Гегель

 «Развитие». Эмпирическое мышление скажет, что ему и без разъяснений известно, о чем идет речь. Но то, что известно, еще не познано, говорит  Гегель и разъясняет смысл понятия. Развитие предмета предполагает два его состояния – начальное и конечное. 1. В-себе-бытие, потенция,  задаток, способность, зерно, зародыш. понятие, идеальность – начало процесса. 2. Для-себя-бытие, действительность, реализация, цель процесса – его конечный пункт. Первый круг познания: в начале было понятие, его развитие – развертывание, мышление – началось с самой отвлеченной категории, бытия, продолжилось в сфере рефлексии, то есть сущности, и закончилось познанием абсолютной идеи. Все категории этого раздела легли в основу «Науки логики». Второй круг познания: здесь абсолютная идея, уже как начальная точка,  отчуждает от себя природу (не во времени, а логически) в виде ее ступеней  - механизма, химизма, телеологии – и завершает процесс рождением духа в живом организме – в человеке. Все категории этого раздела стали «Философией природы». Третий круг познания:  движение (уже во времени) от природного духа до абсолютного духа. Родилась «Философия духа».

 Как мы видим, развитие идет кругами, малые круги входят в один большой круг,  центром, субъектом которого является абсолютный дух. Абсолютный дух полагает абсолютную идею, потом – природу и завершает свое развитие мышлением самого себя. Три его ступени – искусство, религия, философия. Пригодилась троичность, изобретенная Кантом.

Познай  самого себя, учили древние. «Всякое познание и изучение, наука и даже действование имеют своей целью не что иное, как извлечение из себя и выявление вовне того, что есть внутри или в себе, и, следовательно, не что иное, как становление для себя предметом», - пишет Гегель. История – это история самопознания духа, разные этапы самопознания, которое сопровождается полаганием, опредмечиванием, отчуждением. И логическим снятием всего того, что дух объективировал. Дух выходит из себя и переходит в другое, но это другое есть он сам же. Дух снова концентрируется в себя и возвращается в единство. Отчуждение снимается. Право, мораль, нравственность – категории, которые в определенной последовательности открывают человеку глаза на общественную жизнь. И человек строит в соответствии с этими категориями отношения в коллективе, в котором живет. За наукой, прежде всего – философией, идет строительство жизни, создание разного качества жизни. Пока люди не познали, не постигли, что они свободны от природы, в потенции, по идее, - они и не стремились к свободе, они и не были свободны. Античным народам и народам Европы в познании и реализации свободы помогло христианство. Но прежде всего, конечно, –  философия. Так думает Гегель.

Развитие в сфере духа характеризуется тем, что здесь начало и конец совпадают полностью, так сказать, на сто процентов. С одним нюансом: Начало есть то же, что и результат, но лишь идеально, в потенции. Человек разумен, даже когда он еще ребенок, даже когда он еще в утробе матери. Но для этого ему предстоит еще пройти определенный путь, ему надо саморазвиться, познать себя.  Вот  как  сказано у Гегеля: «То, что есть в себе, должно стать для человека предметом, должно быть им осознано; так оно становится для человека. То, что для него стало предметом, есть то же самое, что он есть в себе; лишь благодаря тому, что это в-себе-бытие становится предметным, человек становится для себя самого, удваивается, сохраняется, но другим не становится. Человек, например, мыслит, а затем он мыслит об этой мысли; таким образом, в мышлении предметом является лишь мышление, разумность производит разумное, разум является своим собственным предметом». Ступени развития всемирной истории – это ступени самопознания.

Вот как сказано у великого идеалиста о развитии растения и биологической особи: «В царстве природы дело происходит так, что субъект, который выступает как начало, и существующее, которое представляет собой конец – семя и плод, являются двумя особыми индивидуумами; удвоение по внешности имеет своим кажущимся результатом распадение на два индивидуума, которые, однако, по своему содержанию представляют собой одно и то же. Зародыш растения не может мириться с тем,  чтобы остаться лишь  в-себе-бытием, а влечется к развитию, так как он представляет собой противоречие: он существует лишь в себе и вместе с тем он не должен существовать в себе. Зародыш хочет породить самого себя. Точно так же и в области животной жизни родители и дети суть различные индивидуумы, хотя природа их одна и та же».

 Маркс искусно использовал гегелевскую идею развития в своей интерпретации исторического процесса. Главный круг общественного развития –  первобытный коммунизм – он соединил с коммунизмом, который человечеству предстоит построить. Надо только, чтобы угнетенный класс, пролетариат, пришел к власти. И у Маркса, хотя и с существенным отклонением в сторону экономического материализма, степень реализации свободы отмеряет исторические эпохи: рабовладельческий строй, крепостнический, буржуазный, социалистический. Тут, однако, вмешалось коварство  истории: его проект привел не к освобождению труда, а к его порабощению. Хотел, как лучше, а получилось, как всегда. Далее. И у Маркса количество переходит в качество: по мере количественных накоплений в сфере товарных отношений, когда товаром становится рабочая сила, феодализм превращается в капитализм. 

