго и тщательно, но видимо, как-то не очень интересно.
  Встряхнем мою голову ещё раз. Может, что-то там ещё и завалялось!
   Вот! Плакучий народ был самым грустным, но и самым большим, потому что плакать любили многие. Плакали от радости и от горя. Такие были и имена - от моего, Чтоб Ты Сдох, до дядюшки Ура. Предметный народ, как я уже сказала, был самым древним, и чего я не сказала - самым "аристократичным". Это словечко я очень хорошо запомнила. Дедушка Наконец-то объяснил нам его лучше некуда. Это как породистые щенки и дворняжки. Аристократия из породистых. Поэтому к именам этих луж добавлялись всякие лорд, граф, графиня, милорд. К ним обращались так: "Ваша светлость, Марш Отсюда!". Или - "Ваше высочество, Пошел Вон!". Прошу не смеяться. Они были очень важные особы. Все их боялись и ненавидели. Особенно мы, из плакучих. Третий народ - инопланетные - плевать хотел на всех остальных! И молодец! Он жил своей жизнью. Неожиданно появлялся и исчезал, но всегда оставлял после себя много чего интересного - книги, картины, стихи, песни. Мой папа был из этого народа. Он любил мою маму. Но она так часто плакала, что у него не выдержали нервы, и он ушёл. У меня 7 братьев и сестер! Обалдели? А у нашего народа почти у всех луж такое большое потомство!
   Мы живем в тени домов. Как и лужи из города Марш, мы долгожители. И это единственное сходство с предметным народом заставляет плакучих думать, что они тоже аристократия. Если подумать, отсюда всякие войны между нашими народами - предметным и плакучим, о которых нам рассказывали в 3-м классе. Поэтому самый лучший народ - это инопланетный. Он никогда ни с кем не воевал. Как говорила одна великая дождевая лужа - "лучше вовремя исчезнуть, чем остаться и навалять дров". И это правда. Город Сух находился в солнечном, незатененном месте, и появившиеся там лужи надолго не задерживались. Мы их в детстве, поэтому часто дразнили "лужами-невидимками". Никто не знал, куда они исчезают. И тогда мы придумали, что они одевают плащи-невидимки и отправляются путешествовать. А некоторые из них, плохие лужи, в своих плащах бродили по городам Марш и Ах, пугая жителей. Если дверь скрипела, занавески раздувало ветром, падали вилки, ножи и ложки - значит, лужа-невидимка где-то рядом.
   Опять я не о том! Чему учили в школе Луж?.. Как и в людской школе, учили писать и читать. Рассказывали о поэтах, писателях, музыкантах, строителях...
  Я люблю стихи и музыку! Мой любимый поэт - лужа из города Сух, Чудесна (мне бы её имя!). Вот, Чудеснины стихи:
  "Закрой глаза и улыбнись желанью,
  Оно осуществится в этот миг.
  Всего лишь нужно верить в то,
  Что не напрасно ожиданье,
  И жизнь прекрасней самых лучших книг!"
   Из города Марш вышло много учёных, путешественников, строителей и очень умных людей, которые больше всего на свете любили командовать.
   Помню, как в 3-м классе, дедушка Наконец-то собрал нас всех вместе и сказал:
  - Вы уже большие. Думайте, что будете делать дальше. Завтра последний день в школе. Жду от вас сочинений.
   Я давно решила, кем буду. Это и написала в своём сочинении:
  "Я родилась в городе Ах, но мой папа из города Сух. Сами понимаете, это очень разные города и лужи в них тоже разные. Поэтому я тоже разная. Не хочу быть кем-то одним! Хочу иметь свой корабль, плавать на нём. А вечерами развлекать своих гостей песнями, танцами, стихами. Чтобы все на меня смотрели и хлопали в ладоши. Вот, как я хочу!"
   Но дедушка Наконец-то сказал, что моё сочинение никуда не годится. Нужно выбрать одно дело и учиться ему. А я сказала, "зачем мне быть капитаном, если на моём корабле некому будет развлекать народ!". А Наконец-то буркнул - "наймёшь кого-нибудь". Тут я совсем разозлилась и крикнула на него что есть мочи: "Нет, это должна быть я! Это мой корабль!". Учитель махнул рукой и сказал: "Глупый ребёнок! Оставайся на второй год".
