Наши цивилизации. 1. Крестьянско патриархальная ку

1. КРЕСТЬЯНСКО-ПАТРИАРХАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА

Определение этой культуры довольно условно и субъективно, и я рассмотрю ее характеристики лишь на примере Малыни (моей деревни детства), что находится в тридцати километрах к югу от Ясной Поляны, родины Л.Н.Толстого.

Главное кредо этой культуры (в которой я пребывал в 1941-49 и 1955 годах) – это жизнь для РАДОСТИ, которая, с одной стороны, исключает преднамеренное зло, а с другой – эта цель достигается независимо от уровня потребления материальных благ и от психотропных веществ. Радость как постоянная (и я бы сказал – философская) характеристика бытия внедряется в сознание и подсознание с детства.
Конечно, весь уклад деревенской жизни был основан на воспроизводимом веками беспрекословном подчинении и уважении к старшим и основу правил поведения составляли, разумеется, религиозные обряды и обычаи. К счастью, в нашем доме религиозность не была фанатичной и часто сомнения предшествовали вере. (Так, незадолго до смерти моя религиозная бабушка в связи с запусками искусственных спутников не побоялась предположить отсутствие на небе Бога.)

Самым очаровательной чертой нашей деревенской культуры была доброжелательность – когда с лаской, когда с шуткой-иронией. Несмотря на ужасающую бедность, деревенская жизнь (до восьми лет) осталась в моей памяти истинным раем – без пьянства, драк, грубости, конфликтов: только радость, труд да редкие, и потому особенно впечатляющие, праздники.

Впоследствии этот сказочный мир дружелюбия будет воскресать вокруг нас с Соней во время редких и очаровательных встреч с простыми людьми в России, Швеции, Англии, Франции…

Хотелось бы отметить одно интересное экономическое свойство описываемой деревенской культуры: безотходность всех видов производства. Объясняется это, понятно, крайне низким уровнем жизни. Однако трудно себе представить, чтобы крестьянин-труженик мог бы пренебрежительно относиться к большим нетрудовым ценностям. 

Крестьянско-патриархальная культура почила в 1956 году – с хрущевской реорганизацией сельского хозяйства. Со скоростью чумы деревня погрузилась в беспробудное пьянство и деградацию. Самовоспроизводство глубоко народной культуры по существу прекратилось, спорадично обнаруживая себя лишь как чудо.

Сегодня под термином «радость» большинством людей понимается либо веселье, либо религиозная благодать. А ведь это совершенно разные субстанции. Веселье и благодать – это, прежде всего, приятные чувственные состояния психики. В радости же психической составляющей намного меньше, а основную часть этой субстанции составляет, так сказать, философское осмысление позитивного изменения реальности: найдено решение искомой задачи, завершена трудная работа, отмечен факт отсутствия невзгод и т.д. По этой причине радость длится более, чем веселье, и в значительной мере является тонусом для последующей деятельности человека.

Важным свойством радости является ее антиэгоистичность. Именно по этой причине в цивилизации Радости господствует миролюбие и чувство общинности и теплоты.


Рецензии