Заседание номер 100

         
   Честно говоря, ни о каких серьезных проблемах мы особо не задумывались, когда В 1974 году решили организовать клуб любителей поэзии. Просто чувствовали, что недостает нам духовного общения, что люди, интересы и увлечения которых одинаковы, не ведают друг про друга. Теперь, спустя годы, любовь к литературе собрала под крышей Евпаторийского клуба любителей поэзии людей самого разного возраста и профессий.
  Своей основной задачей клуб, как записано в его уставе, считает изучение и пропаганду творчества лучших советских, русских и зарубежных поэтов, воспитание культурного человека. С самого начала мы думали сделать клуб дискуссионным — пусть каждый выскажет свое собственное мнение о поэте, пусть не затухает творческая словесная баталия! Пусть каждый размышляет вслух о том, что значит лично для него тот или иной автор, то или иное произведение, вспомнит, при каких обстоятельствах впервые встретился с ним, поделится своим пониманием отдельной строчки, образа, метафоры. Такими мы и старались делать наши встречи с поэзией Марины Цветаевой и Беллы Ахмадулиной, Бориса Пастернака и Павла Антокольского, Бертольда Брехта и Федерико Гарсиа Лорки, Уолта Уитмена и Рабиндраната Тагора.
Пожалуй, наиболее точно выразила дух клубных заседаний молодая поэтесса из Ташкента Ольга Кравченко, побывавшая у нас на беседе, посвященной творчеству Арсения Тарковского. Вот что писала она в газете «Книжное обозрение» от 5 сентября 1980 года: «Всех участников объединял, мне кажется, взгляд на поэзию как на редкий цветок, который нельзя разнимать на части, раздергивать
по лепестку, но нужно понять их расположение, сочетание цвета, света и тени, чтобы вдвойне восхититься красотой
уже на уровне понимания».
Как хочется, чтобы такими были все наши заседания!
  Каждая минута доверительной, душевной беседы - это счастье. Как волновались мы перед началом заседания «Миру нужен мир», которое мыслилось большим разговором о великой Победе, о судьбах человека и поэзии в годы войны. Первые минуты, как нередко бывает, холодили рассудочностью, но когда зазвучала «Песенка фронтового щофера» (кто-то нашел дома старую пластинку), все вдруг запели:
«А помирать нам рановато,
Есть у нас еще дома дела…»
  Это не было никем предусмотрено, не было запланировано. И лед тронулся - фронтовики рассказывали о роли поэзии и песни в военную пору. Никого не оставили безучастными стихи поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной.
  Сейчас мы снисходительно улыбаемся, вспоминая казавшиеся неразрешимыми проблемы первых лет жизни клуба. Очень хотелось встречаться с людьми, творящими Поэзию, но мы никак не решались обратиться к ним. Однако оказалось, что авторы - как местные, крымские, так и отдыхающие в домах творчества Ялты и Коктебеля, охотно идут на контакт с нами, любителями поэзии.
  Разве забудешь, как поэт Борис Серман читал нам стихи о героях Аджимушкая, рассказывал о нелегких журналистских поисках, как поэт и драматург, доктор медицинских наук Анатолий Милявский читал нам свои стихи в одном из живописных уголков Крыма, в районе села Лучистого! А однажды мы с ним вместе поднялись в долину Привидений горы Демерджи и слушали стихи там.
   Не изгладятся из памяти поездки в Севастополь, где моряк, журналист и поэт Борис Эскин читал нам стихи в кают-компании крупного рыболовецкого траулера, а вечером мы  встречались с молодыми севастопольскими литераторами. С разными поколениями крымских писателей познакомились мы в Симферополе.
  А насколько ближе стало нам творчество известного ленинградского поэта, собкора «Литературной газеты» Ильи Фонякова и московского поэта Григория Поженяна после встреч с ними! Много получили мы и от посещения музеев Максимилиана Волошина в Коктебеле, Александра Грина в Старом Крыму и Феодосии, Дома-музея С.Н. Сергеева-Ценского в Алуште.
  …Познакомились как-то с начинающим поэтом из совхоза «Межводное» Черноморского района Крыма Виктором Бондаренко. Он стал приезжать на наши заседания. А затем создал в своем селе клуб любителей поэзии. Наладил содружество с местной школой-десятилеткой, привлек к участию старшеклассников. И вот состоялись у них вечера, посвященные творчеству Константина Симонова, Евгения Евтушенко, Сергея Есенина, Низами, Фирдоуси. Готовясь к разговору о поэзии Эдуарде Асадова, Виктор разыскал Анастасию Васильевну Самборскую, поэта- фронтовика из Севастополя, лично знакомую с Асадовым. Бондаренко оставил ее координаты нам, и когда мы, в свою очередь, готовили заседание «Эдуард Асадов — за и против», то пригласили Анастасию Васильевну к
себе в Евпаторию. Так родилось новое содружество, новая
переписка, новое посещение города-героя.
  Кроме межводненского, есть у нас и другие «младшие братья». Член нашего клуба выпускник Института культуры Валерий Лузин переехал работать в город Саки Крымской области. Вскоре там родился свой клуб любителей поэзии. Мы нередко посещаем заседания друг друга, помогаем материалами, грамзаписями. Поддержал наш коллектив и начавший было угасать клуб любителей поэзии в Алуште.
  «Хотим многому у вас научиться, потому что Евпаторийский клуб любителей поэзии годится нашей «Литературной гостиной» не в отцы, а прямо в дедушки. Сама идея
образования возникла из ваших писем к нам», — пишут книголюбы из Запорожья. А не так давно члены нашего клуба  побывали в Запорожье по приглашению «Литературной гостиной». Мы присутствовали на заседании «Чехов, Чайковский, Левитан — содружестее трех муз», обменялись опытом, сами выступали перед книголюбами «Днепроэнерго» на знаменитом Днепрогэсе.
  Нередко переписка переходит в заочную дружбу. О работающем а Пензе с 1973 года клубе «Голос поэта» я узнал во время Лермонтовского праздника в Тарханах в июне 1977 года. Позже, готовясь к вечеру, посвященному творчеству М.Ю. Лермонтова, мы обратились в этот клуб за советом. В ответ получили от новых друзей большое  письмо и записи стихотворений их великого земляка в исполнении членов пензенского клуба… 
  Наши друзья из свердловского клуба «КПП» любят путешествовать и встречаться с интересными  людьми. Название свое они расшифровывают по-разному: то «клуб путешественников-пешеходов», ТО «клуб последователей Пескова» (Василий Песков - известный писатель, журналист «Комсомольской правды», почетный член клуба), то «клуб презревших повседневность». После знакомства с нами появился и новый вариант: «клуб почитателей поэзии» (а поэтические встречи у них действительно не редкость!). Как бы там ни было, а собираться каждый вторник, каждую неделю, находя интересные темы для разговора уже 14-й год подряд,— это большое дело!
  О том, что в далеком городе Салавате  Башкирской АССР активно действует клуб «В мире прекрасного», мы узнали почти случайно. Но послали туда подробный рассказ о своей работе, расспросили об их деятельности… И вот уже несколько лет продолжается переписка.
  Кое-кто пытается доказать, что требующее много времени «эпистолярное творчество» ничего, мол, не дает. Неверно! А новые друзья? А интересный опыт?! Кое-что, например, мы переняли у КПП: ведем, как и они, летопись заседаний и встреч, стали собираться на так называемые «вторники», на которые приходят к нам журналисты, музыканты, психологи…
   
