Грузины на юге России

На Ставрополье испокон веков мирно живут и трудятся бок о бок более 90 национальностей, - русские, армяне, украинцы, даргинцы, греки, ногайцы, чеченцы. Малые этнические группы, формировавшие национальный облик губернии, еще в 19 веке объединились в диаспоры. В последние годы на этнической карте края появилась еще одна - грузинская диаспора. Ее численность невелика и составляет не более половины процента. Грузины никогда не селились в Ставропольском крае компактно, единственный город, составивший исключение, пожалуй, Кисловодск. Там действительно прижилась фамилия Лобжанидзе. Многие были сосланы сюда на поселение после репрессий 1937 г., обзавелись семьями, пустили корни в эту благодатную землю, природой и мягкостью климата напоминавшую утраченную историческую родину. Часть из них занята ныне в бизнесе. Некоторые пробуют себя и в политике.
Относительно большой поток грузин в Ставропольский край отмечен  в начале 1990-х и связан с распадом Союза.  Тогда на улицах Ставрополя вдруг стала слышна характерная гортанная и одновременно напевная речь, непривычная для горожан. К появившимся в крае  грузинам коренные жители отнеслись по-разному, поначалу даже опасались, как бы прибывшие кавказцы не стали дестабилизирующим элементом, тем более что времена были тяжелые – сами с трудом выживали. Но люди приезжали мирные, в поисках работы, им у себя-то конфликты надоели. Поэтому скоро грузины стали частью российской действительности. Кто-то работал на стройках, кто-то торговал на рынках, кто-то устраивался по профессии – врачами, юристами, учителями. Спортсмены приезжали тренироваться, танцоры организовывали ансамбли, учили детишек танцам и пению. В те годы для грузин «дорогой жизни» в Россию стал путь через Южную Осетию. Хотя надо прямо сказать, ездить с грузинскими паспортами в чужое уже государство было несладко. Да и в сознании долго еще не укладывалась эта новая историческая реальность… Тогда освоившиеся в крае грузины приняли российское гражданство, осели в селах и городах, стали заводить хозяйства, обзаводиться семьями. Российские власти понимали, как все запутано и не просто. Поэтому когда начались межгосударственные политические трения, на жизни простых российских грузин это не отразилось. Люди понимали, что надо не растерять под натиском бед кровных братских уз дружбы… В 1992г. Минюст РФ зарегистрировал «Общество грузин в России» в Москве. Оно объединило более 350 тысяч российских грузин в 35 различных регионах страны. В те годы и в нашем крае открылся  офис  грузинской диаспоры. Но тогдашнему председателю не удалось объединить соотечественников. С появлением нового общественного движения «Во имя Грузии» во главе с Миндия Гулуа (в марте этого года состоялся первый съезд) стали создаваться филиалы в российских регионах, один из них в Ставрополе возглавил Гено Гамисония, деятельный и энергичный бизнесмен, сумевший вдохнуть новую жизнь в грузинскую диаспору. Задачи этого общественного национального объединения в краевом центре просты: собрать всех ставропольских грузин в единую семью. Кому-то помочь с работой, кому-то получить вид на жительство, малоимущим пожилым людям - пенсию, студентам – возможность учиться. Кстати, не слишком богатая грузинская диаспора старается оказывать помощь не только своим землякам, но, например, и детским домам. 28 августа, в день Успения Богородицы, одного из особенно чтимых православных праздников, который грузины называют «Мариамоба», намечена поездка в детский дом. Туда отвезут сладости, школьные принадлежности, одежду и даже футбольные мячи, а грузинские  ребята дадут настоящий концерт для своих ровесников.
Жизнь не стоит на месте, создаются смешанные семьи, появляются дети. Чтобы новое поколение не утратило корни, знало грузинский язык и культуру, при диаспоре открыли воскресную школу. Теперь тут с удовольствием изучают язык исторической родины, учатся чтению и письму, узнают как можно больше о литературе, искусстве - это такой глубокий пласт культурных отношений, который восходит к Пушкину и Лермонтову и неразрывно скрепляет дружбу близких народов. Теперь День города грузинская диаспора празднует наравне с другими народами, демонстрируя на стендах книги, альбомы, национальную кухню, традиционные блюда которой давно стали привычными и на российском столе. Чахохбили из курицы, толма из виноградных листьев (вариант русских голубцов), сациви, купаты, кабаби и хинкали, чанахи и хашлама из баранины, бастурма из рыбы и прочие яства давно мирно соседствуют на российском столе вместе с борщом и окрошкой. Я уже не говорю о приправах из сунели и киндзы, которые стали привычной добавкой к салатам и многим блюдам исконно русской кухни.
