Таинственный адрес

 (Юношеский максимализм и трансерфинг реальности)


Только через  двадцать лет я смогла рассказать эту историю моей племяннице. Раньше не решалась об этом даже думать. В далеком 1966 году, когда я впервые была в командировке в Москве, у меня украли кошелек, в нем лежали  деньги, железно-дорожные билеты в город Ковров и еще маленький, найденный мною в Сердоликовой бухте на Карадаге заветный  камушек-сердолик. (Никогда не надо держать заветную вещь рядом с деньгами, вот, мой первый урок). Произошло это на Ленинском проспекте в каком-то магазине. В полной растерянности (такое, наверное, с каждым происходит впервые и испытываешь сильный стресс) долго не знала, что делать.
Остаться без денег и проездных документов посреди Москвы! Хоть пешком иди! Добравшись до Ярославского вокзала, обратилась в отделение милиции, там мне предложили выход:
- Идите по пригородным вагонам и собирайте деньги на билеты! (Таких горемык я встречала в электричках, но сама не стала пробовать побираться).
 К счастью, я помнила  номер вагона и места в поезде на Ковров!
Когда подошло время и объявили посадку, подошла к вагону и присмотревшись заметила, что проводница  почти не проверяла билеты, да и  провожающих пропускала, так я и поднялась в вагон, он был "сидячий", заняла свое место и никто меня не потревожил, через несколько часов сошла на станции "Ковров".(С тех пор, покупая билеты, всегда запоминаю  свои места!- Вот  мой второй урок!)
Не помню, как нашла дом  в Урожайном проезде -  дом моих свекра и свекрови. Вся эта встряска  отвлекла меня от мучительной психологической проблемы , с которой я столкнулась  в начале прошлого года, а точнее 8 марта 1965 года... Я осталась отдохнуть  в отпуске у родителей мужа, а он тогда  уезжал в длительные командировки   на полигоны, то в Капустин Яр, то в Тюратам, (деньги надо было зарабатывать на квартиру) и поэтому не заметил, что со мной происходит неладное, я же не хотела его напугать и ничего не говорила о своих страхах.
 Мимо наших окон на Урожайном  почти каждый день  проходили похоронные процессии. Родители заметили,что  меня это как-то тревожит, стали расспрашивать, почему я так осунулась, похудела. Я почти не спала ночами, был явный нервный срыв!
Знали бы они, что я обдумывала?!
Я "собиралась" присоединиться  к какой-нибудь процессии и как-то незаметно положить в гроб записку, которую сочиняла, а предназначалась она человеку, ушедшему из жизни
8 марта 1965 года! (Он повесился в общежитии и оставил, говорили, посмертное письмо!)
 Дело в том, что по юношескому максимализму  своему, я почувствовала  перед ним вину и мне НЕОБХОДИМО было как-то ему "сообщить" - ПОПРОСИТЬ ПРОЩЕНИЯ! Вот, что меня мучило!

Сегодня все кажется наивным и не стоящим воспоминания, но тогда для меня это было очень серьезно, впрочем, как все в юности!
Слава был нашим  сокурсником, старостой в моей первой  группе, позже на четвертом курсе я перевелась в другую группу. Такое дается нелегко, после выбора института- это следующее  самостоятельное решение, которое вполне, с уверенностью с «высоты» сегодняшнего зрелого возраста, можно считать судьбоносным. (К сожалению, так получается, что самые важные шаги, с далеко идущими последствиями, т.е. судьбоносные, человек делает в молодости, когда еще мало знает жизнь и не понимает себя, тогда многое зависит от тех, кто оказывается рядом, кто и может повлиять на выбор!)
Мне нечасто встречались люди, принявшие такие решения самостоятельно. (Многое в нашей жизни решает Случай). Мне повезло, т.к. в то далекое время студенческой молодости рядом оказался старший друг – тогда аспирант. Он убедил  меня получить более перспективную специальность по кафедре «Аэрогазодинамика и динамика полета», Потом он стал заместителем Главного Конструктора С.П. Королева  и руководил Горьковским филиалом ОКБ  КОРОЛЕВА С.П., а позже после безвременной кончины Сергея Павловича, почувствовав «потолок» в своей карьере, он сменил сферу интересов и основательно занялся экономикой, на его рабочем столе я видела «Экономику» Адама Смита и «Капитал»  К Маркса, которые он читал в оригиналах, тогда он защитил вторую докторскую диссертацию - по экономике и теперь из под его пера вышли целый ряд  монографий –книг и учебников для высшей школы и даже средней школы, например «Психология экономики» и «Введение в экономику для школьника» всего более 80 наименований, в настоящее время  он является Главным специалистом Московского института макроэкономики. Пора назвать этого замечательного человека - это Борис Абрамович Райзберг!
