Уроки вождения

 Для меня это утро, очевидно, стало самым добрым из всех, так как отец сказал:
- " И так, сын: пользоваться миноискателем ты научился, извлекать боеприпасы умеешь - это хорошо, но недостаточно! С сегодняшнего дня переходим к обучению вождения машин. Ты не возражаешь?"
Я?! Возражаю?! Да я ушам своим не поверил! Даже за ухо себя ущипнул, думая, что это сон.

Это предложение отец озвучил, когда мы шли из столовой после завтрака. Возле кунга, он велел мне подождать, так как там собирались офицеры на какое-то важное совещание. Минут через двадцать мы весело шагали по направлению к парку, рядом с которым нас уже поджидал ЗИЛ-157, в простонародье "Мармон", "Бабай" или "Захар Захарыч". Вот уж не думал, что начинать придётся с него. Я знал, что это очень хорошая машина для езды по бездорожью, неприхотливая в эксплуатации, но она такая большая!!!, а я маленький.

Мы выехали на широкую просёлочную дорогу, где движения других машин было непредусмотрено. Отец велел водителю остановиться и разрешил отдыхать, мне же сказал:
- " Иди, занимай место за рулём!"
Во мне бушевало два чувства: восторга и робости (всё же трёхмостовая машина, а главное это старые модели, которые шли ещё без гидроусилителя руля). Сказать, что страшно, могло означать и то, что батя мог мне больше и не предложить учиться водить машину, поэтому, преодолевая робость, занял место за рулём.

Отец начал неспеша и довольно толково объяснять название и назначения кнопочек, тумблеров, сигнальных лампочек, рычагов и педалей. Теория была закончена тогда, когда мои ответы полностью удовлетворяли отца.
- " Хорошо! Теорию ты уяснил, теперь перейдём к практическому вождению. Заводи!"

Проверив постановку машины на ручной тормоз и снятия её с передачи, включил зажигание и упёрся правой ногой в стартер. Я давил на него со всей силы - не продавить! Привстав за рулём, навалился на ногу всем весом - результат тот же, то есть никакой. Педаль не поддавалась, хоть ты тресни...

- " Ты чего?! Заводи!"
- " Пааа, не могу стартер выжать. Сил не хватает." - чуть ли не плача, признался я.
- " Ладно, не хнычь! Ставь ногу на стартер, сиди спокойно и не вставай."

Поставив ногу на стартер, почувствовал, как отец сверху на мою, поставил свою.
- " Готов?!"
- " Готов!"
- " Заводи!" - и он начал давить мне на ногу.
Мне было несколько больно, но это стоило того, так как машина завелась, довольно урча мотором.
- " Теперь, как я учил: выжми сцепление и включи передачу, плавно отпускай сцепление и одновременно добавляй газ."

Често признаюсь - дрейфил! Но когда-то надо начинать!... Машину почему-то несколько раз дёрнуло, но не заглохла. Вторая - еду, рот до ушей, глаза на лбу, но еду!
- " Держи по колее! Подруливай!"
Ох, нелегко подруливать без гидроусилителя. За два часа освоил трогание, разворот, а вот держать машину в колее удавалось не очень хорошо, так как впереди видел только огромный нос машины, на который и смотрел, как завороженный...

Время к обеду, пора возвращаться в отряд. Я сидел рядом с отцом, не чувствуя рук, ноги почему-то дрожали; сил у меня, практически, не осталось, но собой всё же был доволен, хотя честно скажу: водить такую машину мне больше не хотелось.

Основная заслуга в обучении меня вождению принадлежит Акст Валерию, водителю ГАЗ-69, выделенного в распоряжение отца. Любую свободную минуту он использовал для моего обучения. Об этом человеке у меня остались самые тёплые воспоминания; он был для меня, как старший брат...

В одну из суббот, отец вызвал Валеру и отдал ему распоряжение встретить на остановке "Невский пятачок" группу офицеров, прибывающих с проверкой из штаба полка. Естественно, я увязался с ним. Когда за поворотом лагерь скрылся из вида, Валера остановил машину и предложил мне сесть за руль.
- " Я буду рядом, так что не бойся. Поедешь не выше второй и скорость не более 30 км/ч. Заводи, поехали."

Машину тронул плавно без рывков. Включил вторую и еду. Доволен, как слон, хотя мне дороги мало: виляю от одного края к другому. Валера очень спокойно разъясняет:
- " Витя, старайся без толку рулём не крутить. Представь, что ты - колесо. Получается как: где ты, там и колесо. Пробуй!"
Его слова возымели действие, так как к исходу 2 километра пути синусоида, прописываемая мной, несколько уменьшила свою амплитуду. А вот и левый поворот с трамплином, Валера всегда лихо так по нему проскакивал... О, Боже! Из поворота лихо выныривает ещё один ГАЗ-69... Я крутанул руль вправо и надавил на тормоз. Встречный газик промчался вперёд, поднимая пыль, и тоже остановился. За это время мы успели поменяться местами. Валера подошёл к газику и что-то докладывал, держа руку под "козырёк". Через минуту он возвратился назад.

