Кисловодские очерки

КИСЛОВОДСКИЕ ЗАПИСКИ (2007 г.)

ВВЕДЕНИЕ

Три недели назад я расстался с девушкой, на которой собирался жениться (первый раз в жизни, между прочим, несмотря на мой уже не юный возраст). Она любила (думаю, и любит) меня сильно, до истерик, что меня довольно сильно напрягало. Возможно, я не был готов к та-кой ответственности. Однако недавно она сообщила мне, что выходит замуж за своего бывшего парня, с которым семь лет встречалась до моего появления на её жизненном пути, и у которого я её увел. Странные они всё-таки, эти женщины. Думаю, она не испытывает к нему каких-то сильных чувств, просто быть его женой намного комфортнее, чем моей. Да, конечно, характер у меня - не сахар. Да и добровольно вползти под каблук я не смогу. И вот, чтобы укрепить расша-танные последними событиями нервы, я купил билет в плацкартный вагон скорого поезда Мо-сква-Кисловодск и уехал на Северный Кавказ. Тоже, кстати, в первый раз. И напоследок перед отъездом переспал со своей «чужой» невестой. Ну ладно, будет об этом…

НАЧАЛО ОТДЫХА

06.09.07 г.
И вот, вчера, после изматывающей 30-часовой поездки из Орла через две украинские границы в 8 утра я прибыл на вокзал Кисловодска. Из окна вагона было необычно наблюдать, как близ Минвод из предутреннего тумана посреди ровной степи выползала громада горы Змейка высотой более 1 км. Как я узнал, Кисловодск расположен на дне глубокой межгорной котловины. Город к центру спускается уступами от горных окраин, таким образом, городские расстояния можно измерять как по горизонтали, так и по вертикали. Население города - чуть более 100 тысяч человек, это самый живописный уголок в регионе Кавказских Минеральных Вод, его жемчужина. На вокзале я договорился с местной бабушкой о съёме в её квартире ком-наты за 300 рэ в сутки. Довольно демократичная цена за наличие удобств, горячей и холодной воды и доброго отношения хозяев. Наскоро попив чаю, хозяйкой повела меня искать подходя-щую курсовку - лечебные процедуры в каком-нибудь санатории. Нашли подходящий курс в Военном санатории Министерства обороны. Вот уж не ожидал, что меня туда занесёт, ведь я даже в армии не служил, хотя и офицер запаса. Кстати сказать, что все местные здесь «подка-лымливают»- подгоняют друг другу на постой, в санаторий на проживание, на лечение отды-хающих - и имеют друг от друга свой процент. Нередко (а именно в момент написания этого текста) на этой почве возникают серьёзные ссоры между конкурентами (в основном, женщина-ми пенсионного возраста), с криком, визгом, матюгами - сказывается южный темперамент.
Итак, по результатам обследования врач мне сказала, что состояние нервной системы у меня такое, как будто я участвовал в боевых действиях. На полном серьёзе. Налицо был дли-тельный сильный стресс и невротические проявления. Наверное, сказывалась профессия ин-спектора Росприроднадзора и длительное общение с той самой девушкой (оно скорей способст-вовало неврозу, несмотря на всю её любовь и заверения в обратном). На самом деле, нервы бы-ли ни к чёрту. Давил на мозг алкоголь, который мы постоянно употребляли с инспекторами на работе, да и вне её, развинтился сон, за ночь вскакивал по несколько раз с бешено колотившим-ся сердцем, сновидения приобрели совершенно фантастический и зачастую страшный харак-тер… Мы прикинули по стоимости, и выбрали для меня курс озонолечения, иглорефлексотера-пии и магнитотерапии (10 сеансов каждого лечения). Пройдя тут же первый курс лечения, я за-шёл в нарзанную галерею и попробовал два вида нарзана. Кстати, погода здесь отменная. Не-смотря на сентябрь, небо почти безоблачное и температура воздуха зачастую выше +30, но из-за сухого климата жара здесь переноситься легко.
Вечером я пошёл в Курортный парк - крупнейший на Кавказе и занесённый в реестр ЮНЕСКО. Парк начинается от Курортного бульвара в центре города и поднимается по окру-жающим горам до высоты 1000 м, оттуда ещё выше, к Олимпийскому комплексу, можно под-няться по канатной дороге. Канатную дорогу я сегодня так и не нашёл (неудивительно, ведь площадь парка составляет 2000 га), зато поднялся к Красным камням (ансамбль скал красного цвета, увенчанных «кисловодским брендом» - скульптурами орлов с распростёртыми крылья-ми), причём взмок изрядно. В общем, парк - отличное место, воздух напоён запахом южных растений, разделён на Нижний парк - самый старый, заложенный ещё в середине XIX века, Средний парк и Горный парк, создание которого продолжается и в наше время. Кстати сказать, парк полностью создан человеком, все насаждения имеют искусственное происхождения, дере-вья высаживались прямо на скалах. Однако многие сооружения, особенно старинные, обветша-ли и нуждаются в ремонте. Спать лёг в 11 вечера, до 8 утра спал спокойно.

