Сон- младший брат смерти, по словам Шри Чинмоя

Это-просто фото из семейного альбома, слева внизу бабушка Бронислава и дед Дмитрий Онуфриевич Саврацкий дворянин по чину-Подпор., (умер в феврале 1947, могила его была на кладбище Революционном в Виннице всего девятой по счету, сейчас ее уж не найти, границы кладбища менялись. Благодаря записи в кладбищенском архиве, коего уж нет, наверное, удалось, написав заявление, сделать дозахоронение, и в 1998 я похоронил бабушку по маминой линии на этом же кладбище, правда, не на месте упокоения деда). В правом верхнем углу брат деда Констатин Онуфриевич. Похоронен на заброшенном кладбище, где сейчас замостянский центр занятости.

Итак, я оторвался от темы "Сон-брат смерти". Вчера был на выставке картин просветленного мастера Шри Чинмоя.
Там была эта книга, в которой собраны его ответы на вопросы учеников о сновидениях.
Неблагодарное дело пересказывать, поэтому, если будет возможность, купите ее. Изд-во Каштан,Донецк 2007.
 В общем, он пишет, что сны нельзя игнорировать:Если вы не будете придавать  им значения, они решат, что в них нет надобности, и больше не будут стучаться ввашу дверь. Вы будете помнить свои сны, только чувствуя, что они обладают огромной ценностью.
Если дурной сон- (и не несет пользы)- забудется, чтоб не притягивать страх, и не уничтожить ваше внутреннее устремление.
С другой стороны, когда вам снится очень возвышенный, величественный сон, а Всевышний видит, что вы не в силах понять его правильно, Он непозволит вам помнить его. Если Бог видит, что вы сознательно, или неосознанно радуетесь от гордости и скажете" Ах, мне приснился такой возвышенный сон, я такой великий человек", Он просто сотрет его из вашего сознательного ума. Он захочет, чтобы этот сон хранился в самой глубине вашего сердца, а затем постепенно, посиепенно даст этому семени возможность прорасти внутри вас.. Пока росток мал,существует серьезный риск, что вы или кто-то другой может его погубить. Росток- станет деревом, и уничтожить его будет невозможно. К этому времени у вас не будет никакой гордыни. Когда вы - дерево с плодами, вы смиренно склонитесь до земли, чтобы предложить их людям.
если вы хотите увидеть сны до 3-х ночи: прежде, чем, спать, медитируйте в теч. 10 мин на пупочной чакре (в области пупка зарождаются эмоции(Божественные)). Пупочная-витальная чакра, старайтесь почувствовать, что открывается пупочная чакра. Представьте, что в ней очень быстро вращается диск, затем ложитесь спать на пол часа, на 40 мин.
-Как вспомнить сон припробуждении?
- Если вы чувствуете, что вам снился сон, но не можете его вспомнить, постарайтесь сконцентрироваться на затылке, прямо в верхней точке шеи. Если вам снятся сны, они либо проявляются в физическом уме, либо на несколько часов или на день- два откладываются в этом месте на затылке. Ппробуйте сконцентрироваться на этом месте, и представить, что стучитесь в дверь.  Когда дверь распахнется, вы сможете в подробностях вспомнить сон.
. Сны могут быть порождением нашей ментальной, витальной и других составляющих. Витальные сны можно забывать, они не несут никакой пользы...
Также он пишет о том, что страшные сны, как о смерти близких, могут и не стать реальнотью, если молиться и медитировать. Для Бога, создавшего закон, возможно и отменить его. Но если это все же произойдет, то сон даст вам  возможность примириться с этой мыслью заранее...
Пишет он и о символах снов. Как я понял,эти символы относятся к тем, кто идет по духовному пути.
Если кусает собака значит вы потеряли веру в духовную жизнь, в св. Учителя, в себя. Но если собака бежит за вами, это значит, что у вас есть абсолютная вера в учителя и вы послушный ученик.
Рыбы-оккультное значение- низость, посредственность, с другой стороны плыть в морезнания к мудрости. Когда снится, как плавает красивая рыба, значит, вы видите сознание- воду, и это может означать, что рыба вдохновляет вас плыть в море знания-света.
Слон: в вашу духовную жизнь вливается мощная сила.
Кони: сила медитации, концентрации.
Мчащийся олень-то, что вы в духовной жизни бежите очень быстро.
Три плана сознания:
Шушупти- не бывает сновидений
Шапш (или шапан?)- состояние в к-ом снятся сны
Джагрити- состояние бодрстования
 Кроме того, Брахма Мухутра - Час Бога. (Сны,приснившиеся в это время часто сбываются).
Обычно исполняются сны, которые приходят во время лунного или солнечного затмений.

Далее, относится к ученикам ШЧМ:
-Что происходит, когда вы снитесь?
- Когда вам снятся сны обо мне, все ваши внутренние существа переполняются радостью, даже если ваше внешнее существо, возможно, возможно,получит результат день-два спустя
Часто, если я снюсь вам, это означает, что ваше сердце или душа совершили усилие, чтобы войти со мной в контакт. Или же может случиться, что вы никаких усилий не прикладывали, а я сам пришел к вам, почувствовав, чтоваше сердце нуждается в особом внимании. Когда я снюсь вам, это на самом деле, означает, что вы принимаете какую-то часть моего существа, когда вы видите меня во сне, часть вашего физического, витального или ментального принимает меня.
Вопрос: Осознаете ли вы, когда нам снитесь?
- Когда явам снюсь, это значит, что часть моего существа, или моя эманация находится с вами в контакте. Мое внутреннее существо несомненно осознает это. Вы видите меня во сне потому, что я хочу дать вам в этом сне что-то особенное, либо из любви моей души к вам.
-А что значит, если вы являетесь во сне человеку еще не ставшему вашим учеником?
