Джордж Ноэл Гордон Байрон. Из Дневника

               

Рассуждая с большим удовольствием о любви, о ревности, о страсти, о женщинах, которых много не бывает, Байрон так никогда и не был счастлив в личной жизни. Он был обаятелен, хорош собой, романтичен, но все эти черты лишь усугубляли его одиночество. Знаменитый писатель влюблялся бессчетное количество раз в самых разных женщин по всему миру. Он, как и его герой Чайльд Гарольд, стал одним из первых космополитов, открыто демонстрирующих свою приверженность к скитаниям.
Будучи человеком асоциальным, Байрон нередко идет против норм и моралей общества. Так, например, по прибытии из Греции, писатель влюбляет в себя замужнюю женщину, леди Каролину Лэм. Некоторое время они встречаются, нисколько не скрывая своей связи. Но вскоре игрушка лорду надоела и он решил жениться на другой. Возможно, в отместку за какой-то проступок, а может быть и по любви, Байрон обручается с Анабеллой Милбенк, ближайшей родственницей той самой леди Лэм.
Союз поэта и Анабеллы, заключенный согласно всем канонам английского общества, с последующим венчанием, продлился недолго. Жена вместе с ребенком сбежала от Байрона, как только получила документальное подтверждение своих догадок о неверности мужа. Джорж, будучи в то время серьезно увлечен наркотиками, вел себя совершенно развязно и нисколько не стеснялся в выборе любовных утех. Его гомосексуальные увлечения, а также инцест с сестрой и стали основными причинами развода супругов.
После расторжения брака Байрон устремляется в Италию, где оказывается непосредственным участником борьбы за свободу, на стороне карбонариев. В этой стране знаменитый романтик вновь влюбляется в замужнюю даму, но как и в прошлый раз, эта связь оказывается недолгой. Через некоторое время Байрон возвращается в Англию и обзаводится новыми знакомствами и друзьями.
Среди товарищей Байрона Оказывается и Перси Биши Шелли со своей женой Мери. Будучи в очередной раз женат, Джорж вновь не внял голосу рассудка и справедливости и спровоцировал образование любовного четырехугольника между супругами обеих пар. Их общение было вполне продуктивным для всех участников этого любовного приключения. Мэри Шелли пишет свой знаменитый роман «Франкенштейн», а Байрон закончил наконец-таки «Дон Жуана». Но счастье четверых было недолгим. Неожиданная смерть Перси Шелли разрушает все. Байрон принимает решение вернуться в Грецию, где заканчивает свои дни в лихорадочной агонии.

                ***
     Страсть проснулась во мне очень рано – так рано, что немногие поверят мне, если я назову тогдашний мой возраст и тогдашние ощущения. В этом, быть может, кроется одна из причин моей ранней меланхолии – я и жить начал чересчур рано.

                * * *
   Страсть моя имела обычные следствия: я не мог спать, не мог есть, не находил покоя и, хотя знал, что она разделяет мое чувство, терзался мыслью о том, как долго надо ждать следующей встречи – а расставались мы обычно часов на двенадцать. Я был глупцом – а, впрочем, не поумнел и теперь.

                ** *
  Человек рождается с плотскими  с т р а с т я м и, но и с врожденной, хотя и тайной любовью к Добру, коренящейся в его Духовном начале. Но да поможет Бог всем нам! Сейчас человек – сборище атомов, среди которых царит полный разброд.

•                * * *
    Странная вещь – размножение живых существ! Любая капелька семени, излившаяся в лоно шлюхи или в оргазме эротического сновидения, могла бы ( почем знать) породить Цезаря или Бонапарта: ведь об их отцах кажется неизвестно ничего примечательного.


Рецензии