Гадания

Дайте свинку иль бычка для Васильева вечерка /краеведческий очерк/


На Руси гадают в любое время. Но лучше всего это делать в новогоднюю ночь, ночь перед Рождеством, на Святки и в Крещенье. Когда душа так жаждет прикоснуться к тайне, ждет чуда. А человек верит, что все еще можно начать сначала.  Век живи, век надейся, говорят мудрые люди… И, похоже, нет такой вещи, на которой в старину наши предки не погадали бы. Хлеб, вода, огонь, домашние животные, предметы крестьянского быта… Известный костромской краевед прошлого Василий Смирнов собирал народные гадания нашего края. Пополнили эту сокровищницу и записи участников фольклорных экспедиций областного дома народного творчества в конце 20 века. Вот некоторые из собранных ими примет и суеверий, которые помогали нашим пращурам распознать промысел незримых сил, управляющих судьбой.


Свинки-коровки

В старину на Новый год в Нерехтском уезде Костромской губернии пекли из теста свинок, а в сочельник – коровок. Под старый Новый год здесь был обычай – ходить по домам «свинок собирать». Колядующие, наряженные кто во что горазд, чтоб потешнее было, заходили в каждый дом и просили: «Здравствуйте, здравствуйте! Дайте свинку, боровка для Васильева вечерка». Обычно хозяева им подавали печеные пироги, орехи, денежку. Чем больше свинок-коровок соберешь, тем удачливее год будет.

Петя-петушок, миленький дружок

Это гадание в Костромской губернии называли «гаданье жребием». Приносили в избу петуха (или курицу), ставили перед ним зеркало, воду, хлеб и кольцо. Если в кольцо клюнет – гадающая выйдешь замуж, воду будет пить – муж будет пьяница, в зеркало глянет – щеголь, а если хлеб клюнет - хозяином будет.
Другой вариант. На пол клали: кольцо (знак замужества), хлеб (зажиточность), уголь (бедность), мел (могила). В середину пускали курицу. Что первое попадется ей под клюв, по тому и судят о судьбе.
В некоторых костромских деревнях гадали иначе. Насыпали крупы и ставили воды. Если петух первым делом начнет клевать крупу, то девица будет жить благополучно, если начнет пить – муж будет пьяницей.

Не пытайтесь это повторить

Весьма распространенным гаданием в Чухломском, Солигаличском уездах было такое. Лошадь выводят из конюшни и смотрят: если зацепит она оглоблю или жердь ногами – муж будет сердитый, а жизнь несчастная. Если перешагнет, не задев, то муж будет добрый и хозяйственный. Ну, а жизнь само собой счастливая.
В Нерехтском уезде делали так: гадающий выводит из стойла лошадь. Без узды, за гриву, садится на нее верхом и переезжает шагом через оглобли саней или телеги, опущенные передними концами на землю. Если лошадь перешагнет оглобли, не зацепив, задуманное сбудется, если нет – не повезет. В других уездах значение придавалось не задеванию, а  какой ногой первою конь переступил через препятствие. Правой – к удаче, левой – желание не сбудется.
Другой вариант костромского «лошадиного гадания». Коня кормят мхом. Если ест, гадающая выйдет замуж. Если нет – никто не посватается.
Еще можно сделать так. На Новый Год или Сочельник выводят кобылу. Обертывают ее три раза и садятся на нее верхом задом наперед и завораживаются: «Куда лошадь пойдет, там мой миленький живет». Потом лошадь понукают, чтоб шла.
На Святках садятся на лошадь с завязанными глазами без узды. Куда она пойдет, в ту сторону и выйти замуж или оттуда невесту взять. Но (серьезное предупреждение!) лошадь должна быть усталая. Иначе унесет за тридевять земель, а то и вовсе костей не соберешь.

Если повезет, блин!

В крещенский сочельник рано утром девушка напечет блинов, один положит себе на голову и идет по деревне. Идти надо до тех пор, пока не появится первый прохожий. Если это мужчина – замуж выйдет в этом году, если женщина – останется в девках. Но не навсегда, а лишь в этом году.

Гадалочка-считалочка

Забор меряют от угла до угла саженками (расставив руки) и приговаривая: «Выйду – не выйду, за богатого - за бедного» и опять. Последняя саженка, на которую то или иное слово придется, и укажет судьбу.

Держи, меня, соломинка, держи

На Новый год девушки идут к омету и, встав спиной, вытягивают из него соломинку. Если соломинка с колоском, а особенно если на нем зерно осталось, - богатой быть, без колоска – бедной.
В некоторых деревнях гадали чуть иначе. Ходили на омет и из него зубами таскали соломинку. Если одну вытянешь – одиночество, две – в этом году замуж выйдешь.

Теория стакана воды

В Нерехтском  уезде на чайное блюдце насыпали землю, ставили стакан воды и зеркало. В зеркало и глядели: что покажется на дне в стакане воды.
Еще было такое гадание в деревнях под Вохмой, Боговарово. В стакан налить шесть ложек воды и поставить на ночь. Если прибавится воды – хорошо. Если убавится – плохо.

Большой стук всегда выйдет

Ночью шли по деревне и в дома стучали. Если женщина ответит, плохо. Если мужчина – замуж выйдешь.