ПЯТИГОРСК

07.09. 07 г.
Сегодня с утра сходил на процедуры, сейчас решил купить билет на экскурсию во 2-й половине дня в Пятигорск, по лермонтовским местам. Кстати, вчера около каптажа (нарзанного источника) №5 купил билет на экскурсию в Приэльбрусье. Наверное, это будет круто, выезжаю завтра. Говорят, в хорошую погоду Эльбрус видно прямо из Кисловодска (из его горной части). Посмотрим. Ладно, пойду за нарзаном, мне пора…
…Только что приехал из Пятигорска. Впечатляет. Когда наш автобус выехал из города и поехал среди возвышающихся слева и справа от дороги невысоких хребтов - Джинальского и Боргустанского, гид начал экскурсию стихами Лермонтова: «Кавказ. Люблю тебя…». У меня даже в груди защемило от восхищения и особой ностальгии - весь вид окутанных дымкой пред-горий, синь неба с бегущими по нему облачками располагали к этому. Гид очень подробно и искусно описывал всю жизнь Михаила Юрьевича, пока мы ехали на Пятигорск, сыпал стихо-творениями. Трагическую развязку его короткой порывистой жизни он описывал уже около места последней дуэли Лермонтова, на которой он был убит. Ему было всего 27 лет, и, по мне-нию многих его современников и лермонтоведов, он предчувствовал свою смерть и даже искал её. Вряд ли он мог погибнуть в поединке на пистолетах - ведь Лермонтов считался одним из лучших стрелков Санкт - Петербурга и мог с 20 шагов попасть в игральную карту. Но Марты-нов, нарушив весьма жёсткие и убийственные условия этой дуэли, выстрелил первым, раньше подхода к барьеру…
Я сфотографировал памятник на месте его гибели - стелу в виде кинжала с ограждаю-щими его цепями, надетыми на стилизованные пистолетные пули. Около каждой «пули» сидело по стервятнику с повёрнутыми в сторону пуль головами, будто бы, совершив чёрное дело, от-вернулись от людей окружающих памятник. Каждый стервятник (а их было 4) символизировал самые ненавидимые Лермонтовым человеческие пороки - ложь, предательство, зависть и злобу. После памятника мы поехали уже непосредственно в сам город. Пятигорск в 2 раза больше Ки-словодска и насчитывает более 250 тысяч жителей, в городе ходит трамвай. Своё название го-род получил от горы Бештау - «Пять вершин». Город, находящийся, в принципе, на равнине, окружают лакколиты - горы-останцы, представляющие собой потухшие вулканы, выплески магматической породы. Всего таких гор в Кавминводах было 18, осталось 17 (одна срыта в ре-зультате добычи камня). Наиболее известные - Бештау, Машук, Змейка, Лысая, Верблюд и т.д. Все горы высотой до 1 км, самая высокая - Бештау- высотой около 1400 м. Но это ещё не Кав-казский хребет. Даже окружающие Кисловодск хребты - ещё не Главный Кавказ. Я его ещё не видел, но завтра он предстанет передо мной. Ладно, отвлёкся… Мы подъехали к подножью Машука, где находится нижняя станция пятигорской канатки. Отстояв очередь, погрузились в вагончик и поднялись на вершину горы. Бог мой! С вершины открылся потрясающий вид на весь район Кавказских Минеральных Вод, как на топокарте, прямо под ногами лежал Пяти-горск с пригородными селениями, на западе, в межгорной котловине, виднелись многоэтажки Железноводска, на востоке, километрах в 35-ти, в дымке угадывался Георгиевск, на юге видне-лись Ессентуки и Кисловодск, на севере, у подножья Змейки, хорошо были видны Минводы с аэропортом, а на северо-западе возвышалась громадина Бештау. Я надеялся с Машука увидеть цепь Главного Кавказа и Эльбрус, но надежды мои в этот день накрыла дымка, обычно в это время висящая в воздухе. Спустившись с горы, мы направились к Провалу- озеру горячей ми-неральной воды, насыщенной сульфидами, т.н. фумарольной термы. Ранее озерцо можно было обозревать только сверху, но в начале XX века для удобства обозрения в скале, скрывающей озеро, по указанию московского градоначальника был пробит тоннель для прохода публики не-посредственно к воде. Это повлекло за собой экологическую катастрофу местного значения - уровень в озере упал на 4 метра и перестали действовать сразу 5 горячих минеральных источ-ников в черте города. Наша группа прошла к озеру, и мы увидели небольшое блюдце голубова-то-зелёной жидкости с поднимающимися со дна пузырьками сероводорода и плавающей на во-де плёнкой сульфидов. В воздухе витал запах тухлятины, впечатление дополняли совокупляю-щиеся в трещинах окружавших озеро скал голуби и мерзко пищавшие летучие мыши. После Провала мы поехали в Цветник и на Лермонтовский бульвар. Цветник, точнее, фонтан в его центре - то самое место, где «ильфопетровский» монтёр Мечников, «человек, измученный нар-заном», вёл торг стульями с Остапом Ибрагимовичем. Затем мы зашли в местную нарзанную галерею, где я испробовал «водички». Твою мать! Гадость! Горячая, отвратная на вкус, с тух-лым запахом жидкость! А ведь в позапрошлом веке люди пили её литрами, правда, после чего нередко помирали. Я выпил грамм 70, остальное выплеснул в траву. Вот и всё, на этом наша поездка закончилась, мы погрузились в автобус и уехали обратно в Кисловодск.
А завтра я еду на Эльбрус. Думаю, это потрясающе интересно.
…Скажу ещё о Кисловодске. Примерно половина встреченных мною людей, и местных, и отдыхающих - славянско-европейской внешности. А вот вторая половина - «дети гор». Нет, детей, кажется, ещё больше. Мужчины кавказской национальности одеты по-европейски, жен-щины - в основном тоже, но встречаются и изыски- глухие чёрные и цветастые халаты, огром-ные платки на головах, словом, чуть ли паранджа. Но все общаются вполне мирно и доброже-лательно. Ясно, ведь Кисловодск, самый популярный в России горный курорт (после Сочи, ко-нечно, но надо учесть, что Сочи - морской курорт, а от Кисловодска до Чёрного моря километ-ров 300). Оказалось, что самое низкое место в городе находится на высоте 814 м от уровня мо-ря, а окраинные кварталы заползают на высоту аж выше 1 км. Но какой же тут воздух- сказка! Даже курить не тянет.

ЭЛЬБРУС

8.09. Не, сегодня я писать не в силах. От впечатлений мозг кипит. Опишу всё завтра.

