Сумма подарков равна сумме знаний?

История оказания помощи детским домам имеет давнюю историю. Одежду, игрушки, оргтехнику возили и возят со времен появления сиротских учреждений, при сиротских учреждениях работают попечительские советы, бизнесмены добры и щедры. А сколько детских стульев приняло на себя спонсорские тела на детских праздниках и утренниках — не счесть. Большинство людей считают, что это самое необходимое и важное в жизни детских домов и самих сирот — дать обездоленным радость. Между тем, мало кто задумывается, что если сложить вместе все подаренное и врученное на праздниках, можно было бы организовать много чего альтернативного, доброго и полезного. Да, это сложно, это не дает тех быстрых эмоций, ради которых люди едут одиночно и группами в детские дома. А ведь после того, как ребенок сирота будет выходить в свободное плавание, единственное, что останется в его багаже — это количество отсиженных праздников и врученных безмотивационных подарков. А знания и другие важные навыки будут равны нулю. И вдруг блеск подарков и праздников гаснет и наступает реальность. Когда ты начинаешь объяснять добровольцам, что самое лучше вложение в судьбу сироты это знания, они обижаются, говорят, что детям нужен праздник. Все это так, но этим занимаются многие, а добровольцев, занимающихся образованием детей-сирот крайне мало. Безусловно, это сложно, это монотонно, но спасительно. Ведь мы учим детей оперировать инструментарием, который потом будет жизненно необходим, а его нет, и его не предлагают детям-сиротам в рамках детского учреждения.

Вдумайтесь, только 5 – 7 % выпускников по России вживаются в новую для них общественную реальность, остальные либо влачат жалкое существование, боясь высунуть голову из-за бруствера неумений, незнаний. Многие просто оказываются в различных маргинальных сообществах, потому что это гораздо проще. А кто научил жить просто? Система. И когда на разных конференциях я слышу, что выпускникам детских домов надо везде натыкать подушки безопасности, создать условия, не травмировать, опекать их, начинаешь понимать, что многие так и не понимают, что это заводит сирот в хроническую неуспешность. А почему бы не создать экспериментальные образовательные площадки по подготовке сирот к жизни сразу, как только ребенок вступил на порог детского дома. Чтобы он умел в жизненном лесу учился собирать грибы, охотиться, разводить огонь, обладать различным навыками, чтобы выходить из любой сложившейся ситуации. Но ему подсовывают суррогат в виде домового обучения в сиротском доме, например, вышивание на салфетке, которую потом продадут добровольцы на аукционе. А ребенок так и не понял, зачем и для чего он вышивал на салфетке, ведь продукт его деятельности куда-то делся, а он так и не научился зарабатывать деньги, имея определенные навыки. Салфетки потом пачками выдаются для проведения ярмарок и продаж в магазинах.

На одной конференции директор детского дома бойко и даже пафосного рассказывала, как они эффективно занимаются программами подготовками сирот к самостоятельной жизни. За ней шли кадры этой работы. Вот пятнадцатилетние парни втроем гладят одни брюки — двое держат, один гладит. Или дети рассказывают, как они пекут вместе с воспитателями блины. Мальчик кусает блин, и обратно кладет его в ту же стопку, откуда он его взял. Все это, казалось бы, мелочи, но из них потом складывается вся их жизнь. Сидящие в зале профессора стоя аплодировали директору подмосковного детского дома, иногда смахивая набежавшую слезу. Меня потрясли кадры в одном сиротском учреждении, когда все расчески детей были размещены в специальных кармашках, которые висели в туалете детского дома. То есть, чтобы расчесаться, надо сбегать в туалет. А когда дети уезжают на три месяца в лагерь, расчески остаются куковать в своих удобных кофрах в том же туалете. Такое я видел в 80 годах, но на дворе уже 21 век.

А вот еще зарисовка. Идет репортаж в детском доме и воспитательница с упоением рассказывает, как дети играют в развивающие игры, а за ее спиной на шкафу эти самые игрушки и стоят, а дети на расстоянии 80 сантиметров смотрят какой-то западно-японский мультфильм. В одном детском доме нас водили по комнатам, где живут дети, рассказывая, что ребят живут семьями, и все делают сами, но когда мы зашли в столовую, то увидели строем стоящие чайники и кастрюли, и дети оказывается, каждый раз носят уже заваренные чайники в свои «семьи». То есть готовят не сами, стирают не сами, а стиральные машинки после выпуска будут не у каждого, а руками стирать не умеют. В семье все придется делать самостоятельно, а в детском доме все налажено и обустроено, живи не думая, а жизни нет. Просто формат заботы и работы в детском доме именно такой, другой просто невозможен, и это не вина детского дома, а беда. Заполнить всю эту невозможность возможностей могла бы армия добровольцев, приходящих к детям с ноутбуками, глиной, книжками, красками, пазлами. А также приводя их домой и показывая, как выглядит отдельно стоящая кровать, кухонная плита, и все то, к чему привык ребенок из обычной семьи.

Важно, чтобы при выходе из детского дома в виртуальном аттестате выпускника количество знаний не было равно количеству подарков. Умная помощь детдомовцу позволит благодарному выпускнику через некоторое время позвонить и сказать уже возможно немолодому добровольцу — спасибо за вложение лет и добрых дел, встречаемся в кафе. Я плачу.

http://www.uspeshnye-siroty.ru/


Рецензии