   Так и случилось. Но какая там могла быть учёба! Я стала очень вредной. Однажды я даже намазала на земляной стул учителя природного клею. Он потом три дня не мог спать, пока не пошёл дождь. Но гонял нас по учебникам ужасно. В этом была вся соль.
   Закончила я с горем пополам 3-й класс. И опять - нужно выбирать себе профессию. Здесь я уже натёрла себе мозоль, и второй раз подставлять саднящую пятку не собиралась! Моё сочинение изменилось очень сильно:
  "Дедушка Наконец-то!
  Вы знаете меня уже ровно 4 года. Вы очень мудрый и наблюдательный житель. Благодаря Вам, мы много чего знаем. Но вот в чём беда - я ещё слишком мала, чтобы самой выбирать себе профессию. Могу и прогадать. Будьте столь любезны, поделитесь со мной своей мудростью, и я вас не подведу!
  Искренне ваша, Чтоб Ты Сдох!"
   Должна признать, впервые моё имя пришлось как раз к месту. Здесь, внизу, на краешке дубового листика, оно звучало как тайное послание-вызов ненавистному мне учителю. Но, к несчастью (или к счастью?), он этого не заметил. Дедушка Наконец-то подошёл ко мне, пожал мою руку и сказал:
  -Ты правильно сделала, что спросила моего совета. Не зря я оставил тебя ещё поучиться. Да... А раз так, значит, будешь моим помощником. Я читаю много таких сочинений, как у тебя. Тебе нужно будет, помогать мне проверять их и выбирать, кто может, а кто нет, стать тем, кем хочет.
   Я очень удивилась и даже немного испугалась. Быть до конца своих дней несчастной тенью дедушки Наконец-то? Откажусь. Но как? Я же сама и напросилась на этот совет - значит, отступать нельзя. А что, если притвориться сумасшедшей и забрызгать дедушку грязевой водой, кишащей жуками? Думай, думай, ду...
  -Возможно, через год ты сама сможешь решить, какая профессия тебе по душе. Нужно всего лишь почитать, чего хотят другие и выбрать, что ближе тебе. Таково моё решение,- бубнил Наконец-то.
   И это означало - выбора у тебя, девочка моя, нет. Обидно то, что я до сих пор проверяю сочинения учеников, а дедушка Наконец-то всё также отвергает все те профессии, которые я выбираю для себя. У него нервно дёргается подбородок, чуть приподнимается водянистый живот и из его рта вылетают фразочки типа этой - "нет, ты нужна мне здесь; повременим с твоим решением маленько".
   Вот так я и жила целых 10 лет. Пока не случилось то, что когда-нибудь должно было случиться. И я радостно во всё горло завопила - "Наконец-то!". А потом, покосившись на дедушку Наконец-то, тихо добавила - "это я не про вас".
   
  1.3. Наконец-то!!! 
   
   А случилось всё так. После обычного рабочего дня, я шла домой. Пришла. А возле моего дома, не понятно откуда, появилось одноногое громадное чудовище. Смотрю на маму - она вся светится, радостная такая. Спрашиваю - "это ещё что?". А мама говорит: "Мы победили! Теперь мы тоже аристократы!".
  "Господи! Ну и глупые же иногда бывают мамы,- думаю я.- Я спросила ведь просто и понятно - ЧТО ЭТО? А она про аристократов... Понятно, что у нашего народа какие-то обиды на жителей города Марш. Снова их не устраивает, что те аристократы, а мы нет. Но ясно же, как то, что я лужа- всё как есть, так и будет. Так чего делать из себя дураков?"
   Но нет! Мама решила продолжить вгонять меня в краску.
  -Мы теперь такие же, как и они!!! У них деревья, которых ни у кого, кроме них, нет. А у нас есть ОНИ!
  -Кто они? - рассерженно крикнула я, тыча пальцем на этого бетонного урода-Фонари!
  -Фонари??
   -Это, дочка, фонарь,- принялась она объяснять. - Их совсем недавно изобрели. И теперь в нашем городе, на каждой улице, будет стоять фонарь.
  -А в городе Сух? - спросила я.