9.09. Ну вот, встал, теперь буду излагать. Итак, вчера, встав в 5 утра, к 6-00 я отправился к ав-тобусу, который подвёз нас к Собору- месту начало экскурсий. В 6-30 мы отправились к Эль-брусу. Путь нам предстоял неблизкий- 420 км в оба конца, так как прямой дороги от Кисловод-ска туда нет, хотя по прямой - километров 80, не больше. Мы поехали в сторону Пятигорска, и, когда гид объяснял легенду появления названия «Ессентуки», на переезде через железную до-рогу в этих самых Ессентуках я увидел освещаемую восходящим солнцем, розовую в свете утра вершину Эльбруса- «Горы счастья» переводе с карачаевского. Потом он остался за спиной - на том участке пути мы удалялись от Большого Кавказа, ведь ехать нам предстояло на северо-восток, через Кабардино-Балкарию. Мы проехали Ессентуки, пропетляли по окраинам Пяти-горска, проскочили через сёла Юца, Джуца и Этока (до сих пор у меня в голове вертится эта фраза - «Юца, Джуца и Этока», раскиданные между лакколитов. Слово «Юца» обозначает «ту-ша», т.к. во время национальных праздников карачаевцы, которые населяли эту местность, жа-рили цельные бычьи туши. Потом автобус выехал на федеральную трассу «Кавказ», и мы дви-нулись на восток, в сторону Нальчика. А в этот самый день в Кабардино-Балкарии праздновали 450-летие вхождение кабардинского и балкарского народов в состав Российского государства. Поэтому на всём протяжении трассы, а особенно на территории Кабардино-Балкарии через ка-ждые 7-10 км стояли мобильные патрули милиции, вооружённые автоматами, причём армей-ского образца. Иногда встречался бредущий по обочине дороги мент с металлодетектором, проверял на предмет фугасов. Мы въехали на территорию республики и поехали через кабар-динские деревни по равнине. Лакколиты остались за спиной, Большой Кавказ только угадывал-ся в дымке далеко на юге. Некоторое время виднелись розовые вершины Эльбруса, но потом и они скрылись, чтобы предстать перед нами через несколько часов во всём своём великолепии.
Живут равнинные кабардинцы зажиточно (сильно подогрелись на торговле грузинским спиртом в конце 90-х, когда президент республики Коков разрешил открыл кабардинско-грузинскую границу для его продажи на территории России). А балкарцы - вообще чисто гор-ская национальность. Несмотря на оптимистическое название республики, означающее совме-стное проживание двух народов на общей территории,  кабардинцы и балкарцы всегда недо-любливали друг друга, никогда совместно (в одном ауле, например), не жили, не живут, и жить не собираются. Более того, в 1992 году на территории республики чуть не вспыхнул вооружён-ный конфликт - балкарцы захотели отделиться от Кабардино-Балкарии и создать собственную республику, раздавались призывы к физическому уничтожению кабардинцев (а их, кстати, раза в три больше, чем балкарцев), горные аулы уже вооружились стрелковым оружием, в том числе и автоматами. Лишь благодаря мудрости президента Кокова удалось избежать кровопролития и сохранить республику целой. Это был исторический экскурс.
Мы пересекали бурные потоки, образованные тающими в горах ледниками. Наконец, возле г. Баксан автобус повернул на юг, к горам. В селе Заюково остановились, перекусили на-циональной едой (я взял хычин с котлетой и сладость типа пахлавы). Сладость оказалась сухой и несладкой, а хычин - ничего. Попили чаю и двинулись дальше. Постепенно по обеим сторо-нам дороги вырастали холмы, потом вдруг, резко перед нами встали стены Пастбищного хреб-та. Гид усмехался- «то ли ещё увидите». Мы въехали в Баксанское ущелье. Слева от нас потя-нулась громадная Безенгийская стена - наиболее опасный для восхождений участок Большого Кавказа. Кабардинские деревни сменились балкарскими аулами с мечетями, ишаками, памят-никами скорби по депортированным в годы войны. Ведь Сталин в 1944 году за сотрудничество с Гитлером отдельных негодяев, встречавших хлебом-солью немецких оккупантов, выселил в Казахстан и Сибирь всех балкарцев, большая часть которого была ни в чём не виновата. А через 20 лет Хрущёв всех вернул и «расцеловал»- и предателей в том числе. Из-за таких нелогичных действий балкарцы и поныне русских недолюбливают. Чем дальше наш автобус продвигался по Баксанскому ущелью, пересекая по мостам извилистый бурный Баксан, тем грандиозней стано-вились горы, всё ближе и ближе подходя к дороге дорогу. Наконец мы оставили позади Паст-бищный хребет и начали пересечение Скалистого. Въехали в теснину, сжатую со всех сторон скалами, слева от дороги, в пропасти, ревел Баксан, справа тянулась Безенгийская стена. Сразу же вспомнился Высоцкий:
 «-Здесь вам не равнина, здесь климат иной,
 «И сверху лавины одна за одной».
И тут гид сказал, что именно здесь снимался фильм «Высота» с его участием, где и прозвучала эта песня. Мы пересекали аулы, один из них мне запомнился огромными ромбовидными план-тациями капусты, по форме напоминающими гигантскую эмблему «Рено». Поднимаясь по ущелью всё выше, вскоре мы увидели г. Тырныауз - город горняков, здесь добывали и перера-батывали руды радиоактивных металлов. Сейчас горно-обогатительный комбинат уже 8 лет простаивает. Город представляет собой длинный, растянутый по ущелью населённый пункт, со всех сторон сдавленный огромными, циклопическими хребтами. Слева от нас горы начинались сразу за цепью многоэтажек вдоль дороги, справа долина была пошире, но тоже не превышала полутора километров. Кое-где на автобусных остановках попадались надписи чёрной краской типа «Республика Балкария», «Коков - это не твоя территория» - здесь были сильны национали-стические настроения. Тырныауз являл собой довольно унылое зрелище, в 2000 году с соседних гор на город сошёл сель, разрушив почти половину зданий и погубив много людей. Последст-вия селя устраняли долго, затем построили противоселевые сооружения - селеотвод. Здесь час-ты землетрясения, на окраине города я видел разрушенное лавиной какое-то промышленное предприятие. Но в то же время природа здесь настолько красива, что вызывает ощущение нере-альности. Я ещё никогда ничего подобного не видел. Но вскоре выяснится, что я не видел ещё многого. Мы вновь и вновь пересекали Баксан, дорога петляло по ущелью, которое то расширя-лось, то вновь сужалось до тёмных теснин. Наконец повернули налево и