                _______ "________
Раз уж я сделала большое отступление от основной нити рассказа, то приведу здесь пример из судьбы, которую молодой человек в решительный момент выбрал сам.
Пятнадцатилетний подросток из маленького украинского городка, в котором практически было в советское время одно градообразующее предприятие, приехал в Ленинград и поступил учиться в ПТУ, жил в общежитии, по окончании был призван на срочную службу в армию, после демобилизации вернулся в родной город и стал устраиваться на рабочую должность на тот самый единственный завод.
 Теперь, когда он мне рассказывал свою историю, мы находились в его элегантном, оснащенном самой навороченной оргтехникой кабинете Президента холдинговой Компании, которой он же являлся и владельцем, в Санкт-Петербурге. Так вот, метаморфоза произошла в тот момент, когда он шел вдоль унылого серого забора к проходной, чтобы получить уже выписанный пропуск на завод, в голову пришла судьбоносная мысль
- И так я буду всю свою жизнь ходить вдоль этого забора и  каждый  день сегодня будет похож на прошедший вчера?!- юноша как будто прозрел, он развернулся и пошел прочь домой. Через несколько дней он выехал в никуда, в Ленинград, где у него  не было никого и ждала полная неопределенности, трудностей, нищеты и скитаний жизнь. Естественно, что все родные отговаривали от этого шага, но он его сделал! В годы перестройки все чем-нибудь торговали, и он, снимая угол у старушки в г. Ломоносове, в часе езды на электричке от Ленинграда, ездил каждый  день через весь город  на промзону  Парнас на базу «Русского видео», брал на консигнацию видеокассеты  и развозил их по торговым точкам, с этого стартовал! И самое трудное, по его словам, было не потратить на насущные нужды первую заработанную прибыль, а вложить эти сто долларов в дело, а, ведь, не было даже нормальных брюк, долго носил те, в которых хлопцы  бегают в селе, и есть хотелось постоянно! Александр одержал победу над собой, а все победы начинаются с этой  первой (над собой) и твердо шел к намеченной цели. Замечу, что он и теперь мало прислушивается к чьему-либо мнению, но надо иметь его необыкновенно твердый характер, чтобы идти таким путем, на котором еще не раз приходилось радикально все менять. Необыкновенная история «нового русского» сама просится, чтобы о ней написать отдельно!
                _______ "________

 Слава был старше нас на пять лет, он уже отслужил во флоте, служба проходила в Кронштадте и он даже дружил с моей одноклассницей Любой, жил в нашем военмеховском общежитии на Обводном канале и его комната соседствовала с комнатой, в которую я тоже заходила к  моему будущему мужу. Еще нас «объединял» общий почтовый ящик внизу в холле – это ячейки с начальными буквами фамилий студентов. Наши с ним фамилии  были на одну букву «С».
Особенно сблизились мы дружески  в начале 1964 года, когда оказались в Чехословакии в составе молодежной делегации от Ленинского района Ленинграда. С нами  был еще один наш сокурсник Витя Никитин, они  очень подружились со  Славой.
Мы вместе гуляли по узким,  уютным улочкам зимней  Праги, несколько дней провели в Карловых Варах, где нам устроили встречу с отдыхавшим там Львом Яшиным, бывшем в те дни в зените своей славы. Многое удивляло меня тогда, это была первая поездка заграницу. Например, впервые увидела в туалетных комнатах электрополотенца-сушилки для рук, удивляло, что в ресторанах нас обслуживали  только официанты-мужчины, чумные столбы, встречавшиеся  на площадях почти в каждом городе- в Праге, в Оломоуце, в Брно и других, тоже для  меня были открытием: у  нас нет такой увековеченной памяти жертв чумы, прокатившейся по всей Европе? Или я ошибаюсь?