  -И там тоже! - уже менее радостно добавила мама.
   Я не сказала то, что мы обе подумали. Мол, и они, и мы одинаково можем считать себя аристократами. Мне просто всё это было не интересно, и казалось глупостью. Поэтому я сказала другое:
  -Ну, тогда это хорошо. Они не будут теперь исчезать. Эта штука большая, может, и спасет их от солнца. А вдруг они теперь станут от этого такими же, как наши или предметные? Не будет больше луж-невидимок? Что за дурацкие новости! - раздосадовано, буркнула я.
  -Зато мы все равны. Все будем долго жить. Все будем аристократами, - уверенно сказала мама.
  -Ничего такого не будет! Они так просто не сдадутся. Они родились с чувством, что они аристократы, и поэтому всегда будут впереди нас на один шаг. Ничего не изменится...
  -Вот, увидишь! - перебила меня мама и помчалась куда-то на улицу.
  Так я впервые осталась один на один с этим фонарем.
  Солнце исчезло, и из своего укрытия настороженно вылезла маленькая звёздочка. Я загадала желание. Теперь уже могу его сказать - "хочу профессию". Что было постоянно в голове, то и выползло наружу. Ничего удивительного...
   Только подумала, как что-то яркое резануло мне глаза. Ослепило. Замигало. Чуть-чуть уменьшилось в размерах. Я потёрла глаза и присмотрелась. Маленькое солнце болталось на длиннющей бетонной ноге.
  -Привет, - услышала я и мгновенно испугалась.
  -Ты где? - спросила я.
  -Здесь, - ответило что-то.
  -Это понятно. А здесь - это где? - чуть увереннее спросила я.
  -Я не знаю, как это называется. Совсем недавно здесь появился. Но подо мной стоишь ты.
   Я подняла голову вверх, и мой глаз наткнулся на мигающее солнце. И только сейчас я догадалась...
  -Понятно, значит ты фонарь. А почему ты носишь на себе солнце? Тебе не жарко? Как ты его достал? - налетела я на него с вопросами.
  -Это не солнце, - растерялся он. - Это лампочка. Я ею ночью свечу, когда просыпаюсь, чтобы всем здесь было светло даже ночью, понимаешь?
  -Ага. Это хорошо. Я люблю ночью читать, только света в это время очень мало. А как тебя зовут?
  -Не знаю...
  -Хмм... Не знать собственное имя! Хочешь, придумаем его вместе?
   Фонарик чуть покачнулся на своей большой ноге. Я приняла это, как согласие.
  -Ну, вот, у нас называют всех новых жителей словом, которое они впервые услышали в нашем городе. Ты помнишь, что первое услышал?
  -Ты спросила меня - "ты где"?
  -Не а, не подходит... Тебе нравится какое-нибудь слово?
  -Не думал как-то.
  -Ну, хорошо, давай, какое тебе слово понравится, так тебя и назовём. Слушай, что все говорят, и выбирай.
   Фонарик снова качнулся в знак согласия.
  -А как тебя зовут?- вдруг спохватился он.
  -Чтоб..., - чуть помедлив, ответила я.
  -Рад с тобой познакомиться, Чтоб!
   Вот так это и случилось. Наше знакомство. С тех пор мы стали болтать, делясь своими впечатлениями, каждую ночь. А с именем всё решилось как-то само собой. Мама была довольна нашим фонарём и ласково стала называть его Светиком. За ней уже и я, а уж потом всякие другие лужи.
   Однажды я пожаловалась Светику, что дедушка Наконец-то не даёт мне самой выбрать себе профессию.
  -А кем бы ты хотела стать?- спросил он меня.
  И я ему рассказала свою давнишнюю мечту. О корабле, о том, как я хотела веселить на нём людей, и чтобы за это мне все хлопали в ладоши.
  -Здорово! - восхищённо сказал Светик.
   Но теперь, когда прошло уже 10 лет после того, как я окончила школу Луж, эта мечта казалась мне какой-то далёкой и детской. Несерьёзной что ли... И если бы раньше я обрадовалась одобрению фонарика, то теперь мне было только грустно. Как будто я какой-то предатель! И кого? Своей собственной мечты! Крылов бы, наверное, придумал моей истории какую-нибудь мораль в стихах. Что-то вроде:
  Мораль сей басни такова:
  Всех удовольствий сам ты не лишай себя.