- Если духовный учитель приходит к кому-то во сне, это означает, что душа этого человека уже признала Учителя и как магнитом притягивает его любовь,заботу и благословение. Душа притягивает присутствие Учителя. Возиожно через несколько дней или месяцев этот человек сможет увидеть Учителя на физическом плане. Душа узнала Учителя на внутреннем плане и передала эту истину, эту реальность сознанию. Придет время и реальность выйдет из сознания сна на физический план. Это очень отчетливый признак, что рано или поздно этот человек сможет встретиться со своим Учителем.
Учитель и ученик становятся единым в тот день, когда происходит внутренняя инициация.

Достойно внимания:
 Шри Чинмой: "Единство восточного сердца и западного ума".3 тома
Учитель и ученик
Комментарии к Ведам, Упанишадам и Бхагаватгите
Жалобне слезы и парящие улыбки жизни
Внешний бег и внутренний бег
Индия. Вершины гордости матери Индии



Предисловие
автора
Книги о снах никогда, никогда не бывают точными.
Когда видишь сон — это одно, а когда пересказываешь
это сновидение, ты видишь в нем совсем иное. Это глав-
ная причина, по которой оккультистам и прочим знато-
кам трудно правильно толковать значение снов. Им нуж-
но очень сильно концентрироваться, чтобы установить,
с какого плана сознания пришел сон. Также как есть
семь высших и семь низших миров, существует и много
миров сновидений. В каком-то из этих миров сон имеет
одно значение, а в более высоком мире значение сна со-
вершенно другое.
Я прочел довольно много книг о снах. Я смеялся
и смеялся, потому что некоторые из них такие абсурд-
ные! Но сейчас, когда я сам написал книгу о снах, мне
точно также придется смеяться над собой, поскольку
все, что я могу, — это дать лишь общее представление
об этой теме.

Сегодняшний сон-завтрашняя реальность. Почему? Потому что сон приходит из существующего на самом деле, осязаемого мира.Мы можем не осознавать этого из-за ограниченности своего сознания, но в медитации мы сознательно посещаем многие высшие миры. Реальность этих миров проникает в нас во время сна. То, что мы называем сном здесь, на земле, в других мирах является реальностью... Когда сон видит духовный человек, он тут же чувствует, что его сон - предвестник реальности.
Если сны из витала-мира удовольствия- мало света,-полны чувств и сильного возбуждения.Из ментального мира-психического плана-сверхразума,просветленного ума-сила интуиции...
из низжих миров-приходит,как угроза
с плана души-...
сон из высших миров-воплощением света является
как предвестник реальности...
Устремление, накопленное вашей внутренней жизнью
Реальность сама молит о том, чтобы вы добрались к ее двери, она отчаянно нуждается ввас, в зове вашего сердца и постоянном сознательном чувстве единства вашей жизни,чтобы проявиться в васи через вас для совершенства жизни и проявления любви на земле.









Об авторе
Несмотря на свои многочисленные достижения, Шри
Чинмой был необычайно скромен и вел жизнь неустанной са-
моотдачи.
Величайшая награда мне, как человеку, —
это возможность служить человечеству.
Если мои рисунки, мои песни, мои стихи
и все, что я делаю,
приносят людям хоть каплю покоя,
тогда я чувствую, что смог поделиться с ними
своим вдохновением и устремлением
и по-настоящему служить человечеству.
Утром 11 октября 2007 года Шри Чинмой принял Маха-
самадхи и ушел за занавес Вечности. Последними его стро-
ками были:
Моя физическая смерть —
Не конец моей жизни.
Я — вечное путешествие.
Cодержание :
Предисловие автора
Предисловие
Сон
Он улыбается мне
Это лишь предложение
Не думай, не спи
Значение Бога
Хотя я сплю
О бессонные
Все же Бог желает, чтобы ты работал для Него
Бог научил меня

СОБЫТИЯ 9 ИЮЛЯ 12
ГОВОРИЛ С СВЕТОЙ ИЗ ЦЕНТРА ОНА ПОМОЛИЛАСЬ ЛАКШМИ СО МНОЙ:

 РЕЗУЛЬТАТ: ВЕЧЕРОМ ИДЯ ДОМОЙ НАТКНУЛСЯ НА 50 К МЕШОК МУКИ С МОЛЬЮ
ПОКА ТАЩИЛ ЕГО К БАБУШКЕ ЧТО ДЕРЖИТ КОЗ- НАШЕЛ 16 РУБЛЕЙ
 НЕ ПОМОГАЯ БАБУШКЕ,НЕ ПОШЕЛ БЫ ТОЙ ДОРОГОЙ- НЕ НАШЕЛ БЫ 16 РУБЛЕЙ
СПРОСИЛ ВПЕРЕДИ ИДУЩУЮ ДЕВОЧКУ НЕ ОНА ЛИ ПОТЕРЯЛЯ ОНА НАЗВАЛА НЕ ПРАВИЛЬНУЮ summu
СКАЗАЛА 5 Р - ПОЭТОМУ ДЕНЬГИ НЕ ОТДАЛ..


Предисловие
автора
Книги о снах никогда, никогда не бывают точными.
Когда видишь сон — это одно, а когда пересказываешь
это сновидение, ты видишь в нем совсем иное. Это глав-
ная причина, по которой оккультистам и прочим знато-
кам трудно правильно толковать значение снов. Им нуж-
но очень сильно концентрироваться, чтобы установить,
с какого плана сознания пришел сон. Также как есть
семь высших и семь низших миров, существует и много
миров сновидений. В каком-то из этих миров сон имеет
одно значение, а в более высоком мире значение сна со-
вершенно другое.
Я прочел довольно много книг о снах. Я смеялся
и смеялся, потому что некоторые из них такие абсурд-
ные! Но сейчас, когда я сам написал книгу о снах, мне
точно также придется смеяться над собой, поскольку
все, что я могу, — это дать лишь общее представление
об этой теме.


Каждую ночь я парю
1. На серебряных крыльях своих снов.


Вопрос: Что такое сон?
Шри Чинмой: Сегодняшний сон — это завтрашняя
реальность. Почему? Потому что сон приходит из сущес-
твующего на самом деле, осязаемого мира. Мы можем
не осознавать этого из-за ограниченности своего созна-
ния, но в медитации мы сознательно посещаем многие
высшие миры. Реальность этих миров проникает в нас
во время сна.
