Леший Глава 30. Серёжка-дембель

Глава 30.
 Серёжка-дембель.

-Здравия желаю, дядя Аник!
-И ты будь здоров! – Анемподист остановился, внимательно присматриваясь к идущему навстречу моряку в аккуратно подогнанной форме с длинным рядом знаков отличия на правой и левой стороне груди.  – Не признаю вот только, чей такой будешь, красавец?
Анемподист поднялся со ступенек крыльца магазина и протянул ладонь для рукопожатия.
-Да Сережка я, Черепанов! Бабы Анны внук, - и  крепко сжал пальцы старика.
-А-а-а! –Обрадованно воскликнул Леший. – Помню, помню! Как же!  Это сколько же годков-то у бабки не бывал? Я ведь тебя совсем мальцом припоминаю, когда ты с палкой-то на медведя кинулся было. Молоде-е-ец! Храбрый парень рос. Так и теперь, вижу вон, настоящий герой! Грудь-то вся в медалях.
-Да не-е! – смутился парень. – Это не медали, дядя Аник. Это  знаки разные. Ну, можно сказать, знаки воинской доблести в мирное время. Это вот гвардейский, это за классность, это за автономное кругосветное плавание.
-Дак ты, это, и в кругосветном плаваньи был? Молоде-ец! Повидал, значит, белый свет!
-Да не-е, дядя Аник! Ты только никому не говори, я в полку связи в Мурманске служил. И форму я сухопутную в армии носил. А это для понту, на дембель нацепил. Ну, как все деды, чтобы покрасивее выглядеть, да девок быстрее охмурить.
-И как? Много охмурил?
-Не-е, не успел ещё.
-Вот молодец! – опять похвалил Анемподист парня. – Люблю честных! А связь – это, брат, дело нужное. Я вот тоже, вишь, всю жизнь при связи. Может сменишь меня? А то ведь некому дело передать. А мне бы уже и отдохнуть пора. Тяжело зимой  при двух линиях-то. И при деньгах будешь, и в почёте!
-Да не, спасибо, конечно, дядя Аник! Я лучше в городе.
-А чем там лучше-то? Вот все в город да в город. Вон, Колька Лёлькин, царствие ей небесное, тоже в город захотел. Здесь-то бы большим человеком мог стать, сначала бригадиром, потом председателем. Не согласился, на город позарился. А там нужники чистит да водку жрёт каждодневно. Это што, жизнь?
-Не, дядя Аник! В городе интереснее.
-Ты погоди! Сюда тоже скоро свет проведут, тиливизир будет. Вон в районе-то уж сколько лет показывает. И у нас будет. Женисси, детишек заведёшь.
-Да на ком тут жениться-то? - изумился Серёжка. – Девок-то нету совсем.
-А ты из городу-то и привези.
-Да ну, кто сюда поедет-то, в такую глушь.
-Э-э, брат, не скажи!  Ежели по сердцу придесси, дак в лубую глухомань за тобой поедет. Так что ты не торопись, подумай! А работу свою я тебе хоть завтра передам.
-Спасибо, дядя Аник! – парень крепко пожал старику руку и шагнул вверх по ступенькам.
-Да ты не торопись! – осадил его Леший. – Вишь дверь-то тольки на шшолкунчик закрыта, значит Зинаида скоро придёт. Посиди пока, расскажи, как там в армии-то ноне. А то всякого в газетах неладного пишут. И говоришь, помнишь, как мальцом  на медведя с палкой кинулся?
-А как же! Помню, конечно. Разве такой позор забудешь?
-Да какой же это позор, когда бабку свою от медведя защищать кинулся.
А дело было так.  Возвращался Анемподист с  нарезки делянки на замену старых телефонных столбов, и услышал, как невдалеке бойкий детский голос уверенно говорил, что никого не боится, что даже сам медведь ему не страшен, если надо бабушку свою защитить. Ну, Леший и решил подшутить. Впереди по тропинке болотце было с небольшим ручьём. Через который по брошенным жердям переходили. А на подступах к ручью почва такая мягкая, и все следы на ней четко отпечатываются. Вот Анемподист  чуть не впробеги к этому месту-то и рванул. Там  сапоги скинул и на четвереньках, не вдавливая пятки и сжав пальцы в кулаки, по этой грязи-то и прошагал наискосок. Да еще и пень трухлявый успел разворошить, чтобы заметнее было, будто медведь прошёл.  Сам за кустами спрятался и ждёт.