  Уж если что-то вдруг однажды ты решил,
  Не пожалей на это своего времени и сил!
  Решительность ты должен, друг мой, проявить!
  Бояться здесь не нужно, нужно смелым быть!*
   Вот такой решительности мне и не доставало в то время. Сейчас бы плавала на своем корабле, танцевала, пела...
  Я даже расплакалась от этой мысли. Светик, конечно, добрая душа, начал меня успокаивать.
  -Ну, выберешь что-то другое... Не плачь, лужица...
   А я все всхлипывала, мычала, сопела, икала - так мне было плохо. И обиженно бубнила себе под нос:
  -Тебе легко говорить! Ты-то уж знаешь, кем быть! Ик... Светильником улиц! Тебе хорошшшшоооо... ик.. Ни о чём думать не надо-о... Так нечестно! Ик...
  -Так ведь у нас все в роду светили улицы! Посмотри - мы родились с этой профессией!
   Тут я ещё больше разозлилась.
  -Значит, ты аристократ! Лужи из Марша тоже родились аристократами! Никакие мы тогда не друзья!
   Я топнула ногой, и вода брызнула прямо в глаз Светику. Его глаз-лампочка замигал и совсем потух.
  -Светик!- испуганно крикнула я. - Светик!!!! Светик!!!!!! Светик!!!!!!!!!!!!!!!
   Но он не откликался. Прошла ночь. Наступил день. Мне было очень страшно. Я даже думала, что Светик умер. Но мама меня успокоила, сказав, что это всего лишь лампочка перегорела. Пришел после обеда какой-то человек, взобрался по ноге Светика на самый его верх и прикрутил новую лампочку. А ночью мой Светик снова был со мной.
  -Друзья? - заискивающе спросила я.
  -Только, если ты не будешь брызгаться, - ответил он.
  -Я и сама очень испугалась. Обещаю, не буду больше.
  -Ну, а что с твоей профессией? - примирительно сменил он тему.
  -Всё так же. Никак.
  -Ну, ты же много сочинений читала. Наверное, знаешь обо всех профессиях в мире.
  -Знаю и не знаю, как по-дурацки это не звучит. Я пишу стихи и рисую - но это ведь не профессии... Не серьёзно. Так говорит Наконец-то.
  -Почему не серьёзно? Только это и остаётся, по-моему. У меня есть кое-какая идея,- загадочно добавил Светик.
  И вот именно тогда, послушав идею Светика, я радостно крикнула - "Наконец-то!!!". А потом, покосившись на дедушку Наконец-то, тихо добавила:
  - Это я не про вас.
   
  1.4. Друг лужи Чтоб...
   
   Как-то утром она исчезла. Я тогда спал, и заметил это только ночью, когда пришло моё время светить улицу. Мне было не просто грустно. Мне было так одиноко, как, наверное, когда-то тётушке Марш Отсюда. Ещё немного, и я стал бы шептать её вторую молитву. Или, если бы мог, плакать. Но за меня это сделала какая-то лужа. Потом ещё одна... И ещё... Ещё... Ещё... Так, время от времени, внизу появлялись новые лужи и развлекали меня своей болтовнёй. Но сначала они долго разглядывали меня и спрашивали:
  -Кто это сделал? Это так необычно и чудесно!
  -Мой лучший друг, - гордо отвечал я, и, скосив свой единственный глаз, рассматривал свою ногу, на которой лужица Чтоб оставила множество своих стихов и рисунков. Даже люди восхищались её работой. Меня фотографировали и бережно со мной обращались. Тысячи раз я говорил новым лужам:
  -Привет.
  И в ответ слышал:
  -Ты где?
   Когда я им отвечал, мне задавали самые разные вопросы. Но каждый раз я вздрагивал и ждал один единственный, который могла задать только она:
  -А почему ты носишь на себе солнце, тебе не жарко, как ты его достал?
   Но его не было. И я засыпал. А потом ночью опять открывал свой глаз и освещал улицу со всеми её закоулками. Такая уж у меня работа.
