Послесловие Гая

Во имя Закона начинается Послесловие Гая.

Ах, что за ночь, чернее тьмы!
Погасли звёзды, нет луны.
Как дьявол, завывает ветер.
Темнейший час – перед рассветом.

Возвращение.
В эти ночи я сказал Правителю Гедиону, что желал бы вернуться в город, откуда проистекла моя кровь, и там усмирить своё сердце в преддверии смерти. Ибо я уже не сомневался, что скоро все мы увидим испепеляющее солнце Дня Страшного Суда. Но прежде я хотел обрести спокойствие в месте, которое больше всего любил.
Правитель Гедион пытался спорить со мной, но это было всё равно что сказать ноге «смотри», а руке «говори». Я отправился в путь. Несколько месяцев спустя, странствуя то пешком, то верхом на лошади по галльскому обычаю – без седла и сбруи и с одной шпорой – я, наконец, пришёл в город, которого вожделел.
Величайшее из созданий Бога – «чище снега, краше коралла древнего, прекраснее сапфира»! Я снова шёл по твоим благозвучным мостовым, поднимая голодные глаза к опьяняющему горячему небу и благодаря судьбу за это счастье. Я видел, как бессмертный Рим вновь воспрял из праха и простёр свою власть над всеми народами мира – на сей раз орудуя не мечом, а крестом. Нет, ничего лучшего я не мог бы просить у судьбы. Даже небесный рай показался бы жалким свинарником рядом с великолепием моего возлюбленного Рима.
Теперь я более не боялся смерти, поскольку был в этой жизни всем, кем хотел, и узнал все радости, о которых даже не мечтал.

Каждый твой взгляд
Жжёт как солнечный луч.
Разве не видишь?
Почему ты не веришь?
Твоя кровь – как море,
Обагрённое пламенем.
Напои моё сердце,
Пусть шатается спьяну
И горланит песни.
Почему ты не веришь?
Разве не видишь?
Без тебя я пуст
Как змеиная кожа.
Напои моё сердце.

