Новая жизнь-отрывок из повести Купола

                Новая жизнь

В природе любого организма, кроме человека, нет имущественных накоплений. Из собственности только территория, которая кормит, и которую надо охранять. 
Единственно, что передают родители своему потомству…интеллект…способности…характер.
И даже та нора или гнездо, где он родился, не его собственная… Надо создавать свое.  Любые биологические жировые накопления  в большом количестве также мешают жизни.
В природе все равны и открыты окружающему миру, и все без исключения работают и борются за себя и потомство.
За свою короткую жизнь каждый индивидуум неограничен в своей деятельности…дерзай…добивайся…совершенствуй мир и себя.
Не это ли истина независимого существования?
То, что было сделано в России в 20-тые годы прошлого столетия, было проявлением мечты и надежды.  Это было похоже на раннюю весну природы и поистине казалось уникальным, когда собственность стала общенародной, были исключены большие частные накопления и условия жизни людей стали равными. Даже не задумываясь об истоках этих идей и правил, которыми это было осуществлено стало ясно, что результат неожиданно опередил историю на несколько столетий.
Каждый честный человек и даже ранее униженный и угнетенный почувствовал свои реальные силы и возможности. И то, что в это поверили русские, не было случайным. Рождение этих идей в России даже закономерно. Русский народ - романтик, наполненный неистребимым талантом, он никогда жизненные блага не ставил выше духовности.
Но надо было строить новое государство, а построить всегда сложнее, чем осознать идею и разрушить старое.  Не учитывать опыта прошлого тут невозможно.
Основа идеи построения новой жизни была проста и понятна – предоставить всем без исключения людям возможность реализовать себя в полной мере. Одной из наиболее угнетенных наций в царской России была еврейская. Более того, чувствуя большие положительные перемены в стране, после февральской революции со всего мира в эти годы евреи хлынули в Россию. Надеясь, что они займутся хлебопашеством или ремесленничеством, им даже были выделены специальные районы для проживания, но они в основном осели в более удобных: на Украине - в Одессе и Киеве, в Центральной России - в большей степени в Москве и  Петербурге. Большинство целеустремленных, кротких, трудолюбивых и талантливых евреев в равной, а может быть, и большей степени разделили с русскими все тяготы и страдания жестоких перемен.
 Но, к сожалению, среди них оказались плененные неумеренным тщеславием люди, которые, видя некоторую медлительность, ленивость и консерватизм русских,  никогда до конца не понимали глубины души их оседлого менталитета, считая их сначала «лапотными», потом уже позднее выдумали новое слово «совки» и в дальнейшем обозвали бестолковыми «лохами».
Они-то хотели, как раз все быстро и по-своему.  Не внимали они, что русский мужик при всей его внешней забитости всегда отделялся от власти своей неординарностью, самостоятельностью и верой в справедливость.
Но непонимание было не очень страшно, самое опасное оказалось то, что во главе движения большевиков, которые строили новую жизнь, в основном стояли именно эти чуждые русскому человеку люди. Они использовали для своих целей самые низменные черты толпы: зависть и агрессию. Сами же применили нечеловеческие методы - устрашение и террор.
Когда приехавшему из длительной эмиграции ( Как и В.И. Ленин – Примечание автора) и проявившему себя с архи жестокостью в гражданской войне русских против русских Троцкому пришла в голову очередная мысль использовать православных священнослужителей в качестве пропагандистов коммунистических идей, это говорило об абсолютном непонимании России, и было очень жестоко, нагло и агрессивно. Церковь выстояла, но имела серьезные имущественные разрушения и людские потери, включая почитаемого патриарха Тихона. Уничтожить церковь было очень выгодно: она была одним из богатых структур России и не только материальных, но и духовных. Строить свою идеологию на разрушаемой духовности церкви было тоже удобно.
А ведь Троцкий мог стать во главе государства. Опуская известные яркие и явно ложные лозунги, вспомним не очень броские:
 «Да здравствуют коммуны!» и даже «Долой семью!». И ведь опыты были немалые и не только по коммунам, рекламировали свободную любовь и даже пытались насадить эти мысли простым людям. Примером этих «реформ» может служить интимная жизнь знаменитых женщин нового времени: Коллонтай, Арманд...
Да и сам Лев Давидович не сожалел о том, что в 1902 году покинул навсегда свою первую жену и двоих малолетних детей.