Наша гид Ева-совсем молоденькая девушка почти ничего не рассказывала. В Карловых Варах мы побывали  в кинотеатре, посмотрели только что вышедший на европейские экраны (но не на советские) фильм «Бокаччио-70», в кинотеатре  мне было предложено оставить в гардеробе верхнюю одежду, во время сеанса устраивались антракты, как в театре, чтобы отдохнуть, посетить буфет и т.п. Недалеко  в горах нам показали сталактитовую пещеру «Мацоха» (по-русски Мачеха). Мы получили очень яркие впечатления, вспоминаю, что Слава часто играл на гитаре, пел песни, шутил, они с Витей стали душой компании.
По возвращении в Ленинград все пошло своим чередом. Как-то я увидела в ячейке «С» письмо для Славы от Вити из Челябинска, куда он уехал на дипломную практику по месту распределения. Машинально взяла письмо с тем, чтобы передать его Славке, когда пойду к ним на третий этаж.
Поднявшись к себе, засунула конверт в какой-то учебник и совершенно забыла про него, увы… И пролежало это письмо,  никем не прочитанное, до самого того  злосчастного дня 8 марта 1965 г., когда разнеслась по общежитию трагическая  весть о том, что Слава покончил с собой! Тогда-то я вспомнила с ужасом о письме ему от друга, не переданном адресату по моей забывчивости, или легкомыслию, невнимательности - не важно теперь!
Лихорадочно стала искать письмо, долго не находила, во всех книжках и тетрадках смотрела, а в голове вертелась одна навязчивая мысль:
- Может быть, это письмо от друга  поддержало бы его и не случилось бы такого несчастья?
Поползли слухи  о том, что Слава сделал это  из-за  проблем, возникших после возвращения  с целины студенческого стройотряда, которым он руководил. Как будто его обвинили в большой растрате казенных денег, а эти деньги у Славы взял  «в долг» секретарь комсомольской организации Военмеха, когда приезжал к ним в отряд с инспекцией, а расписку с него Слава не попросил, он мог и еще кому-нибудь так "на веру" одалживать деньги, добрая душа!? Видимо, он очень страдал из-за несправедливости и предательства тех, кому верил.
Кстати, весть о кончине  мне сообщил этот самый  секретарь комитета комсомола Сергей, он учился в нашем потоке и приезжал тем летом на практику в  г.Златоуст, мне он сказал, что приехал за мной и что попросит руководителя практики отпустить меня раньше срока окончания практики. Предлагал мне поехать с ним сначала в стройотряд, а потом на море отдыхать.(Говорили, что я нравлюсь ему, было похоже), но он вел себя со мной скромно и даже не признался…). Слава Богу, что у меня хватило здравого смысла, чтобы отказаться от соблазна!
Это мне вспомнилось и является некоторым подтверждением, что  Славу обвинили напрасно, так как у Сергея было намерение раздобыть деньги таким образом на отдых на море. Если бы меня тогда спросили, а ведь мы ничего не знали, дело обсуждалось только в комитете комсомола, где и верховодил Сергей. Осталось посмертное письмо, которое скрыли от общественности, поэтому мы точно не знаем содержание. По слухам, в нем было написано, что, мол, я родился раньше своего времени и потому ухожу.
Да, он  был чистый человек, я верю!
Меня стала  мучить вина перед Славой за то, что не передала ему письмо от друга, пусть случайно, но вина осталась. Мне вдруг стали чудиться какие-то Голоса, а я спрашивала «у них»
- Как мне передать для Славы записку и То  письмо, чтобы он простил меня?-
Я почти перестала есть и спать, постоянно слышала голоса и искала способ пообщаться с потусторонним миром. Сделалось невыносимо жить, а сказать никому не могла об этом, чтобы не напугать близких- маму, папу и сестер, а мужа, тем более.
Вот, в таком полусумасшедшем состоянии приехала в Ковров к родителям мужа.   
