Взрыв с охотниками

Что такое массовый взрыв? Читаем в справочной специальной литературе: «массовым взрывом следует считать одновременное взрывание … нескольких скважинных, котловых или камерных зарядов». А сколько взрывчатки поместится в камеру? Много. Ну, от двадцати до двухсот килограммов точно. В скважину  пятьдесят – сто кг. Такого количества достаточно, чтобы разрушить здание. Это мы знаем из телевизионных новостей. А взорвать пятьсот тонн! Это мало или много? Взрывали мы такую массу взрывчатки.
 
Туркмения, 1988 год. Осень. Взрывные работы в системе мелиорации. Зарядная траншея проходится экскаватором. Заряжается взрывчатым веществом. Засыпается грунтом с помощью бульдозера. Это – линейный траншейный заряд взрывчатого вещества. После взрыва остается выемка глубиной три –  пять метров, поперечным сечением до шестидесяти квадратных метров в зависимости от заданных параметров и веса заряда. Готовый оросительный канал или дренажный коллектор. Во времена СССР эта технология была весьма востребована, благодаря высоким темпам строительства. Не смотря на то, что это было дорого.

И вот траншея длиной один километр заряжена взрывчатым веществом и засыпана грунтом. Глубина расположения заряда три метра от поверхности земли. Общая масса заряда взрывчатого вещества в данном случае триста тонн, как сейчас принято говорить – в тротиловом эквиваленте. Мы все привыкли: «четыреста граммов в тротиловом эквиваленте» или «двадцать килограммов…». А здесь не граммов и не килограммов, а тонн. Мы иногда месяц завозили на объект такое количество материала.

Приехали в выходной день. На колхозных полях никого нет. Мы – на одной автомашине ЗИЛ 157, вездеходе, в песчаной местности это незаменимая машина.  Начальник участка - это  я, еще водитель и взрывник. Нас мало, но все-таки необходимо сделать хотя бы нечто, похожее на оцепление места проведения взрывных работ. Разделяем свою малочисленную бригаду на две части. Обычно без автомашины остается тот, кто направляется в наветренную сторону, так как ему нет возможности укрыться от продуктов взрыва – газов, пыли и т.п. А те, кто с автомашиной, они могут уехать от облака. В крайнем случае, закрыть двери и переждать в кабине, пока ветер пронесет весь этот смертоносный состав. Поэтому в подветренной стороне остались я с водителем. С нами автомобиль. Обычно этих пылегазовых облаков два. Взрывная волна разбрасывает весь грунт и продукты взрыва по обе стороны от оси заряда. И в подветренную сторону относит по очереди оба облака. Накрывает первое. Темнеет как ночью. Гарь углекислого газа проникает повсюду. Даже в закрытой кабине нового советского грузовика прячешься головой в куртку и все равно удушающий газ ощущаешь. Потом долго не можешь откашляться. И глаза слезятся. Спустя некоторое время начинает светлеть. Тишина. Только слышен тихий шум в виде шипения. Это пыль опускается  на машину, землю. Затем второе облако идет. Это чуть поменьше, потому что уже расплылось, но эффект такой же. Туда лучше не заходить.

Хотя надо признать, что были случаи попадания наших людей (и посторонних тоже) в это марево. То направление ветра не рассчитали, то ветер сам направление сменил. А то и просто не на чем было убегать. Но это другие случаи. Ведь организовать взрыв не так легко и быстро. Надо объехать все бригады хлопкоробов, предупредить населенные пункты. Чтобы из школ, больниц и других учреждений люди в окна не выпрыгивали, когда у них начинает земля под ногами двигаться. Землетрясениями все испуганы. Рядом поливная зона, поэтому грунты в этих местах водонасыщенные и от того подвижные очень. Движение почвы ощущается за несколько километров. Взрыва, как такового еще нет, он только развивается, детонация прошла по заряду. Выброса грунта еще не видно, но земля уже заколебалась. И тут могут быть неожиданные панические действия населения. Поэтому объезжаем все пункты, где могут быть люди. Нужно еще выставить оцепление с флажками, иногда с оружием. Проложить электромагистраль, проверить ее токопроводимость (сопротивление). Ну и непосредственно произвести взрыв. Вот и получается, что пока готовится массовый взрыв, ветер может поменять направление. В песчаных местностях это явление частое. Один такой случай у меня был.  Обошлось без человеческих жертв, но беспокойства это причинило нам много. Но это другой рассказ.

         В общем, отправили на автомашине в наветренную сторону взрывника с взрывной машинкой. Затем автомашина вернулась и по моему сигналу (ракета) взрывник должен подорвать заряд. Взрывная машинка с зарядом соединяется электромагистралью. Длина ее около одного километра. Продукты взрыва ему не страшны. Они к нему просто не долетят против ветра на такое расстояние. Пыль, газ отнесет в нашу сторону. А мы находимся на таком же расстоянии от траншеи по другую сторону. Между нами и взрывником около двух километров. Я взобрался на автомобиль. Даже встал на борт и осмотрел в бинокль все пространство вокруг траншеи. Это называется осмотр опасной зоны. Но предварительно мы объехали все по периметру этой зоны. Место безлюдное. До ближайшего населенного пункта километров двадцать пять. В рабочие дни здесь могут работать хлопкоробы, но только там, где есть хлопковые поля. В этом же районе только безлюдная степь и день сегодня выходной. Правда вся местность пересечена высокой травой и кустарниками. Это усложняет осмотр.