Но еда это только часть общекультурной близости. Многое для сближения народов сделали и местные грузины, которые внесли свой вклад в культуру и облик Ставрополья. Это, например, писатель Н.Сахвадзе, который известен в крае благодаря сборникам прозы «Калейдоскоп», «Сад осьминогов», «Натюрморт любви», роману «Период полураспада». Славную память оставил инженер В.М.Лежава, создавший проекты канатных дорог в городах-курортах. Есть и другие имена. Бывший офицер и спортсмен открыл школу каратэ, которая открыта для всех желающих обучиться этому виду борьбы. Организована юношеская команда футболистов, которая уже в сентябре этого года примет участие в соревнованиях за родной Ставрополь в Москве. Грузинские футболисты надеются только на победу. Была даже идея назвать команду – «Мадлоба», что значит «спасибо». Казалось бы, не спортивное название, но оно выражает благодарность грузин, нашедших на Ставрополье вторую родину, возможность спокойно жить, работать, растить детей. Г.Циташвили возглавляет детский ансамбль кавказского танца «Сихарули», что в переводе означает радость. В последние годы появилась и студия «Казбек». Когда в мае прогремел взрыв у Дома культуры в центре Ставрополя, в числе пострадавших оказались и юные танцоры из этого ансамбля – 7 человек, пришедшие посмотреть на выступление коллег из танцевального коллектива «Вайнах». 
На Старополье никогда не существовало компактно проживающей общины грузин. Так, по данным сборника «Наш край 1777-1917 гг.» приводится следующая запись: «В 1833 г. в городе Святой Крест - живет армян и грузин 114 душ, немецких колонистов 78 душ». Судя по всему грузин было так мало, что их даже не выделили отдельной строкой. Гораздо больше их проживало в соседней Астраханской губернии. Так сложилось… А все началось в XVI в., гораздо раньше подписания Георгиевского трактата. Об этом мало кто знает, поэтому думается полезно совершить небольшой экскурс в прошлое.
Первые сведения о русско-грузинских связях восходят к 1587-1589 гг., когда был оформлен первый русско-грузинский договор между русским царем Федором и царем Кахетии Александром I, вошедший в историю как «Клятвенная книга» («Книга крестоцелования»). Этим договором российский царь брал под покровительство Кахетию и обязывался защищать ее от внешних врагов. В 1639 г. следующий кахетинский царь Теймураз I также подписал «Клятвенную книгу», а в 1651 г. под договором поставил подпись и царь Имеретии.  Интересно, что для укрепления связей из Иверского монастыря на Афоне, который являлся важным центром грузинской культуры и был известен во всём православном мире, в единоверную Россию привезли копию  чудотворной  иконы Иверской Богоматери. Эта икона защищала и оберегала в боях войска царя Алексея Михайловича. Для нее даже  специально выделили церковь  Святой Троицы. В дальнейшем она именовалась как Грузинская церковь Богоматери. Кстати, тогда же  первым культурным и политическим центром грузинских общественных деятелей, а потом и пантеоном стал московский Никольский монастырь.
В 1653 г. в Москву с визитом прибыло новое посольство грузин во главе с царевичем  Ираклием   (Назаралихан) с матерью Еленой, а через четыре года спасаясь от персов прибыл и его дед царь Теймураз I. Ираклий  стал одним из приближённых царя Алексея Михайловича, об это свидетельствует оказанная царевичу честь - во время второго бракосочетания русского царя, он возглавлял свадебную церемонию и был «почётным отцом зятя».  Связи двух царских домов не разорвались и при Петре Первом. Когда через 30 лет, в 1684 г. в Москву приехал царь Арчил с сыновьями – царевичами Мамукой и Александром, Петр особенно сблизился с последним. Пётр I  даровал царю Арчилу села Всесвятские, Пахру, Лисково, Белгород и другие земли. Голицынский дворец, отданный  царю Арчилу, стал его  резиденцией (сейчас на этом месте построено здание российской Гос. Думы). Царевич  Александр был храбрым воином и боевым соратником Петра, за заслуги он получил генерал-аншефа. Ему было поручено руководство пушечным делом, участвовал он и в создании Олонецкого и Уральского заводов, где начали отливать оружие нового типа.  Царевич Александр был не только военным, он стал первым переводчиком древнерусских произведений на грузинский язык. 