Анна с внуком, он тогда то ли первый, то ли второй класс в городе кончил, подходят, видят пень раскрошённый в труху.
-Ой, Серёжка, тихо, тут где-то медведь ходит. По яголы шли, пень на месте стоял, а теперь, гли ко, косолапый мурашей искал, распатронил всё. Да и следы, мотри. Не велик  медведь, года два, поди, а всё одно лучше не попадаться.
Пацан остановился, внимательно на отпечатки следов посмотрел,  палку  схватил:
-Баб, я его сейчас догоню и завалю!
-Да ты окстись, дитятко! – перешла почти на шёпот Анна. – Как бы он нас не завалил. Ишь, какой голодный, пень распотрошил, мурашей не нашёл. И на малиннике я видела, что натоптано, да тебя пугать не стала. Думала, может, пройдёт стороной.
В это время за кустами Анемподист громко завозился и издал звериный рык. У Анны ноги сами собой подкосились, она охнула и села на ближайшую кочку, а Сережка воинственно замахнулся палкой и кинулся на рык. Увидел поднявшегося из-за куста Анемподиста, опустил палку:
-Ты что, дядя Аник, уже убил его?
-Да убил, убил, охотник. Иди бабку успокаивай.
-Нет, можно я на тушу посмотрю, а то я никогда медведя не видел.
-Да убёг, он. Как завидел, што ты на ево с палкой-то кинулся, испужалси и убёг. Палки-то оне поболе ружья боятся. Пошли домой, охотник! Где там бабка-то твоя? Жива ли хоть. Али со страху-то чево доброво окочурилась?
-Я тебе счас, пришалимок ты эдакий, как дам, дак сам окочурисси, - беззлобно отозвалась  с тропинки Анна. Ну всю жись прожил, а ума так и не нажил. Придумал тоже мне, ребёнка пугать. А ежели бы заикой осталси?
-Такого напугаешь, как же! – похвалил Анемподист и погладил паренька по вихрастой голове. – Молодец растёт! Настоящий герой! Даром што городской.
Серёжка непонимающе слушал перепалку взрослых и не мог сообразить, был ли на самом деле медведь, или его всё же не было. Но ведь был же развороченный пенёк, были на тропинке медвежьи следы, но почему тогда баба Аня так отчитывает дядю Аника?
-Нет, медведь всё же был, просто они с дядей Аником его одновременно прогнали. Испугался косолапый его палки и охотничьего ружья дяди Аника и убежал. Эта версия пришлась ему по душе, и он в дереве, а потом и в городе  всем хвалился, как они вдвоём лихо хозяина тайги прогнали.
-Дак как в армии-то? – перебил воспоминания парня Леший.
-Жить можно!
-Ну, жить везде можно! Хорошо кормят-то?
-Нормально!
-Хватает?
-Ну, сначала не хватало, а  потом даже остаётся.
-Не забижают командиры?
-Да не, нормально! В учебке, правда,  трудно было, я уж комиссоваться хотел, да не получилось, - признался Серёжка.
-Заболел што ли?
-Да не! Хотел заболеть. Первый месяц думал, вообще не выжить нахрен. Так гоняли, так гоняли, никаких сил не было. Уставали, как собаки, и всё время спать хотелось. Я уж хотел ногу ломать, чтобы в госпитале поваляться да выспаться, как следует…
-Как это ногу ломать? Нарошно што ли?
-Ну да! У нас там кочегарка в части была своя, резервная. Ну, мы с друганом вечером в свободное время за кочегарку зашли, там поленница дров. «Давай, - говорит, - друг другу ноги переломаем!» «А как? – спрашиваю. «Сначала ты мне поленом по ноге треснешь, а потом я тебе». «Не-е, - говорю, - боюсь я поленом по твоей ноге бить». «Ну, давай, - говорит, - тогда сначала я тебе шваркну, а потом ты мне». Вот, значит, я бушлат скинул, ногу обмотал, чтобы помягче было, на землю лёг, пятку на ступеньку. Он ка-а-ак размахнётся, да ка-а-ак мне поленом ниже колена шваркнет! Ой, я и взвыл! Как пожарная сирена! Потрогал, кости на месте. «Давай, - говорит, - ещё раз попробуем». Но я уже согласен был лучше пятикилометровый кросс бежать, чем второй раз поленом по ноге.
