Как Чехов меня достал

        Есть у Антона Павловича Чехова один рассказ. Сюжет простой. Некий студент подрабатывает репетиторством. Его ученик – сын зажиточного купца.  Студент "работает" особо не напрягаясь. На одно из занятий приходит отец ученика, чтобы посмотреть на успехи сына. Глупый студент считает, что чем большим дураком он выставит  сына перед отцом, тем сильнее родитель проникнется мыслью о необходимости увеличения числа занятий и их стоимости.         
         Под конец урока студент-учитель предлагает решить задачу. Она явно сложнее, чем те, которые положено уметь решать его ученику. И, конечно, тот с задачей не справляется . Студент с упоением ругает ученика, давая ему нелестные характеристики.         
         Тут купец вмешивается в процесс обучения и просит «учителя» показать, как бы он сам решил задачу. Для студента такой поворот событий стал неожиданностью. Он начал волноваться, говоря при этом: – «Ну, хорошо… Конечно… Это раз плюнуть… Задачка-то, элементарная… Я ее сейчас решу в один момент... Составлю простейшую систему уравнений …»         
          Тык-мык – задача студенту не поддается. Он начинает нервничать еще больше. Бормочет,  что где-то при записи допустил механическую ошибку и сейчас он с задачкой разделается другим способом, более простым…
           Набрасывает новое решение, но итог тот же – задача не решается. Тогда купец берет в руки счеты, щелкает костяшками...  и выдает результат. Студент сверяет его с ответом в конце задачника – сходится.
              Осерчал купец, да и прогнал горе-репетитора.
 

            Я учился в младших классах обычной средней школы, когда этот рассказ попался в руки моему отцу. Он не математик,  не технарь, но любит решать задачи на построение, головоломки, увлеченно раскладывает пасьянсы…
            Отец пришел в восторг от рассказа, а затем решил и саму задачу, которая ему очень понравилась. Настолько, что захотел привить и мне любовь к классической литературе. И начал с того, что прочел мне вслух историю о горе-репетиторе и умнице-купце. 
            Я от природы туповат,  и в школе учился так себе. Только благодаря постоянной заботе родителей о моем образовании  не стал  двоечником. Мучения моего собрата по несчастью, описанные Чеховым, восторга у меня не вызвали, и даже позорное изгнание учителя-студента меня не утешило.
           Каков же был мой ужас, когда родной отец ни за что-ни про что вознаградил меня задачей из полюбившегося ему рассказа! Душа у меня ушла в пятки, как в школе на контрольной. И, не найдя веских причин для отказа, я в  полнейшем унынии приступил к ее решению.
          Задача для меня тоже оказалась сложной. Я вообще не мог понять, с какой стороны к ней подступиться. Тогда отец не спеша объяснил, как нужно ее решать и написал само решение. Я возликовал. Но преждевременно. Отец заподозрил неладное и, задав мне несколько вопросов, по ответам увидел, что я ничегошеньки не понял. Тогда он снова объяснил мне ход решения задачи.  Еще... и еще раз... С каждым разом терпения у отца становилось все меньше и меньше, а мое понимание оставалось на нулевой отметке.            
          В итоге, вечер для меня выдался очень длинным и очень неприятным. Но зато я четко усвоил, что Чехов –  величайший злодей всех времен и народов и большой человеконенавистник, коль писал такие рассказы с такими задачками.
 

          Прошли годы. Эта история забылась. Я учился в техническом ВУЗе. Незадолго до своего очередного дня рождения выиграл институтскую студенческую олимпиаду по математике и тихонько отмечал это событие дома с родителями. И тут мой отец вспоминает Чеховский рассказ с задачей и мои мучения над ее решением. Я тоже смеюсь вместе с отцом. Но потом ему приходит в голову идея найти тот самый рассказ, чтобы я все же решил злополучную задачу самостоятельно. Мне эта идея не понравилась. Ведь ясно же,  такому корифею современного математического анализа как я, она будет просто не интересна. Однако, чтобы уважить отца, я соглашаюсь. Беру бумагу и карандаш, а он зачитывает условие задачи.
          Как я и предполагал, в ней не было ничего заковыристого. Обыкновенная арифметическая скучная задачка. Я механически записал систему линейных уравнений и быстренько набросал решение.
          И вот номер – ответ неверный.
          Я понимаю, что это от спешки и невнимательности. Где-то допущена механическая ошибка. И я начинаю решать задачу другим способом. Неохота искать ошибку в небрежно написанных каракулях. Но ответ снова не сходится...
          Все это время я недовольно вслух комментирую происходящее: – «Щас мы системку уравнений… быстренько… Да и вообще, можно вот так… Задачка-то простенькая... А можно ее совсем иначе…»
          Отец хохочет. Протягивает мне книжку и говорит: – «Читай!»
          Я взбешён, беру книжку, читаю, и у меня отвисает челюсть. Оказывается, тот студент, приступая к решению задачи и получая очередной неверный ответ, говорил почти то же самое, что сейчас приговаривал я, черкая карандашом по листу бумаги.
           Да, хорошо меня «достал» Чехов!


Рецензии