  До недавнего времени многие наши знакомства  оставались  преимущественно заочными. И мы решили пригласить друзей к себе в гости на  свое юбилейное сотое заседание. Сколько получили мы в ответ писем и телеграмм! 
  Илья Олегович Фоняков в своем письме сообщил, что   у него сохранились самые теплые воспоминания о встречах с членами клуба и пожелал «продолжать и дальше свою полезную деятельность».
  «Представляю, как здорово будет, сколько встреч и какая роскошъ общения! Волшебный фонарь поэзии! Привет мой тем, кто держит его зажженным» — это из письма  заместителя директора Феодосийского литературно-   мемориального музея А. С. Грина Тамары Яковлевны Бочковской.
  «Мы желаем еще немало интересных, ярких встреч и 
путешествий по нашей земле! Успехов вам больших! Дружбы крепкой, неразрывной!
  Свердловчане из клуба КПП» 
  Написали нам и сотрудники Ленинградской публичной
библиотеки им М. Е. Салтыкова-Щедрина, и наши друзья из Ташкента, и многие другие. Всего мы получили около 40 писем и телеграмм. Среди них и сообщения о намерении принять личное участие в заседании № 100…
  И вот, наконец, настала долгожданная встреча! Два дня продолжалось это интереснейшее общение с друзьями: экскурсии по Евпатории и окрестностям, диспут в одном из молодежных общежитий города, беседы, обмен опытом…
  Руководитель литературно-музыкального объединения «Парус» из города Салавата Башкирской АССР Анастасия Коновалова и экскурсовод и знаток Урала Лариса Шахова поведали о своем родном городе и его многочисленных клубах по интересам, читали свои стихи. Полномочным представителем пензенского клуба «Голос поэта» прибыла к нам Юлия Никулина – она рассказала о своих коллегах, читала стихи любимых поэтов. Елена Халанай, наш давний друг из Севастополя, познакомила с деятельностью городского литобъединения и клуба самодеятельной песни. Керченский поэт и журналист Борис Петрович Случанко делился воспоминаниями об интересных людях, с которыми сводила его судьба… Книголюб инженер Иван Петрович Ковинский рассказал о ленинградсоком актере Альфреде Тальковском, создавшем музыкально-литературную композицию на стихи своего земляка Макса Дахие о судьбе замечательной юной художницы Нади Рушевой. Мы смогли услышать запись этой композиции, узнали больше о жизни Нади…
  Заседание № 100 проведено. За ним последовали другие, посвященные Николаю Заболоцкому, лирике Древней Греции, советской  пародмм, творчеству поэтов братских республик… Впереди – очередные беседы, поездки, встречи с друзьями.
 Не минуют нас, конечно, и новые проблемы, новые трудности. Что ж, без них было бы даже неинтересно!
 
 
/журнал «Культурно-просветительная работа» (Москва) № 4 за 1982 год/


Рецензии