13 чайный домик

13 чайный домик


Альбина Мартьянова


Моя жизнь складывалась интересным образом так, что многие важные общественные события не обходили её стороной, наоборот, я как бы принимала в них участие. Так, когда в стране начала изменяться политическая ситуация, готовящая смену политического строя, я уже не работала в институте СКИ программистом, а работала в одном знаменитом доме культуры, ныне проданном и – боюсь, что вместо дома культуры из него сделают публичный дом, ну гостиницу конечно, однако «с уклоном». Это шестое чувство, совершенно субъективное. Этот дом я очень долго любила как свой собственный, как свой собственный Дворец Культуры, куда я ходила с друзьями заниматься народными танцами. Поэтому боль особенно сильна.
Но в те времена в Центре свободного времени, так назывался этот дом культуры, были самые различные кружки, в том числе и ИТДК – междисциплинарный научный кружок студентов, создателем и руководителем которого был один мой добрый знакомый. Туда ходило много умнейших людей, в том числе и будущие руководители многопартийного государства – Виктор Орбан, например, вместе со всей теперешней его партией ФИДЕС (то есть ядром, конечно). Он всегда был громогласен, в те времена тоже, а я была знаменита тем, что в моём «Чайном домике» заваривалось около 50 великолепнейших сортов чая, это при том, что в магазинах тогда можно было купить 2 или 3 сорта! Откуда были остальные? Открою секрет: из ГДР, куда я ездила каждые 2 недели. Чайный домик был очень популярен, но доходов особых не приносил, так как я и не умела, и даже не считала столь важным их иметь – это при коммунистическом моём воспитании-то? Я была в восторге, сколько народу обожают мои бутерброды, торты и чаи, и всё делала сама! Это и было удовольствие, радость и счастье, ради которого я свой Чайный домик делала.
Как подумаю – сегодня в той же самой моей кухне я и для мытья посуды-то не могу развернуться, чтобы сделать это быстро, а тогда – что тут творилось! Работали одновременно все мои конечности – ногой я захлопывала дверцу духовки, при этом руками мыла очередную посудину, крутила мясорубку или взбивала яйца для торта, а второй ногой что-нибудь подпихивала, подпирая бедром какую-нибудь ещё дверцу, а ведь был ещё и живот, который тоже как-нибудь работал :) Всё летало и кипело...Такие движения можно видеть в китайских фильмах, как работают китайцы с их знаменитыми цыкунами... но мне не надо было учиться таким методам, они вытекали из моих конечностей просто и обыденно.
За полдня я пекла 9 тортов, делала кучу паст для бутербродов, всё упаковывала, звала такси и везла в мой Дворец, в мой Чайный домик.

Чайный домик был открыт два или три вечера в неделю – один вечер венгерских народных танцев, где танцевали мои друзья, второй вечер ИТДК, где собирались мои умницы, и третий – вечер альтернативной музыки, куда ходили тысячи бедненьких черногубых по тогдашней альтернативной моде девочек с чёрными же ногтями и таких же мальчиков, постоянно во всём чёрном – они  очень любили мой Чайный домик, скорее всего потому, что в нём была МАМА – я, то есть. У деток работающих мам - мам просто не было. Работая в СКИ я безумно страдала от сознания этого факта, поэтому-то и бросила эту работу при первой же возможности.

Мои дочери этого моего шага не оценили никогда, ну что же делать, зато детки «Клуба ММ» всегда говорили, что в Чайном домике очень семейная атмосфера, и любили его за это.

Итак, в этот «домик» ходили почти все начинающие альтернативные политики, там постоянно шли споры, интереснейшие разговоры, строились интереснейшие и наивнейшие планы...
Когда смена власти произошла, из тех планов не свершилось ничего. Я просто с ужасом смотрела, как уничтожают, например всю русскую литературу из богатейшего магазина на улице Ваци... а там ведь столько научных трудов, художественной литературы, художественных альбомов...
Одновременно с этим точно так же уничтожили библиотеку имени Горького на другом конце той же самой улицы. Моя старшая дочь как раз училась в университете на факультете русского и английского языка... она-то и рассказывала эти вещи.

Затем появился закон о налогах. Такого жестокого закона, как мне кажется, не было нигде  больше. Он вычитал, если всё сложить, где-то около 80-90 процентов от выручки.
Я в этих делах не специалист, поэтому и цифры не  точные, а скорее только впечатления. Через некоторое время Чайный домик был больше не нужен, ибо альтернативных явлений не стало – появилась многопартийная система, поглотившая их полностью. Хорошо ли это было или нет?