   
  2. История жизни одного фонаря из города Сух 
   
   Очень долгое время я не был уверен в том, как меня зовут. Дело вот в чём. Одной ночью меня называли одним именем, а следующей - другим. Так повторялось каждую ночь. Первое моё имя было Попал, а второе - Мазила. Я очень не любил, когда меня называли Попал, потому, что я тут же получал камушком в глаз и мгновенно отключался. На следующую ночь можно было уже не бояться, если меня называли Мазилой, никакие камушки мне не грозили. Вот так я прожил 559 ночей, не зная даже своего собственного имени. Но зато я точно знал, кем бы я хотел быть. Это была всего лишь мечта, но ка-к-айййй-я! Стоило мне только один раз глянуть через дорогу, и я пропал. На углу в окружении разноцветных лавочек стоял 5-ти этажный дом. Каждую ночь в нём зажигалось 100 окон, иногда чуть меньше, но никогда одно. И даже, если бы в 10-ть или 20-ть окон в одну ночь кому-то удавалось попасть камушком - свет из него не пропадал. Вот моя мечта. Если бы у меня было 10 глаз - пусть, меня, хоть весь день, закидывают камнями, не факт, что все они достигнут цели, и все 10 лампочек отключатся. Правда, я немного сомневался кое в чём. Удержатся ли все мои 10 глаз на одной ноге? Но за 559 ночей я сообразил, что 10 глаз могут вполне поместиться по бокам ноги, по пять с каждой стороны, если прикрепить их снизу вверх или наоборот. Конечно, мне было бы так удобнее и спокойнее. Но люди посчитали иначе. Тратить так много лампочек на один фонарь не разумно. И моя мечта, созревающая так долго, наконец, созревшая, замигала и потухла.
   Я ждал чего-то нового и многообещающего. Не зря же я так долго стоял на одной ноге, которая, кстати, уже начинала немного затекать. Неметь. Ух! Помассируйте хоть чуть-чуть!!!! Ждал и ждал... Массажа, чуда...
   А потом на моей улице поставили ещё один фонарь возле какой-то милой лужицы. И каждую ночь я стал слушать их разговоры. Много чего мне стало тогда понятно. Например, что Попал и Мазила вовсе не мои имена. Это всего лишь слова людей, которые каждую ночь больше не знают чем заняться, кроме как кидать в фонарь камушками, и кричать - "попал", если, правда, попал, и "мазила", если промазал. С этим открытием я остался совсем без имени. А фонарь напротив стали ласково называть Светиком. Честное слово, я вовсе не злой. Но разве это справедливо? Чем я хуже него? Почему никто никогда не предложил мне дружбу и не назвал по имени? Если бы я мог плакать, я бы заплакал. И, может быть, прямо подо мной появилась такая же чудесная лужа. Но единственное, что я могу - это очень ярко светить. А если я зол, то и вовсе как солнце.
   Был один момент, когда я, наконец, набрался храбрости и решил познакомиться с лужицей Чтоб, так её звали. Но, вот, неудача, какой-то мальчуган засадил булыжником прямо мне в глаз. И я отключился на целых три дня, потому что некому было менять мне лампочку. Так что моё знакомство не удалось. А больше я и не пытался.
  С каждым днем лужица Чтоб и Светик становились всё дружнее и дружнее. Сколько всего я от них услышал! Например, Чтоб говорила Светику, как он красив зимой, когда снежинки кружатся в его золотистом лучике света. А Светик восхищался лужицей, когда капля бензина одевала её в радужное платьице. Оно ей очень шло.
  Может, они даже были немного влюблены друг в друга... Я не знаю.
  Наступила осень. В городе Ах каждый день шли дожди. Появлялись новые лужи. А в моём городе Сух не было ни дождей, ни луж возле меня. Почему-то все лужи города Сух жили далеко от меня, а та единственная, что находилась более-менее близко, отличалась стойким характером и за 70 лет своей жизни не проронила ни слезинки.
   Настроение моё портилось с каждым днём. И однажды я решился на очень плохой поступок. Не знаю, как это меня угораздило, сами знаете, я ведь вовсе не злой. Но, вот, какой-то заблудившийся в нашем городе ветер нечаянно наткнулся на меня. Делать ему было нечего, и он стал шипеть мне в ухо всякие гадости.