То, что мы называем сном здесь, на земле, в других
мирах является реальностью. Это самая настоящая ре-
альность, но когда она приходит к нам, мы воспринима-
ем ее как нечто чуждое, и сами являемся для нее чем-то
чужеродным. Когда мы видим сон, это похоже на пер-
вую встречу двух незнакомцев. Они не знают друг дру-
га и поэтому могут испытать взаимное замешательство
и удивление. Но, оставаясь вместе, они привыкают друг
к другу. Вначале, когда эта реальность приходит и ка-
сается земного плана — места нашего обитания, — мы
чувствуем, что это сон. Но, отправившись к ее источни-
ку, мы обнаружим, что там это уже не сон, а явь. И если
сон какое-то время остается с нами, он и здесь также
превращается в реальность.
Обычный человек считает, что сон и реальная жизнь
никак не связаны друг с другом. Он чувствует, что жи-
вет в мире реальности, а сон не имеет с ней ничего обще-
го. Он считает, что сон — это нечто приятное, важное,
вдохновляющее, ободряющее и так далее, но не более
того. Но когда сон видит духовный человек, он тут же
чувствует, что его сон — предвестник реальности. Он
чувствует, что каждый сон — ступенька к его божест-
венной Цели.
Вопрос: Откуда приходят сны?
Шри Чинмой: Существует множество миров, неви-
димых нашему глазу, из них к нам и приходят сны. Не-
которые приходят из витального мира. Такие сны часто
бывают очень странными и непонятными, потому что
в витальном мире — мире удовольствия — мало света.
Сны витального мира полны чувств и сильного возбужде-
ния. Сны из высших миров — ясные и светлые, но в них
нет чувственных ощущений. В сновидении с витального
плана всегда есть непрерывное движение. Они похожи
на поле битвы, где всё бьют, ломают и убивают людей.
Если сны приходят из низших миров, из подсознатель-
ного или, можно сказать, бессознательного уровня, нуж-
но знать, что они бесполезны. Они не могут ни изменить
нашу природу, ни вдохновить нас. Они не дают нам на-
дежды на будущую исполненность. Самое лучшее, что
можно сделать, — это забыть их.
В сновидениях из ментального мира присутствует
некоторое равновесие — не полный покой, а немного
спокойствия, некая невозмутимость. В снах с психичес-
кого плана мы чувствуем любовь, нежность, сострадание
и заботу по отношению к вещам и людям, которые нам
снятся. А сон с плана души будет воплощением света,
восторга и покоя.
Сон из низших миров приходит к нам как угроза. Он
может сильно испугать, и поэтому мы не хотим с ним
отождествляться. А сон из высших миров приходит как
приглашение, как предвестник реальности. Мы испы-
тываем внутреннюю радость и удовлетворение и сразу
же отождествляемся с этим сновидением. Затем нужно
войти в эту реальность и превратиться в нее.
Если вы медитируете, вы сумеете сознательно вхо-
дить в те миры, откуда приходят сны. Пока эти миры ка-
жутся чем-то неопределенным, нереальным и в какой-то
степени темным. Но, занявшись их изучением, вы мно-
гое узнаете о них.
Вопрос: Можно ли чему-то научиться из снов?
Шри Чинмой: Сны могут научить многому, но нуж-
но знать, с какого плана сознания приходит сон. Если
он приходит с низшего витального плана, его нужно от-
бросить. Если снится, что тебя убивают или ты кого-то
убиваешь, нелепо обращать внимание на такой сон. Сны
с низшего витального плана не несут в себе никакого
смысла, они бесполезны. Из них нечему учиться.
Но если сон приходит с плана интуиции, с психи-
ческого плана, с планов высшего ума, сверхразума, про-
светленного ума, ему нужно придавать значение. Если
вы видите, что у вас есть способность или потребность
помочь кому-то вмедитации или поднять чье-то сознание,
то к такому сну нужно отнестись внимательно.
Мы должны ценить хорошие, божественные сны,
которые приходят с высшего плана. Такие сны нужно
стараться преобразовать в реальность. Как духовные
люди, искатели, мы хотим достичь покоя. Это должно
быть нашей заветной мечтой. Мы можем призывать по-
кой свыше, а затем предлагать его человечеству. Поэто-
му высокие, божественные сны следует радостно при-
ветствовать, а разрушительные сны из низшего витала
отбрасывать.
Вопрос: Следует ли придавать значение снам?
Шри Чинмой: Нужно знать, с какого рода снами
имеешь дело. Некоторые сны приходят из низшего ви-
тального мира. Они бесполезны. А другие приходят из
высших миров. Такие сны скорее видения, чем просто
сны. Каждое видение— предвестник реальности. Каждое
видение непременно примет очертания реальности в из-
бранный Богом Час. Видение — это семя, и семя непре-
менно прорастет, даст всходы и в свое время превратит-
ся в растение. Сегодняшнее видение — это завтрашняя
реальность. Сегодняшний день воплощает завтрашний,
который — сама реальность.
Вопрос: От чего зависит то, что мы видим во
сне?
Шри Чинмой: То, что вы видите во сне, зависит
от вашей внутренней сути, вашего устремления и всей
вселенной внутри вашего духовного сердца. Но, если
ваше устремленное сердце недостаточно велико для
того, чтобы отождествиться со Вселенским Сознани-
ем, вам кажется, что сновидения приходят извне. Уст-
ремленное сердце может стать больше только с ростом
устремления. Затем придет время и ваше устремленное
сердце станет единым с Сердцем Вселенной, наполнен-
ным светом и восторгом. Именно это Сердце и порожда-
ет все вдохновляющие сны, от самых важных до самых
незначительных.
Вопрос: Кто видит мои сны, когда я сплю?
Шри Чинмой: Четкого правила, что ваш сон видит
какая-то одна определенная внутренняя реальность, нет.
