Калужская Пушкиниана

Краеведческий очерк (2006 год)
(Фрагменты книги)
 
ТАИНСТВЕННЫЙ МАРШРУТ
      Много раз перечитывая очерк Пушкина «Путешествие в Арзрум»,
 я задумывался о том, почему Пушкин, так любивший путешествовать и познавать новые места,  так лаконично и так равнодушно,
словно ему было абсолютно всё равно и неважно,
отметил промежуточную дорогу между Москвой и Кавказом.
Даже буду точнее: между Москвой и Орлом.
     Приведу здесь краткий отрывок.
      «...Из Москвы поехал я на Калугу, Белев и Орел, и сделал, таким образом, 200 верст лишних; зато увидел Ермолова. Он живет в Орле, близ коего находится его деревня.
   Я приехал к нему в восемь часов утра и не застал его дома. Извозчик мой сказал мне, что Ермолов ни у кого не бывает, кроме как у отца своего, простого, набожного старика, что он не принимает одних только городских чиновников, а что всякому другому доступ свободен. Через час я снова к нему приехал.
   Ермолов принял меня с обыкновенной своей любезностию. С первого взгляда я не нашел в нем ни малейшего сходства с его портретами, писанными обыкновенно профилем. Лицо круглое, огненные, серые глаза, седые волосы дыбом. Голова тигра на Геркулесовом торсе. Улыбка неприятная, потому что не естественна. Когда же он задумывается и хмурится, то он становится прекрасен и разительно напоминает поэтический портрет, писанный Довом. Он был в зеленом черкесском чекмене…»
***
А вот письмо с Кавказа Фёдору Ивановичу Толстому:
27 мая - 10 июня 1829 г. Тифлис.
(Черновое)
      "Сей час узнаю, что было здесь на мое имя письмо,
полагаю, любезный граф, что от тебя. Крайне жалею,
что оно уже отпра<влено> в дей<ствующий> отря<д>,
куда еще я не так легко и не так скоро попаду - делать
нечего. Путешествие мое было довольно скучно.
Начать, что поехав на Орел а не прямо на Воро<неж>,
сделал я около 200 <верст лишних>, зато видел
Ермо<лова>..."
 ***
Удивительное дело: расстояние между Москвой и Орлом у Пушкина вместилось буквально в  несколько слов!
Но насколько же и действительно ли скучно было это путешествие?
А ведь Пушкин-то ехал в этом направлении впервые!
Никогда и ни за что в эту скуку Пушкина  не поверю!
Действительно ли предпринял Пушкин такой дорожный крюк только ради одной только встречи с Алексеем Петровичем Ермоловым?
Не кроется  ли в этой лаконичности и кажущейся небрежности какой-нибудь  тайный смысл?
Не заложил ли нам Пушкин что-то между строк?
И должен сказать,  что внимательное и более подробное рассмотрение маршрута  Пушкина всё увереннее стало подвигать автора этих строк на некоторые, возможно, кому-то кажущиеся неприемлемыми, догадки и  выводы.
Так что не обессудь, дорогой читатель, что на сей раз я представлю пред тобой свою, возможно, не  совсем привычную, версию
путешествия  Александра Сергеевича Пушкина сквозь Калужскую землю...

ПЕРЕД КАЛУЖСКОЙ ЗАСТАВОЙ

Что предшествовало такому путешествию?
...................................
(Продолжение следует)
Фото Аллы Добросоцких: Полотняный Завод.Усадьба Гончаровых.


Рецензии