  -Сделай это! Убей её!
   И я от досады тоже зашипел ему не понятно куда:
  -Что сделать?
   -Лиши его того, что ему дорого. И вы будете на равных.
   Дурак, что он несёт? А ветер взял и ляпнул:
  -Убей лужу! Сожги её своим светом!
   -Нет!- крикнул я. - Я не такой! Улетай отсюда!
  Ветер зло рассмеялся и запустил комком пыли мне в глаз. Это уже чересчур!
  -Думаешь ты самый умный?!! Да, до тебя мой глаз атаковали снарядами в 1560987543 раз опаснее, чем кусок пыли, и попадали точно в цель! А ты даже не смог разбить мне лампочку, трус несчастный! - рассерженно крикнул я.
   Ветер только рассмеялся и понесся быстро-быстро, куда ему вздумалось.
   И, вот, я снова остался среди уже привычной мне обстановки. Лужа. Фонарь. Я. Слушая их премилые беседы, я закипал. Не хотел, но это получалось как-то само собой. А потом просто взял однажды и сделал это. Повернулся к луже и напряг свой глаз до 6 кВт. Лужа тут же исчезла. И виноват был в этом только я. Знал об этом тоже только я. Конечно, когда я понял, что натворил, балбес бетонноголовый, очень об этом сожалел. Каждую секунду своей оставшейся жизни я бубнил себе под нос:
  -Ну, не дурак ли я? Вот поэтому никто с тобой и не дружит, пучеглазое чудовище! Одноглазое и одноногое страшило! Стручок безмозглый!
  Как я только себя не называл! Только, что толку-то? А через некоторое время случилось невероятное. А чуть раньше совсем обычное - мне снова попали в глаз, но лампочка не разбилась. И я от несчастья начал бесслёзно хныкать. Хныкал-хныкал. И вдруг слышу:
  -Жаль, что у нас нет слёз. Если бы я умел плакать, может, смог наплакать себе лужицу. Такую же, как Чтоб.
   Я осмотрелся и увидел Светика, грустно смотрящего себе под ногу.
   Я откашлялся (вдруг он уже забыл про меня?) и тихо сказал:
  -Она была очень хорошей.
  -Да,- был краткий ответ Светика.
  И мы снова замолчали. Молчали всю ночь, думая об одном и том же, но каждый по-своему. А на утро снова уснули. Ночь высунула лунную голову из-за тучи и крикнула:
  -Эй, глазастики! Пора работать!
   И мы снова выпучили закисшие ото сна глаза, размяли затёкшие мышцы своих ног, и принялись за работу. В этот раз я заговорил первым. Говорить было сложно, поэтому я выпалил всё на одном дыхании, чтобы ни дай Бог не передумать.
  -Я убил её, высушив своим светом. Мне очень хотелось иметь друзей, но никто не хотел быть моим другом. У тебя ведь всё есть - и друзья, и спокойные ночи без вредных мальчишек. Вот, я и разозлился от досады. Теперь мы на равных. Прости, если сможешь.
   Светик помолчал, а потом, скосив глаз на свою ногу, исписанную и изрисованную лужицей Чтоб, улыбнулся и сказал:
  -Не совсем так. Я грущу без Чтоб, но она всегда со мной - вот, посмотри на мою ногу. Видишь? Это всё Чтоб сделала! У тебя этого нет, и мне жаль. Что ещё мне тебе сказать? Ты очень одинокий фонарь. Наверно, тебе было очень плохо, раз ты так поступил. Да-а... Давай, просто не будем больше об этом говорить! Просто станем заниматься каждый своим делом. Всё-таки для этого мы здесь и стоим.
   И всё. Больше он не сказал мне за всю свою жизнь ни слова. Как и я ему. Так мы и стояли ещё пять ужасно долгих лет. Я каждую ночь поглядывал на Светика, надеясь, что когда-нибудь он меня простит. А Светик смотрел вниз, себе под ногу, ожидая, что лужица Чтоб однажды вернётся к нему. Потом мы состарились, и нас заменили на другие, более новые фонари. 
   
   *стихи автора

P.S: Рисунок автора


Рецензии