Не знали… и не хотели знать вожди Россию. Ведь лозунг-то самый главный был далек от чаяний живущих в ней людей:
 «Да здравствует мировая революция!». Этих честных и трудолюбивых людей  хотели использовать как точку опоры, для того, чтобы перевернуть мир.
И понял это, как и самого русского человека, имеющий немалый жизненный опыт молодой начинающий революционер-грузин, получивший свое образование в семинарии.
Произошло это не сразу. Он впоследствии глубоко изучил русские истоки, и сам после этого стал считать себя только русским.
Не раз видел он в лицах некоторых «преобразователей» страны эту скрытую преданность Иуды. Трудно было объяснить свои наблюдения окружающим при интернациональной политике государства. Внимательно оценивал патриотизм каждого и не раз видел во взгляде алчность и развращенность иных руководителей. Потому требовал и проверял их делом, не любил пустых слов.
Он не был творцом «ослепляющих идей» своих предшественников, а лишь убежденным их исполнителем. Методы же «борьбы» своих учителей не забыл: другим его просто никто не учил.
Только в трудные годы Отечественной войны востребованы были  многовековой русский патриотизм и его неотъемлемая часть - Православная церковь.
Понял он, что невозможно создавать историю Россию без глубокого понимания русского православия.
Возможно, понял он и Екатерину Великую с ее знаменитым указом: не допускать их к власти. Не без его участия было создано государство Израиль. Думается, не случайно и прозорливо: пора возвратить центр иудейских идей из России на землю обетованную.
Сейчас кажется почти неправдоподобным утверждение, что не будь российского народа, от еврейской нации в Европе остались бы осколки.
И не будем спешить поддаваться «единому» мнению о принесенном вреде этим человеком российскому народу.
Этот человек был жесток, но в равной степени и к самому себе.
Да и учителя у него были чистые дьяволы…
Он не создавал иллюзий, а строил… и очень не плохо. И народная кличка «хозяин» не родилась на пустом месте.
Сейчас принято его осуждать за многие противоправные действия, но давайте приглядимся поглубже, что его заставило это сделать.
А ответ очень простой – на международной арене – это слабость и трусливость европейских политиков в 40-вые годы, в национальной политике - проявление массового предательства среди некоторых народов Советского Союза и – по большому счету нежелание ряда людей в стране самоотверженно работать на ее благо.
В самые тяжелые для страны времена ошибиться и разрушить ее -всегда просто ( Мы то теперь это прекрасно знаем – Примечание автора), а преодолеть трудности и выстоять – нужна воля и решительность.
Сейчас многие доморощенные писатели все до мелочей описали и «поняли» в его жизни: как встал…как сказал…закурил… Но не один из них не побывал в его шкуре… Давайте лучше помолчим и вспомним…только хорошее…
 За 29 лет правления, включая тяжелые годы войны, была создана лучшая в мире разведка, победоносная армия, неподкупная милиция, прекрасная дипломатия, национальная фундаментальная наука, одна из лучших в мире бесплатная система образования, патриотическая идеология…  И не он раздавал кредиты иностранцам и исконные русские земли под юрисдикцию Украины, Казахстана... Не увлекался бредовыми сельскохозяйственными идеями и построением коммунизма за 20 лет. При нем современные политические деятели, как Горбачев и Ельцын не смогли бы преуспеть в политике.
… А мы уж 20 лет все перестраиваемся…
Ведь почитаемые Петр Первый и Иван Грозный тоже по головке не гладили. Видимо, причиненное во время смут зло, только злом и можно было выжечь.
Хотя и пострадали в России в прошлом веке многие простые невинные люди, в большей степени душевные опустошения получили те, кто всецело поддался лживой позиции
 « добиться цели…любым путем…любыми методами…».
И это будет всегда… И если кому-то и сейчас достаточны личные в основном имущественные победы, душа-то в конце пути пострадает изрядно…
Власть на Руси без высокой морали имела место, но держалась всегда не долго.
И сегодня у «реформаторов» блестит в глазах пленительная и туманная заря минутных благ и тщеславия от награбленного обманом в суматохе. Горстка посредственных прихлебателей, захватившая энергетические ресурсы и недра страны, продолжает  важно говорить и призывать. Ошибки признают, но…если бы были настоящими людьми и понимали, что… пострадали от них только простые люди, опустили бы «воодушевленные» глаза и ушли бы со сцены...
Для власти необходимо государственное мышление, патриотизм и самопожертвование. Последних слов боятся, потому что временщики.
                ------------