-А он? Ну, у ево-то кость сломали?
-Не-е! Он тоже забоялся. А у меня потом такой синячище на ноге был, и два дня хромал. Ну, командир и отрядил на двое суток на кухню картошку чистить. Правда, я потом ещё раз хотел закосить. Уже по осени. Всё у той же кочегарки. Нашёл там дохлую ворону. Ну, думаю, надо у неё желчь сожрать, чтобы пожелтеть. Подумают, что желтуха, и домой комиссуют.
-Неужто  съел?
-Не, слушай дальше. Я позвал Толяна, ну, другана того самого, ему предложил. Он сразу же согласился. Только вот как эту желчь съесть? «А давай, - говорит, - мы её одеколоном разбавим. Ну, как на спирту получится». Взяли одеколон, опотрошили ворону, нашли желчь, чтобы не разлить, осторожно её вырезали. Там такая тёмная, какая-то зеленовато-коричневая жидкость была, выливаем в стакан, она вся аж  пузырится. Одеколона плеснули, водой разбавили. А пить никоторый не решаемся. Менжевались, менжевались, потом оба по глотку сделали, и чуть не выблевали тут же. Такая гадость была! Дядя Аник, ты не поверишь! Противнее я никогда в жизни ничего не пробовал.
-Дак хоть не зря пили-то?
-Не зря. Обоих потом так рвало, что в санчасть положили, а там зёма оказался. Вот он мне и помог.
-Зёма? Еврей што ли? Это значит, теперь и евреи в армии служат? У нас тоже на фронте был еврей. Изя. Изяслав. Ну, геройский, я тебе скажу, парень. А погиб по-глупому. Хотя, смерть, она чаще всего и бывает глупой. Но больше-то они по тылам устраивались. А теперь, значит, тоже в армии служат. Молодцы!
-Да не, дядя Аник! Зёма – это значит земляк. Наш, белозерский. Мишкой звать. Вот он мне после учебки-то и помог в Мурманске остаться в полку связи. А то бы куда-нить  в сопки отправили, где ни воли, ни людей.
-При штабе, значит, служил?
-Не! Меня Мишка в хозвзвод пристроил. В теплицу огурцы с помидорами выращивать. Ну, конечно, приходилось там и много чем другим заниматься, но всё равно в подчинении прапора-снабженца. Вот тут лафа началась. Как говорят, и сыт, и пьян, и нос в табаке.
-Неужто и выпивать приходилось?
-Ой! Да хоть каждый день, если хочешь. Огурчиков там или помидорчиков толкнёшь налево, и на бутылку спирта есть. Но только мы сильно-то выпивкой не баловались.
-И молодцы, что не баловались! – похвалил Анемподист. –Одна беда от этого. Вон у нас тут скольких мужиков-то пьянка на тот свет унесла. И не сосчитаешь.
-Так ведь сам-то, дядя Аник, тоже, наверное, в магазин за водочкой пришёл?
-Нет, Сережка, я за сахарком.
-А меня баба Аня за водкой послала. Надо, говорит, по-людски всё сладить. Внук из армии пришёл, надо отметить. Дело, говорит, святое.
-Ну, это у нас тут завсегда так водилось. В армию ли берут, гуляют, из армии ли вернулся, снова гуляют. Это ишо с войны повелось. На фронт провожали, прошшались. Может, навсегда. И с фронта приходили, радовались, што живой возвернулся. Так оно и повелось с тех пор – провожать и встречать. И всей деревней. Раньше-то призывника с друзьями из дома в дом гостевать приглашали, угошшенье ставили, уважение выказывали. А как же?! Зашшитник! Это типерича и провожать неково, все после школы по городам разъежжаются. Дак, говоришь, в городе служил? В увольненье-то пускали?
