Голубчики всея Руси

ГОЛУБЧИКИ ВСЕЯ РУСИ /краеведческий очерк/

Триумфальное шествие «третьего пола»


Почти двести лет Россия делилась не на два пола, а на три. «Третьим полом», «средним родом» называли адептов секты скопцов. Некоторые исследователи считают, что их количество за эти годы исчисляется 20 миллионами. А одним из «гнезд» скопческой ереси называли 19 веке Костромскую губернию.

“Детки” Кондратия Селиванова

“...Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного”, — эти строки из Евангелия орловский крестьянин Кондратий Селиванов понял как призыв к действию. И раскаленным железным прутом лишил себя естества…
Этот человек, считающийся родоначальником (если в данном случае применимо это слово) скопчества, в 70-х годах 18 века объявил себя Иисусом Христом в облике императора Петра Ш, явившимся на землю с искупительной миссией. Путь спасения всем заблудшим овцам предлагался один – аскетизм. А поскольку, по убеждению Селиванова, первородный грех Адамов – грех супружества – Кондратий стал проповедовать “огненное крещение”, то есть кастрацию, которой придавалось религиозное значение.
По степени кастрации различались и степени посвящения. Принятие “малой печати”  требовало удаления «удесных близнят» (думаю, нет смысла пояснять, что под этим подразумевалось). Во время “большой печати”  - у мужчин полностью ампутировали член, который скопцы называли не иначе как «ключ бездны» . При оскоплении женщин - вырезали, вытравливали кислотой или выжигали раскаленной проволокой соски или груди, большие или малые половые губы.

Обрезание по-русски

Кастраты считали себя святыми, своего рода кастой небожителей. Свои общины они называли кораблями, гнездами,  руководителей – кормщиками или пророками, а себя братьями-корабельщиками, белыми овцами, белыми голубями («убелиться» - значит оскопиться), райскими пташками…
Нам сегодня трудно представить, но идеология этой изуверской секты нашла множество сторонников, особенно в крестьянской среде. Кроме протеста против официальной религии, которая, по мнению сектантов, отошла от духа Священного Писания, это была возможность освободиться от крепостничества – богатые скопцы помогали выкупаться единоверцам.
Надо сказать, что запреты и преследования властей и церкви (а наказывали за это круто: сажали в тюрьмы, высылали в Сибирь и даже казнили) лишь усиливали религиозный фанатизм и укрепляли веру. Трудно чем-то запугать человека, который раскаленным железом, серпом или косой лишил себя детородных органов. Заметим, без всякого наркоза и анестезии, зачастую в антисанитарных условиях.
От белой зари, от Сион горы,
От Восток страны, от Иркутские,
От Иркутские, от Французские…
Миллионами, биллионами,
Белы голуби летят кучами,
Летят тучами, за крест мучены.
Этот духовный стих был популярен среди скопцов в 20-х годах 19 века. 
“Детки” Кондратия Селиванова шагали по стране и, не имея семени, сеяли свои идеи, видимо, на благодатную почву. По свидетельству одного из первых исследователей скопчества Николая Надеждина, к середине 19 века только в восьми губерниях России не было последователей Селиванова. А может, официальные органы просто до поры до времени не сталкивались с фактами ереси. Как это, к примеру, произошло в Чухломском уезде Костромской губернии…

Райские пташки в северном крае

В августе 1844 года в Чухломском уезде случился большой переполох. Местные власти неожиданно обнаружили здесь секту скопцов.
Некая крестьянка Прасковья Семенова отпросилась у помещика Рудомазина на пару дней. Якобы навестить больную сестру, живущую в соседнем уезде. Через пять дней, когда барин встретил свою крепостную, он ее едва узнал. Она была страшно бледна, на лице написано страдание, а грудь забинтована каким-то тряпьем. Помещик сразу заподозрил неладное.
Под градом вопросов Прасковья Семенова призналась, что по дороге была оскоплена каким-то неизвестным ей человеком. Кто-то из дворовых проговорился, что в усадьбе не одна Семенова имеет “печать”. К тому же, изначально было ясно, что Семенова  врет - ни о каком насильственном оскоплении речи идти не может. Скопцы к принятию “печати” первого встречного не допустят – лишь посвященного. Ведь родство у них не физиологическое, а духовное.
Собственно, это и подтвердило следствие. Кроме Прасковьи Семеновой под подозрение попала другая крепостная – Татьяна Дмитриева и ее малолетняя дочь Евгения. Показания их роднит то, что подлинное имя своего “соблазнителя” они не называют, и где его искать – не знают. Несмотря на это, постепенно начинают вырисовываться истинные масштабы сектантства.
Так, было установлено, что Прасковья Семенова вовсе и не была несчастной жертвой коварного фанатика. Убеждения скопцов она приняла душой и лишь тогда удостоилась “огненного крещения”. Операция была проведена в чулане над каретным сараем.  “Крестный отец” связал Семеновой руки и закрыл лицо, чтоб ей не было страшно, а после три дня выхаживал, перевязывая больные места.
В показаниях Татьяны Дмитриевой упоминалось лишь одно реальное лицо – местная учительница Марфа Иванова, которая, кроме света знаний, несла в мир еще и скопческие убеждения. Тринадцатилетняя дочь Дмитриевой была оскоплена ею. Она же научила девочку, как отвечать на возможные вопросы об отсутствии у нее детородных органов: от болезни.
При поименном обследовании всех обитателей усадьбы было обнаружено 14 скопцов в возрасте от 13 до 75 лет. Все они были сосланы в Сибирь, в Олёкминск. Арестованной же деревенской грамотейке Марфе Ивановой удалось бежать, когда ее переправляли на квартиру станового пристава.

