Дети войны. Школа

С горем пополам я закончил 7 классов, сдал 13 экзаменов и получил «Свидетельство» о полученном образовании. Школьные годы закончены. Но что это были за годы?

Немцев из города уже выгнали навсегда, но война продолжалась. Единственная русская школа в городе находилась в двух кварталах от моего дома. Это одноэтажное деревянное старенькое строение с печным отоплением. Полы были скрипучие, истёртые и изношенные, как и вся школа.  Школе соответствовали и мы, ученики, одетые в чужие обноски. Многие босиком до самых морозов. Дети были все напуганные, боялись друг друга, особенно еврейские дети.  У всех в глазах страх. Класс был смешанный не только в плане, что мальчики и девочки в одном классе, а в том, что в классе были дети переростки (школа в оккупации не работала)  были дети военных (в городе располагалась воинская часть), были дети фронтовиков, сироты, полу-сироты. Ко всему этому – класс был многонациональный.

Надо отдать должное нашей учительнице начальных классов Журавской Антонине Николаевне. Сколько ей пришлось потрудиться, чтобы из этого сброда создать коллектив! Как в любом классе были успевающие и отстающие. Были лидеры и тихони. Были ребята националистической настроенности – годы, проведённые под фашисткой пропагандой, оставили свой след. От них доставалось всем и москалям, и евреям. В нашем классе была очень бедненькая еврейская девочка Ида Гинзбург. Маленькая, худенькая, стриженная наголо, с заложенным носом, - это давало всем повод её обижать. Училась она слабенько. Всех боялась  и была очень одинока. Жила она только с мамой или бабушкой, не помню. Всю семью и близких родственников расстреляли немцы. Как им удалось выжить, никто не знает. Ну чем можно обидеть первоклашку?  Бросали её ручку во время урока под парту, и когда она забиралась за ней туда, её не выпускали, пока Антонина Николаевна не наводила порядок. Иногда со звонком на урок, её сумку с книгами прятали или выставляли за дверь. Девочка не плакала. Молчала, терпела. Сейчас, вспоминая первые годы учёбы, я содрогаюсь  от мысли: Какие же мы были жестокие и несправедливые? Как мы могли поддерживать насмешки и издевательства агрессивно настроенных ребят? Их поведение - это результат фашистской оккупации, зверств чинимых публично немцами и полицаями. Последних в городе было достаточно много и некоторые семьи на их поведение смотрели одобрительно.
 
В классе была ещё одна обиженная Богом русская девочка, Лена Сулаева. Она была старше нас и с большим горбиком. Где-то в два годика она получила травму позвоночника. Несчастный ребёнок. Ей было тяжело как физически, так и морально, среди, в общем-то здоровых, хоть и дохлецов - одноклассников. Её тоже обижали.

С той поры прошло много времени. В настоящее время, имея возможность общения со всем миром, от имени всех моих одноклассников я прошу прощения у этих девочек. Как же мы были несправедливы!  Мне сейчас очень стыдно за весь класс. Очень запоздалое покаяние. К старости, такая ноша очень давит и угнетает. Тяжёлый груз далёкого детства.

Единственным арбитром была у нас Антонина Николаевна. Она рассаживала нас попарно так, чтобы исключить конфликты. Частенько приглашала к себе домой на дополнительные занятия несовместимых и конфликтующих ребят, где умудрялась, параллельно с заданием примерить враждующих. Угощала компотом из сухофруктов и за этим занятием учила нас добру.  Её младший сын Юра учился в параллельном классе, а старший учился в Киеве. Со второго - третьего класса  мы уже были надёжным коллективом. Довольно часто Антонина Николаевна ездила в Киев к сыну. Возила ему продукты. Студента надо было кормить. В такие несколько дней мы оставались без учителя. Её место занимал наш одноклассник Вильям Битригов – ассириец по национальности. Во-первых, он хорошо учился, был неформальным лидером, а во-вторых он был из нац. меньшинств, и не допускал распрей на этой почве. За эти пару дней мы становились дружнее, заботливее друг о друге и являлись примером для всей школы. Антонина Николаевна была педагогом по призванию и отдавала себя полностью несчастным, голодным, пережившим ужасы войны детям. Светлая ей память.