Заходит солнце, и спешит к месту своему, где оно восходит.
Итак, с тех пор я провёл четыре дюжины лет в молчании и четыре дюжины месяцев в создании этой летописи. День Страшного Суда не ослепил мои глаза. Напротив, я видел, как разгорается истинная вера, расцветают искусства и ремёсла, поднимаются башни и города, плодоносят поля и размножаются люди. Дойдя в своём саморазрушении до преддверия апокалипсиса, у края пропасти мир вдруг свернул с гибельной тропы, и мы узрели эру величайшего благоденствия после стольких ужасных бедствий.
Погода становилась всё мягче и теплее. Грозные бури более не беспокоили землю. Пашни и виноградники родили богатые урожаи, какие и не грезились смертному люду в истёкшем веке. Скот наслаждался обильной и пышной травой, а дикие звери имели больше добычи для пропитания и перестали разорять стада, поэтому мясо всё чаще украшало обеденный стол. Дерзкие начинания римского папы Григория принесли запоздалые, но сочные плоды: во всех странах к северу, западу и востоку воцарилась истинно христианская вера. Чистая вода слова Божьего омыла и размочила человеческие сердца, так что топор убийцы и меч воина поднимались всё реже. Голод не гнал нищих на преступление. Штормы и войны теперь не столь часто губили торговые караваны: купцы привозили много хороших вещей в наши земли, а мы имели довольно золота, чтобы заплатить. Ткани и краски придали дамам миловидность, оружие наделило мужчин смелостью, книги подарили монахам новые знания. И так как люди ели вволю и жили в достатке, а души их согрелись верой, страшные эпидемии всё реже терзали смертный народ. В домах и дворцах звучали песни, и повсеместно раздавалось: «Да славится имя Господне!» В благодарность небу люди воздвигли немало красивых храмов, чтобы эта их каменная молитва пережила века; и они отнимали кирпич от своего дома, чтобы вложить его в церковь.
Волею Божией от нас отступили склавины, персы и дикие варвары, но на востоке произросла новая религия, которая впоследствии много крови отняла у христиан. Некий арабский муж по имени Мухаммед стал проповедовать своему племени слово Божие, облекать людей в исповедание, названное в их священной книге «исламом», и собрал вкруг себя сонмы и толпы. Вскоре слава его заблистала так ярко, что стало ясно – деяния его угодны Господу, ибо ничто под солнцем не происходит без воли Создателя. Однако старший брат ислама, католическая церковь, возмутилась против рождения новой веры, и с той поры обе конфессии беспрестанно ссорились, как Иаков и Исав, и дрались между собой за лучшее место пред глазами Бога. Поистине, то было очень глупо.
Наши земли преобладающую часть времени наслаждались миром. Когда умер король Хлотарь, над франками встал его сын Дагоберт. Король Хлотарь был хорош, но Дагоберт – превосходен; ни одному монарху не возносилось ещё столько восхвалений от меньшого люда. Этот славный царственный муж отогнал от наших границ злобных врагов, покровительствовал и церкви, и торговле, и строительству. К несчастью, он был смертен. Когда Дагоберт вручил свою душу Богу, он оставил под короной двух малолетних детей и жену.
Тогда в нашей земле разразилась распря. Королева назначила к нам наместником майордома Флаохада, наши же выдвинули из своей толпы патриция Виллебада. Вот эти-то Флаохад и Виллебад и сцепились между собой, точно очумелые мартовские коты, но Господь не позволил им долго истязать войной несчастный народ – оба они вернулись в чрево преисподней, из которого и родились. И затем на земли Провинции на долгий срок снизошёл благодатный мир. Оба короля, сыновья Дагоберта, прожили мало и умерли, но оставили после себя трёх наследников королевской крови. Поэтому государство не разрушилось.
В Риме, где я жительствовал, горя и смерти также поубавилось. Только кесари восточной Империи притесняли нас; они требовали нашего послушания, а между тем ничем нам не помогали и только жестоко грабили. И римские папы пытались сбросить это ярмо, что было правильно, ибо император Божий выше императора земного. Но, как они ни противились, всё же приходилось им блюсти покорность ненавистной и ненужной власти. А правители Империи, словно желая ещё больше распалить вражду, раскрадывали нашу казну, давили нас налогами, изымали все припасы и даже сорвали медь с наших крыш на переплавку. Однако римская церковь так разбогатела, что, сколь много ни отнимал император, у нас всё-таки оставалось больше.
Символом веры был нежный агнец, и плечи римского папы покрывал белый паллий из овечьей шерсти. Но недаром первых римлян вскормила своим молоком волчица! Римская церковь оказалась волком в овечьей шкуре: сколь мягок был её волос, столь же безжалостны челюсти. И Рим руками своих епископов простёр длани на все земли к западу и к северу и за море.
Итак, моя книга написана, не лучшим образом, но в соответствии со строением моего ума и в меру моих ничтожных способностей. Не смею благодарить за это Бога, с глаз которого изгнан. Ибо я больше не имею души, и потому никогда не писал «моя душа», но всегда – «моё сердце». Считаю неверным славословить и тёмному богу нашему, проклятому дьяволу, так как ему полагается позор, а не похвалы. Но не устаю превозносить Правителя Сообщества Летучей Мыши Гедиона за его деяния, за мир и Закон, который он дал всем нам, и во имя него я составил эту глупую книгу.

Эпилог.
От Адама до Потопа – 2242 года.
От Потопа до Исхода – 1404 года.
От Исхода до Основания Рима – 800 лет.
От Основания Рима до Воплощения Христова – 753 года.
От Воплощения Христова до Падения Рима – 410 лет.
От Падения Рима до Ночи Мира – 176 лет.
От Ночи Мира до последней буквы этой книги – 79 лет.
Каковых лет общее число таково: 5864 года.

Кончен мой путь,
И дорога свернулась в клубок,
Как змея, что убита копьём.
Некуда больше идти,
Я дверь дома закрыл за собой
И на небо смотрю сквозь окно.
Нечего больше сказать,
Прочитал я молитву камням,
Но «аминь» не услышал в ответ.
Вдета последняя нить,
Разукрашен до кромки ковёр.
Дай мне грош и ходи по нему.

Здесь кончается Послесловие Гая.


Копия сделана с кодекса 666 года от Воплощения Христа, переписана и иллюстрирована в-ром Ламбертом Лисицей из Чёрного Брода, им же в меру его скудных познаний были вставлены некоторые примечания и кое-где указаны привычные наименования городов. Да пребудет над нами Закон, пока не почернеет луна.



