Математическая история в Тульском крае

Первый российский историк математики, профессор, автор более 500 научных работ, которые издавались не только в России, но и в Германии, Франции, Швеции, член Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, Московского математического общества, Казанского и Киевского физико-математических обществ, Парижской постоянной комиссии по составлению библиографического каталога математических наук Виктор Викторович Бобынин тесно был связан с Тульским краем.

ЛУЧШИЙ УЧЕНИК

8 ноября 1849 года в деревне Шили Рославльского уезда Смоленской губернии в семье мелкопоместного дворянина, помощника губернского секретаря Виктора Ивановича Бобынин родился первенец – сын Витя. Его жена Вера Николаевна (урожденная Зверева) умерла на первом месяце жизни ребенка. Виктор Иванович после потери жены продал Рославльское имение и переселился с сыном сначала в Тулу, а затем в купленное им в Одоевском уезде Тульской губернии небольшое имение – село Бредихино.

Детские годы сына Вити прошли именно в Бредихино. Рано научившись читать, мальчик проводил с книгами большую часть своего времени...

В 1860 году отец отдал его на обучение в Тульскую гимназию. Учился Витя хорошо, и со 2-го класса за ним прочно укрепилась слава «первого ученика». Постепенно определялись и склонности Бобынина к естественным наукам и математике. Витя настолько сильно увлёкся ими, что даже гимназическая реформа 1865 года, почти совершенно исключившая из преподавания естественные науки, не смогла воспрепятствовать этому – он самостоятельно изучил предметы, исчезнувшие из учебного плана, проявив необычайную настойчивость. Авторитет его среди учеников и преподавателей был так велик, что весной 1866 года ему было разрешено прочесть для желающих гимназистов лекции о космогонической теории Канта-Лапласа и об истории развития земной коры.

Виктор окончил гимназию с золотой медалью в 1867 году и поступил на отделение естественных наук физико-математического факультета Московского университета. В 1868-м он перешёл на математическое отделение, на котором и завершил обучение, спустя четыре года. Вот как отзывался В.В. Бобынин о своей учёбе в университете в «Автобиографии», написанной им в 1887 году: «…Заботы о своём содержании Бобынину пришлось взять на себя, что вынудило его употреблять большую часть своего времени на дешёвые уроки, разбросанные к тому же на больших расстояниях. Это отозвалось крайне неблагоприятно на ходе учебных занятий Бобынина. Ему пришлось ограничиться почти исключительно изучением излагаемого на лекциях. Вследствие этого университет, дав Бобынину необходимые основные знания для дальнейших занятий, не оказал никакого влияния на направление последних, или, как обыкновенно говорят, на выбор специальности. Что это так, видно из того, что выбранная им впоследствии специальность — история математики — вовсе не входила в университетский курс».

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКИЕ ПАПИРУСЫ

По окончании университета студент Виктор Бобынин не был приглашён в аспирантуру и был вынужден поступить на службу в Нижегородскую военную гимназию преподавателем математики, физики и космографии. В 1874 году он женился на дочери своего коллеги по работе Виктории Карловне Эрнрот, с которой впоследствии прожил 45 лет и имел от нее много детей…

В письмах к друзьям Бобынин делится планами серьёзной самостоятельной научной работы, прежде всего, в области истории математики. В своей «Автобиографии» Виктор Викторович объясняет это пристрастие так: «Относительно слабая разработка истории физико-математических наук, обусловливая существование в ней обширного поля исследований, присущий этой дисциплине захватывающий интерес. Всё это вместе взятое привело, наконец, к разрешению вопроса о выборе специальности в пользу истории и частично философии наук математических. С этого времени они делаются главным предметом его занятий».

В русской литературе того времени работы по истории математики в России отсутствовали вовсе. Поэтому В.В. Бобынин сообщает в письме к своему знакомому – впоследствии известному русскому литературному критику, историку литературы, библиографу и редактору - Семёну Афанасьевичу Венгерову, что он «накапливает материалы по этому важнейшему вопросу» - собирает и изучает много памятников русской математической литературы и старинных рукописей.