въехали в ущелье Адыр-Суу, что в переводе означает «безлюдная вода». Вышли из автобуса, на дне ущелья рабо-тал «природный кондиционер»- холодный воздух по руслу притока Баксана врывался в ущелье. Довольно зябко, знаете ли. Отстояв очередь, наша группа поднялась на фуникулёре (платформа на положенных по скале под углом в 60; рельсах) на высокогорную поляну (метров 50 по вер-тикали). Вокруг поляны небо протыкали пики, на одном из пиков уже виден был сияющий на солнце ледник. Мы были на территории национального парка «Приэльбрусский», на высоте 2300 метров от уровня моря. Вокруг росла баксанская сосна, можжевельник, дикие смородина и крыжовник, начинающие созревать кусты барбариса и заросли облепихи. Группа погуляла по поляне, сфотографировалась и спустилась на дно ущелья, к автобусу. Двинулись вверх по уще-лью дальше. В аулах стали попадаться недавно построенные погранзаставы - мы приближались к грузинской, точнее, абхазской границе, до которой было всего 18 км (по прямой - через горы, разумеется), проехали посёлок Эльбрус и стали подниматься уже непосредственно по склону самой двуглавой горы, вулкана, причём не потухшего, а действующего, но с незапамятных вре-мён не извергавшегося. На окружающих нас склонах виднелись следы схода снежных лавин - полосы поваленных деревьев от гребня до самого основания горы, а по обочинам стояли зенит-ные орудия противолавинной службы для принудительного спуска лавин, набравших критиче-скую для схода массу. Проехали посёлок Терскол и 5-8 км за ним въехали на поляну Азау на южном склоне Эльбруса. Здесь высота над уровнем моря была 2300 м, и асфальтированного пути дальше не было. Отстояв в очереди, мы погрузились в вагончик старой канатки и через 7 минут поднялись на следующую станцию на высоте 3000 м. Там сели на другую канатку, под-нявшую нас до станции «Мир» на высоту 3500 м. Желающим предлагалось подняться на дру-гой, кресельной, канатке до высоты 3850 м. Я, конечно, желал, но денег на это уже не хватало - за каждую очередь канатки надо было платить отдельно. А вокруг громоздились пики, проты-кая небо своими грозными зубцами, прямо вверху скрывались в облаках главы Эльбруса, а за спиной возвышалась красавица Шхельда, главенствуя над всей южной частью высокогорной долины. Книзу спускались языки ледников, а на границе их таяния из-под льда вырывались мутные ручьи, сливались вместе и водопадами обрушивались на склоны горы, а потом в виде мощных потоков неслись дальше, к Баксану. Я очень хотел ещё выше. Наш гид упросил техни-ка канатки взять меня на подъёмник бесплатно, за что я им обоим очень благодарен. Дождав-шись своей очереди, я сел в кресло и поплыл вверх, на невообразимую высоту. Поначалу было страшно, и я вцепился в ограничительную штангу (которая, впрочем, от падения вряд ли бы спасла). Но постепенно страх исчез, я любовался розовыми глыбами обсидиана, представляю-щими собой вулканические бомбы огромного размера и пятнами ледника прямо под ногами (метрах в 15-ти). Подъём на последней очереди канатки продолжался минут 12-13. Наконец я достиг последней станции канатки на высоте 3850 м, на границе ледника. Гид собрал нашу группу, и мы начали медленный подъём на ледник. Мы вышли на голубоватую толщу, присы-панную снегом. Ледник везде рассекали трещины, от мелких до огромных, в глубине трещин бурлила вода. На высоте примерно 3950 м гид приказал нам остановиться, хотя мы рвались дальше - дальнейший подъём без специальной подготовки и соответствующей экипировки был опасен, мог посетить приступ «горной болезни». Немного кружилась голова и «водило» из сто-роны в сторону из-за разреженного воздуха, но совсем чуть-чуть. Толщина ледника под наши-ми ногами достигала 145 метров. Люди радовались как дети, я сам начал хохотать от перепол-нявших эмоций и эйфории. Ещё бы - мы на высоте почти 4000 метров, на высочайшей горе Ев-ропы. Некоторые из нас (в том числе и я) разделись до плавок и фотографировались на льду, на фоне Шхельды, ледовых полей и скрывающихся в облаке вершин Эльбруса. Отдохнув минут 10, мы начали обратный спуск к станции канатки. До знаменитого «Приюта одиннадцати» мы не дошли по вертикали метров 200. Мимо нас к вершине шли альпинисты в спортивных костю-мах, ботинках с «кошками» и лыжными палками в руках. Надо сказать, что вершины Эльбруса я вчера так и не увидел, но ничего, увижу обязательно. Мы спустились на поляну Азау, сильно проголодались, я на последние деньги заказал шурпы и вкусного кофе в местном кафе, подкре-пившись, группа отправилась в обратный путь. На «десерт» мы заехали в ущелье Адыр-Суу («Красивая Вода»), где среди скал с красавицы Шхельды сбегал вниз бешеный поток, образуя длинный водоскатный водопад. Мы посидели на камнях возле падающих струй, сфотографиро-вались вверху и возле основания водопада и отправились назад в Кисловодск. В город прибыли в пол-девятого, уже в темноте. Все изрядно устали и были под грузом полученных впечатлений. А Кисловодск отмечал День города, центр был перекрыт, и я изрядно помучался, пока добрался до своей Седлогорки, зато увидел впечатляющий фейерверк. Продравшись через огромные толпы гуляющей публики, я, наконец, дошёл до квартиры и рухнул спать. Ещё бы, впечатления были просто грандиозны, нет, их даже было не с чем сравнить - они были впервые. Горы! Да … 10.09. Проснулся около 9-ти утра, сейчас сижу в парке, день пасмурный, прохладно, са-мое время для терренкура по 2-му маршруту. Правда, из-за облачности вершины Эльбруса я снова не увижу. Ну ладно, пойду на маршрут, а то рассиделся.
…Наконец-то у себя на Седлогорской. Сегодня прошёл основной маршрут терренкура, добрался до Синих камней, длина маршрута- 11600 м в обе стороны. Класс. Верхний парк - поч-ти лес, но очень облагороженный. Полно ручных белок, птиц. Подошвы горят, но настроение бодрое. И ещё о Кисловодске. В центре преобладает старинная, царская архитектура, здания невысокие, но основательные и вместе с тем ажурные. Станции на ж/д линии Кисловодск-Минводы тоже старинного стиля, регулярно и бережно реставрируются. Но это не опишешь, надо видеть самому. И ещё. Как же здесь рано женятся! Детей в городе уйма, девчонки лет 20-ти уже поголовно матери. Короче, демографический кризис Северному Кавказу явно не угро-жает.