Ссылки.
1. The Holy Bible in the King James Version. Thomas Nelson Publishers, Nashville, USA.
2. Библия. Книги Священного Писания, Ветхого и Нового Завета. По заказу Казанской Епархии, 1994.
3. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей. М., «Художественная литература», 1990.
4. Элий Лампридий. Антонин Гелиогабал. // http://incunabula.boom.ru/temkatrus/antavt.htm.
5. Марк Аврелий Антонин. Размышления (К самому себе). СПб., «Наука», 1993.
6. Гомер, Илиада. Гесиод, Труды и дни. Гесиод, Теогония. // О происхождении богов. М., «Советская Россия», 1990. Сост. И. В. Шталь, пер. Н. И. Гнедича, В. В. Вересаева.
7. Гомер. Одиссея. // http://incunabula.boom.ru/temkatrus/antavt.htm.
8. Публий Вергилий Марон. Энеида. // http://incunabula.boom.ru/temkatrus/antavt.htm.
9. Публий Овидий Назон. Метаморфозы. // http://incunabula.boom.ru/temkatrus/antavt.htm.
10. Квинт Энний. Анналы. // http://lib.ru/POEEAST/ENNIJ/ennii1_1.txt.
11. Эпиктет. Афоризмы. // http://readr.ru/author/epiktet.
12. Григорий Турский. История франков. М., Наука, 1987. // http://vostlit.info, сетевая версия – Тhietmar, 2002.
13. Gregorii Turonensis Libri Historiarum. // http://www.thelatinlibrary.com/gregorytours.html.
14. Павел Диакон. Происхождение народа лангобардов. // http://vostlit.info, сетевая версия – Тhietmar, 2002.
15. Исидор Севильский. История готов. // http://vostlit.info, сетевая версия – Тhietmar, 2002.
16. Иоанн Бикларский. Хроника. // http://vostlit.info, сетевая версия – Тhietmar, 2005.
17. Фредегар. Хроника. // http://vostlit.info, сетевая версия – Тhietmar, 2003.
18. Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. (По изданию: Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история. М., «Наука», 1993. Пер. Н. Н. Чекаловой). // http://www.vostlit.info, сетевая версия – Каюмов. И., 2002.
19. Прокопий Кесарийский. Война с готами. (По изданию: Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках. М., «Арктос», 1996. Пер. С. П. Кондратьева).// http://www.vostlit.info, сетевая версия – Thietmar. 2002.
20. Иордан. О происхождении и деяниях гетов. (По изданию: Иордан. О происхождении и деяниях гетов. СПб., «Алетейя», 1997). // http://www.vostlit.info, сетевая версия – Тhietmar, 2005, Каюмов И., 2002.
21. Гильдас. О разорении Британии. (По изданию: Беда Достопочтенный. Церковная история. М., «Алетейя», 2001). // http://vostlit.info, сетевая версия – Тhietmar, 2002.
22. Беда Достопочтенный. Церковная история народа англов. СПб., «Алетейя», 2001. Книга 1. // http://vostlit.info, сетевая версия – Тhietmar, 2003.
23. Правда Этельберта. (По изданию: Хрестоматия памятников феодального государства и права стран Европы. М., Гос. изд. юр. лит., 1961). // http://vostlit.info, сетевая версия – Тhietmar, 2004.
24. Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М., 1991. // http://krotov.org.
25. С. Г. Лозинский. История папства. М., Издательство политической литературы, 1986.
26. Стефан Лебек. Происхождение франков. V – IX века. М., «Скарабей», 1993.
27. Е. В. Фёдорова. Императорский Рим в лицах. Смоленск, «Инга», 1995.
28. М. А. Орлов. История сношений человека с дьяволом. М., Изд-во «Республика», 1992.
29. Роберт Грейвс, Рафаэль Патай. Иудейские мифы. Екатеринбург, «У – Фактория», 2005.
30. Жак Ле Гофф. Цивилизация средневекового Запада. М., Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992.
31. А. Р. Корсунский, Р. Гюнтер. Упадок и гибель Западной Римской Империи и возникновение германских королевств (до середины VI в.). М., Издательство Московского университета, 1984. // http://annals.xlegio.ru/evrope/korsunsk/.
32. Хервиг Вольфрам. Готы. От истоков до середины VI века. СПб., Издательский дом «Ювента», 2003.
33. Дитрих Клауде. История вестготов. // http://enoth.narod.ru/Medieval/Westgoth.htm.


Рецензии