Гнездо ереси - Чухлома

Расправившись с ересью, местные власти успокоились. Как оказалось, зря…Через три года после этого случая взор на Чухломской уезд обратили центральные власти. Из Сибири бежал Алексей Громов, крупная величина скопческого мира, и Министерству внутренних дел стало известно, что направляется он в Костромскую губернию. Местные власти по указке Министерства стали выяснять число сектантов, и ужаснулись. Чуть ли не треть крестьян уезда придерживались новой “веры”. Вот как оценил эту ситуацию тогдашний костромской губернатор: “ Город Чухлома являет собой гнездо скопческой ереси…”  Местные помещики даже направили послание губернатору с просьбой не высылать скопцов в Сибирь,  «иначе многие деревни обезлюдят и в усадьбах будет некому работать».
Кстати, выяснилось, что не только в среде крестьян популярно скопчество – придерживались этих убеждений мещане и даже дворяне. И не только в Чухломе, но и в Галиче, Солигаличе, Костроме…  И опять, как в случае с Марфой Ивановой, никого из “сеятелей” учения не удалось задержать. Кем-то предупрежденные (не теми ли же скопцами, работавшими во властных структурах), они бежали.
Так что рапортовать о разгроме “гнезда” властям не удалось. Да и вообще, идеи запретами не искоренить. Они умирают естественной смертью, такова уж их особенность. Скопчество также сходило на «нет» постепенно. Последний судебный процесс над скопцами в нашей стране был в начале 50-х годов ХХ века. Но, говорят, что секта скопцов существует и в наше время, правда, она невелика – человек 100-150 …
Тем не менее, можно считать, что этот поход против естества кончился, чем ему и следовало закончиться. Потому что против природы, как говорится, не попрешь. Это признавали и сами скопцы. “Режь – не режь, а все равно хочется…” – говорили они.

Зинаида НИКОЛАЕВА.

Историческая справка

Скопцы -  одна из сект духовного христианства. Основана в 18 веке в Тамбовской губернии отделившимся от орловской группы хлыстов крестьянином Кондратием Селивановым. Нравы на хлыстовских «кораблях» (общинах) были свободными: радения  заканчивались свальным грехом. Это и оттолкнуло от хлыстовства Селиванова. Разочаровавшись в прежних религиозных убеждениях, он создал свою, «правильную», секту. В основе учения скопцов - идея физического подавления плоти, как единственный путь спасения души.  Власть объявила эту изуверскую (как бы сейчас сказали тоталитарную) секту вне закона.

Легенды и мифы
У скопцов была своя мифология. Так, в их среде гуляла такая версия гибели царя Павла 1: будто бы тот был убит за отказ принять скопчество после беседы с Кондратием Селивановым. А новым царем стал согласившийся оскопиться Александр I. Все это, не более чем вымысел.
Была в ходу и другая столь же нелепая легенда. Как-то в спальню Александра I явились сенаторы с допросом: «Мы слышали, что вы — скопец. Это никуда не годится, чтобы русский царь был скопец. Поедемте в Сенат, там снимете штаны, чтобы правду узнать». Поехал царь в Сенат, и они увидели: правда, скопец. Сенаторы пришли в ярость,  хотели царя задушить.
Но тут к Сенату подъехал родственник царя Константин, человек огромной физической силы, тоже якобы скопец. Порубил охрану и всех, кто под руку попался, в том числе и сенаторов. А спасенному Александру сказал: «Эх ты, курицы испугался!».

На снимке: Кондратий Селиванов.


Рецензии
Сейчас бы их назвали благородно - "сублиматорами".

Интересный материал. Тоталитарные секты живы. Времена мракобесья для отдельных людей ещё не закончились.

С почтением,

Александр Чашев   10.02.2012 23:06     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.