В 1878 году Бобынин завершил написание диссертации для получения права чтения лекций по истории математики в университете в качестве приват-доцента по довольно необычной теме - «История индуктивного периода развития наук математических. Доисторический период». Однако известные академики того времени не дали отзывов на неё, поэтому защита не состоялась. Вторую диссертацию В.В. Бобынин пишет уже на другую тему: «Математика у древних египтян», в которой рассматривает древнеегипетские папирусы.

В 1881 году он переехал с семьей в Москву и стал там преподавателем 4-й военной гимназии. Защита диссертации, «довольно удачная», по выражению самого Бобынина, состоялась 7 мая 1882 года, а осенью следующего года он приступил к чтению лекций курса истории математики в Московском университете в статусе приват-доцента.Зарабатывать себе и семье на жизнь ему приходилось преподаванием в московских кадетских корпусах – платы за лекции, читаемые в университете, приват-доцентам не полагалось.

Но Виктор Викторович продолжает и научную работу по изучению истории развития физико-математических наук в России и делает первую попытку привлечь к этому делу интеллигенцию, в первую очередь учителей. С этой целью в августе 1883 года Бобынин выступил в Одессе на VII Всероссийском съезде естествоиспытателей и врачей (в секции астрономии и математики) с тремя докладами: «Философское, научное и педагогическое значение истории математики», «О собирании памятников народной математики» и «Приёмы официального землемерия в России XVII столетия».

ПЕЧАЛЬНАЯ СУДЬБА ЖУРНАЛОВ

В 1884 году В.В. Бобынин решил осуществить давнюю свою мечту — издание журнала по истории математики. Однако, по его собственным подсчётам, необходимо было обеспечить для бездефицитного существования этого издания около 600 подписчиков, потому что надеяться на государственные или другие субсидии не приходилось. Поэтому был основан универсальный журнал, рассчитанный в основном на довольно широкую аудиторию учителей средних школ и научных работников нескольких профилей. Об этом говорит и его название - «Физико-математические науки в их прошлом и настоящем. Журнал чистой и прикладной математики, астрономии и физики». В этом издании, кроме статей по истории математики, планировалось размещать научные новости, сведения о вышедших книгах, хронику и т. д. Бобынин, будучи и редактором, и издателем в одном лице, предугадывал, как он сам писал, «при существующих отношениях к чистой науке русского общества и правительства, очень ограниченные размеры подписки». Его опасения оправдались…
 
В конце января 1885 года вышел в свет первый номер этого журнала. Общая стоимость подписки составляла 10 рублей в год. В это время журнал, несмотря на широкую пропаганду, имел... лишь 45 подписчиков. Затем число подписчиков выросло и в июле достигло 152. Однако скоро опять уменьшилось, едва превышая сотню, а в 1890 и 1892 годах падая и ещё ниже. В.В. Бобынин не имел возможности поддерживать журнал личными средствами (зарабатывать себе и семье на жизнь ему приходилось преподаванием в московских кадетских корпусах – платы за лекции, читаемые в университете, приват-доцентам не полагалось), а от различных правительственных учреждений на свои просьбы получал равнодушные отказы. Поэтому он был вынужден сократить объём журнала, самостоятельно писать почти все статьи, быть не только издателем и редактором, но и даже корректором. Однако все его усилия были напрасны - сроки выхода очередных номеров всё более затягивались, а в 1898 году на тринадцатом выпуске (несчастливом числе) первый русский историко-математический журнал прекратил своё существование.

Всё-таки в этом журнале среди различных заметок и небольших статей по истории и философии математики, рецензий, некрологов и биографий, международной и русской научной хроники, успели появиться и такие крупные работы В.В. Бобынина, как «Очерки истории развития физико-математических знаний в России», «Очерки истории развития математических наук на Западе», «Лекции по истории математики». Во всех 13 выпусках печаталась частями его известная «Русская физико-математическая библиография», в которой Бобынин собрал самый полный по тем временам уникальный указатель книг и журнальных статей по физико-математическим наукам, вышедших в России с начала книгопечатания.