-Увольнения давали, да мы и без увольнительных, если хотели, могли в город ходить. Через забор сиганул, и уже в городе. Сел на троллейбус и кати, куда хошь.
-Дак там, это, поди патрули всякие?
-А мы, дядя Аник, по гражданке. Там в теплице у меня в шкафу гражданская одежда была.
-Невесту, поди, приглядел? Парень-то ты вон какой видный! Не одну, поди, окрутил?
-Да не, дядя Аник, не завёл невесту. Рано жениться. Надо сначала устроиться, как следует, нагуляться, а потом и жениться.
-Это ты правильно рассуждаешь! – похвалил Леший. – Молодец! А девок-то неужто и не потискал в городе?
-Да потискал, дядя Аник, потискал. И не только в городе. У нас и в части их было, сколько хошь.
-Как это, в части?
-Ну, бойциссы…
-Это какие такие бойциссы?
-Ну, служащие. Мы их бойциссами называли. Вот мы – бойцы, а они – бойциссы. Они в форме ходили, только жили от солдат отдельно, и в город могли ходить свободно после дежурства. Ну, они в основном-то с прапорами да офицерами крутили.
-Вам, значит, поклевать не удавалось? – хитро сощурился Леший.
-Ну, почему? Тоже поклевали. У меня для этого дела в теплице и тюфячок старый припрятан был.  Я перед дембелем одну бойциссу снял, такая, скажу тебе, тёлка была! Сиськи пуговицы на гимнастёрке рвали.
-Ты погодь, Серёжа! Откуда снял? Она што, в петлю полезла, повеситься што ли хотела, а ты снял? Спас, значит?
-Да не, дядя Аник! Ну, снял, это, как бы тебе по деревенски-то объяснить, закадрил, значит.
-Вот теперь понятно! А што за тёлка? У вас там и коровник в части был?
-Смешной ты, дядя Аник! – расхохотался Серёжка. – Тёлка, это значит, девчонка. Снял тёлку, значит, закадрил девчонку.
-Ну, вот теперь всё понятно. А про сиськи можешь не рассказывать. Это и без объяснений твоих уразумел. А вон и Зинаида идёт.
-Ой, кто к нам приехал! – заохала Зинаида издалека, увидев на крыльце покупателей. – Ой. Я уж слышала, что к Анне внук пожаловал в гости прямо из армии. Надо же, какой молодец! Ой, какой красавец! Ну, совсем взрослый стал! И на батька как две капли похож. Ведь правда, Анемподист Кенсоринович? Ну, вылитый Илья! Вылитый! Ой, да што это я тут раскудахталась-то? Заходите, заходите, сейчас я отворю замок-то.  Я сёдни пироги затеяла. Дак домой бегала, караулила, штобы не сгорели. Поди заждались, сердешные?
-Да не, - смущенный похвалой, заотнекивался Сережка. – Мы тут с дядей Аником про жизнь говорили, про армию.
-Ну дак и ладно! Ну, дак и хорошо! Што ты купить-то хочешь?
-Да вон дядя Аник первый в очереди. Он раньше пришёл. Пусть берёт.
-Да ему, поди, не спешно. А тебя-то там бабка заждалась. Не налюбовалась ишо, поди, внучком-то.
-А вы к нам часам к шести вечера заходите в гости, - пригласил Серёжка Зинаиду и Лешего.
-А как же, а как же! Зайдем, конечно, надо гостя по чести встретить, - захлопотала Зинаида.
-Дядя Аник, и ты заходи! Уважь!
-Спасибочки, Серёжа! Зайду-зайду, уважу, конечно! Как не уважить героя! Ишь, Зинаида, скольки у парня заслуг-то! Места на груди не хватает, в два ряда пришлось прицеплять. Молодец вырос! Вот Анне радость-то дак радость!


Рецензии
А где 29 глава. Не нашёл. Владимир.

Владимир Мисечко   13.03.2017 20:41     Заявить о нарушении
На сайт выложено второе издание. Есть третье, дополненное, поэтому и произошла путаница в номерах глав. Извините!

Леонид Иванов Тюмень   24.03.2017 07:57   Заявить о нарушении
Обязательно посмотрю.

Владимир Мисечко   24.03.2017 09:45   Заявить о нарушении