В 1705 г. грузинской колонии передали еще один монастырь – Донской. Он стал главным религиозным и политическим центром для обосновавшихся в  России  грузин. Даже в пантеоне Грузии не захоронено столько известных исторических лиц, как тут. Здесь числится около 160 могил грузинских патриотов. В этом монастыре похоронили царя Арчила, его семью и потомков - Баккара (сына Вахтанга VI) и последних представителей царской ветви Вахтанга VI – Анну Багратиони-Грузинскую и ее супруга Александра Толстого. В этом нет ничего удивительного. Многие знатные грузины породнились с известными русскими фамилиями. Анна Багратиони доводилась внучкой царю Вахтангу.  С ними связана интересная история. По одной из легенд брат  царевича Баккара Георгий Багратиони Грузинский был одним из фаворитов императрицы Елизаветы, считался «действительным камергером», был боевым генералом русской армии, награжден высшими орденами и чином генерал-аншефа. В 1785 г. он перечислил Московскому университету 10000 рублей. Эта сумма в то время  соответствовала  сумме, затраченной на само строительство университета. К нему-то и перешло имение Лисково. Здесь он разбил великолепный сад с редкими  деревьями и цветами (нынешний Серебряный бор - бывший  Парк царевича), занимался виноделием, коневодством. Интересно, что Георгий Грузинский возглавлял народное войско Нижнего Новгорода с 1775 г. В 1801 г. во время коронации Александра I он преподнес русскому императору грузинскую реликвию – крест из лозы св. Нино завязанный ее волосами. Александр I этот крест вернул грузинской  церкви.  После смерти царевича Георгия в 1852 г. его имение достались в наследство дочери Анне,  супруге графа Александра Петровича Толстого. В ее литературном салоне собирались Пушкин, Лермонтов, Карамзин, Тургенев и  др., а в одном из ее домов в Москве на Никитинском бульваре (ныне Суворовский бульвар)  жил в последние годы  Н.Гоголь.
    После смерти царя Арчила, предводителем грузинской диаспоры и продолжателем пророссийской политики стала его дочь – царевна Дареджан. Она была представителем Вахтанга VI при дворе русского царя, так называемым «полномочным министром». После смерти Дареджан Всесвятское (сегодня это территория близ метро «Сокол») отошло Вахтангу VI, который вместе с сыновьям Бакаром и Георгием приехали в Москву  в 1729 г. Тогда вместе с царем Вахтангом Грузию покинули около 3 тысяч грузин, а в Картли началось кровавое хозяйничанье турок. Часть из них осталась в Астрахани, а свита из 1200 человек последовала за царем в Москву. После его смерти в 1737 г. в Астрахани грузинскую колонию в эмиграции возглавил царевич Бакар.  Значительная часть поселилась в устье Терека в Кизляре.  В Грузии же на престол  Картли сел брат Вахтанга – Ессей Багратиони. В 1757 г. его сын Александр также вынужден был переселился в Кизляр. Интересно, что его дочь Анна вышла замуж за князя Голицына и поселилась в Петербурге. А вот от старшего сына Ивана в Кременчуге, где он служил в Псковском карабинерском полку, в 1765 г. родился Петр Багратион – тот самый прославленный герой Бородина, любимец и сподвижник Кутузова.
 Осевшие в России грузины всегда были верными соратниками русских царей и принимали участие во всех войнах, которые вела Россия. Так, полк грузинских гренадеров один из старейших в русской армии, был основан в 1700 г., принимал участие в Северной войне (1700-1721гг), персидских походах (1796г), русско-иранской войне (1726-1728гг), русско-турецкой войне (1828-1829гг), (1877-1878гг), Крымской войне (1853-1856гг). В Кавказской войне  полк под командованием Г. Орбелиани пленил Шамиля. Был расформирован в 1918 г. Вероятно именно ему принадлежало поместье Орбельяновка в Минераловодском районе. Впоследствии эти земли были пожалованы князю Кочубею за участие в Кавказской войне. Затем, уже во время Гражданской войны, «красный» князь Иван Кочубей брал Орбельяновку с помощью раздетых дезертиров. В одних трусах, с винтовками и булыжниками дезертиры ночью нагнали такого страху на занимавших поместье белогвардейцев, что те вынуждены были отступить. 
Надо сказать, княжеский род Орбелиани был известным в дореволюционной России. Существует по меньшей мере два  Георгия, которые завоевали себе славу на военном поприще. Село Орбельяновка обязано своим названием, скорее всего, Георгию  Дмитриевичу Орбелиани (1800-1883), именно он со своим  отрядом  участвовал в Кавказской войне.  В 1846  г.  князь Орбелиани принимал участие в штурме селений Айляки и  Хутиши. Последнее было занято Шамилем с 6 тыс. горцев. Штурм этот увенчался успехом, и за то, что горцы были разбиты и расселены, Орбелиани был награжден орденом св. Владимира 3-й степени. В 1857 г.  был пожалован  в генерал-адъютанты и  назначен председателем совета наместника кавказского.  В 1861-62 гг. исполнял должность  наместника на Кавказе.  Другой Георгий Орбелиани (1853-1924) -  племянник Георгия Дмитриевича - в 1904 г. он был произведен в генерал-майоры и назначен начальником Кавказской конной бригады (сводный Терско-Кубанский и 2-й Дагестанский конные полки), с которой и принял участие в русско-японской войне 1904-1905 гг. Известен как герой этой войны. Точно узнать, которому  из Георгиев Орбелиани обязано село своим названием, может помочь   книга, изданная еще до революции на немецком языке, которая так и называется «Князю Георгию Орбелиани». Хранится она в Пятигорском краеведческом музее.