Когда вы спите, ваши сны может видеть одно из ваших
внутренних существ, или это может быть устремление,
накопленное вашей внутренней жизнью, или это божест-
венная Милость иСострадание, которые хотят проявить-
ся в вас и через вас.
Вопрос: Продолжает ли действовать в  нас вы-
сшее сознание, пока мы спим?
ШриЧинмой: Когда мы спим, высшее сознание иног-
да продолжает действовать, а иногда нет. Это зависит от
того, хочет ли Бог, чтобы высшее сознание действовало,
или же Он хочет, чтобы высшее сознание тоже погрузи-
лось в сон, пока физическое отдыхает. Это полностью
зависит от Воли Бога.
Многие искатели искренне медитируют каждый
день. Бог доволен ими, и, поскольку они медитировали
днем, Он говорит: «Дети Мои, вы хорошо потрудились.
Днем вы молились и медитировали. Теперь Я восполь-
зуюсь другими инструментами, которые смогут основа-
тельно нам помочь, сейчас за вас могут поработать дру-
гие силы».
В это время Он просит высшее «Я» или высших су-
ществ работать и помогать тем искателям, которые в те-
чение дня молились и медитировали. Но, если днем вы не
молитесь и не медитируете, Бог никогда не станет про-
сить высшие силы трудиться за вас. Внутренний Корм-
чий попросит высшие силы помочь спящему, только если
Он доволен им.
Вопрос: Когда просыпаешься в приподнятом на-
строении, с чувством радости, означает ли это, что
во сне было какое-то духовное переживание, хотя фи-
зический ум может этого и не помнить?
Шри Чинмой: Вполне возможно. Вы можете это-
го не помнить, потому что у вашего физического созна-
ния нет свободного доступа к тому плану сознания, где
вы получили это переживание. Переживание приходит,
а потом вам приходится спускаться с того плана в свое
обычное сознание бодрствования через другие уровни
сознания, как по ступенькам. Если в духовной жизни вы
только начинающий, то у вас, возможно, еще нет связи
между первой ступенькой сознания и тем уровнем, на
котором вы получили переживание. Если в течение дня
вы находитесь в физическом сознании, то переживание,
которое вы получили во внутреннем мире, не может явно
проявиться. Физическое может иметь свободный доступ
ко всем планам сознания лишь тогда, когда оно прониза-
но божественным светом.
Во сне ваша душа, как птица, свободно перелета-
ет с одного плана сознания на другой. Если физичес-
кое хочет знать, чем занимается душа, то оно должно
руководствоваться светом души и находиться под его
влиянием.
Часто вы не можете воскресить в памяти эти пере-
живания, поскольку не осознаёте тех ступеней, которые
существуют между высшим планом и физическим. Луч-
ший способ стать более сознательным и открытым —
проводить больше времени в медитации. Если сейчас
вы медитируете час в день, постарайтесь уделять ме-
дитации два часа в день. Бог дал вам двадцать четыре
часа, из которых вы можете уделить медитации боль-
ше времени. В безмолвии вы сможете больше говорить
с Богом, и в безмолвии Он сможет сильнее действовать
в вас и через вас.
Вопрос: Не могли бы вы подробнее рассказать
о  том, как во время сна душа летает на другие
планы.
Шри Чинмой: Существует три состояния созна-
ния. Шушупти, состояние, в котором не бывает снови-
дений,— это самый чистый, глубокий и высокий сон. За
ним идет шапан, состояние, в котором вы видите сны,
и, наконец, джагрити— состояние бодрствования. Когда
вы погружаетесь в глубокий сон, душа получает возмож-
ность перемещаться с одного плана сознания на другой.
Внутри вашего существа есть много уровней сознания,
но когда в суете внешнего мира мы работаем, говорим
и общаемся с людьми, внутреннее существо подавлено,
и у души нет возможности летать. Когда мы находимся
во внешнем мире, во внешний ум приходят самые разные
мысли, и он становится воплощением беспокойства. Но
при погружении в глубокий сон все существо успокаи-
вается, и душа получает возможность летать, как птица,
с одного плана сознания на другой. Если душа на своем
пути не встречает никаких преград, то все двери и окна
внутреннего существа распахиваются сами собой. Аког-
да внутренние двери раскрыты и душа парит, внешнее
существо становится единым с Божественным и наслаж-
дается восторгом.
Вопрос: Посещают ли души во сне множество
разных планов сознания или всегда одни и те же пла-
ны сознания?
Шри Чинмой: Когда мы спим, наши души посеща-
ют много разных планов сознания. Душа подобна птице.
Вот она сидит на одной ветви, в следующее мгновение
она может перелететь на другую, на третью. С каждым
новым сновидением душа получает возможность попасть
на другой план сознания. Если душа желает, она может
ходить на один и тот же план много раз, но, как и мы,
душа не любит однообразия. Ей нравится бывать на раз-
ных планах сознания. Мы получаем радость от новизны.
С душой происходит то же самое. Посещая новые планы
сознания, она набирается света и, в то же время, предла-
гает свой свет. Так происходит взаимообмен.
Вопрос: Как сбываются сны? Можно ли этому
помешать?
Шри Чинмой: Строгого правила нет. Нужно знать,
что это за сны. Иногда сны— просто игра воображения.
Такие сны приходят с плана подсознания. Скажем, вы хо-
тите на обед курицу, но такой возможности нет. Ночью
ваше желание может попасть в сновидение, и во сне вы
будете есть курицу. Это не настоящий сон, а исходящее
из подсознания неудовлетворенное желание.
Если сон рождается в ментальном мире, то, прежде
чем проявиться в физическом мире, он должен войти
в витальный мир. Физический мир— это конечный мир,
в котором мы его видим.
Но часто бывает, что какое-то событие, состоявше-
еся в ментальном мире, так никогда и не проявляется
в физическом мире. Это происходит в том случае, если
витальный мир отвергает этот сон. Витал действует как
охранник или солдат. Сего позволения происшествие из
ментального мира может проявиться также в физичес-
ком мире. Но часто сны разрушаются в витальном мире,
прежде чем достичь физического плана.