После окончания четвёртого класса, нас передали классному руководителю Волович Любови Ароновне, которая вела у нас математику. Строгая, требовательная, внимательная и отзывчивая она держала нас в «ежовых рукавицах». Не секрет, все помнят этот переходный период, когда мы подросли и прогуливали уроки, считая, что никто не заметит. Прогуливая, мы гоняли на пустыре тряпичный мяч. Я иногда бегал решать семейные вопросы. На зиму надо заготовить торф, уголь. Не всегда удавалось сделать запас в летнее время. Прогулы и опоздания карались. Прогульщиков оставляли после уроков. Благодаря Любови Аронове, я  легко осваивал программу технического ВУЗа и до сих пор справляюсь с решением школьных задач,  правда, по старинке.
 
Помнится один курьёзный случай в пятом классе. Миша Кац был избалованным мамой и бабушкой ребёнком. Отцов в нашем классе не было. Кто погиб, кого расстреляли, а кто пропал без вести. Миша был единственной заботой и головной болью семьи. В школу он ходил аккуратненький и собранный. Как-то на первом уроке, а это была математика, Миши не оказалось в классе. Ну, мало ли что? Всё может быть. Вдруг распахивается дверь. Влетает Миша и, запыхавшись, летит к парте. У Любови Ароновной такой номер не прошёл, и Михаил оказался сразу же у доски. Мелок в руки, лицом к доске и начал писать. Класс вначале зашушукался, а потом все сразу грохнули в смехе. Ширинка штанов оказалась на попе! Шум, хохот! То, что урок математики - тут же забыли. Даже Любовь Ароновна дала нам слабинку - похохотать, а Мишу простыдила, что его до сих пор одевает бабушка. Кстати, в дальнейшем, он хорошо окончил школу, Мед. Институт и всю жизнь трудился в родном городе.

Этот эпизод окончательно растопил наши заскорузлые очерствевшие, за годы войны души. Мы смеялись дружно, всем классом. Нам было весело. Мы вновь, за долгие годы -  дети. Какое счастье расслабиться ни о чём не думая! Мы стали ещё дружнее. Спасибо Мишиной бабушке.

Время шло. Подходил Новый год. Школа гудела. Каждый класс готовил своё выступление художественной самодеятельности. Наши девочки Надя Денисюк и Оля Худоерко, двоюродные сёстры, подготовили небольшой спектакль по рассказу А.П.Чехова «Лошадиная фамилия». Привлекли и других ребят нашего класса. Спектакль прошёл на «Ура». Особенно понравилось родителям. Дело в том, что вечер был благотворительный, для оказания помощи школьным сиротам, поэтому пришли почти все родители. Хоть и сами жили впроголодь, но сиротам помогали.

Так проходили школьные годы. После седьмого класса я поступил в Киевское Артиллерийское Подготовительное Училище на полное государственное обеспечение. Военная форма, хромовые ботинки. Четырёх разовое питание со  вторым завтраком, – какао и белый хлеб с маслом!  И это всё после нищеты и голода!  Какое счастье!

Так закончилась моя десятилетняя одиссея детства военного времени.   
 


Рецензии
Анатолий. Можно только удивиться вашей памяти, честным воспоминаниям, которые читаешь с большим удовольствием. Детство словно особое государство существует в памяти каждого, и ваше детство представляется через ваши чувства, оттого получается близким и понятным. Катерина

Екатерина Шильдер   02.09.2014 08:49     Заявить о нарушении
Спасибо, Екатерина, за добрые слова.
Счастья и радости вашему дому!

Анатолий Цвик   02.09.2014 16:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.