ТЕРРЕНКУРЫ

Ну я и набегался за день! Ладно, по порядку. С утра зарядил дождь. Это меня совсем не порадовало. После процедур сел на электричку и отправился в Пятигорск погулять. За 2 часа, что я был в Пятигорске, вволю покатался на неторопливых трамвайчиках, прошёлся по цен-тральной улице, зашёл, точнее, подошёл к дому-музею М.Ю. Лермонтова. Как я и думал, в му-зее был выходной (сегодня понедельник). Почему-то на пятигорских улицах горцев гораздо меньше, чем на кисловодских, больше славянских лиц. Часа в 2 дня вернулся в Кисловодск, пе-рекусил наскоро в «прокурорском» кафе (кстати, кормят очень вкусно и нереально дёшево), за-нёс на квартиру кое-какие вещи, переоделся, и, пользуясь тем, что дождь закончился, отправил-ся в парк на прохождение третьего (усложнённого) маршрута терренкура: 10800 м маршрута (туда и обратно) пробежал за 3 часа, забрался всё-таки на видовую площадку около верхней станции городской канатной дороги, полюбовался оттуда видом Кисловодска и окрестностей. Погода была облачная и довольно прохладная (+20;), поэтому шлось легко. Странно, при таком подъёме в Брянске, даже при такой температуре, я бы выдохся уже километра через полтора. Наверное, горный воздух и невысокая влажность помогают идти. Когда спустился вниз, около Октябрьских ванн видел колоритную парочку – парня - чечена и его девушку или жену в глу-хом цветастом халате и хиджабе. Чеченцы говорят, что обилие одежды на женщине привлекает. Но я с ними в корне не согласен. Прямо-таки из молодой красивой девушки получается бес-форменная бабушка.
Ладно, хорош на сегодня. Фрукты, мыться и спать.
11.09. Ноги прям крутит от постоянного движения. С 8-00 до 14-30 прошёл более 18 км. Самое главное - сумел полностью пойти самый протяжённый маршрут паркового терренкура- 2б (10400 м+2700 м возвращения к исходной точке по маршруту 2). Завтра собираюсь выйти на «Храм воздуха» и канаткой подняться на Олимпийский комплекс, а затем выйти на туристиче-скую тропу. Посмотрим, что из этого выйдет.
12.09. А вышло неплохо. Утром, выезжая на процедуры, я увидел Эльбрус прямо с нашего «Оранжа» (магазин на углу Седлогорки и Кисловодской). Утро было безоблачным, и вершины резко контрастировали с ближними бурыми горами, белым снегом сияя в лучах восходящего солнца. В 10 утра я начал уже привычное восхождение по маршруту 3 терренкура. Я планиро-вал подняться от Храма воздуха канаткой к Видовой площадке, а уж оттуда идти на г. Малое Седло, а потом другой тропой выйти на маршрут 2б и по нему вернуться к Нарзанной галерее. Но не тут то было. Когда я подошёл к нижней станции канатки, оказалось, что она на ремонте, предлагали подождать часок (а там и два, и три…). Стал ждать. Народ, толпившийся в ожида-нии вагончика, пошёл вверх своим ходом. Я подошёл к Храму воздуха, откуда ясно просматри-вался сияющий Эльбрус, походил туда-сюда, и пошёл вверх по 3-му маршруту. Минут через 35 добрался до Видовой площадки, устал, взмок, (день был довольно жаркий), а оттуда двинулся на Малое Седло. Минут через 30 я достиг его, разделся по пояс, вполз на вершину (точнее, высшую из 2-х вершин) и там сфотографировался на фоне Эльбруса и Кисловодска. Затем дви-нулся обратно, предварительно оценив расстояние от Малого до Большого Седла. Расстояние было приличным, да ещё вверх, да ещё по жаре. Ничего, завтра попробую одолеть и Большое Седло.
13.09. Есть! Ура. Я взошёл, точнее, вскарабкался со стонами и матом на Большое Седло. 1409 метров над уровнем моря. Поднимался по 3-му маршруту терренкура, потом по тропе до Мало-го Седла, оттуда - сначала по дороге, потом прямо по склону до вершины. Обратно спустился уже п. Белореченский, оттуда по Седлогорской добрался до квартиры. Подъём занял чуть более 2-х часов, спуск по Белореченского - часа полтора. Устал не особо, но я шёл по пояс раздетый и немного обгорел - погода была солнечная. Завтра пойду по туристической тропе от 2-3 маршру-та с выходом на маршрут 2б - там я ещё не был.
14.09. Сегодня с утра было холодно, к полудню выглянуло солнце, но затем наползли облака и закрыли небо полностью. Похолодало, не более 18 градусов. Я пошёл в парк и поднялся по 3-му маршруту до ответвления от него туристической тропы. Как я раньше не видел этой красоты?! Если терренкур идёт в основном по нижней части парка по вертикали вверх по лесистой мест-ности, а верхняя тропа на Малое Седло - по плоскогорью, то туристическая тропа идёт пример-но по середине почти отвесного склона окружающих парк полукругом скал. Правда, на месте ответвления тропы стояла табличка «Прохода нет. Обвал», но разве это меня может остановить! Благоустроенная и широкая поначалу тропа и в самом деле в 2-х местах была преграждена об-валом, но я пролез дальше по грудам огромных валунов. Тропа ныряла в гроты, причудливо кружила между телом скалы и пропастью внизу. Но дальше тропа сузилась, превратилась в ма-ленькую тропку, идти по которой было не особенно комфортно. Но эти неудобства с лихвой компенсировались окружающими красотами. В конце концов, тропа вывела меня на узкий скальный мыс, где была наблюдательная площадка, откуда открывался чудный вид на Кисло-водск и окружающие хребты. Далее можно было идти налево, в сторону Малого Седла, но я спустился вниз, на 2б маршрут и вышел к Долине Роз, а потом дальше, вниз, к Колоннаде.
Завтра у меня интересный день- попробую взойти на Бештау со стороны Железноводска.
15.09. Не поддалась мне Бештау. Да…Короче, дело было так. Встал я в 4 утра, наскоро переку-сил, собрал обед и двинул на вокзал. Сел на электричку на 5-35 и доехал на ней до ст. Бештау. Там пересел на старую 4-х вагонную электричку, которая привезла меня в Железноводск. На мой вопрос «Где Бештау?» на вокзале мне ответили «По-моему, там» и махнули рукой, задав общее направление. Короче, понятно, как «хорошо» я знал маршрут восхождения. Но я всё-таки пошёл. Прошёл через предгорный лес (4 км) и начал подниматься на склон горы. Поначалу всё шло хорошо, по проезжим дорогам поднялся на порядочную высоту. Но потом свернул на тропу, нашёл небольшой родничок, выпил стакан воды и двинулся дальше вверх. Собственно, на этом тропа и закончилась. Я попёр прямо по склону, каменистому (груды битого камня), осыпающегося под ногами, крутизной 45-60;. Лез я всё выше и выше часа полтора. Думал, вер-шина близко. Не тут-то было! Долез я до головокружительной высоты, и всё время у меня свер-била мысль, как я буду спускаться вниз. Когда до вершины несколько оставалось метров (по вертикали), я влез в заросли терновника и шиповника и решил «Пора вниз». Вниз я лез очень осторожно, боясь оступиться, и не дай Бог, вызвать камнепад - я бы тогда понёсся вниз по скло-ну вместе с камнями. Спускался я где-то час, потом вышел на дорогу, 4 км по лесу - и я в Же-лезноводске. Оттуда я посмотрел на склон, по которому я лез, и охренел - я поднимался не на ту вершину. У Бештау 5 вершин (в переводе - «Пять гор»), и главный, самый высокий пик, драз-нил меня своей идеально пирамидальной главой, словно надсмехаясь. Я уехал обратно, но сво-их намерений не оставил.
Завтра - рафтинг по р. Зеленчук (Верхний Архыз).
АРХЫЗ