Чтобы войти в витал, снам нужен канал, а затем от-
туда, обнаружив другой канал, они могут проникнуть
в физическое. Когда витал открывает свою дверь, собы-
тие из сна входит в физическое и становится реальнос-
тью. То же самое происходит с болезнью. Сначала она
возникает на более высоких или глубоких планах, а по-
том с разрешения витала внедряется в грубое физичес-
кое. Если болезнь входит в ум, то ей можно помешать
проникнуть в физическое.
Сны витального мира очень быстро обретают форму
вфизическом мире, поскольку витальный мир ближе все-
го к физическому. Когда же снятся сны, приходящие из
более высоких областей, из мира души, то для их прояв-
ления в физическом обычно требуется много времени.
Если снится сон из подсознательного мира, в кото-
ром мы ссоримся, сражаемся и совершаем множество не-
божественных поступков, это еще не значит, что такой
сон непременно сбудется. Но вот сон из высших миров
подобен семени, которое с течением времени непремен-
но прорастет.
Часто сбываются сны, которые снятся рано утром,
между тремя и четырьмя часами утра. Это время назы-
вают Брахма Мухурта — Час Бога. Но эти сны нужно
бережно защищать от вмешательства нечистых мыслей.
Кроме того, обычно исполняются сны, которые приходят
во время лунного или солнечного затмения.
Часто к утру уже не помнишь приснившийся но-
чью сон. Но он может оказаться вещим и в конце кон-
цов станет реальностью. С другой стороны, есть много
такого, что начинает формироваться не в ментальном
и не в психическом мире. Многие события могут на-
чинаться прямо из Универсального Сознания. Когда
физическое расширяет свое сознание, подобно птице,
расправляющей крылья, то происходит многое. Фи-
зическое может черпать переживания прямо из Уни-
версального Сознания, минуя ум и витал. Кроме того,
если вы захотите избавиться от чего-то на ментальном
плане, нужно суметь войти в Универсальное Сознание
и почерпнуть энергию оттуда. Как только вы получи-
те свободный доступ к Универсальному Сознанию, вы
сможете отправляться на ментальный план и успешно
сражаться там.
Вопрос: Нужно ли душе что-то делать для про-
явления снов?
Шри Чинмой: Если это сны из низших миров, то
душа попытается либо просветлить их и возвысить, либо
уничтожить. Непросветленные сны могут создать колос-
сальные проблемы. Свет души борется с этими небожест-
венными снами, чтобы не допустить их проявления.
Если же сны возвышенные, сны из высших миров,
то свет души помогает им скорее спуститься на землю.
Когда реальности высших миров хотят спуститься, свет
души помогает им. Душа фактически притягивает их
как магнитом и пытается их проявить. Если же они не
проявляются, это означает, что время еще не пришло.
Божественное внутри нас может чувствовать, что сны
должны сбыться, или оно может изменить правила игры
и решить, что снам не нужно проявляться.
Вопрос:Есть ли какая-то связьмежду снами и за-
ветными желаниями?
Шри Чинмой: У снов и заветных желаний может
быть много общего. Существует два вида таких жела-
ний. Первый тип — это честолюбивое стремление за-
воевателей, подобных Наполеону, Цезарю, Александру
Македонскому. Слова Цезаря «Пришел, увидел, побе-
дил» — это витальное честолюбие. «Пришел, полюбил,
стал»— таково духовное стремление. С витальным чес-
толюбием мы пытаемся подавлять других и властвовать
над ними. С духовным стремлением мы стараемся стать
повсюду неделимо едиными с другими.
Допустим, во внешнем мире вы по профессии летчик.
Если в полете вы чувствуете, что ваше сознание парит
в небе Бесконечности и Вечности, значит, вы выносите
на передний план что-то бесконечное. Но если вы стре-
митесь только перемещаться из одного места на земле
в другое, значит, у вас ограниченная, а не вечно превос-
ходящая Цель. Так что, если вам снится что-то расширя-
ющее, что-то запредельное, сон будет воплощать духов-
ное стремление. Но если у сна есть начало и конец, если
вам известен конечный пункт, тогда этот сон не поведет
вас далеко. Честолюбивое стремление, которое вас свя-
зывает, и заветное стремление, которое вас освобождает,
раскрепощает или приносит чувство Бесконечности, —
это две разные вещи. Постарайтесь во сне почувствовать,
погружаетесь ли вы в мир красоты, покоя, света и бла-
женства, где все непрерывно и бесконечно растет и все
превосходит собственную реальность. Если вам приснит-
ся такой сон, если у вас именно такое стремление, тог-
да земная жизнь станет значимой и плодотворной, а вы
станете избранным инструментом Всевышнего и будете
жить ради Всевышнего.
Вопрос: Насколько важны сны?
Шри Чинмой: Это полностью зависит от наших пот-
ребностей. Если сон вдохновляет погрузиться глубоко
внутрь или выйти далеко за пределы ума, то такой сон
имеет огромное значение. Божественные, духовные сны
могут сыграть в духовной жизни значительную роль.
Следует понимать, что прежде чем проявиться в реаль-
ном мире, всё бывает сном, мечтой. Если мы ценим ре-
альность, то следует ценить и сны. Но это не значит, что
для осознания Бога необходимо увидеть миллионы сно-
видений. Нет! Если значительных снов всего несколько
или даже если их нет совсем, это никоим образом не пре-
пятствует духовному прогрессу.
Вопрос: Если помнить сны, поможет ли это поз-
нать Бога?
Шри Чинмой: Да, конечно, хорошие, вдохновляю-
щие сны могут в этом помочь. Другое дело небожествен-
ные сны. Если во сне вас убивают, если вы сражаетесь на
поле боя или происходит катастрофа, вы должны пони-
мать, что такие сны приходят из витального мира, и они
нисколько не помогут. Но если во сне является ангел
или вас благословляет духовный Учитель, или если вы
видите во сне море покоя, то воспоминание о таких снах,
естественно, ускорит духовный прогресс. Все зависит
от того, какой сон вам снится. Сны из разрушительного
витального мира не способствуют прогрессу. Но вы, не-
сомненно, будете совершать прогресс, если увидите во
сне что-то божественное или почувствуете безграничный
покой, свет и блаженство.
