Как Чехов меня достал
Под конец урока студент-учитель предлагает решить задачу. Она явно сложнее, чем те, которые положено уметь решать его ученику. И, конечно, тот с задачей не справляется . Студент с упоением ругает ученика, давая ему нелестные характеристики.
Тут купец вмешивается в процесс обучения и просит «учителя» показать, как бы он сам решил задачу. Для студента такой поворот событий стал неожиданностью. Он начал волноваться, говоря при этом: – «Ну, хорошо… Конечно… Это раз плюнуть… Задачка-то, элементарная… Я ее сейчас решу в один момент... Составлю простейшую систему уравнений …»
Тык-мык – задача студенту не поддается. Он начинает нервничать еще больше. Бормочет, что где-то при записи допустил механическую ошибку и сейчас он с задачкой разделается другим способом, более простым…
Набрасывает новое решение, но итог тот же – задача не решается. Тогда купец берет в руки счеты, щелкает костяшками... и выдает результат. Студент сверяет его с ответом в конце задачника – сходится.
Осерчал купец, да и прогнал горе-репетитора.
Я учился в младших классах обычной средней школы, когда этот рассказ попался в руки моему отцу. Он не математик, не технарь, но любит решать задачи на построение, головоломки, увлеченно раскладывает пасьянсы…
Отец пришел в восторг от рассказа, а затем решил и саму задачу, которая ему очень понравилась. Настолько, что захотел привить и мне любовь к классической литературе. И начал с того, что прочел мне вслух историю о горе-репетиторе и умнице-купце.
Я от природы туповат, и в школе учился так себе. Только благодаря постоянной заботе родителей о моем образовании не стал двоечником. Мучения моего собрата по несчастью, описанные Чеховым, восторга у меня не вызвали, и даже позорное изгнание учителя-студента меня не утешило.
Каков же был мой ужас, когда родной отец ни за что-ни про что вознаградил меня задачей из полюбившегося ему рассказа! Душа у меня ушла в пятки, как в школе на контрольной. И, не найдя веских причин для отказа, я в полнейшем унынии приступил к ее решению.
Задача для меня тоже оказалась сложной. Я вообще не мог понять, с какой стороны к ней подступиться. Тогда отец не спеша объяснил, как нужно ее решать и написал само решение. Я возликовал. Но преждевременно. Отец заподозрил неладное и, задав мне несколько вопросов, по ответам увидел, что я ничегошеньки не понял. Тогда он снова объяснил мне ход решения задачи. Еще... и еще раз... С каждым разом терпения у отца становилось все меньше и меньше, а мое понимание оставалось на нулевой отметке.
В итоге, вечер для меня выдался очень длинным и очень неприятным. Но зато я четко усвоил, что Чехов – величайший злодей всех времен и народов и большой человеконенавистник, коль писал такие рассказы с такими задачками.
Прошли годы. Эта история забылась. Я учился в техническом ВУЗе. Незадолго до своего очередного дня рождения выиграл институтскую студенческую олимпиаду по математике и тихонько отмечал это событие дома с родителями. И тут мой отец вспоминает Чеховский рассказ с задачей и мои мучения над ее решением. Я тоже смеюсь вместе с отцом. Но потом ему приходит в голову идея найти тот самый рассказ, чтобы я все же решил злополучную задачу самостоятельно. Мне эта идея не понравилась. Ведь ясно же, такому корифею современного математического анализа как я, она будет просто не интересна. Однако, чтобы уважить отца, я соглашаюсь. Беру бумагу и карандаш, а он зачитывает условие задачи.
Как я и предполагал, в ней не было ничего заковыристого. Обыкновенная арифметическая скучная задачка. Я механически записал систему линейных уравнений и быстренько набросал решение.
И вот номер – ответ неверный.
Я понимаю, что это от спешки и невнимательности. Где-то допущена механическая ошибка. И я начинаю решать задачу другим способом. Неохота искать ошибку в небрежно написанных каракулях. Но ответ снова не сходится...
Все это время я недовольно вслух комментирую происходящее: – «Щас мы системку уравнений… быстренько… Да и вообще, можно вот так… Задачка-то простенькая... А можно ее совсем иначе…»
Отец хохочет. Протягивает мне книжку и говорит: – «Читай!»
Я взбешён, беру книжку, читаю, и у меня отвисает челюсть. Оказывается, тот студент, приступая к решению задачи и получая очередной неверный ответ, говорил почти то же самое, что сейчас приговаривал я, черкая карандашом по листу бумаги.
Да, хорошо меня «достал» Чехов!
Свидетельство о публикации №210083101238