Стоят над Русью хищные Стожары...

                СТОЯТ НАД РУСЬЮ ХИЩНЫЕ СТОЖАРЫ,

                ЛЕТЯТ НАД РУСЬЮ ЖАДНЫЕ ПОЖАРЫ. (*)


Лето 2010 года.
Огромная беда обрушилась на многострадальную Россию. Несусветная жара, лесные и торфяные пожары охватили всю центральную область. Гибли люди, гибли целые деревни, гибли заповедники! Огонь подбирался к атомным станциям и грозил повторением Чернобыля.

Боль, сострадание, тревога, смятение, отчаяние, возмущение неготовностью властей, предупреждённых о грядущем жарком лете и имеющих печальный опыт 1972 года, и бессилие – вот чувства этого лета.
Мне казалось, что я никогда больше не смогу улыбаться, не смогу смеяться, не смогу просто радоваться.

И когда в Москву, опалённую солнцем, стала вползать гарь торфяников, сын увёз всю нашу семью (мою невестку Аню, моих внуков, девятилетнего Ваню и двухмесячную Поленьку, кошку Варежку и меня) в Мичуринск Тамбовской области, в предместье которого он ведёт подготовку к строительству биотехнологического завода.

И мы очутились в пекле: до 45 градусов в тени! Непривычно яркий свет ослеплял. Но воздух был чист.
Тамбовскую область, окружённую со всех сторон пожарами, беда обошла стороной. Только два дня чувствовался слабый запах гари, и далеко за лесом тянулись к небу три чёрных хвоста.

Карта пожаров, опубликованная в интернете, потрясала масштабом катастрофы!

Я с надеждой  садилась перед телевизором. Мелькали кадры, но,  увы…
Каждый кадр с поля событий был, как острый нож в сердце:
Пылают дома, горят деревья, падают на лету птицы.
В отчаянии люди, потерявшие своих родных, свой кров и имущество, приобретённое годами тяжёлого труда.
По официальным сообщениям погибло 55 человек!
Простой народ, как всегда бывало на Руси в годы бедствия, собирает средства для пострадавших. Власти обещают помощь.

Столько боли в каждом сообщении! И так, день за днём,  проходит второй месяц лета.

Вот уже объявлено чрезвычайное положение в Московской, Новгородской, Рязанской и других областях.
Огонь подбирается к Сарову – центру атомных исследований. Напряжение нарастает.
День и ночь работают пожарные. Слава им! Их мало! Привлекли войска, авиацию. Не хватает техники. Обмелела река Ока, из которой забирают воду для тушения огня.
Пришла помощь из Польши, Франции, Италии.
Прогнозы метеослужбы неутешительны.

Я полагала, что не смогу больше смеяться, однако, ошиблась. Но это был смех сквозь слёзы.
Некий предприниматель, заявив, что пожары – Кара Божья, издал приказ: всем сотрудникам немедленно покаяться, а женатым непременно обвенчаться, иначе их ждёт увольнение!
И, конечно, как было не рассмеяться, прочитав в интернете, что в Рязанской области случилось чудо: зазеленели деревья и расцвели цветы в той части леса, на которую сбросил две бочки воды с самолёта наш бесстрашный руководитель!

Ну вот, наконец, появились первые сообщения о сокращении числа  очагов пожаров. А, когда сняли чрезвычайное положение в Московской и Новгородской области,  я заторопилась в Москву: на носу – первое сентября, Ванечка пойдёт в третий класс.
И мы, Алёша, Ваня и я, выехали, оставив своих девчонок ещё на неделю.
 
Сердце моё сжалось, когда проезжали самый длинный – рязанский - участок федеральной трассы. По обе стороны дороги  в свете зловещего заходящего солнца мрачно ржавели огромные пространства полей и покорёженные деревья. Пахло гарью. Поверить в реальность этой картины было трудно. Мы, словно, оказались в декорациях страшной сказки.

***

Но, видимо, напряжение всех чувств не может длиться вечно. Я бесконечно благодарна чуткости сына, его вниманию.
Когда рязанское шоссе осталось позади, Алёша свернул с трассы, въехав в городок с красивым названием «Серебряные пруды». – Надо поужинать, - сказал сын, - дома будем ночью.

Мы устроились во дворике ресторана за круглым столиком под высоко поднятым шёлковым шатром.
Был поздний вечер. Жара спала. Не было ни души. Только серая кошка подошла, мяукнула – поздоровалась с нами - и, полная достоинства, отправилась на опрятную площадку стадиона сквозь чугунную решётку ограды.
Слева двор примыкал к массивной белокаменной, недавно отреставрированной церкви, в золотых куполах которой отражались лучи фонарей, освещавших стадион.
Я не хотела есть. Ребята меня уговаривали. Когда Ванечка, читающий меню, произнёс «стейк форели», я сдалась и рассмеялась. (Вспомнился Ниро Вульф, детектив и гурман из романов Рекса Стаута).
Всё было удивительно вкусно и красиво. Мы ожили и расслабились.
Когда был принесён для меня кофе, я отсела с чашкой за другой столик.

И вдруг почувствовала в тишине наступающей ночи такой покой и умиротворение, которых не знала в это лето. Я глядела на моих мальчишек, и в моей душе звучала музыка любви: - Боже, спаси и сохрани их! Сохрани мою семью!
И невольно подняв глаза к золотым куполам древнего храма, тихо шептала:
 - Господи! Спаси и сохрани Россию и людей её!
 

(*) Строки заглавия - из стихотворения Поэта Светланы Кузнецовой «Былина»:
                Из сборника СОБОЛИ
                Советский писатель, 1965

            БЫЛИНА

Микуле Селянинычу не пляшется.
Микуле Селянинычу не пашется.
И утром тяжко, и в ночи не спится,
Задремлется едва – и снова снится:
Стоят над Русью хищные Стожары,
Летят над Русью жадные пожары.
Оставит завтра он соху в земле,
Загасит уголёк в печной золе.
Расправит плечи и дорогой длинной
Уйдет навек в туманы и былины.


Фото карты пожаров - из интернета.


Рецензии
Да, это было калёное лето.
С уважением,

Галина Козловская   01.10.2018 23:40     Заявить о нарушении
Спасибо, Галина, за внимание! Конечно, Вы помните то лето.

Александра Плохова   02.10.2018 01:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.