                __________"_________
Мои наблюдения за похоронными процессиями, проходящими перед нашим домом почти каждый день, вконец измотали: не получалось у меня подойти к чужому гробу и что-то в него положить- это невозможно! В конце лета  мне вдруг снится сон, в нем я услышала, как некий четкий голос сообщает адрес, по которому  я должна (или могу) придти и там будет возможность решить мою проблему- передать все Славе! (Не стану называть здесь адрес, хотя помню его до сих пор по прошествии многих лет, только улицу упомяну – Тамбовская! Было как-то страшновато сразу туда пойти и я попросила  моего друга Сашу проводить меня. Мы с ним работали в КБСМ, часто ходили пешком до Военмеха, бывали в кино, мне льстило, что  со мною дружит самый завидный жених, девчонки завидовали, может быть, даже и сплетничали, но «Castis omnia casta!»(лат.) -Чистому все чисто!-
Пришли мы по этому таинственному адресу (Саша не был посвящен в мучившие меня мысли), просто сказала ему, что нужно туда по делам. Зашли в подворотню соседнего дома, так как дома с «указанным номером №...» на Тамбовской улице не оказалось! Во дворе на лавочке сидели бабушки, у которых я спросила:
- Где же здесь дом с №, не знают ли они?-
А мне отвечают:
- Доченька, нет этого дома, его в войну разбомбили, да так и не восстановили, пропущен этот №.
-А какую ты квартиру ищешь?-
Назвала номер квартиры.
- Ой, доченька, в эту квартиру как раз бомба попала, там все погибли!
(Слушаю, а по спине мурашки побежали, жутко стало, как будто могильным хладом повеяло!) Адрес из моего сна оказался совсем НЕПРОСТОЙ!
Что же было делать? Мы с Сашей пошли обратно, я молчала всю дорогу, он ни о чем не расспрашивал, будто понимал что-то.
Дальше я мучительно искала выход из ситуации и придумала, что надо поступить так:
Отправить по почте на «указанный адрес» (неспроста же мне он приснился, да и неожиданная  информация об адресе, это подтверждает) письмо от Вити и мою записку с покаянной просьбой к Славе о прощении за мою забывчивость и тяготившую меня вину. Так и сделала! Избавилась от письма, которое жгло руки, кажется стало полегче?
Потом я пришла к мысли:
«Боль душевную можно изгнать болью физической!»- вспомнился «Отец Сергий», из рассказа Л.Н. Толстого, там человек отрубил себе палец, чтобы избавиться от душевной муки!
Мне удалось придумать, что можно сделать, не прибегая к  членовредительству, Я нашла  старого друга  нашей семьи врача – отоларинголога Юрия Константиновича Ревского, который  давно рекомендовал еще в мои детские годы перед поездкой в Артек удалить гланды (я часто болела ангиной), но родители не решались на операцию.
Теперь наш друг стал крупным специалистом -  Главным  военным отоларингологом  Вооруженных сил СССР, работал в Военно-медицинской академии, проводил сложнейшие операции, однако, он не отказался меня принять.
Позвонила и прямо попросила удалить гланды, так как было начало сентября, то а академии новых больных принимали после летних каникул.
Он немного удивился – мы  не виделись уже много лет, почти с моего детства, но меня положили в клинику, после осмотра он подтвердил, что миндалины  в плохом состоянии – надо удалять. Три дня готовили  к операции, но осмотрев меня еще раз на четвертый день,доктор  поразился, так как миндалины стали совершенно чистыми, можно было и не оперировать их. Он сказал:
 - Похоже, что твой организм не хочет хирургического вмешательства!
Теперь, прочитав  достаточное количество книг по  психологии «Притяжения», по трансерфингу,  понимаю, что так бывает, когда человек избавляется от  имевшихся в нем установок.
Все-таки я настояла на операции,- мне надо было причинить себе физическую боль, я знала, что удаление миндалин – это живодерская операция! Меня посадили на стул, доктор сел передо мной, зажав мои колени своими, обколол анестезирующим раствором стенки гортани, потом накинул на миндалины острую, как бритва  петлю и отсек «живое мясо», я с ужасом увидела фонтан крови, сплошь забрызгавший его белоснежный халат! Правда, боли тогда не почувствовала, только испуг от большой крови!