Надя всегда задумывалась, особенно, когда становилась старше, почему она, будучи религиозной в детстве, уже в юности и в зрелые годы совершенно забыла о религии и даже, как ей казалось, пересмотрела свои взгляды.
Возможно, в новых условиях подвиг Христа и предательство Иуды не имело того глубокого смысла, потому, что не было уже вокруг власть имущих.
Вопрос это не простой. Человек живет своими внутренними образами. Видимо, образы православия не достаточно осмысленно созрели в ее душе.
 Даже великий Толстой, которого церковь преследовала за смелые мысли, до конца жизни терзался в сомнениях и все-таки остался глубоко верующим человеком, когда накануне смерти паломником пошел в мир из Ясной Поляны.
 Всю свою жизнь терзался и певец революции Горький: он со своим талантом всех ближе был к «творцам счастья».  Из его последнего и неоконченного романа ясно, что в каждом дремлет подобие Иуды и ждет своего часа. Размышления о любви к ближнему, об одиночестве и, в конечном счете, о вечном остались для него самыми важными.
Его обвиняли в неискренности, но окружающим его вождям эти откровения просто не были нужны.
 Для новой жизни нужны были образы, которые совпадали с идеями вождей и привлекали бы в первую очередь молодежь.
Власти надеялись, что память стариков уйдет вместе с их ворчанием о былой жизни.
И не случайно новая власть большое значение придавала новому искусству, новым бесшабашно смелым и ярким героям. Причем они могли быть не обязательно образованными или духовно сильными, главное чтоб верили, что героем может быть каждый…
Но никто не хотел героических страданий, наоборот…геройство…стало заменяться… популярностью. Несомненно, привлекательная и необходимая героика труда…
Но… с тачкой и кайлом…Это было похоже на сатиру изображения труда в современном ХХ-ом веке.
Скорее…пахнуло каменным веком…
Среди способов популяризации, конечно, кино самый удобный: здесь художник - не главное лицо, максимально концентрированное давление на человека, которому совсем немного дают думать самому. Средства здесь далеко не глубоко художественные: крупный план, нужная интонация или песня – все подчинено главной задаче. Вы не смотрите сами, а вам позволяют смотреть то, что считают нужным.
И это кино уже поет гимн Эйзенштейну, надуманно жестокие кинематографические находки которого в «Броненосце Потемкине» напоминают методы запевал революции, потом уже его сценарии правит «хозяин». И не случайно. Потому что хочется угодить, и замахнулся на крупное, а России… не знает.  «Хозяина» все считают несмышленышем в делах искусства, и он приглядывается внимательно, наследие-то получил не простое…
И на первых порах не отступает от главного сценария.  Оркестр, созданный предыдущими смелыми вождями, давно уже играет, персонажи на сцене поют взахлеб и увертюры никто уже не помнит. Появляется Александров с его стерильными героями. Потом кинокомедии, мягко высмеивающие новую жизнь.
Правда, печально смотрятся мордобои и приход стада к столу в «Веселых ребятах» с далеко не простым  Утесовым. И что-то  это напоминает…все так похоже… Ушла куда-то былая культура тонкого восприятия жизни, зато, властям нравится. И толпа  ликует.
Вслушайтесь в тревожную музыку Дунаевского к фильму «Дети капитана Гранта». Все тогда были похожи на этих воспитанных умненьких детей и верили в счастливый конец действия.
Только в тюремной камере Миерхольд понял, чего от него ждали власти. Хотел сразить их своим новаторством в «Мистерии Буфф». Видно, что талантливо увлекся, но тогда нужна была только полногрудая конкретика.  Например, весло – это движение вперед и более конкретно, чем сама девушка.
 В старой России мало кто из родителей отдал бы своего сына или дочь учиться лицедейству. Русский мужик мудр: блудлив и горек хлебушек на почве этой нивы… Во все времена настоящих-то художников были единицы.
Менделеев искренне переживал и винил себя, что вовремя не удержал любимую дочь от желания работать на сцене. Да и сама Любовь Дмитриевна позднее поняла, что принесла этим решением глубокие страдания себе и своим близким. Муж ее, Александр Блок писал: «Не люблю я актеров, милая, постоянно мне больно, что ты хочешь играть…тут стыдное что-то. Спасает только гений…Нет гения – стыдно, скучно,… не нужно…».
И про искусство сказал Блок прямо в точку: «Убивай душу, и станешь поэтом!».
Не сразу, но становится ясно, почему не тронул «хозяин» Шолохова или Булгакова. Шолохов сообразил, что могут быть неприятности, и в «Поднятой целине» был более конкретен, но художественность уже страдала от этого страха.  Думаете, не читал он «Собачье сердце» или «Мастера и Маргариту»?  Наверняка, раньше всех. Если бы не «он», не поставили бы на сцене «Дни Турбинных». Значит, понимал и ценил истинное.
Поддерживал и доверял талантливым артистам, таким как Игорь Моисеев, Рина Зеленая, Фаина Раневская, Аркадий Райкин. Это сейчас сатириков пруд пруди, а тогда было позволено одному неповторимому Райкину. Но здесь в первую очередь…глубокая культура Райкина, и его артистический гений развивался не просто: он многое мог не показать и не включить в программу особенно на первых порах, если бы не пользовался «его» покровительством.
Восхищаемый «всех нас» сейчас Жванецкий писал и для Райкина, но мы слышали тогда художника, который работал с текстом, а сейчас…отдает ремесленничеством - что вынул из портфеля, то и прочитал. Заходить с обтрепанной сумкой в любую забегаловку…значительно проще…и больше заработки...
После «него» смешными кажутся попытки Никиты Сергеевича «по шахтерски» рулить искусством. Они оказались явным вредительством и дискредитировали власть и страну.  Зато стало понятно: погорячился Владимир Ильич с очередным своим лозунгом о том, «что каждая кухарка может управлять государством».