Вопрос: Стоит ли пытаться привносить свои
сны в медитацию?
Шри Чинмой: Сны, приносящие радость и счастье,
могут ободрить и вдохновить медитировать. Но может
случиться и так, что даже во время медитации вы будете
продолжать представлять себе то, что видели во сне. Вы
скажете себе: «Я видел прекрасный Золотой Берег» —
и просто останетесь в мире ментальных воспоминаний.
Тогда ваш внутренний зов не сможет выйти на передний
план. Если во сне у вас было очень высокое переживание
и вы стараетесь оставаться там, тогда ваша медитация
утратит интенсивность. Поступите иначе: когда снится
вдохновляющий сон, напомните себе, что Золотой Бе-
рег— это не сон, а реальность. Скажите себе: «Я должен
работать изо всех сил. Буду очень искренне медитиро-
вать и подниматься все выше и выше не только в мире
сновидений, но и в реальности».
Вопрос: Есть ли люди, которым совсем не снят-
ся сны?
Шри Чинмой: На свете нет ни одного человека, ко-
торому бы не снились сны. Некоторые говорят, что сов-
сем не видят снов, но они ошибаются. Сны им снятся,
но, просыпаясь, они совершенно забывают их. Другие
же имеют способность помнить свои сны, даже когда
полностью просыпаются.
Вопрос: Почему я, как ни пытаюсь, не могу удер-
жать в памяти свой сон после пробуждения даже на
секунду?
Шри Чинмой: Есть две главные причины. Одна за-
ключается в том, что вы, возможно, не придаете снам
должного значения. Вы что-то потеряли и хотите это вер-
нуть, но при этом не очень стараетесь. Вы не стремитесь
отыскать утерянное со всей искренностью, ваши поиски
лишены интенсивности.
Вы, видимо, считаете свои сны игрой воображения
и не более того. Или думаете, что эти переживания не
представляют собой ничего необычного, раз все люди ви-
дят сны. Но какое вам дело до того, что снится другим.
Ваше дело — видеть свои сны и с их помощью обрести
новую жизнь и бежать к намеченной Цели.
Если вы не будете придавать снам должного значе-
ния, они решат, что в них нет надобности, и больше не
будут стучаться в вашу дверь. Если мы ценим кого-то или
что-то, этот человек или вещь останется с нами, в нас
и для нас. Вы будете помнить свои сны, только чувствуя,
что они обладают огромной ценностью. Если с таким от-
ношением вы забудете свой сон, вы испытаете чувство
невосполнимой утраты. Тогда в следующий раз вы уже
не забудете этого переживания.
А вторая причина, возможно, в том, что нет Воли
Бога, чтобы вы помнили свои сны. Может быть, это дур-
ной сон, в котором не было никакого устремления, или
кошмар. Всевышний чувствует, что, если вы будете пом-
нить этот небожественный, страшный сон, вы ничего, аб-
солютно ничего не обретете. Напротив, если вы вспом-
ните этот плохой сон и часами будете размышлять о его
значении, это только притянет страх и уничтожит ваше
внутреннее устремление.
С другой стороны, когда вам снится очень возвы-
шенный, величественный сон, а Всевышний видит, что
вы не в силах понять его правильно, Он не позволит вам
помнить его. Если Бог видит, что вы сознательно или не-
осознанно раздуетесь от гордости и скажете: «Ах, мне
приснился такой возвышенный сон, я такой великий че-
ловек!», Он просто сотрет его из вашего сознательного
ума. Он захочет, чтобы этот сон хранился в самой глуби-
не вашего сердца, а затем постепенно, постепенно даст
этому семени возможность прорасти внутри вас. В свое
время семя даст росток, и из него вырастет огромное де-
рево. Пока росток мал, существует серьезный риск, что
вы или кто-то другой можете его погубить. Но когда он
станет взрослым деревом, уничтожить его будет невоз-
можно. К этому времени у вас уже не будет никакой гор-
дыни. Когда вы превратитесь в большое дерево с прекрас-
ными плодами, вы смиренно склонитесь до земли, чтобы
предложить их людям.
Вопрос:Мне очень редко снятся сны. Если это оз-
начает, что я их не помню, нужно ли мне стараться
их запоминать?
Шри Чинмой: Если вам редко снятся сны, значит,
они вам не нужны. Но если сны снятся, а вы забываете
их, проснувшись, то вы можете попытаться вернуть их.
Для этого почувствуйте, что ваша жизнь — это не ли-
шенная снов реальность. Вам нужно представить, что
каждый божественный сон— ясный признак наступаю-
щей реальности. Если вы будете ценить сны так же, как
и реальность, ваше внутреннее существо поможет вам
помнить свои сны.
Вопрос: Как вспомнить сны при пробуждении?
Шри Чинмой: Если вы чувствуете, что вам снил-
ся сон, но вы не можете его вспомнить, постарайтесь
сконцентрироваться на затылке, прямо в верхней точке
шеи. Если вам снятся сны, они либо проявляются в фи-
зическом уме, либо на несколько часов или на день-два
откладываются в этом месте на затылке. Поэтому, если
вы хотите вспомнить сон, попробуйте сконцентрировать-
ся на этом месте и представить, что стучитесь в  дверь.
Когда дверь распахнется, вы сможете в подробностях
вспомнить сон.
Вопрос: Насколько важно помнить свои сны?
Шри Чинмой: Если вам снятся дурные сны, не пы-
тайтесь их вспоминать вообще. Наоборот, тут же забудь-
те их! Чем скорее вы их забудете, тем лучше для вас на
всех планах сознания. Считайте плохой сон выдумкой
ума и просто выбросьте его. Хороший сон следует пом-
нить, но не придавайте ему значения сверх меры. Ины-
ми словами, не размышляйте все время над этим сном
и не забывайте о своей реальной жизни, которая требует
постоянного и сознательного внимания. Если вы може-
те помнить сон в своем сердце, он принесет вам радость,
устремление и вдохновение. Тогда в жизни-реальности
вы сможете стать более посвященным, более духовным,
более божественным и более совершенным.