- " Проверка из штаба округа прибыла и наши тоже сегодня. Интересно: заметили они или нет, кто за рулём был? Ладно, поехали наших встречать."
Он тронул машину, и мы вскоре стояли около остановки, дожидаясь приезда офицеров части. Когда уже был в отряде, ко мне подошёл подполковник из штаба округа и сказал:
- " А ехал ты, как бычок пописал." - и, улыбаясь, потрепал по голове. Хороший был проверяющий, потому как нигде в акте проверки не было указано, что в отряде за рулём ездят дети.

Единственной машиной, за рулём которой я не был, оставался ГАЗ-66. Я очень часто помогал Юре Зубову, когда от возился со своим 66-м. Он всё время что-то подкручивал, смазывал, протирал. Забегая вперёд, хочу сказать, что и сменщик на эту машину сел толковый, поэтому она прошла более 300 тыс км. не имея даже среднего ремонта! Можем делать, когда хотим! Но речь о другом...

Как-то утром ошивался я в районе ГСМ, когда рядом со мной остановился Юра и предложил мне "порулить" на его машине. От неожиданности и радости онемел, только чувствовал, как от уха к уху растягиваюсь в довольной улыбке. Юра открыл дверь, посадил меня на колени и сказал:
- " Всё буду я делать, а ты только руль крути. Только смотри, он на этой машине очень "тугой"!"

До столовой было не более двухсот метров, дорога, шириной метров пять, напоминала аллею в сосновом лесу. Едем, я рулю, вроде, как всё хорошо. Так нет, мне захотелось попробовать: на сколько у этой машины "тугой" руль и делаю резкое движение влево, абсолютно не прилагая каких-либо усилий. Машина послушно отозвалась на поворот руля и поехала в сосны. Я закрыл глаза, а в голове колом застряла мысль, как из-за меня могут сильно наказать Юру, а меня точно отправят домой... Однако, ничего не произошло, кроме, как машину сильно бросило вправо. Открыв глаза, увидел дорогу и услышал Юрин вопрос:
- " Витя, ты чего так вильнул?!"
Голос с перепуга был несколько охриплый:
- " Я, это, хотел попробовать, что значит руль "тугой""...
- " Ах, вот оно в чём дело?! Это я так пошутил; правда не очень хорошо."
Он рассмеялся так заразительно, что я тоже залился весёлым смехом, напрочь забывая о том, что могло произойти, если бы не его сильные руки и мгновенная реакция.

В конце июля на выходные дни наш отряд помогал соседнему совхозу в заготовке сена. Был субботний день. В отряд приехала мама и брат, которые вместе с нами на ГАЗ- 69 поехали в поле. Водителем, естественно, был я. Мама сначала испугалась, а брат завидовал. Ещё мама сказала:" Ты здесь совсем взрослым стал."

Так, к одиннадцати годам, я мог самостоятельно управлять машиной, благодаря участию многих солдат-водителей и, конечно, отцу, который меня на это "сосватал".

В МОЕЙ ПАМЯТИ ХРАНЯТСЯ ТОЛЬКО САМЫЕ ДОБРЫЕ, САМЫЕ ТЁПЛЫЕ ВОСПОМИНАНИЯ О ВСЕХ ЛЮДЯХ, КТО ОКРУЖАЛ МЕНЯ ТАМ.


Рецензии
Да, Виктор, ты прошёл крутую школу! Примерно в этом возрасте или даже постарше дружок Игорь дал мне немного порулить грузовиком. Дело было в период уборки картошки в кокчетавской степи. Отец Игоря дядя Ваня воспитал сына-водителя. Рулю себе - вроде неплохо получалось. В результате чуть не раздавил чей-то велосипед. Возможно по этой причине не вожу авто до сих пор. С уважением

Анатолий Дудник   17.08.2020 16:05     Заявить о нарушении
Анатолий спасибо за посещение и отзывы Я все ещё не у дел Сейчас перетащил своего диназавра тобишь комп из комнаты дочери к себе Он ничего уже не хочет устанавливать и даже обновления никакие не принимает но страничку как бы тащит и то хорошо Попытаюсь завтра подключить хотя сомнений много но благо сын во всем шарит может что и получится если он занят не будет Недельку на разгильдяйство и на страницу если не уговорю жену в Питер на машине поехать а с ее болями в коленях это весьма проблематично да и слухи опять поползли о закрытии границ Да и не факт что и на машине прорвёшься А автобусы и самолеты к нам пока заказаны А так домой хочется Как все устаканится сразу на твой пруд Хочется неспешна сесть и читать не на маленьком экране планшет€ а на своём огромном мониторе)))
С неизменным уважением Свет

Виктор Светозарский   23.08.2020 01:47   Заявить о нарушении
с удовольствием перечитал. с уважением

Анатолий Дудник   26.11.2021 18:14   Заявить о нарушении