Вопрос интересный. Само слово «партия» означает «часть», то есть их тогда должно быть не одна, а сколько-то, не так ли?
Поэтому партий должно быть как минимум две. С другой стороны – смена партий на выборах означает (на практике, во всяком случае), что ответственность властей потеряла свою непрерывность. Четыре года ответственна одна партия, потом другая, а ведь действие их деятельности продолжается куда дольше, особенно когда они ломают нечто важное и нужное, как например, сейчас произошла ломка медицинских учреждений, и сколько людей потеряли жизнь именно по этой причине, когда потерялся прежний подход к святости человеческой жизни! Просто ужас, а кто должен за это отвечать?

Ну а закон налоговый – это он создал «институт бездомных». Без него у всех людей было жильё, и кстати, при социализме людей выбрасывать на улицу из жилищ было запрещено законом.
В своё время я увлекалась вопросами права, моя подруга работала в министерстве Юстиции, кодифицировала законы, и она учень любила привлекать меня с моей логикой математика  к своим вопросам и проблемам. Мои подсказки помогали ей их решать. А мне нравилось тогдашнее венгерское законодательство, бывшее во времена социализма и человечным, и не слишком формальным, учитывавшим течение и сложность человеческой жизни, и всё же разумным и логичным. Когда менялся некий закон, это было большое событие, и новый проект закона обсуждался всем обществом.
Какой правильный подход! Причём ведь изменение закона должно происходить так, чтобы не появилось противоречий с существующим законодательством, и за этим строго следили.
Сохранилось ли это качество венгерского общества на сегодняшний день?
Кривая улыбка. Сегодняшние законодатели такими вопросами не занимаются. Если рассмотреть, какие законы принимаются здесь сегодня и подумать над ними -  да добрая половина их просто некорректна, то есть, в своём действии испортит действие остальных законов.
Да.
Но это не моя компетенция, и моё мнение чисто субъективно.

Собственно говоря, общественный строй сам по себе не всё. Каждый народ имеет право экспериментировать с различными общественными строями и выбирать то, что ему более подходит, такой строй, в котором живётся лучше. Вот россияне – когда им жилось лучше, сегодня или при социализме?
А зайдите в магазин и спросите себя – хотели бы вы лучше ходить в магазин, каким он был двадцать пять лет назад?
Но кстати, это при социализме было необязательно – двадцать пять лет назад, зайдя в венгерский магазин, вы увидели бы приблизительно то же, что и сегодня, только с более качественными и вкусными продуктами питания и без компьютеров и чипсов.

Но компьютеры Запад нам всё равно бы продал, ибо свой рынок там уже не давал
такой прибыли, автомобили тоже. А вот качество западных товаров сегодня себя показало – и кто выскажется? Все венгерские фирмы стиральных порошков скуплены неким Хенкелем, и стиральные машины, то дого сиявшие внутри, начали покрываться серыми отложениями... (а по телевизору поют, что надо покупать какие-то таблетки, чтобы сохранить стиральную машину. Извините, причиной этого являются просто некачественные стиральные порошки, их надо запретить – и всё. Где, где те государственные структуры, которые следят за сохранением качества продукции для снабжения граждан страны? Зачем делался весь этот переворот? Мы хотели лучшего качества, а получаем... ? г на палочке плюс испорченные машины?) и т.п. Ветчина как мыло от набитости какими-то химдобавками, растительное масло за месяц застывает как желатин и т.д. Резинки для трусиков через неделю не тянутся, нитки не гладкие, рвутся... да что там говорить! Качество как таковое потеряно и забыто. Одни компьютеры... да и те, насколько было приятнее работать с более старыми системами!
А автомобили! Старые Трабантики ведь до сих пор бегают, и где вы найдёте такие автомобили в числе западных? Да ещё за такие гроши... А какой багажник был у такого трабанта, внутри большего размера чем снаружи, а гладкость работы рессор хотя бы Лад и Москвичей, простор и мягкость их сидений - где сегодняшним западным «чудам» за ними угнаться? Я сидела на переднем сиденье в нашей Ладе, а у моих ног стояло три трехлитровые банки с вареньем, сумка, сетки и т.д. и т.п. Вот и сравните.