Печальный конец первого журнала ещё не отнял у Виктора Викторовича надежды каким-либо образом приспособиться, по его собственному выражению, «к довольно тяжёлым материальным условиям, создаваемым для специальных изданий в России». В 1899 году он приступает к изданию первого тома (состоящего из 12 номеров, выход которых задуман в более гибком непериодическом варианте) другого журнала — «Физико-математические науки в ходе их развития». В результате издание первого тома затянулось до 1905 года, в котором редактор Бобынин почувствовал серьезное ухудшение своего здоровья (нагрузки были чрезмерны). Второго тома не последовало… В последнем, двенадцатом, выпуске В.В. Бобынин разместил статью «Первый, посвящённый истории математики, русский специальный журнал», в которой он с плохо скрываемой горечью даёт полный обзор журнала, где приводит перечень статей, данные о количестве, составе и о географическом положении подписчиков, а также и о состоянии бюджета журнала - максимальный годовой приход был всего 1745 рублей 17 копеек (это при том, что расход почти всегда был намного больше). Приводит он и некоторые факты возмутительного равнодушия к этому просветительскому изданию со стороны чиновников от науки и народного образования.

В ОТСТАВКЕ

В 1907 году Виктор Викторович уходит в отставку и как преподаватель военно-учебных заведений «с мундиром и пенсией» в 892 рубля 11 копеек в год. Но чтения лекций в Московском университете Бобынин не бросает до конца своих дней. Продолжается и его научная деятельность…

Труды В.В. Бобынина выходят во многих изданиях, в том числе и за пределами России. Среди них — работа, написанная в течение 1906-1908 годов для IV тома «Vorlesungen liber Geschichte der Mathematik» немецкого историка математики Mорица Кантора и вышедшая на русском языке под заглавием «Элементарная геометрия и её деятели во второй половине 18 века», а ещё в 1892 году в Стокгольме была издана книга Бобынина «Progres successifs des sciences mathematiques chez les peuples de l'Europe». Его перу также принадлежит множество статей и заметок в «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», в частности, статья «Математика» и раздел «Математика в России».

Виктор Викторович разрабатывает и педагогические основы математической науки. В конце 1912 – начале 1913 годов он выступает на Первом Всероссийском съезде преподавателей математики с докладом «Цели, формы и средства введения исторических элементов в курс математики средней школы», где развивает идею создания историко-математической хрестоматии, в которую, по его мнению, «должны быть введены наряду со статьями историко-математического содержания также и удовлетворяющие условиям целесообразности и доступности для учащихся отрывки произведений древней математической литературы». Исследования  Бобынина в области методики преподавания находят своё продолжение в 1914 году на страницах журнала «Математическое образование» в его статье «Об указаниях, получаемых преподаванием математики от её истории».

В течение 35 лет приват-доцент В.В. Бобынин читал в Московском университете необязательный курс лекций по истории математических наук (кафедр по истории математики в то время вообще не существовало). Лишь в 1917 году он стал полноправным профессором Московского университета, официально получив это учёное звание. В это время Бобынин переезжает в своё имение около села Бредихино в 30 километрах от Тулы. С 1918 года – живёт в Туле и преподает в родной Тульской гимназии, которую когда-то окончил с отличием. Но даже в эти годы постоянно наезжает в Москву для чтения лекций в университете.

Наркомпрос РСФСР поручил В.В. Бобынину написание однотомной «Истории русской математики» и трёхтомной «Всеобщей истории математики». Работу Бобынина над этими сочинениями прервала лишь смерть, последовавшая 25 ноября 1919 года. Умер Виктор Викторович во время свирепствующей тогда эпидемии сыпного тифа и был похоронен в братской могиле на тульском Всехсвятском кладбище.

В.В.Бобынин оставил после себя уникальную библиотеку, которую новое советское правительство не только не «конфисковало», но и выдало её хозяину даже соответствующий «мандат» - охранную грамоту, учитывая ценность этих книг. Ведь она состояла из более чем 5 тысяч экземпляров русских и иностранных редких изданий, в числе которых около 100 математических рукописей XVII - XVIII веков, учебная литература по алгебре, геометрии, тригонометрии, другие научные и художественные книги. Виктор Викторович хранил всё это в двух местах – Туле и Бредихино. После своей смерти Виктор Викторович Бобынин завещал библиотеку Московскому университету.

В наше время на центральной площади райцентра – посёлка Дубна установлен памятный знак в честь известного земляка.

БОБЫНИН-АКТЕР

Недавно узнал о достаточно знаменитом родственнике Виктора Викторовича. Это деятель советского кинематографа Георгий Александрович Бобынин.