Крошечки от Хаврошечки

Это гадание в Святой вечер. Девице советовали: крошки хлеба от ужина (которые от твоей еды остались, а не от чужой) клади под подушку, завернув в тряпочку. Да с приговором: «Суженый-ряженый, приходи докушивать». Кто приснится – тот и есть твоя судьба.

Буренке виднее

Корове на рога повязывают шелковый пояс. Куда корова ляжет головой, туда девица (в ту сторону) и замуж выйдет.

Холодно, теплее, теплее

В хлев заходят и слушают, как овца дышит. Овцу сама гадающая выбирает. Если теплом дышит – удачно замуж девица выйдет. Если толкнет или холодом дыхнет – плохой муж, будет жизнь с ним холодная. Да и бить будет. Ой, плохо!


Любовь – кольцо

Девицы для гадания обычно собирались все в одну избу – на «беседу». И приносили с собой разные кольца и перстни. У кого какие есть (можно было и у кого-то выпросить для такого важного дела). Берут решето, в которое до верха насыпано зерно. Кладут туда все кольца, перемешивают. После этого каждая девица берет горсть зерна в руки. Судя по кольцу, делают прогноз на будущее. Если вытащила медное кольцо – бедная жизнь ждет, серебряное – за простого крестьянского парня из хорошей семьи замуж выйдет, кольцо с камешком – за «барина», золотое – за купца, а коли со святыми словами – за священника. Попадет свое кольцо или то, что девица мечтала вытащить, – все задуманное сбудется. А если ничего в горсти, кроме зерна, значит, в этом году девушке не ждать в личной жизни перемен.

У поленицы, у дров, была горячая любовь

Ночью из поленницы вытащить полено. Если гладкое,  жених будет добрый, хороший. Если кривое, сучковатое –  корявый, дурной, сердитый.
Берут полено из поленницы и считают – сколько сучков, столько и детей будет.
Приносят из поленницы охапку дров, не считая, как взялось. Если окажется что четное их число – значит, и ты пару себе найдешь.

Набери в рот воды

Девица должна идти на прорубь задом, набрать в рот воды и принесли ее домой, идя также задом. Если донесет, не проглотит, замуж скоро выйдет.

Камень - на дно

Набирают камней и кидают в кадку, в воду. По тому, какой стороной ляжет (гладкой – хорошо, горбатой – к худу), а также в каком порядке лягут, судят, что будет с человеком. Если вода «забурчит» - муж ворчливый будет.

Свадебный сборник

Берутся три вещи – головной женский убор (в нашей губернии его называли сборник), кусок хлеба и кусок дерева. Накрывают их тремя горшками. Девушка, закрыв глаза, подходит к горшкам и приподнимает один из них. Если сборник под ним – замуж выйдет, если хлеб – в девках сидеть, если дерево - гроб.

Счастье по билетику

Во время святочных гаданий пишут на клочках бумаги имена, кладут их за икону. Какое вытянет девка, так и мужа будут звать.
Свои пожелания на бумаге пишут и в новогоднюю ночь. Надо при первом ударе часов зажечь эту бумажку и если успеет догореть до последнего удара, то сбудется.

Олово, свинец и воск

Растопленный воск капают на блюдце с водой и гадают, судя по получившимся фигуркам. То же самое с оловом и свинцом. Иногда их не в воду льют, а в снег. Венец – замуж выйти, гроб – к смерти и т.д.

Каша – пища наша

В Сочельник бегают по деревне с кутьей. Как она только сварится, зачерпывают ложку и бегут к соседу, крича, чтоб дверь отворили. Если откроет дверь мужчина – девица замуж выйдет. А кутью, как только дверь отворят, кидают в открытую дверь.
В Сочельник перед Рождеством девица берет каши в ложку, кладет ее в карман и идет вдоль деревни. Первого, кого встречает из мужчин, спрашивает, как зовут. Так и ее мужа будут звать. Помните, у Пушкина Татьяна Ларина так гадала? И что получила?  «Смотрит он и отвечает: Агафон!»

Род или недород?

В старину не только на любовь гадали – на урожай, погоду, возвращение близких людей из плена (Русь испокон веков воевала). А от урожая зачастую судьба всей семьи зависела.
Так, на Новый год ходят с кашей, сваренной из какой-либо крупы, и спрашивают первого встречного: из чего каша. Не заглядывая, должен угадать. Угадает – урожайный год будет, нет – недород.
Ночью считают бревна какого-нибудь здания, говоря: мешок или сусек. Если последнее бревно сусек – год будет урожайным, а мешок – пустой.
В ночь на Новый год бабы выносят куделю, привязанную к пряже. Если куделя покроется инеем, то льняное волокно будет белое, а нет, то серое.
А к этому гаданию надо готовиться загодя. На Варварин день срывают ветку малины и сажают ее в горшок, закрывают тряпкой. И до Нового года не заглядывают. А в Новый год смотрят – если ветка ожила, привилась, будут хорошие перемены в жизни.
Чего и вам желаем!

Зинаида НИКОЛАЕВА.

Опубликовано в "Костромской Народной газете" 2010 г


Рецензии
Очень понравилось последнее
гадание с веткой малины.
Спасибо, Зинаида Николаевна!
С уважением,

Галина Ромадина   25.01.2024 09:47     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.