Вопрос: Иногда, стоит только лечь спать, комне
приходит ясное ощущение сна, который я видел на-
кануне. Как это объяснить?
Шри Чинмой: Это означает, что ваш сон, хорошим
он был или плохим, был очень сильным. Хорошие сны
ведут нас вперед, дурные отбрасывают назад. Хороший
сон подобен цветку. Вы ставите на алтарь цветы, и они
благоухают. Если даже вы через некоторое время убере-
те цветы, их аромат останется. Вы зажигаете аромати-
ческую палочку, она какое-то время горит, и вы вдыхаете
аромат. Затем вы убираете палочку, а аромат остается.
Предмет исчезает, а его суть остается.
То же может происходить и с человеком. Достаточно
святому появиться, как там и после его ухода какое-то
время продолжают распространяться вибрации чисто-
ты, покоя, радости и любви, которые он в себе заключа-
ет. А если в каком-то месте находится дурной человек,
полный злобы и других небожественных качеств, после
его ухода на какое-то время там остаются эти небожест-
венные вибрации. Человек уходит, но качества, которые
он воплощает, остаются в этом месте, и нам доносятся
отголоски того сознания, в котором он пребывал, нахо-
дясь здесь физически. Так же дело обстоит и со сном:
закончившись, он исчезает не полностью. Если это был
очень сильный сон, то его суть, его главное качество ос-
тается с вами.
Любить сладкий сон —
Это начало
расцветающей, просветляющей
И исполняющей реальности.
2.
Вопрос: Верите ли вы в духовные сны?
Шри Чинмой: Конечно. Но нужно знать, что сущес-
твует много мест, откуда приходят сны. Множество снов
приходит иногда из мира подсознательного, и ценности
они не имеют. Иногда сны приходят из высших миров.
Такие сны непременно материализуются. Если снови-
дение приходит из живого и ощутимого мира, тогда се-
годняшнее сновидение — это завтрашняя реальность.
Мы просто не всегда знаем, откуда пришло сновидение.
Медитируя, мы посещаем множество миров осознанно,
и реальность этих миров наполняет нас, наши мечты.
Если сновидение из высшего мира, оно исполнится либо
сегодня, либо завтра. Оно должно исполниться. Но если
оно всего лишь из мира подсознательного, где мы ссорим-
ся, деремся и совершаем так много действий, у него нет
потребности материализоваться.
На крыльях серебряных снов
Вопрос: Как сделать, чтобы снились духовные
сны?
Шри Чинмой: Если вы хотите видеть сладостные,
вдохновляющие сны, нужно очень одухотворенно ме-
дитировать рано утром — в три, в четыре или хотя бы
в пять часов. Если обычно вы встаете в пять утра, встань-
те в четыре. Примите душ и медитируйте, по меньшей
мере, полчаса. Потом, после медитации, сядьте или лягте
и сконцентрируйтесь на области пупка. Не думайте в это
время о снах. Старайтесь почувствовать, что открывает-
ся пупочная чакра. Представьте, что в ней очень быст-
ро вращается диск. Вы медитировали полчаса, поэтому
можно не беспокоиться о том, что вы попадете в эту ча-
кру, которая является витальной. Затем ложитесь спать
на полчаса или на сорок минут. Если ваша медитация
правильная и настоящая, если она исходит из глубины
сердца, то любые сны, которые нам приснятся, будут
божественными, динамичными, прекрасными, одухот-
воренными и цветными. Это будут сны об ангелах и бо-
гах или о вашей духовной жизни, вам приснится что-то
ободряющее и вдохновляющее.
Если вы хотите увидеть хорошие сны до трех часов
ночи, то, прежде чем лечь спать, пожалуйста, медити-
руйте в течение десяти минут в пупочной чакре. В об-
ласти пупка зарождаются эмоции. Эмоции сами по себе
не являются плохими, вопрос в том, как мы их исполь-
зуем. Человеческими эмоциями мы только связываем
себя и других. Когда же мы испытываем божественные
эмоции, сознание расширяется. Если в течение десяти
минут вы будете концентрироваться на пупочном цент-
ре, вы сможете удерживать человеческую эмоцию под
контролем, позволив божественной эмоции подняться
из сердца вверх, к высшему.
Поэтому, если вы хотите, чтобы сны приходили
не из низших, а из высших миров, медитируйте перед
сном, по крайней мере, пять минут в пупочном центре
и центрах, находящихся ниже. Делая это, вы перекры-
ваете вход в эти центры. Потом пять минут медитируй-
те в сердечном центре и центрах, расположенных над
ним. Тем самым вы открываете двери этих центров. За-
крывая пупочный центр и низшие центры, старайтесь
почувствовать динамичную и вулканическую энергию
героя-воина. Открывая сердечный центр и высшие цен-
тры, постарайтесь почувствовать радость и восторг ре-
бенка. Если это удастся, вы непременно будете видеть
сны из высших миров.
Вonpoc: Нeмогли бы вы подробнее объяснить, как
концентрироваться на пупочной чакре?
Шри Чинмой: Из пупочной чакры жизненная энер-
гия может двигаться в двух направлениях. Если она те-
чет вниз, она входит в низший витал. Если энергия течет
ввеpx, она входит в космическую энергию. Все чакры рас-
положены в тонком теле с тыльной стороны позвоночни-
ка, но концентрироваться легче на передней части тела.
Проще концентрироваться на пупке, чем на соответству-
ющем месте позвоночника. Во время концентрации как
можно быстрее повторяйте слово «Supreme» («Всевыш-
ний»). Скорее и эффективнее всего чистоты можно до-
стичь, если распевать мантру вслух, чтобы было слышно
внешне. Но такой результат будет временным. Если вы
хотите достичь постоянной чистоты, мантру нужно про-
износить про себя. Когда вы повторяете мантру вслух,
при каждом повторении старайтесь в слове «Всевышний»
представить сотню Всевышних. Тогда ваш ум почувству-
ет, что вы повторили мантру сотни раз. Воображение—
это реальный мир.