17.09. Архыз … Вчера я туда ездил на экскурсию. Как всегда, встал в 5 утра, поел и отправился на остановку, где меня должна была подобрать машина от турфирмы «Ариана» в 6-20. Но ма-шина в назначенное время не пришла. Первоначально я собирался на рафтинг, но вечером 15 сентября представитель фирмы прислал СМС, что группа на рафтинг не набралась, и предло-жила ехать на «обычный» Архыз, который, как потом оказалось, и вовсе был не Архыз. Но обо всём по порядку. Итак, в 6-45 я понял, что никто за мной не приедет, сел в автобус и поехал к месту старта экскурсий, надеясь, что экскурсионный автобус ещё не ушёл. Надежда оправда-лась, экскурсия ещё не отправилась. И вообще вышла неразбериха с автобусами - все они вдруг сломались, и части групп предложили ехать на срочно арендованных для этого «Газелях». Экс-курсанты возмущались и наезжали на представителей турфирм, экскурсоводов и водителей. Стоял шум, гвалт, народ бегал от одной «газели» к другой, я так и не смог найти представителя «Арианы», и сел в «Газель», отправляющуюся в Архыз от фирмы «Колоннада». В суматохе би-лет у меня никто не спросил, я уселся на переднее сиденье, рядом с водителем и экскурсоводом, и мы поехали. Возмущение быстро улеглось, мы выехали из города, переехали Подкумок и по-вернули влево, в сторону Карачаевска. Вскоре въехали на территорию Карачаево-Черкессии. Мы ехали по отрогу Пастбищного хребта, затем, после райцентра Учкекен, начали подъем на перевал Кумбаши (Водораздельный хребет). Дорога петляла между скал, слева величаво сиял Эльбрус. Проехав ряд небольших аулов, поднялись на перевал (2100 м над уровнем моря). Ос-тановились, перекусили купленными в ларьке хычинами, попили кофе, пофоткались на фоне Эльбруса и поехали дальше. Долго спускались с перевала - дорога сильно петляла, а спуск был очень крутой - я видел дорожные знаки с указателями угла спуска в 57%. Местность здесь очень живописная, но хребты пониже, чем в Баксанском ущелье. Началась карачаевская экзо-тика- народ в национальных костюмах, ишаки, впряжённые в арбы, всадники на лошадях мест-ной породы, приземистых, но выносливых и быстрых. Проехали по окраине Карачаевска, пере-секли Кубань, бешено несущую свою молочно-белую воду по огромным валунам, проехали че-рез небольшой туннель и свернули в сторону станицы Зеленчукской. В Зеленчукской опять ос-тановились, перекусили, покурили и поехали дальше. Кстати, поражает численность населения в сельских населённых пунктах (аулах и станицах) Карачаево-Черкессии. Например, в Зелен-чукской живёт 35 тыс. человек, в основном, русского казачьего населения, причём выходцев с Украины. Вообще, национальностей в республике много, и кровь сильно перемешана - ведь раньше то горцы налетали на казачьи станицы и уводили с собой русских девушек, то казаки разоряли черкесские аулы и брали добычей черкешенок. Да и сейчас распространены межна-циональные браки, а по приросту населения в 2005 г. республика вышла на 1-е место по России. Никакого сравнения с нашими среднерусскими деревеньками с населением в 100-500 человек.
После Зеленчукской слева показалась рукотворная громада- система зеркал диаметром 600 м Специальной астрофизической обсерватории. Эта штуковина служит для приёма радио-сигналов из космоса, из межзвёздных глубин, и называется «РАТАН-600». Вскоре окружающие горы стали повышаться, широкая плодородная долина, по которой мы ехали, сузилась, и мы подъехали к реке Большой Зеленчук, пересекли её по мосту и остановились около КПП Специ-альной астрофизической обсерватории (САО). Там гид подал список экскурсантов службе ох-раны, т.к. САО - режимный объект, и нас пропустили в посёлок Буково, где живут астрофизики. Мы проехали живописный посёлок и стали медленно и натужно одолевать 16-километровый подъём к главному телескопу, находящемуся на высоте 2050 м над уровнем моря. Наконец мы поднялись и увидели огромное 56-метровое здание главного телескопа - башню с открываю-щимся на куполе забралом. Здесь было довольно зябко, лес сменился альпийскими лугами. Мы ждали своей очереди на экскурсию минут 30, затем подошла сотрудница и начала рассказывать об этом уникальном объекте. Оказалось, этот телескоп рефракторного типа имеет диаметр лин-зы 6 метров - самый большой в России и СНГ и 3-й по размеру линзы в мире. Но линза у него цельная, а линзы у телескопов в США и Южной Корее (10 и 8 м в диаметре соответственно) сделаны из отдельных фрагментов. 6 метров - это максимальный диаметр для создания таких линз, при большем диаметре края линзы начинают прогибаться, что приводит её к раскалыва-нию. Толщина линзы- 20 см, сверху алюминиевое зеркальное напыление. Дорога к обсервато-рии была построена специально для доставки линзы к телескопу. Сначала была сделана первая линза, но в процессе остывания она лопнула, и в начале 70-х годов 20-го века отлили вторую, но качество напыления было неудовлетворительным, и её вернули на завод в Подмосковье. И лишь третья линза получилась идеальной, её погрузили в Москве на баржу и отправили водным путём по Волге и Дону в Ростов-на-Дону, а уже оттуда повезли на грузовике.
