Св. евангелист Лука

Евангелист Лука был врач, родом из Антиохии, и ученик апостола Павла (http://www.proza.ru/2010/03/25/285), сопровождавший его в последнем путешествии. Лука находился при апостоле вплоть до его мученической кончины. Сам он умер глубоким стариком в Греции. Здесь же, по-видимому, было написано его Евангелие и другая книга Нового Завета, известная как «Деяния святых апостолов». Возможно, что свои писания Лука закончил вскоре после Иудейской войны. Обе  книги Луки были адресованы некоему Феофилу, о котором более ничего не известно. По происхождению Лука был сирийцем и писания свои предназначал прежде всего для язычников. В отличие от Марка (http://www.proza.ru/2010/08/18/281), он не ограничился безыскусным рассказом, но пожелал придать своему творению совершенную художественную форму. План его Евангелия кажется хорошо продуманным.  Его предваряет небольшое введение. Лука пишет здесь: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова, то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать…» По-видимому, Луке были известны два первых Евангелия, но он имел в своем распоряжении и другие источники. В частях повествовательных рассказ Луки часто совпадает с рассказом Марка. Но в изложении учения Христа он следовал в основном за Матфеем (http://www.proza.ru/2010/07/18/213).

Евангелие от Луки отличается особенной точностью и ясностью. Считается, что последовательность событий, а также соотнесение речений Иисуса с внешними обстоятельствами, им сопутствовавшими, здесь выдержаны с наибольшей достоверностью. Главная мысль Евангелия – спасение от страданий – представлена у Луки как дело Божественной любви. Красной нитью через все повествование проходит мысль, что Христос пришел не к иудеям только, но ко всем людям земли. Именно здесь наиболее четко сформулирована идея, что Христос – это спаситель всего мира. К рассказу первых евангелистов Лука добавил много новых подробностей. Только он рассказывает нам о Благовещении Марии, только он подробно описал последний путь Иисуса в Иерусалим, во время которого Тот рассказывает Свои притчи (в том числе такие известные, как Притча о блудном сыне, Притча о богаче и Лазаре, Притча о милосердном самарянине, а также Притча о мытаре и фарисее) (http://www.proza.ru/2009/11/07/218). Все эпизоды, составляющие ткань Евангелия, отмечены несомненными художественными достоинствами.

Не менее важным сочинением Луки стали его «Деяния апостолов». Это единственный источник, освещающий события апостольского века, и потому каждое свидетельство его чрезвычайно ценно, тем более, что некоторые события Лука описывал как очевидец. Главной целью автора было рассказать о том, как благовестие, данное иудеям, перешло от них к язычникам. Поэтому, поведав в начале книги о деятельности апостола Петра, Лука все свое внимание сосредоточил на апостоле язычников Павле. Именно он делается главным героем повествования, которое было доведено до символического события: проповеди апостола в Риме.

Рим и его соседи в эпоху империи   http://www.proza.ru/2011/10/13/1239


Рецензии
Да, пожалуй это самое полное и понятное Евангелие. Жаль, что Деяние апостолов написал лишь один человек (во всяком случае только его текст признан каноном). Интересно было бы сравнить разные варианты. Интересно, почему Лука не описывал мученические смерти апостолов. Насколько я помню. единственный мученик Евангелия - Стефан.

Оксана Куправа   31.07.2016 11:10     Заявить о нарушении
Сколько бы не было источников, их все равно мало. А насколько меньше мы знали бы, не будь "Деяний". Как бы то ни было, следующий церковный историк - Евсевий Памфил - появился только в начале IV в.

Константин Рыжов   01.08.2016 05:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.