Рецензия на Павел Крусанов. Укус ангела
Современная проза / мистика / альтернативная история
Мир конца двадцатого века, в котором до сих пор существует Российская империя. Мир, в котором соседствует религия, алхимия и самое настоящее чародейство. Мир, где привычное соседствует с мистикой. Именно сюда приглашает нас Павел Крусанов - и, честно говоря, это приглашение стоит принять.
Главных героев тут двое - Иван Некитаев, «рожденный от мертвого» - это ничуть не испортит интриги, поскольку этот сюжетный поворот случается в самом начале, и Петр Легкоступов, его друг детства и ближайший соратник. Вдвоем они добиваются невозможного - точнее, добивается Иван, а Петр лишь помогает другу, всегда оставаясь в его тени.
Повествование ни в коей мере нельзя назвать скучным - сразу видно, что автором проделана огромная работа, чтобы в одной упряжке ровно бежали и китайские мотивы, и алхимическая заумь, и русская классика, и политический детектив. Невероятно, но весь этот бурный коктейль смотрится на удивление органично, буквально затягивая читателя с первых строк.
Строго говоря, это - эпос, но изложенный прекрасным языком середины девятнадцатого века. Впрочем, ни в коем случае нельзя назвать автора «старомодным» - образы, тщательно выстраиваемые автором, превосходно сочетают в себе старинный стиль и новейшие технологии - достаточно сказать, что герои без малейших сомнений пользуются трамваями и самолетами, армия разъезжает на танках, а в небе кружит стратегическая авиация.
«Укус ангела» - по сути, история про избранного, который пытается свершить невозможное. История про то, как привычный мир оказывается опрокинут по воле человека - не скажу, что простого, но человека. Иван Некитаев - это современный Гильгамеш, который избрал судьбу Потрясателя неба, и не намерен отступать от нее даже в самой малости. Увы, он всего лишь человек - хотя, похоже, с самого детства не считает себя им, и его последнее, возможно, роковое решение лишь подтверждает эту мысль. Даже став Отцом нации, навечно оставшись в легендах, Гильгамеш все равно останется смертным - только, вдобавок, еще и безумно одиноким.
Итог: невероятная книга, настоящий шедевр, достойный самого взыскательного интереса.
Оценка: 10 из 10.
Свидетельство о публикации №210090100014