Только после войны, когда закончилась жестокая классовая борьба, власть осознала, что она обязана своим победам не самой себе, а глубоким истокам российского народа.

                -----------
А в 20-тые и 30-тые кругом была шумная, бесшабашная, радостная молодая жизнь. Все, что было дорого окружающим Надю близким и родным людям, разрушали с молниеносной быстротой.
Смелые комсомольцы пели:
«Не надо монахов,
  Не надо попов,
  Залезем на небо,
  Прогоним богов.»  ( Городская газета «Луч» № 128 от 10.06.1924. – Примечание автора).
Позже пестрели более конкретные лозунги:
« Боги нам совсем не любы,
   Перестроим церкви в клубы.»  (Городская газета «Приокский рабочий» № 7 от 09.01.1930. –Примечание автора).
 «Антипасхальный вечер по городу начнется с 7 вечера…За лучшие антирелигиозные костюмы  будут выданы призы.  В «Унионе» будет демонстрироваться кино-картина «Иуда».  (Городская газета -«Приокский рабочий» № 90 от 19.04.1930. – Примечание автора).
Хотя места в городе было достаточно, в тридцатые годы был снесен Собор Рождества Богородицы, и на его месте соорудили футбольное поле.
Уже из окна Надя не видела прежних радужных куполов Сретенской церкви. Она была закрыта и позднее переоборудована под льнохранилище.
Порой взгляд ее падал на мрачные черты этих остатков храма и вместо восторженных чувств бытия, видела она темное, израненное, бездыханное здание, и становилось ей еще тоскливей в сутолоке наступивших тревожных и трудных дней.
               