О родстве говорит место рождения этого человека - село Бредихино Тульской губернии, которое являлось имением тех самых Бобыниных. Кем приходился он Виктору Викторовичу, можно лишь гадать... Дата рождения Георгия Александровича - 23 декабря 1901 года - приводит к версиям, что он был либо внуком (что менее вероятно, так как В.В. Бобынин не жил в этих местах с юности, а вернулся сюда только в 1917 году), либо племянником, либо внучатым племянником (возможно, у В.В. Бобынина были родные братья, а также стоит вспомнить, что мать В.В. Бобынина умерла очень рано, и можно предположить - его отец снова женился и у него появились сводные братья), а, может быть, и более дальним родственником...

О биографии Георгия Александровича Бобынина удалось получить скупые сведения, так как он активно снимался в кино до Великой Отечественной, да и фильмы эти как-то сейчас не на слуху, ведь многие из них - так называемые "немые" (первый звуковой фильм в СССР, как известно, появился только в 1931 году - это "Путевка в жизнь").

Видимо, Георгий получил неплохое среднее образование (что было принято в дворянских семьях), поэтому уже в 1918-1919 годах трудился секретарем волостного исполкома. Он принял Советскую власть и в 1919-1922 годах воевал на гражданской в рядах Красной Армии. После войны три года учился в Государственном техникуме кинематографии.

Еще будучи студентом, он снялся в фильме "Особняк Голубиных" (1924 г.), а после окончания техникума стал полноправным актером различных киностудий страны и участвовал в съемках многочисленных кинолент: "Черное сердце" (1925 г.), "Бабы рязанские" (1927 г., один из лучших советских фильмов конца 20-х прошлого века, режиссер Ольга Преображенская, снимался вместе с Раисой Пужной, Эммой Цесарской, Ольгой Нарбековой, Еленой Максимовой и др.), "В большом городе" (1927 г., главная роль), "Яд" (1927 г.), "Смеется жизнь" (1928 г.), "Когда зацветут поля" (1929 г.), "Завтра ночью" (1930 г.), "Человек остался один" (1930 г.), "Крылья" (1932 г.), "Счастье" (1932 г.), "Город под ударом" (1933 г.), "Горячая кровь" (1933 г.), "Пастушок" (1935 г.).

В 1935-1936 годах Георгия Александровича направили в длительную служебную командировку в Таджикскую ССР, где его назначили заместителем директора съемочной группы киностудии "Таджиккино".

Во время Великой Отечественной он воевал на фронте. А после Победы стал работать в технической службе киностудии имени Максима Горького: в 1947-1951 годах - сменным диспетчером, а в 1951-1957-х - начальником производственного отдела. Продолжал немного сниматься, но лишь в эпизодах фильмов "Молодая гвардия" (1948 г.), "Косолапый друг" (1959 г.), "Отчий дом" (1959 г.)

Умер Георгий Александрович Бобынин 11 апреля 1961 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.            

Август - октябрь 2010 г.


Рецензии
У нас в Ракитном,на Белгородчине, есть усадьба Юсуповых, я там родился... а на противоположной, Нижней улице, жили Бабынины, были ли у них родственниками, не знаю, но люди были уважаемыми и знатными... Благ Всем нам.

Валентин Стронин   28.06.2013 22:56     Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Валентин, за отклик!
Возможно, что они были родственниками по какой-либо линии... Но у описанных мной фамилия была именно БОбынины.
Всего самого доброго!
С уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   29.06.2013 10:24   Заявить о нарушении
Знаете, при советской власти, когда паспорта начали "давать", искажали все, от имени и фамилии, до национальности... не говоря о происхождении, ибо чем это грозило, не мне вам говорить... мы царского рода... а отец зная о 35-37 г.г. Береи и К, ГУЛАГАХ и пытках, искоренения классов... отказывался говорить о близких родственниках... его дважды расстреливали, первый раз, конвоирую " врагов народа", и, репрессированным, разрешил, , зерна из колосков намять, пухлыми уже люди были, и его прямо на месте... второй раз, когда Киев освобождали... за то, что в Днепре не утонул, в крови и мясе человеческом, доплыл до берега, но без сапог и оружия... расстрел... и чтобы живыми нам остаться, не говорили много, но и не боялся уже никого и ничего Вот такие пироги...

Валентин Стронин   29.06.2013 12:41   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.