Самое трудное наступает потом - это последействие, а именно:
Надо всю ночь до утра не спать, тебя устраивают в сидячем положении в подушках, угощают мороженым, дают чистое большое «вафельное» полотенце и сообщают, что ты должен сплевывать в полотенце и смотреть, не идет ли свежая алая кровь, в  случае появления свежей крови срочно вызывать врача, уснуть опасно, так как может при  неосторожном повороте головы в гортани оторваться тромб- сгусток из свернувшейся крови и откроется кровотечение, которое  сложно остановить, опасно засыпать!
Наступила ночь, я сижу в подушках, боясь пошевелиться и тем более уснуть, смотрю  на кусочек неба в окне,  плюю в полотенце и жду рассвета!
Саднит в горле, как будто вцепился какой-то клещ, КОГДА НАСТУПИЛО ДОЛГОЖДАННОЕ УТРО, Я ВСПОМНИЛА, ЧТО НИ РАЗУ НЕ ПОДУМАЛА  О МОЕЙ ПРОБЛЕМЕ,  Я О НЕЙ ЗАБЫЛА, а до этой ночи я не могла спать- думала и думала  о моей вине перед Славой!
Так что мой эксперимент подтвердил, что физическая боль вытесняет (может быть, на время)  боль душевную! (Это мой третий урок).
Когда выписалась домой, то муж целый месяц варил мне  жидкие кашки, ухаживал за мной, как настоящая сиделка (пришлось отказаться от очередной командировки из-за меня). Потихоньку я стала выздоравливать и физически, и душевно. Муж и мои родные в то время не узнали, по какой причине я так ослабла и  долго восстанавливалась после не очень серьезной операции.
Тот далекий день 12 сентября 1966 года я стала помнить  как День Рождения моей окрепшей души  потому, что в период моих вышеописанных страданий был момент, когда я хотела броситься в Неву и покончить с собой, так меня измотали «потусторонние голоса». Тогда мне пришла в голову спасительная мысль:
«Если я хочу свести счеты с жизнью, то я буду покойником и мне будет все безразлично, как покойнику, тогда зачем лишние усилия- надо просто представить, что тебя ничто не трогает, тебя больше НЕТ!» И мне это УДАЛОСЬ!(Это мой четвертый урок).
Уже многие годы спустя,  когда у меня родился сын, когда  защитила диссертацию, когда гуляла счастливая и очарованная по Парижу, когда купалась у островов прозрачного Средиземного моря – всякий раз, когда хотелось воскликнуть:
 «Остановись мгновение- ты прекрасно!»- меня посещала  страшная мысль:
 «Этого бы не было, если бы я тогда в молодости в силу своего юношеского максимализма совершила непоправимую глупость!» 
(Вот, мой пятый УРОК!)
В счастливые минуты моей жизни, всегда не забываю поблагодарить Бога за мудрое решение, подсказанное, конечно, Им- как выйти из  душевного страдания!
            ______________"_______________
Послесловие:
На языке Вадима Зеланда в рамках «трансерфинга реальности» (управления
Реальностью) мне удалось «понизить важность переживания –проблемы»,  еще лучше свести важность к нулю, чтобы «из пространства вариантов» реализовалась другая линия жизни, на которой нет моей проблемы!
Вот,ещё один урок на будущее мне и тем, кто дочитал до конца мой рассказ- упражнение в трансерфинге.


Рецензии
Татьяна! Читать было интересно, но по моим ощущениям, Вы везде стараетесь видеть некие знаки. Иногда мы занимаемся самоедством до изнеможения. Подумалось, что удаление гланд это все же лучше, чем класть записку в гроб с мертвецом...

Светлана Белозерская   24.12.2012 15:43     Заявить о нарушении
Светлана, здравствуйте! Спасибо за отклик. Вы правы я замечаю до сих пор и даже в зрелые годы чаще "знаки на пути", но этот рассказ-воспоминание из юности и -иллюстрация- подтверждение к понятию "юношеский максимализм", написан с желанием кому-то, может быть, помочь или напомнить о своих юношеских заблуждениях и выйти на путь трансёрфинга реальности (по терминологии Вадима Зеланда)?
Еще раз признательна Вам за то, что не обошли вниманием и сообщили о впечатлении,
обязательно посещу и Вашу страницу,
мои Вам добрые пожелания в наступающем Новом Году!

Татьяна Сидак   24.12.2012 16:11   Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна!

Светлана Белозерская   24.12.2012 16:18   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.