Поднявшись наверх, к телескопу, мы увидели воочию это мощное сооружение весом 85 тонн. Размеры линзы поражали, один вес её достигает 11 тонн. Сотрудница преподала нам лик-без по астрономии, рассказала о рождении и смерти звёзд и галактик, про чёрные дыры и ней-тронные звёзды. Почерпнув для себя много нового, мы отправились дальше, вверх по Архыз-скому ущелью. При спуске от телескопа вышли на смотровую площадку пофоткаться, откры-вался чудный вид с высоты птичьего полёта на лежащее внизу ущелье, была видна тоненькая ниточка шоссе, идущего по долине Большого Зеленчука, стремительно несущего свои лазоре-вые воды к Кубани и Невинномысску. Мы спустились к шоссе и въехали на территорию музей-но-мемориального комплекса «Нижнее городище». Это бывшая летняя епархия аланов - народа, жившего на Кавказе в I тысячелетии, имевшего высокоразвитую цивилизацию и культуру. Ала-ны исповедовали христианство, принятое ими в IX веке, за 200 лет до принятия его Киевской Русью. Потомками аланов считают себя современные осетины. На территории городища мы осмотрели 3 аланских храма, уцелевших до наших дней - Северный, Южный и Главный, захо-ронения аланской знати, зашли в действующую церковь Святого Пантелеймона, поставили свечки, набрали воды и умылись в святом источнике. Как задумывалось турфирмой, это была конечная точка нашей экскурсии, но мы собрали по 100 рублей на бензин и двинулись дальше, вверх по ущелью, на Архыз. По сути, предлагаемый тургруппам «Нижний Архыз» - это и есть городище, и никаким Архызом он не является. А мы поехали в «Верхний Архыз» - т.е. до по-сёлка Архыз. Горы вокруг нас совсем сомкнулись, мы двигались по мрачным теснинам, а слева гремел бешеный Зеленчук. Наконец достигли посёлка, находящегося на дне чаши, образован-ной хребтами с пиками высотой более 3000 м. На ближайших к вершинам склонах гор уже кое-где лежал снег, было прохладно, небо закрывали тучи, в разрывах которых изредка прогляды-вало солнце. Архыз - это довольно дикий посёлок, в который туриндустрия добралась только частично. Точнее, здесь до развала СССР были хорошие пансионаты и турбазы, инфраструкту-ра, но в связи с тяжёлой экономической ситуацией 90-х годов прошлого столетия, началом вой-ны в Чечне и общей нестабильностью на Кавказе они опустели и были разграблены. Здесь из сотовой связи берёт только «Мегафон», нет гламурных пафосных особняков - в основном ка-кие-то жалкие развалюхи местных жителей, которые живут за счёт торговли древесиной и про-дажи даров леса (грибов, ягод во всех видах) туристам, причём довольно дорого. А ещё в по-сёлке добывают и разливают в тару известную на всю Россию природную чистую подземную воду «Архыз», (не минералка! Минерализуют её искусственно). Местность здесь тоже дикая, к небу рвутся огромные сосны, ели и пихты - лес здесь хвойный. Но здесь сказочно красиво. про-гулявшись по изрядно захламлённому валежником лесу, вышли на слияние двух рек, образую-щих Большой Зеленчук (Кизгич и Псыш), там пофоткались, обнаружили на влажном речном песке свежий медвежий след (небольшой - кавказский медведь невелик), потом вернулись в по-сёлок, где к нашему приходу карачаевец уже жарил шашлык из свежезарезанного барашка. Я шашлык заказывать не стал (дорого), взял шурпу и хычин. Хычин приготовили при мне, он был просто огромный, я смог осилить только половину, остальное забрал с собой. Попробовал ме-стного пива «Карачаевское» (точь-в-точь старый брянский «Ячменный колос»), купил на па-мять сувенирный магнит. Поев, группа двинулась обратно, в сторону Кисловодска, т.к. было уже 6 часов вечера, пошёл дождь, а до Кисловодска ехать было 220 км. По пути заехали к под-ножью скал, на которых был явлен нерукотворный лик Христа (говорят, его обнаружили два местных охотника, но возможны варианты). Решили подняться к лику Спасителя, хотя сделать это было нелегко. Подъём происходил по хлипкой деревянной «лестнице», перемежавшейся на отдельных участках лежащими в виде ступенек скальными камнями, перилами служил лежа-щий на земле изолированный кабель-трос. Высота подъёма по вертикали- 100 м, длина тропы- 400 м, крутизна склона- до 60;. Словом, довольно энергозатратное дело. Но гид нам сказал, что подъём - наш духовный подвиг, чем и подвиг нас на восхождение. Сам гид из казаков и глубоко верующий. Поднялись, поклонились лику, спустились вниз и поехали в Кисловодск уже без ос-тановок. Стемнело, ехали другой дорогой, к Усть-Джегуте (10 км от Черкесска, столицы рес-публики) подъехали уже в сумерках. Дважды пересекали Кубань по мосту и 1 раз по плотине Черкесского моря (здесь начинается оросительный и обводнительный канал в восточные за-сушливые районы Ставрополья). Уже в полной темноте, в условиях дождя, преодолели перевал Водораздельного хребта, причём серпантины здесь были ещё замысловатей, чем на Кумбаши. Проехали через аул Красный Восток, населённый преимущественно абазинами, через много-численные карачаевские аулы (меня опять поразили их размеры и многонаселённость - в неко-торых аулах по 4-5 мечетей), въехали на Ставрополье и уже часов в 9 вечера прибыли в Кисло-водск. Наш водитель Рашид, с которым я, можно сказать, сдружился за время поездки, развёз всех экскурсантов по санаториям и отвёз меня прямо к дому, на Седлогорку - оказалось, он жи-вёт здесь же. Я попил пивка и лёг спать - устал!
А ночью мне снилась моя бывшая.
И ещё - у нас в Брянске сегодня День города.
А в Кисловодске похолодало - всего 14;С, и в Верхний парк я сегодня не пошёл- просто лень…
Да, ещё, когда вчера мы выехали из Зеленчукской, дождь ослаб, и прямо перед нами за-сияла дуга радуги, мы ехали как бы внутрь радужной арки. Несомненно, добрый знак!