                ----------

Одним из преступных действий новой власти и «новых преобразователей» против России было лишение гражданских прав самостоятельного, талантливого, имущего населения или, как сейчас говорят, «среднего класса»: купцов, фабрикантов, ремесленников, имеющих небольшие мастерские, кулаков, включая их детей, достигших 18-летнего возраста. В полной мере к ним можно отнести священнослужителей всех рангов.
Все эти русские люди, добровольно отдавшие нажитое честным трудом, в самые сложные времена перестройки государства были лишены гражданских прав, то есть не участвовали в выборах, не имели равноправия при получении работы, на поступление в высшие учебные заведения.  Детям, чтобы восстановиться в гражданских правах, надо было отказаться от своих родителей и таким образом получить право на работу или  на продолжение образования.
Так называемая «классовая борьба» помогла случайным, приехавшим из других мест, или легковерным и не очень глубоким людям занять место многих цельных и добропорядочных людей. Нежелание власти понять страну, в которой она обосновалась,  было очень жестоко по отношению к честным гражданам России.
               
                --------------


Рецензии
Интересны Ваши расуждения о нашей истории.С оценкой Сталина - не согласен.Почитайте и мои "размышлизмы"- "Как Ленин извратил Маркса".С уважением.А.Ф.

Анатолий Фёдоров   02.09.2010 18:55     Заявить о нарушении
Уважаемый Анатолий, должен сказать, что в политике нет место морали и важен результат, который олицетворял бы желания и чаяния народа.
Демократия, о которой так много сейчас говорят, это прежде всего власть народа. У нас же прикрываются ею не очень добропорядочное меньшинство.
Власть это каждодневный труд и проявление незаурядного таланта. А наши сегодняшние правители России заурядные люди,они живут одним днем.
Во внешней и внутренней политике нет даже элементарной стратегии.
Что касается Сталина, то в политике у него нет ошибок и "Пакт Молотова-Рибентроппа" был единственно правильным решением в тот период.
Многие говорят, что этот пакт создал предпосылки войны, но это неверно, так как именно Мюнхенское соглашение Гитлера с западными странами развязало ему руки. А Сталин хотел своим пактом восстановить границы России после того, как Троцкий отдал их за власть большевиков.
В политике не должно быть друзей, которых так ищут сегодняшние последователи Ельцина.
Именно он придумал всякие встречи "без гастуков", скорее " без порток".
Все эти действия только усложняют международные взаимоотношения.
А Ленина и Маркса нельзя правнивать: один был экономист, а другой недоучкой. После того, как он "развенчал" Плеханова, как мы читали в учебниках, а проще говоря послал его на три буквы, как теоретик он стал несостоятельным. А именно Сталин понял Россию с колен, как великую державу.
Что-то я увлекся,извините.
Спасибо за отклик.
С уважением,
Дмитрий.

Дмитрий Вощинин   03.09.2010 16:04   Заявить о нарушении
Дмитрий,уважемый! Ну, не некорректно же делать выводы,прочитав ТОЛЬКО ОДНУ статью из ПЯТИ!Нет желание читать - другое дело, я вас не неволю....

Анатолий Фёдоров   03.09.2010 16:25   Заявить о нарушении