Интересно сравнить исторические концепции Гегеля и Маркса. У Гегеля история – процесс самопознания абсолютного духа. «Извлечение из самого себя и выявление вовне того, что есть внутри или в себе». Чтобы сделать себя своим предметом. Чтобы объектом мышления стало мышление, объектом разума стал сам разум. Вся прочая человеческая жизнь – экономическая, интеллектуальная, художественная, религиозная определяется процессом  самопознания, идет за ним, сопровождает его, служит ему. Скажи мне, каков твой умственный багаж, и я скажу, кто ты. Естественно предположить, что формы общественной жизни складываются в соответствии с уровнем развития разума. У Маркса история – процесс смены способов производства материальных благ, протекающий стихийно, вследствие стихийного развития производительных сил. Способ производства материальных благ определяет и образ жизни людей, и образ их мышления – научного, художественного, религиозного. Разум станет управлять процессами общественной жизни лишь при коммунизме, когда вся собственность на средства производства станет общественной. А пока, в качестве исключения, следует поверить Марксу, который познал истину раньше других.

Что мог бы сказать Гегель о том, почему рухнул советский строй?  Он сказал бы:  «Предмет гибнет, когда не соответствует своему понятию. Советский строй перестал соответствовать уровню духовной продвинутости граждан и элиты». Как мне видится, основную роль здесь сыграла элита, недовольство массы было кратковременным и неглубоким. Но первоначальны все были единодушны в том, что в обществе воцарились несправедливость, пассивность и несвобода. Что сказал бы Маркс по этому поводу? – «Базис советского строя соответствовал моему учению, а вот государство ослабило революционную диктатуру. Во главе надо было поставить второго Сталина».  Два ученых – два принципа развития. Гегель: история – самопознание духа. Маркс: революции – локомотивы истории. 26 августа 2010 г.


Гегель. Конкретное. Начнем с чувственно конкретного. «Хотя цветок обладает многообразными качествами, как, например, запахом, вкусом, формой, цветом и т.д., он все же единый цветок; ни одного из этих качеств не должно недоставать на лепестке цветка», – пишет Гегель. Запах существует и абстрактно, но здесь, в цветке, он конкретен; по нему можно определить, что это за цветок. Однако Гегель идеалист, и для него конкретный предмет – это идеальный предмет. Абсолютный дух – это средоточие всего. В нем есть начальный момент развития (в-себе-бытие) и конечный момент развития (для-себя-бытие), в нем различие переходит в тождество, тождество в различие; конечное – в бесконечное, дискретное в непрерывное, субъект в объект, центр в периферию – и наоборот; деятельность в покой и обратно, истина в лож и ложь в истину, жизнь в смерть и смерть в жизнь. «И это единство различного и есть именно конкретное». Рассудок разделяет, но не соединяет – в этом его отличие от разума. Если Бог отделен от мира, то он абстрактен. Таковы восточные Боги, в известной мере – античные. Конкретный Бог является единством всех своих предикатов, он живет, реализует себя. Отделенное абстрагируется, теряется, омертвляется.

Свобода существует в единстве с необходимостью. И не только: она момент всего общественного организма, именуемого государством. Требование Французской революции – требование абстрактной свободы. И вылилась она в произвол, когда головы срезались так легко, как срезается кочан капусты. Много было пролито крови, пока свобода не конкретизировалась, не нашла своего конкретного места в системе общественных ценностей, конкретной системе. После Наполеона и целого ряда революций в XIX веке. Сегодня мы можем сказать, что и большевистская попытка внедрить абстрактное, оторванное от жизни равенство претерпела ту же судьбу, что и якобинское внедрение свободы. 

Истина конкретна. То есть все то, что есть, находится, живет, развивается  в системе, в связи с целым, в отношении к целому. Предметы неживой природы объединяются в системы. Солнечная система. И люди создают объединения, коллективы, конгломераты,  требования которых они несут в себе. Семья, учебный коллектив, рабочий коллектив, государство. Получив новы класс, учитель начинает его изучение с того, что интересуется, кто  из какой семьи. Принимая нового работника, предприниматель спрашивает, какой вуз он окончил. Принимая новый закон, законодатель учитывает, в каком «политическом котле» варились граждане и чего они ждут.

«Сочетая понятие конкретного с понятием развития, мы получаем движение конкретного». Каждое государство имеет свою идею развития и свой уровень развития. История есть процесс познания духом самого себя, а ближе – процесс познания свободы. (Отнюдь не развитие способа производства материальных благ, как полагал Маркс.) Понятие реализует  себя и показывает человеческому сообществу, куда надо идти. Оно паровоз истории.

Россия – конкретное государство в семье европейских и мировых государств. Это – ни Восток, ни Запад. А что-то посередине. Одни называют этот феномен Евразией, другие – Азиопой. Россия до сих пор разделена на «красных» и «белых». Одни ждут тирана и снова хотят все отнять и поделить, а другие хотят жить в условия экономической и политической свободы. Сдерживающим от конфликта моментом являются граждане, которые не участвую в «перетягивании каната» (их много, возможно, большинство). А также тот факт, что страна обескровлена  бывшими правителями и страшными войнами в XX веке. 26 августа 2010 г.
 


Рецензии
люблю гегеля!

Александр Радченко   30.08.2010 21:52     Заявить о нарушении
Александр, разделяю Ваше чувство. Пока выше Гегеля в философии никто не мог подняться. В Питерском университете серьезно занимаются Гегелем. Поинтересуйтесь.

Сергей Корягин   17.09.2010 18:37   Заявить о нарушении