Заставьте свой ум поверить, что вы уже сделали это,
и тогда вы достигнете успеха. Концентрируясь на пупоч-
ной чакре, можно получить очень быстрый эффект. Если
эта чакра или расположенные ниже нее чакры откроются
слишком быстро, это станет настоящим проклятием. Но
если они откроются вовремя, то не будет никаких труд-
ностей. Концентрируясь на других центрах, вы также
будете видеть сны. Но нужно быть осторожным, чтобы
эти сны не слишком увлекали.
Вопрос: Нужно ли молиться о том, чтобы не ви-
деть дурных снов, или же пусть все идет своим че-
редом?
Шри Чинмой: Сначала медитируйте в сердце и ощу-
тите в нем реальное присутствие света. Затем направь-
те этот свет в темную бездну пупочного центра, чтобы
очистить его. Витал очистится, и вам не будут сниться
дурные сны.
Вопрос: Когда ложишься спать, нужно ли ста-
раться видеть божественные сны, или же просто
спать, как обычно?
Шри Чинмой: Если в последние несколько дней,
недель или месяцев вы недостаточно хорошо медитиро-
вали и чувствуете, что божественные сны принесут вам
вдохновение, то, ложась спать, следует стремиться ви-
деть божественные сны. Эти сны вдохновят вас и помо-
гут медитировать, как прежде. Но если нас чарует само
слово «сон», если нам нужно сновидение только ради
приятных ощущений и удовольствия, то это нисколько
не поможет духовной жизни.
Вопрос: А  молиться о  духовных снах  — это
плохо?
Шри Чинмой: Для обычного искателя совсем не
плохо молиться Богу о духовных сновидениях. Сны, как
и духовные переживания, могут приносить вдохновение.
Но если нам не снятся сны, если у вас нет духовных пере-
живаний, это не значит, что вы не годитесь для духовной
жизни или для осознания Бога. Некоторые люди пола-
гают, что, поскольку у них нет духовных переживаний,
Бог недоволен ими. Это не так! Бог может быть очень
ими доволен.
Допустим, я хочу подойти к двери. Можно сделать
это двумя способами. Я могу подойти к двери сознатель-
но, и мой расчетливый ум скажет, что от нее меня отде-
ляют четыре-пять шагов. Каждый шаг — это для меня
переживание. Если физический ум хочет, чтобы его
убеждали каждую минуту, пока я иду к цели, то я могу
сказать, что первый шаг — это переживание, второй —
тоже переживание, и так далее. Но если я знаю, что моя
цель ждет меня, мне вовсе не нужно считать каждый шаг
или на каждом шагу постоянно получать переживания.
Ценность имеет только конечный пункт назначения.
Я просто иду туда, и там меня ожидает Бог.
Если вы хотите видеть сны и получать духовные пе-
реживания, знайте, что они могут служить подготови-
тельными ступенями, но в них нет особой необходимос-
ти. Человеческий ум хочет, чтобы его постоянно убеж-
дали, и, сделав что-то, желает на каждом шагу получать
радость. Если же вы живете в сердце или в душе, нет
никакой необходимости придавать такого значение снам
и духовным переживаниям.
Каждого из нас Бог готовит по-особому. Если Он не
хочет давать нам убеждающих ум духовных пережива-
ний — не беда. Но если мы молимся Богу о сладостных
снах или убедительных переживаниях, в такой молитве
нет ничего плохого. Однажды настанет день, когда мы
вознесем Богу высшую молитву: «О Бог, если Ты хо-
чешь, пошли мне сны. Если хочешь, дай мне духовные
переживания. Если Ты не желаешь давать мне снов и ду-
ховных переживаний, я не стану роптать. Лишь сделай
меня достойным Своего Сострадания. А если Ты не хо-
чешь делать меня достойным Своего Сострадания, я при-
му и это. Просто делай со мной все, что хочешь. Пусть
исполнится Твоя Воля во мне и через меня. Мне ниче-
го не нужно, кроме Твоей исполненности во мне и че-
рез меня». Когда внутри рождается такая молитва, Бог
приходит и говорит: «Не будь нищим. Не проси о снах,
не проси о духовных переживаниях. Возьми Меня, Саму
Реальность».
Вопрос: Если во сне низкое сознание, вредит ли
это духовности?
Шри Чинмой: Если сознание опускается и теряет
устремление, когда бы это ни происходило, это пагуб-
но для поиска истины. Сны низкого сознания вредят
внутренней жизни. Если вам приснится сон с низшего
плана, то лучшее, что можно сделать, — это более ис-
кренне, более преданно и более одухотворенно медити-
ровать на следующий день. Так можно помешать этим
небожественным снам снова проникнуть в нас. Неуст-
ремленные сны затягивают тучами небо ума, вредят ус-
тремленному динамичному виталу и даже грозят физи-
ческому здоровью.
Вопрос: Что делать, если приснился страшный
сон?
Шри Чинмой: Если приснился страшный сон, не
придавайте ему слишком большого значения. Может
присниться, что в жизни вот-вот случится что-то пло-
хое. Но если сон нарушает покой или пугает, это, само
по себе, уже плохо. Например, вам приснилось, что уми-
рает ваш друг или родственник. Сон может оказаться
верным, и завтра он действительно умрет. Но если вы
испугаетесь сейчас, он умрет для вас уже сегодня. Если
пойти у сна на поводу, вы будете страдать без необходи-
мости задолго до того, как это случится. И, кроме того,
ваш страх тут же проникнет в будущую жертву и отяго-
тит ее дополнительным бременем.
С другой стороны, если вы не испугались, у вас есть
время предотвратить возможную беду с помощью мо-
литвы и медитации. Вместо того чтобы паниковать, поп-
робуйте обратиться с молитвами к Богу. Возможно, вы
считаете, что молитва — это что-то женское и слабое.
Нет! Молитва— это величайшая сила. Сила Бога в Его
Сострадании, сила человека — в его молитве. Если же


Рецензии