Я приехала жить в Венгрию вот уже скоро 36 лет назад, через 17 лет после 56-го года.
Люди жили так, как будто эта система существовала всю их жизнь, они её понимали и принимали.
Сегодня спросите любого – все скажут, правительство состоит из воров и обманщиков, законы людей обделяют и разграбляют, и т.д.

И тем не менее, эти же люди хотят «европейскости», да чего так – ведь они её уже имеют!
Это европейскость и есть. А то как же!
Европейцы и учили нас тут сразу же после смены системы, как надо обманывать налоговую инспекцию. Они это очень хорошо умеют – а почему? Потому что они всегда жили в таком обществе, где правит кривда.
Когда при социализме сюда приезжали западные предприниматели – что они делали в первую очередь? Они вели своих партнёров в дорогой ресторан и вешали им лапшу на уши, а те эту лапшу лопали, совершенно ослеплённые сказочным богатством пришельцев. Интересно, что даже налоговый закон западных стран списывал предпринимателям такие затраты... а почему же?

Там правила кривда.

Бедные западники на сегодня потеряли свои преимущества, состоявшие в первую очередь в том, что за копейки произведённую хай-технику они могли продавать нам за громаднейшие деньги. То же с автомобилями.
А вот интересно – что они настолько цепляются за эти автомобили? Это ведь уже настолько устаревшие вещи, за более чем сто лет неужели нельзя было изобрести чего-нибудь получше? Почему нет крыльев, на которых бы мы летали себе в воздухе? Да запросто, и кстати, немецкая армия для своих солдат уже такие создала и кажется даже ввела в использование. так что ребята – увидя полуночного ангела, знайте – это немецкий солдат! Рассмотрите слово «солдат» - оторвите суффикс «ат» и получите «солд» - проданный!

Солдаты – это проданные в рабство кем-то, а кто посмел??? В рабство, именно что – их жизнь продана и они всегда могут её потерять, и никто за это не отвечает?
Матери, а зачем вы их тогда рожали и тратились на их воспитание? А ведь мальчиков воспитывать куда дороже, чем девочек.

И всё ради того, чтобы их продавали? Так продайте их лучше сами:( за хорошие денежки, куда-нибудь, где их жизни ничего не грозит.

Итак, через 17 лет после 56-го года жизнь в Венгрии была комфортна, светла, перспективна, хотя и скромна,
а через 20 лет после последней смены власти люди тут считают, что ими правят грабители. Интересно сравнить, да?

И ещё насчёт 56 года. Гражданская война длилась тогда 2 недели – а почему так мало? Наши ведь не прекращали партизанских действий, когда нас оккупировали те же венгры и немцы. Партизанская война не прекращалась 4 года, пока оккупантов не изгнали и не догнали и дали втык ещё раз! Здесь же её и не было, а ведь венгры народ очень даже агрессивный, оккупантами в нашей стране они это очень и очень выказали – так что такое с ними случилось, что они не оказывали сопротивления, а?
Что-то мне подозрительно, что они наверное сами  не хотели реставрации нилашского (венгерские фашисты) режима! Через 10 лет после окончания войны нилаши возвратились сюда из Западной Германии, где их принимали и оказывали им поддержку, более того, и вооружили и т.д. (есть документы, это подтверждающие), и начали стрелять в толпе. Наши некоторое время терпели, не зная, что происходит, потом побомбили несколько дней окраины, пару раз выстрелили танками в воздух – по крайней мере в провинциальных городах их никто не боялся, мне рассказывали очевидцы, - и всё закончилось. Ах, потом бедных венгерских людей сажали в тюрьмы! Так зачинщиков, убийц – конечно, ещё бы – ведь гражданская война унесла много жизней, да только не русским оружием, а именно что оружием бывших нилашей.

Как легко исковеркать историю и переписать её так, как захочется властям! И молодёжь всему поверит, чему её обучают в школе.
А ведь логика очень и очень проста.
Посмотрите, сколько дней, месяцев, лет длятся сегодняшние гражданские войны – и кстати, в Чечне в том числе – и сравните, кто охранял мир, а кто делает нечто противоположное. Может, вопрос о терроризме, с которым борятся всё нынешнее тысячелетие, надо рассматривать именно в этом ракурсе, а?

© Copyright: Альбина Мартьянова, 2009


Рецензии