Наши цивилизации. Предисловие

Наши цивилизации

Предисловие

Эта заметка – не научная статья, а всего лишь изложение субъективного восприятия окружающего общества, зачастую с субъективным смыслом используемых терминов, поскольку нередко я анализирую предметы и явления, не имеющие названия в языке. В этой теме меня интересуют не названия, но сами вещи и отношение к ним.

= = =

Много воды утекло с тех пор, как мы с Соней прервали активный контакт с близкими нам по духу социальными средами, являющимися в моем понимании настоящими цивилизациями с четко выраженными признаками. Живя в основном в кругу семьи и в обществе малочисленных друзей, мы полагали, что все наши цивилизации пребывают в полном здравии и стоит нам выйти в соответствующее микрообщество, как мы вернемся в покинутую реальность.

Ан, нет, все оказалось совсем не так: мы-то свою принадлежность и приверженность к нашим цивилизациям сохранили, а вот сами цивилизации почти бесследно исчезли. Впрочем, чтобы читателю было понятно, о чем идет речь, я уточню свое кибернетическое понимание цивилизации.

Цивилизация – это социальная система, состоящая из индивидов; она характеризуется общей для индивидов существенной целевой установкой. Тем не менее, подчеркиваю, содержание самого термина «цивилизация» меня не очень-то интересует; интересуют же меня социальные системы с такой главной (и реальной!) целью, что подчинение своего поведения этой цели существенно отличает бытие этой системы от бытия всех прочих социальных систем.

Базовой, или изначальной, я считаю цивилизацию, главная цель существования которой совпадает с биологическими инстинктами получения удовольствий, зрелищ и достижения максимальной власти в их бесконечном разнообразии форм. Такую цивилизацию условно можно назвать потребительской, или обществом потребления.

Наиважнейшим частным случаем потребительской цивилизации является цивилизация власти, самой существенной целью которой является абсолютное подчинение себе всех людей. Здесь важно отметить, что цель цивилизации задается государственной властью и, в конечном итоге, правителем страны. Так, не имеет никакого значения тот факт, что рядовые советские граждане подавление соседних народов нередко воспринимали как «братскую помощь» им со стороны советского государства; между тем, объективная цель, преследуемая руководством страны, состояла именно в порабощении соседних народов. (В нелиберальных обществах существует отлаженная технология заставить рядовых граждан поверить в «гуманизм» самого кровожадного диктатора.) 

Немудрено, что при таком определении к потребительской цивилизации относятся, за редким исключением, все общества на протяжении всей истории человечества. При этом для характеристики цивилизации не имеет никакого значения биологическая природа ее членов.

Должен, однако, решительно заявить, что я принципиально не критикую и стараюсь не анализировать потребительскую цивилизацию (за  исключением тех случаев, когда она или ее представители проявляют агрессивность), ибо каждый человек имеет право на любое неагрессивное поведение, в том числе и на убеждение, что их культура и их ценности являются, с их точки зрения, совершенными. Как говорится, блажен, кто верует…

За пределы базовой цивилизации общество выходит лишь в исключительных случаях. При этом главная целевая установка приобретает содержание, существенно отличное от биологического (замечу, нередко с превосходной мимикрией под духовное), и может быть двух существенно различных типов. В первом типе главная цель состоит в служении конкретному обществу (включающему и окружающих людей), во втором – идолу, независимо от его физической природы (богу, царю, власти, науке, искусству и т.п.).
 
Атеистическое воспитание, которому мы с Соней отдавались без малейшего внутреннего сопротивления, подвигло нас, с одной стороны, на отрицание любых  идолов, а с другой – к принятию разнообразных духовных ценностей. Вот те цивилизации (или, по меньшей мере, культуры), в которых мы с Соней прожили довольно длительное время и ценностями которых мы неистребимо пропитались:

1. КРЕСТЬЯНСКО-ПАТРИАРХАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА
2. КУЛЬТУРА ДАРЯЩЕЙ ЛЮБВИ
3. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
4. КУЛЬТУРА РУССКОЙ ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТИ
5. ПРАВОЗАЩИТНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
6. ЦИВИЛИЗАЦИЯ БЕЗГРАНИЧНОГО САМОРАЗВИТИЯ.


Рецензии