О Нино Чавчавадзе и Александре Грибоедове

Давным-давно, будучи  возрастом лет 14 , открыв журнал РАБОТНИЦУ,  на одной из страниц  обнаруживаю портрет женщины  изумительной красоты,  в старинном платье и в шляпе. Глаза её  огромные и прекрасные, так и излучали  доброту , будто это не картина, написанная красками, а фото. Кто же она, эта прекрасная НЕЗНАКОМКА?  Читаю – НИНО (Нина Александровна) ЧАВЧАВАДЗЕ, грузинская княжна, дочь поэта и общественного деятеля Александра Чавчавадзе, жена русского драматурга дипломата АЛЕКСАНДРА ГРИБОЕДОВА.

  Вырываю эту страницу из журнала. И ещё  очень  долго она сопровождала мой жизненный путь, давая мне радость  и силы жить в трудные времена, потому что,  прочитав о  жизни этой удивительной красавицы, твои горести просто  отступают.  И ты тайно ГОРДИШЬСЯ тем,  что ты тоже грузинка!

 Посетив её  родовое имение ЦИНАНДАЛИ, ты вновь и вновь возвращаешься к трагической, но и  возвышенной    жизни этой прекрасной  и гордой женщины!

Думаю, что все знают эту историю жизни и любви, но не сочтите за неуважение, что я хочу напомнить всем вам, как жили ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ своего времени!
 
 Родилась Нина  4 ноября 1812 г.,  И в возрасте 15 лет  22 августа 1826 года торжественно обвенчались в Тифлисском соборе Сиони  с Александром Грибоедовым. Ему -  33 года. За плечами уже  завершенная  комедия  в стихах «Горе  от ума», пользующаяся до сегодняшнего дня огромным успехом.  Будучи ещё и дипломатом  в декабре 1828 года Грибоедов  отправляется в Тегеран. Супругу не берёт, путь нелёгкий, а Нино  - беременна.
 В начале 1829 года Нина узнаёт о разгроме русской миссии толпой фанатиков и убийстве мужа. Это  страшное известие привело к преждевременным родам и гибели ребенка.

 Когда тело Грибоедова прибыло в Тифлис, Нина распорядилась предать его земле близ церкви св. Давида (ныне пантеон Мтацминда).  Захоронение произошло 18 июня 1829 г. Над могилой Грибоедова был установлен памятник с надписью

- УМ  И  ДЕЛА  ТВОИ  БЕССМЕРТНЫ  В  ПАМЯТИ  РУССКИХ, НО  ДЛЯ  ЧЕГО ПЕРЕЖИЛА  ТЕБЯ  ЛЮБОВЬ  МОЯ?

Всю оставшуюся жизнь Нина продолжала носить траур, она так и не вышла замуж, хотя влюблённый в неё  поэт и генерал  Григорий Орбелиани,  добивался её руки.

 Умерла Нина от холеры в 1857 году и была захоронена рядом с мужем.

  В 1879 году поэт Яков Полонский  посвятил стихотворение её памяти….
 
  …ТАМ, В ТЁМНОМ ГРОТЕ – МАВЗОЛЕЙ, И – СКРОМНЫЙ ДАР ВДОВЫ – ЛАМПАДКА  СВЕТИТ В ПОЛУТЬМЕ, ЧТОБ ПРОЧИТАЛИ ВЫ ТУ НАДПИСЬ И ЧТОБ ВАМ ОНА НАПОМНИЛА САМА - 
Д В А   Г О Р Я :  ГОРЕ  ОТ  ЛЮБВИ  И  ГОРЕ  ОТ  УМА. !


Р.С.   Когда искала фото для моего рассказика, заглянула в интернет, набрала Нина Чавчавадзе, и,  на моё удивление и радость, на меня смотрела Нино, это был именно тот снимок из Работницы. Его я и поместила в этом рассказике!


Рецензии
Огромное Вам спасибо за Фото. Все, и я в том числе, только слышали о неземной красоте Нины Чавчавадзе, но представить было невозможно.
Да, красота несравненная, не подскажите кто автор этого портрета?
С уважением, Валентина.

Валентина Достигаева   11.01.2011 18:12     Заявить о нарушении
Дорогая Валентина! Этот портрет, как я уже писала я видела еще в журнале Работница в 60-70 годах. Тогда я и не посмотрела кто автор, сейчас в интернете не пишут этого,в сожалению. Но думаю, какой-нибудь художник тех 18 веков, да еще и живущий в Грузии. Вопрос очень интересный. Я теперь попытаюсь всё-таки найти, кто же всё таки был художником этого портрета Нино! Спасибо Вам

Ольга Гелашвили   11.01.2011 22:14   Заявить о нарушении
Если не ошибаюсь, портрет написан грузинской художницей М.Янкошвили.

Ивановна Елена   01.05.2011 15:49   Заявить о нарушении
Спасибо, дорогая Елена, за фамилию художника Нино Чавчавадзе. С уважением Ольга

Ольга Гелашвили   01.05.2011 16:14   Заявить о нарушении
Я этот портрет тоже вырезала из "Работницы" и он у меня много лет висел на стене в рамочке , до переезда. Теперь рада, что нашла портрет в интернете, сделаю фото и опять на стену. И спасибо за фамилию художника.
Портрет великолепен.
Спасибо за рассказ

Степановна   09.09.2011 16:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.