Вл. Лосский. Любовь и свобода...

Творя "новое",
Бог действительно вызывает к жизни
"другого": личное существо,
способное отказаться от Того, Кто его создал.
 
Вершина Божественного всемогущества
таит в себе как бы бессилие Бога,
некий Божественный риск.

Личность есть высочайшее творение Божие именно потому,
что Бог вкладывает в неё
способность любви -
следовательно, и отказа.

Бог подвергает риску вечной гибели
совершеннейшее Свое творение именно для того,
чтобы оно стало совершеннейшим.
Парадокс этот неустраним:
в самом своём величии - в способности стать Богом -
человек способен к падению;
но без этой способности нет и величия.

Поэтому, как утверждают отцы,
человек должен пройти через ИСПЫТАНИЕ,
чтобы обрести сознание своей СВОБОДЫ,
сознание той свободной ЛЮБВИ,
которой ждёт от него Бог.

"Бог сотворил человека животным,
получившим повеление стать Богом", -
вот строгое слово Василия Великого...
Чтобы исполнить это повеление,
надо быть в состоянии от него отказаться.

Бог становится бессильным
перед человеческой свободой,
Он не может её насиловать,
потому что она исходит от Его всемогущества...

Любовь Бога к человеку так велика,
что она не может принуждать,
ибо нет любви без уважения.

...Классический образ педагога
покажется весьма слабым каждому,
кто почувствовал в Боге
просящего подаяния любви нищего,
ждущего у дверей души
и никогда не дерзающего их взломать. 

Вл. Лосский. Догматическое богословие//Боговидение. М., 2003.
С.502-503.


Рецензии