Есть и другие не менее славные грузинские фамилии грузин, оставивших след в русской истории. Так, в 1738 г. по инициативе Мамуки Давиташвили создали грузинский гусарский легион, в котором потом служил и поэт, князь Давид Гурамишвили. В «Войне и мире» Л.Н.Толстого под именем Давидова, одного из руководителя партизанского объединений, выведен как раз потомок М.Давиташвили. 
  По-разному сложились судьбы оторванных от родины грузин. Небольшие колонии грузин появились на Украине, Оренбурге, близ Казани и Воронежа.  В Екатеринославе с 1780 г. прижился род князей Гарсеванишвили (Гарсевановых). Один из них был воспитателем царевича Баккара, а его потомок стал декабристом… Еще один руководил на Кавказе сооружением железных дорог, гидротехнических сооружений. Его сын стал академиком АН СССР и одним из основоположников математической логики в России. Известен был и род Лашкаришвили-Бибилури (Лашкарев), который в 1810 г. находился на дипломатической службе в Амстердаме  при посланнике князе С.Долгоруком. Любимцем у полководца Суворова был еще один грузин – князь П.Цицишвили, более известный как Цицианов. О нем при дворе Екатерины слагались легенды, а Пушкин даже включил реальный эпизод происшедший с ним в «Евг.Онегина». Он состоял в родстве с Багратионами, не имел состояния, но был талантливым военным. В своих «Мемуарах» граф С.Р.Воронцов, пишет о нем так: «Князь Цицианов …следовал по стопам Румянцевых и Суворовых и был настолько большим военным, что называть кого бы то ни было его правой рукой не допустимо…». Воронцов имел в виду своего сына Михаила, ставшего впоследствии наместником на Кавказе. Цицианов же много сражался во славу России вместе  со своим гренадерским полком – сначала в Турции при Хотине, затем принимал участие в польском походе 1790-х гг., а в 1796-м Екатерина отправила в персидский поход брата фаворита Зубова под началом Цицианова. При Александре 1 он более трех лет был наместником на Кавказе.  Именно он склонил к заключению договора с Россией мингрельского правителя Дадиани и царя Имеретии Соломона. Присоединил Гянджуинское ханство, Шурагельтский султанат, Карабахское и Шекинское ханства. Смерть настигла его во время встречи с Бакинским правителем, который передавая ключи от города, выстрелом в голову убил Цицианова.
Интересно, что с русскими фамилиями породнилась и семья владетельных князей Мингрелии Дадиани. Так, Екатерина Дадиани доводилась сестрой Нины Чавчавадзе-Грибоедовой. Ее дочь, красавица Саломе стала супругой Ашиля Мюрата, а внучка стала княгиней Оболенской, у которой в Ставропольской губернии было поместье. Такие вот интересные связи просматриваются при близком знакомстве с историей знаменитых фамилий.  В годы Гражданской войны многие знатные грузины эмигрировали в Европу. Но память об их пребывании осталась в истории края. Ныне же новое поколение грузин вновь связало свою судьбу с Россией, со Ставропольем.


Рецензии
Автор плохо знает историю своего народа на Ставрополье!А как, по вашему, назвать поселение грузин в селе Горнозаводском Кировского района? Там и сейчас живет около 300 грузин, поселившихся в этих местах в 20-х годах уже прошлого столетия!А раньше их было около шестисот! Я помню, что на"грузинской" стороне села был и свой грузинский детский сад, и своя школа и клуб!К сожалению никто из современных жителей села не может сказать о том, как сюда попали грузины? Но я думаю, что переселение в эти края бежавших от осетинских националистов рабочих горных заводов Алагира и Ардона и появление здесь грузин имеют одну причину! Это грузино-осетинская война 22 года. Уйти за перевал они уже не могли- вот и пошли за русскими рабочими и организовали свое село рядом с православным монастырем.

Юрчек Бывалов   12.05.2014 22:21     Заявить о нарушении
Большое Вам спасибо за эту информацию, я написала о том, что смогла узнать от коллег, знакомых, членов диаспоры. Об этом, к сожалению, мне никто не сообщил! Еще раз - благодарю. Обязательно разузнаю побольше и включу в статью, и упомяну вас как неравнодушного человека!

Ирина Лежава   16.05.2014 01:13   Заявить о нарушении