Но всё готово. Можно взрывать. По правилам место взрыва должно быть окружено постами оцепления. Количество людей рассчитывается, исходя из условий прямой видимости между двумя соседними постами. В данном случае это было бы человек восемь. Но у нас два поста: взрывник на востоке и мы с водителем  на западе. Нет машин, нет столько людей, а дело надо сделать. Заказчик торопит и нам необходимо выполнить месячный план работы. Ну, и заработную плату рабочим начислить. В конце концов, мы почти в пустыне. Никого здесь нет.

Стреляю из ракетницы. Ждем взрыв. Минуту ждем, две, пять. Начинаю волноваться. Повторить ракету не решаюсь. У взрывника мог быть отказ (не сработала электросеть), либо другая задержка. Да и условности мешают. Только приступит к взрыву, а тут вторая ракета, подумает – отбой. Проходит минут пятнадцать. Ехать туда через минное поле опасно. Если он нас не видит, может подорвать. И жду с нарастающим волнением.

  Вдруг, где-то справа в зарослях затарахтел движок мотоцикла. От нас метров пятьсот, а от траншеи недалеко. Это опасно. Мотоцикл едет в нашу сторону по дороге вдоль траншеи, в которой лежит взрывчатка. Его не видно, местность пересеченная, кустарник. Но звук приближается и пыль от него видна. Я припоминаю, что дорога идет параллельно заряженной траншее, а затем развилка. Одна дорога поворачивает к нам, т.е. удаляется от траншеи, а вторая -  через траншею в сторону нашего взрывника. Холодный пот по спине! Теперь у меня все внимание к этому приближающемуся звуку  мотоцикла. Если он свернет в нашу сторону, то еще неизвестно, что с ним будет, нажми взрывник сейчас на кнопку. Рискует остаться без головы, а может быть и пронесёт, не пострадает. А если он поедет через траншею, то это уже стопроцентный несчастный случай. Тут уж точно тяжелые последствия. Один он или их двое – об этом я даже и не думал. Я только чувствовал, как внутри меня холодеет. Губы пересохли, кровь в виски стучит, сердце бьется, готово выскочить из груди. И главное, ничего нельзя изменить. Никак. Водитель тоже что-то там лепечет, ругает, на чем свет стоит этих чабанов, которые ездят где попало. 

И в этот момент взрыв: одновременно вверх поднимаются  десятки тысяч кубометров грунта. Грохот, земля колышется, пыль столбом, газовое облако. Через несколько мгновений, когда грунт упал на землю – мертвая тишина. Только шум от падающей пыли. И мы как завороженные прислушиваемся, гудит, или не гудит. Нет, не слышно. Попрыгали в кабину и вперед, не дожидаясь, пока уляжется пылевая масса – в сторону взрыва. Проехали первую полосу пылевого облака, остановились, выскочили из кабины, прислушались. Тишина! Поехали дальше. Заезжаем во второе облако. Уже на душе тяжелые предчувствия. И тут из пыли навстречу нам вылетает что-то серое и железное. Охотники с ружьями на мотоцикле. Все от сапог до корней волос в пыли. Видны только глаза и зубы. Смеются. Рады до смерти. Они уже всё поняли. А радость испытывают после испуга от того, что пронесло. Ни одна земляная глыба не попала в них. Когда мы объезжали по периметру место взрыва, они спрятались. Услышали выстрел из ракетницы, но ракету не видели. Решили, что где-то рядом такие же охотники промышляют. И поехали, авось им повезет. Точно, повезло. И теперь радуются. А я-то как рад!

Взрывник выстрел из ракетницы, конечно же, не слышал, потому что расстояние большое и ветер в нашу сторону (вот что я не учёл!). Ракету не видел, потому что против солнца. Подождал немного. Решил действовать. И уговор был, если не будет серии поочередных выстрелов из трех ракет (на случай непредвиденных обстоятельств), то значит взрывать. Я точно знаю, что в эти минуты, которые мне показались (вот уж  действительно верно сказано) вечностью, я приобрел несколько десятков седых волос. Десять, двадцать лет работай, а всё равно учись! - А?
Повезло!


Рецензии
В нашем карьере место взрыва охраняют сигнальщики, перекрывая пути подходов и подъездов. Кроме того, в течение 20 - 30 минут звучит предупредительная сирена и громкоговорящая связь с указанием места взрыва. За 75 лет работы каръера не было ни одной жертвы, даже в месте падения камней после взрыва (на растоянии до 500 м. и более), поскольку на время взрыва люди уводились в укрытие. А камешки и крыши проламывали. В производственной, не жилой зоне, понятно.
А вот на одном из каръеров любопытный рабочий (таджик или что-то в этом роде) высунулся посмотреть (!) на взрыв. Прилетевший камень отправил его к праотцам.

Лев Ольшанский   17.01.2012 12:19     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв. При взрывах на выброс укрытие, естественно, бесплезно. Разлет до одного километра. Отошли или отъехали на безопасное расстояние в соответствии с проектом и взорвали. Если у Вас, Лев, будет время, просмотрите у меня рассказ "Печать с коньяком". Там более наглядно эта тема освещена. Если совсем нет времени, то хотя бы два раздела из этого рассказа: "артобстрел" и "бег с препятствиями". Еще раз спасибо. С уважением, Виктор.

Виктор Дущенко   17.01.2012 13:16   Заявить о нарушении