БЕШТАУ

19.09. А сегодня я всё-таки взобрался на Бештау! Всё как обычно: электричкой до Пятигорска, затем маршруткой до Железноводска, а потом по дороге от вокзала через грабовый лес до под-ножья горы. Там мне указали тропу к седловине между главной и северной вершинами Бештау. Я начал подъём и понял, что он очень непрост. Тропа крутая, каменистая и неровная. Цепляясь за деревья, обливаясь потом и выпивая через каждые 5 минут по стакану холодной минералки, я упорно карабкался вверх. Затем понял, что быстро выбиваюсь из сил и стал идти так: 5-7 минут иду - 5 минут отдых. И вот, наконец, минут через 40 передо мной показалась седловина. Я тогда думал: мне на вершину сейчас не взобраться, дойду до седловины - и вниз. Но с седловины мне открылась главная вершина - до неё было метров 300-400 по вертикали. «Не так уж и далеко» - подумал я. И полез дальше. Правда, тропа стала совсем ужасной - непрочная, вся в каменьях и крутая до невозможности - градусов 55-60. До седловины тропа шла по лесу, выше лес сменил-ся редко стоящими отдельными деревьями, а ещё выше исчезли и они, впереди лежала абсо-лютно безлесная местность. И так, с остановками и передыхом, я минут за 30 добрался до вер-шины. На вершине находились сооружения какого-то режимного ведомства, торчали антенны-передатчики. Я сел на лавочку около забора, опоясывающего саму вершину, для отдыха. Из ка-литки вагончика вышел бородатый мужик с альпенштоком и поздравил меня с восхождением. Оказалось, это Андрей - дежурный, а организация - станция связи Пограничной службы России. Я жадно стал пить чай, предложенный им.
С горы открылся чудесный вид на Эльбрус, Главный Кавказский хребет, все города Кавминвод, Георгиевск и окружающую местность километров этак на 40 в радиусе. Главный Кавказ был виден километров в 80-100. Вот так. Минут через 10 подошли ещё трое «восходите-лей», мы познакомились, они предложили по рюмке за знакомство, но я чокнулся с ними мине-ралкой. Поговорили, они с Андреем показали мне все 17 лакколитов-останцев и назвали каж-дый поимённо. Затем попрощались с Андреем, и пошли обратно. Мужики решили взойти ещё и на северную вершину, я же пожал им руки и с седловины, где мы расстались, двинулся вниз, в Железноводск. Часа через полтора я уже был на вокзале, откуда уже знакомым путём добрался до Кисловодска. Так я совершил задуманное.
А вчера я в парке по второму, затем по третьему маршруту, потом по туристической тро-пе взошёл на Малое Седло, откуда с Татьяной (познакомился на М. Седле) спустился вниз и прошёл по 2б маршруту на Долину Роз и к санаторию им. Орджоникидзе, где, не чуя уже ног, спустился к Колоннаде - всего километров 18.

ДОМОЙ

20.09. Ну вот и пришло время уезжать в Брянск. Сегодня в 20-05 поезд Кисловодск-Москва унесёт меня в Орёл, а оттуда Игорь на моём «Фольксе» довезёт до дома. Сегодня напоследок прошёл по третьему маршруту, затем по туристической тропе по склонам Малого Седла до маршрута 2б, а оттуда до санатория «Заря» - километров 15. Сейчас хорошо посидели за столом с хозяевами и местным коньячком, собираю вещи и на вокзал. Хозяева остались довольны мною в качестве гостя, просили обязательно приезжать ещё.
В итоге: цели, поставленные мною, в принципе достигнуты. Я сбросил 10 кг веса, чувст-вую себя очень бодро - сильно окреп. Получил мощные положительные эмоции, увидел много нового и готов к драйву в Брянске. Всё, до свидания, Эльбрус, до свидания, чудный город меж-ду Джинальским и Боргустанским хребтами, до свидания, горный воздух Кавказа! До встречи!
Я возвращаюсь домой.


Рецензии