Тим мог быть шахматной столицей мира

В 70-ти километрах от Курска, где из белоснежных меловых отложений бьют ключи чистейшей воды, дающие начало рекам Тим, Кшенева и Оскол, а Курско- Щигровская гряда возвышается над уровнем океана на 308 метров, расположился город, ставший известным за пределами нашей губернии благодаря глубокой колее проезжей дороги, давшей жизнь историческому анекдоту, что самый большой город в России- Тим.
Невежественному иностранцу тогда никто не объяснил, что  неевропейское качество транспортных артерий сложилось у нас исторически, еще с тех времен, как боярин Воротынский М.И. дал команду «выжечи» здесь «гряды  все межи речек и колодязей, и ржавцев». То есть испортить дорогу,  чтобы не допустить в пределы Московского царства по Камиусской сакме ненавистных крымских татар.
С тех пор не нашлось должностного лица, способного отменить команду авторитетного сподвижника Ивана Грозного, данную им еще в октябре 1571 года.
Поэтому дорога на Тим и далее на Старый Оскол по территории Соловьиного края до сих пор носит «порубежный характер» и является серьезным испытанием даже для многострадальных «концом копья вскормленных» курян- автомобилистов… 
Во дворе, около центральной площади Тима, стоит здание дореволюционной постройки со скромной вывеской «Тимский народный краеведческий музей».
Здесь нас встречает Иван Егорович Савин - крепкий мужчина лет шестидесяти. Это директор народного музея. Человек серьезный, уважаемый, влюбленный в свой город. Знает о нем все или почти все.
Вообще, по моим наблюдениям, все коренные жители Тима - патриоты своего края. Знают свою историю и дорожат ею.
- Народ у нас до революции был богатый, грамотный. Все больше из однодворцев - служилых людей. Окончившие реальное училище и 2-ю школу получали очень качественное образование. Это одна из причин, что мы дали России много генералов, ученых, политических деятелей.  Возможно, такое количество знаменитых людей предопределено и географически, - пошутил Иван Егорович,- С одной стороны, магнитная аномалия. С другой, самая высокая точка области. Своего рода «пуп земли Курской».
Обходим скромные экспозиции музея.
- Дом старый. Нужен ремонт,- по- хозяйски вздыхает директор,-  Все в общем, как обычно. За народный музей все, а денег не дает никто. Разговаривал с людьми. Согласны сделать ремонт по минимуму, с мате-риалами - за 32 тысячи.
Выходим на крыльцо. Унылый грязный двор. Напротив - полуразрушенное деревянное здание.
- Молодежь интересуется музеем?
- В общем да. Посетителей не стало меньше. Да, кстати,  здание музея до революции было одной из построек Крестовоздвиженской со-борной церкви. Сейчас от нее не осталось ничего. Но есть кое- что интересное, связанное с нею.
И Иван Егорович с торжествующим видом показал мне несколько листочков бумаги.
- Продолжаю переписку. Появляются очень интересные вещи.  Не так давно из Санкт- Петербурга Андрей Александрович Шумков прислал  справку о нашем земляке- священнике Владимире Александровиче Спасском. Хотел уточнить, что мы знаем о его судьбе, и что делал с 1922 по 40-е годы. Или хотя бы место, где он похоронен. Но мы о нем не знали ничего. А ведь в начале века очень авторитетный человек был. Родился в Гриневке Щигровского уезда. Жена Екатерина Александровна- дочь священника Казанской церкви села Вышне- Гурово Щигровского уезда- урожденная Косминская. Всю жизнь учился. Действительный член братства преподобного Феодосия. Окружной миссионер. Депутат Государственной Думы 4 созыва. Кандидат богословия 1 разряда. Преподавал историю и географию во 2-й Тимской школе, был законоучителем Тимского реального училища. Возведен в сан протоирея в Петроградском Исаакиевском соборе в 1916 году. Священник, а с 1919 года - настоятель Крестовоздвиженского собора.
- Получается, Иван Егорович, что в Санкт- Петербурге он интересен людям, а в Курске нет?
Иван Егорович улыбнулся: «Думаете, наверное, невелика находка священник- политик?»
- В общем- то да,- соглашаюсь ,- Священник- политический деятель в 1912 году- не редкое явление. Министр внутренних дел Макаров делал на них ставку. Известно, что был некий священник Яструбинский, потерявший в 1907 году здоровье  от мести социалистов- революционеров, позднее открывший на Боевой даче, известный курянам свечной заводик. В Щиграх был священник Молотков, отправленный на каторгу за участие в Щигровской республике. Честно говоря, информация о после-дователе графа Доррера, на меня не производит особого впечатления.
- А посмотрите приписочку к справке.
А это было уже небольшое, а может и сенсационное краеведческое открытие. На справке А.А. Шумкова о священнике Владимире Александровиче Спасском, почерком, выдающим холерический темперамент ав-тора, была сделана приписка: «Спасибо за отклик. Буду рад за любое дополнение к этому вопросу. Вашему музею, наверное, будет полезно знать, что настоящий В.А. Спасский - родной дед чемпиона мира по шахматам Бориса Васильевича Спасского и многократной чемпионки – шашистки Ираиды Васильевны Спасской. С уважением Андрей Шумков…»
Обратная дорога всегда переносится легче. И ухабы мягче и рытви-ны не такие страшные. Есть время подумать.
Молодец Иван Егорович. Не дает погибнуть тому, что осталось от нашего прошлого. Жаль только, что на Руси в таких делах всегда рассчи-тывают только на альтруизм.
Но остался какой- то неприятный осадок на душе. По непонятным причинам наш земляк - родной дед чемпиона мира по шахматам - Бориса Васильевича Спасского,  вычеркнут из памяти земляков. Мы не знаем даже где он похоронен.  Сколько еще таких?!
А могло быть иначе…
В определенный момент жизни человек испытывает желание обратиться к своим корням, родословной. Потому что Родина предков обладает удивительным качеством давать новые силы, оценить свое место в цепочке человеческих семейных связей. Из корней, уходящих в глубокое прошлое, он невольно пытается рассмотреть призрачное будущее.
 И кто знает!
 Может в один прекрасный день из такой непохожей на Тим Франции, на могилу своего деда, приехал бы один из великих шахматистов 20 века Борис Спасский.
 В жизни  Тима, да и области в целом это стало бы значительным событием.
Народный музей получил бы шахматы с дарственной надписью гроссмейстера и стал местом паломничества не только Курских шахматистов, но и любителей этой древней игры со всей России.
А далее, как у Ильфа и Петрова. Тим - шахматная столица России, а затем мира.
Но пока мы даже не знаем, где могила Владимира Александровича Спасского, может быть сами, в рамках области разберемся с хотя бы ремонтом музея?


От автора. Могилку мы нашли с помощью моего однокашника по истфаку Евгения Белых- местного жителя, краеведа и бывшего зам. начальника Тимского РОВД. Про деда старушки рассказывали, что был он доброжелательный, тихий. Во время войны делился со всеми, что бог послал. Умер в период ВоВ. Похоронен на старом кладбище. Из родственников по месту никого нет, только в Мантуровском районе работает начальником канцелярии можно сказать и не родственница, а дальняя родня. Пытались связаться с внучком, но тому это неинтересно. В общем,Тим не будет шахматной столицей мира.


Рецензии